Назначение и устройство системы водоснабжения пассажирского вагона
Назначение и устройство системы водоснабжения пассажирского вагона
ВПВ- это устройство водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой водой и удовлетворение бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления водой в пути следования поезда. Такие системах предусмотренные приборы для кипячения и охлаждения питьевой воды, для снабжения горячей водой в умывальника, туалетах и раковинкх для мытья посуды в служебном купе проводника. Все пассажирские вагоны имеют самотечной системы водоснабжения. Объём запасных баком для воды рассчитывается исходя из Средней нормы расхода на 1 пассажира в сутки 20л.
Для пас. вагонов оптимальным считается запас воды на 12 часов. Общий объем воды в системе составляет около 1000л .
Система водоснабжения состоит из:
1. Большого и малого баков холодного водоснабжения.
2. Бойлерные установки, предназначены для подогрева воды системы горячего водоснабжения.
3. Наливных труб с соединительными головками находящимися на боковых стенах.
4. 2 рукомойников в туалетах и раковина для мытья посуды в служебном купе проводника.
5. Кипятильника КМБ водоохладитель от питьевой воды.
Все элементы соединяются между собой трубопроводами имеют отрицательные водоразборные вентили.
Заполнение системы водоснабжения пассажирского вагона водой и слив воды из нее
Осуществляется снаружи вагона через наливные трубы с соединительными головками.
Проводник обязан за 5 10 минут до прибытия на станцию заправки водой определить количество воды в системе, включить сигнализацию налива воды на пульте.
При остановке поезда на станции предупредить экипировщик в необходимости дозаправки. Проконтролировать процесс заправки.
При сливе воды из системы нужно открыть все вентили и краны и слить воду из кипятильника.
Проверить наличие воды в системе в нашем вагоне в туалете с рабочей стороны посмотреть Водомерное стекло малого бака. В немецком с нерабочей стороны
Принцип действия и устройство системы горячего водоснабжения пассажирского вагона
Система горячего водоснабжения состоит из бойлерной установки расположенной в котельном отделении, и системы трубопроводов горячей воды. Бойлерная установка, предназначенная для нагревания воды и приготовления пищи, состоит из бойлера, плиты и запасного бака.
Система горячего водоснабжения работает в двух режимах – зимнем и летнем. В зимнем режиме, когда работает котел системы отопления, вода в бойлере нагревается за счет горячей воды системы отопления, поступающей в змеевик непосредственно из котла. При этом вентили должны быть открыты.
В летнем режиме, когда котел системы отопления не работает, вода в бойлере нагревается за счет теплоты, получаемой при сжигании топлива в топке плиты. В этом случае вентили должны быть закрыты. Топливом для плиты служат дрова или древесный уголь.
Вода из сети водоснабжения подводится в кипятильник через краны арматура подводки холодной воды к кипятильнику и трехходовый кран краны слива воды .Разбор кипяченой воды производится через кран краны разбора питьевой воды .Пароотводящая труба совместно с трубой поддона подведена к водосливу с отогревающей воронкой.
Из бака горячей кипяченой воды, который заливается через воронку, вода через вентиль (поступает в водоохладитель бак которого имеет воздуховыпускной кран и сливной кран .Разбор охлажденной воды производится через кран , установленный в нише коридора котловой стороны.
Умывальные чаши снабжаются холодной и горячей водой соответственно через краны и 93, 92, а мойка через краны. Холодная вода поступает к унитазам через промывные клапаны Краны вентиль объединенного слива и вентиль заполнения бойлера задействованы в работе системы отопления
Назначение и устройство системы водоснабжения пассажирского вагона
ВПВ- это устройство водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой водой и удовлетворение бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления водой в пути следования поезда. Такие системах предусмотренные приборы для кипячения и охлаждения питьевой воды, для снабжения горячей водой в умывальника, туалетах и раковинкх для мытья посуды в служебном купе проводника. Все пассажирские вагоны имеют самотечной системы водоснабжения. Объём запасных баком для воды рассчитывается исходя из Средней нормы расхода на 1 пассажира в сутки 20л.
Для пас. вагонов оптимальным считается запас воды на 12 часов. Общий объем воды в системе составляет около 1000л .
Система водоснабжения состоит из:
1. Большого и малого баков холодного водоснабжения.
2. Бойлерные установки, предназначены для подогрева воды системы горячего водоснабжения.
3. Наливных труб с соединительными головками находящимися на боковых стенах.
4. 2 рукомойников в туалетах и раковина для мытья посуды в служебном купе проводника.
5. Кипятильника КМБ водоохладитель от питьевой воды.
Все элементы соединяются между собой трубопроводами имеют отрицательные водоразборные вентили.
Система водоснабжения пассажирского вагона – техническая информация
Достижения российской железнодорожной техники
Приветствуем тебя, наш дорогой читатель! Сегодня у нас будет необычная статья, тема которой — схема системы водоснабжения пассажирского вагона. Для большинства из вас эта информация будет, так сказать, для общего развития, но мы гарантируем ее точность и достоверность, так что пригодиться она может и студентам.
