Система отопления и вентиляции кабины.
Система отопления (рис. 161) включает отопитель 10, подводящий 2 и отводящий 13 шланги, электродвигатели 11 к детали арматуры. Электродвигатели и вентиляторы сблокированы на одной оси. При помощи переключения отопителя, установленного на дополнительном щитке приборов на тоннеле кабины, электродвигатели могут включаться в работу в двух режимах: 1500 или 3000 мин»1. Система отопления оборудована воздуховодами и заслонками, с помощью которых можно направлять поток воздуха на обогрев стекол и обдув ног водителя и пассажира. Открытие заслонок воздуховодов 5 на обдув ног водителя и пассажира осуществляется поворотом крышки 4 воздуховода, а регулировка потока воздуха на ветровые стекла поворотом сопел 7. Забор свежего воздуха в отопитель производится спереди кабины. Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала блока двигателя и через шланг 2 подается в радиатор. Отводящий шланг 13 соединяет радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса 16 двигателя. Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления в летний период и перед пуском холодного двигателя в зимний период с целью ускорения прогрева двигателя на подводящей трубе системы отопления и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 14 и 20 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые используются для слива воды. При появлении течи жидкости из краников необходимо их разобрать и смазать конусные поверхности смазкой. Вентиляция кабины в летнее время осуществляется с помощью вентиляционного люка на крыше кабины, крышка которого может устанавливаться в четырех фиксированных положениях, а также опусканием стекол дверей кабины. В жаркое время для вентиляции можно использовать вентиляторы системы отопления. Сиденье водителя. В конструкции сиденья (рис. 162) водителя предусмотрена возможность изменения упругих свойств системы подрессоривания в зависимости от массы водителя путем закручивания торсиона с помощью рукоятки или ключа за головку 4 винта. Вращением рукоятки по часовой стрелке (при расположении
водителя лицом к спинке сиденья) обеспечивается закрутка торсиона, что вызывает увеличение жесткости подвески и, наоборот, вращением рукоятки против часовой стрелки жесткость подвески уменьшается. Наклон спинки сиденья изменяется с помощью рычагов 5, расположенных с обеих сторон спинки сиденья. Регулировка сиденья по высоте осуществляется нажатием ноги на педаль 10 и перемещением сиденья руками на нужную высоту, после чего педаль отпускается. Продольное перемещение сиденья осуществляется механизмом салазкового типа.
Техническое обслуживание кабины сводится к проверке затяжки гаек крепления запорного механизма, смазке шарнирных соединений и торсионов подвески.
Устройство системы отопления маз
Система отопления и вентиляции автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В
Система отопления (рис. 69) включает отопитель 1, подводящие 5 и отводящие 8 шланги и детали арматуры (краники, скобки и др.).
Отопитель имеет два радиатора, наклоненных в правую сторону (по ходу тягача) на 10° для полного слива жидкости из отопителя.
Теплоносителем для отопителя служит охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Привод вентиляторов осуществляется электродвигателями 2, сблокированными с ними на одной оси.
Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала двигателя и через
шланги 5 подается в верхний радиатор, который последовательно соединен шлангом с нижним.
Отводящий шланг 8 соединяет нижний радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса двигателя. В самой нижней точке подводящего шланга установлен сливной краник 9 для слива воды из системы подводящих шлангов.
Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления (перед пуском двигателя и в летний период) на правой водоотводящей трубе двигателя и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 6 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые также можно использовать для слива воды только из отопителя.
Отопитель автомобиля МАЗ-504В имеет два электродвигателя 12, 14 и два вентилятора, каждый из которых сблокирован с электродвигателем на одной оси.
При помощи переключателя включаются два электродвигателя одновременно.
При включенных электродвигателях забор воздуха осуществляется снаружи и после подогрева идет на стекла кабины и обдув пола кабины.
Для более быстрого размораживания стекол необходимо перекрыть поступление воздуха в нижнюю часть кабины.
Система вентиляции включает два вентиляционных люка 11 (рис. 69), поворотные и опускные стекла дверей кабины, а также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию заказчика.
При выворачивании крышки люка И последняя перемещается относительно цилиндрической части пальца 10, фиксируется в любом положении и вместе с пальцем может поворачиваться относительно его шаровой поверхности, тем самым обеспечивается большой диапазон регулировок поступающего в кабину воздуха как по количеству, так и по направлению.
Рис. 69. Схема системы отопления кабины,
вентиляции и обдува ветрового стекла:
1— отопитель кабины; 2 — электродвигатель; 3— вентилятор; 4 — вентилятор отопителя; б— шланг подводящий; 6 — краник запорный; 7—двигатель; 8 — шланг отводящий, 9 — краник сливной; 10 — палец; 11 — вентиляционный люк; 12, 14 — электродвигатели (МАЗ-504В); 13 — рукоятки управления заслонками (МАЗ-504В)
Устройство системы отопления маз
Система отопления и вентиляции кабины автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Система отопления (рис. 161) включает отопитель 10, подводящий 2 и отводящий 13 шланги, электродвигатели 11 и детали арматуры. Электродвигатели и вентиляторы сблокированы на одной оси. При помощи переключения отопителя, установленного на дополнительном щитке приборов на тоннеле кабины, электродвигатели могут включаться в работу в двух режимах: 1500 или 3000 мин-1.
Система отопления оборудована воздуховодами и заслонками, с помощью которых можно направлять поток воздуха на обогрев стекол