Назначение системы водоснабжения ее основные узлы
Водоснабжение в пассажирских вагонах: схема для вагона 61-4179
Санитарно-техническое оборудование, коей и является система водоснабжения вагонов, помогает обеспечить необходимые условия гигиены и питания для людей во время длительных поездок.
Оснащается такими системами каждый вагон, поэтому пассажиры имеют обеспечение питьевой водой и водой для прочих бытовых нужд. Система периодически заправляется в моменты остановок поезда.
- В каждом вагоне предусмотрены нагревательные и охлаждающие приборы. Вода при этом подается в туалеты, на умывальники и раковины для посуды, которые расположены в служебном отделении.
- Объем всей системы в литрах равняется 1200, из такого расчета, что на одного пассажира должно расходоваться не более 20 л в сутки, при том, что система пополняется каждые 12 часов.
- Водопроводная система является самотечной, что относится и к горячей, и к холодной воде.
Пассажирский плацкартный вагон
Несмотря на то, что вагоны зачастую имею отличающиеся габариты и строение, система водоснабжения в них принципиально ничем не отличается.
Водоснабжение вагона ТВ3
Система водоснабжения пассажирских вагонов будет рассмотрена нами на примере некупейного вагона ТВ3.
Выше представлена схема, на которой мы видим:
- Малый и большой баки для хранения воды (66 и 86, соответственно) – обеспечивают систему холодной водой. Разнесены они по разным сторонам вагона для равномерного распределения жидкости. Чтобы обеспечить давление в системе баки располагаются под крышей вагона.
- 96 и 99 – это наливные трубы и наливные головки, через которые происходит наполнение емкостей.
- Через весь вагон проходит сеть труб, по которым происходит циркуляция холодной и горячей воды.
- В системе также установлены поддоны (63, 85, 107), предназначенные для сбора конденсата и воды.
Водоснабжение пассажирских вагонов: кипятильник для нагрева воды
- Мойка (109), кипятильник (77) и прибор для охлаждения воды охлаждения (103);
- Обеззараживатель воды, вестовая труба арматура для выпуска воздуха из системы и множество вентилей кранов.
А теперь давайте обо всем это оборудовании поговорим более подробно.
- Большой бак, емкость которого составляет 850 литров, располагается за потолком туалета и коридора в некотловом конце вагона.
- Малый бак, емкость которого 80 литров – над туалетом на противоположной стороне.
- К корпусу большого бака подходят две приваренные трубы, через которые происходит наполнение системы. Эти трубы оснащены запорными клапанами, не дающими воде расплескиваться во время движения поезда.
- Там же располагается вестовая труба, служащая переливом при заправке системы, то есть не допускает переполнения баков.
Схема водоснабжения вагона: вид сзади
- Малый бак оснащен трубой для выхода воздуха, а также водомерным стеклом, позволяющим контролировать уровень наполненности баков.
- На баках установлены сливные краны. Слив происходит в поддоны, через которые жидкость уходит под вагон.
- На большом баке дополнительно установлен кран, располагающийся также за потолком. Он позволяет полностью перекрыть магистраль.
Наполнение системы
Система холодного водоснабжения пассажирских вагонов: подача воды в систему происходит под давлением в 10 атмосфер
Заправка баков водой происходит снизу вагона. Подающие шланги подключаются к наливным головкам, которые можно увидеть на фото выше.
Интересно знать! В зимнее время головки могут заледенеть, поэтому их предварительно разогревают горячей водой из системы отопления вагона.
- Заливка воды в остывший вагон при температуре окружающего воздуха ниже нуля осуществляется только после его выдержки в закрытом отапливаемом помещении в течение суток, либо же после запуска системы отопления вагона и прогрева воздуха в нем до +12 градусов.
- Во время наполнения системы обязательно открываются следующие краны и вентили 61,91,69,83 — установленные на подводках воды к унитазам и к умывальникам; 68 – кран для выпуска воздуха; 64,65 – краны на водомерном стекле; 71 – вентиль для подключения к ручному насосу; 78,79 – вентили на трубах, подходящих к кипятильнику; 80 – вентиль, отключающий магистраль; 3 – вентиль на заполнение бойлера; 140 и 141 вентили, установленные на заливных трубах.
Поезд на станции
- Еще до подъезда к станции, где и будет выполняться заправка системы, у ПЭМа (поездного электромеханика) берется информация о том, подключена ли сигнализация, контролирующая окончание налива.
- Если все функционирует исправно, переключатель, располагающийся на пульте управления в служебном купе, переводится в положение «вкл».
- Налив воды будет прекращается в момент загорания сигнальной лампы, которая располагается рядом с наливными головками (только на вагонах, оборудованных сигнализацией), либо же при появлении воды из вестовой трубы и второй наливной трубы.
- Чтобы вода не разливалась на ж\д полотно используется запирающее устройство 139. Со стороны наливной трубы утечку контролируют наливные клапаны.
Эксплуатация поездов в зимний период – это всегда непредвиденные сложности
В случаях обледенения наливных головок или выхода из строя обогревателя, наполнить систему можно через запасную наливную головку (117). Находится она в котельном отделении возле запасного бака, а значит, не может обмерзнуть. При таком методе заправки используется инвентарный шлаг, который имеет длину около 4-х метров.
Если осуществляется такая заправка, то предпринимаются следующие меры:
- Закрывается вентиль резервной головки (70);
- Инвентарный шланг, одной стороной подключается к резервной головке, а второй через дверь выводится на улицу и подключается к шлангу от водоразборной колонки, располагающейся на путях.
- После необходимо открыть запорный вентиль 70, и начинается подача воды, во время которой нужно следить за отсутствием течей в месте соединения шланга с головкой.
- Как только большой бак полностью заполнится, вентиль 70 закрывается, после чего останавливается подача воды через колонку. Отсоединяется шланг и открывается вентиль 68.
Положение остальных кранов и вентилей аналогично заправке через основные наливные трубы.
Слив воды
Система холодного водоснабжения вагона в упрощенном виде
Чтобы осуществить полный слив воды из системы необходимо открыть все вентили и краны. Как сливать жидкость из кипятильника рассказывает его инструкция по эксплуатации.
- При необходимости опустошения и баков, к ним подключаются шланги, которые протягиваются до унитазов, через которые и происходит слив.
- Для частичного слива воды используются: смеситель (75), унитазы (95 и 114), краны (97 и 111).
- Если прекращается работа отопительного котла (при отрицательных температурах), то воду из системы водоснабжения необходимо слить перед сливом воды из системы отопления.
Как функционирует система горячего водоснабжения
Схемы систем водоснабжения вагона: чертеж котла, устанавливаемого в пассажирские вагоны
Горячее водоснабжение в купейных вагонах представляет собой систему, состоящую из котла (бойлера) 144, установленного в котельном отделении, и трубопровода, по которому вода подается к точкам водоразбора.
- Сама бойлерная установка предназначена не только для нагрева воды, но и для приготовления пищи, поэтому оснащается плитой и запасным баком.
- Работать система может в двух режимах (зимний и летний). Зимой вода в бойлере нагревается за счет воды, циркулирующей в системе отопления. Она поступает в змеевик из котла, причем вентили 47 и 6 открываются.
Бойлер и его прекрасный оператор
- Плита разогревается за счет твердого топлива (дров, угля).
- В теплое время года, когда котел отключен, вода греется за счет тепла, выделяемого при сжигании топлива в плите, при этом вентили 47 и 6 закрываются.
- При подогреве вода поступает в кипятильник из системы водоснабжения через краны 79, 78 и 105 (последний является трехходовым).
- Разбор подогретой воды осуществляется через кран 106.
- Через бак 81 с кипяченой водой, жидкость перетекает в охладитель, который также оснащен баком, из которого ведут сливной кран (100) и кран для выпуска воздуха (102).
- Разбор охлажденной воды осуществляется через кран (104), который установлен в нише коридора, со стороны котла.
Холодная и горячая вода также поступают к умывальным чашам и мойке. Также холодная вода подается и к унитазам, через клапаны 118 и 119.
Возможные неисправности
Чем больше приборов, тем чаще требуется ремонт системы водоснабжения пассажирских вагонов
Неисправности системы водоснабжения пассажирского вагона не такая уж и редкая вещь, и происходят они в основном из-за постоянного колебания вагона при движении. Нарушается плотность всех соединений и со временем возникают трещины в котле, баках, и трубах, несмотря на отсутствие вильного давления.
- Помимо этого постоянно происходит износ трущихся деталей, таких как клапана, пробки и вентили. Никуда не деться и от коррозии. Как следствие, в разных местах системы появляются течи.
- К прочим неисправностям можно отнести: заедание педали смыва унитаза, неисправность запорных вентилей, кипятильника, охладителя, умывальных чаш и прочего.
- Все поломки выявляются во время технического обслуживания вагона.
- Устранение неисправностей осуществляется силами специальных бригад, во время плановых ремонтов (деповском и капитальном) и отцепочном ремонте.
- Ремонт и техническое обслуживание сводятся к восстановлению целостности поврежденных деталей, уплотнению соединений.
Во время плановых мероприятий систему дополнительно промывают питьевой водой.
Заключение
Подведем краткий итог. Мы разобрали устройство водоснабжения пассажирских вагонов, узнали, как она заправляется и сливается, а также возможные неисправности с ней. Однако мы ничего не сказали про устройство кипятильника и охладителя. Об этом вы можете узнать подробнее из видео в этой статье.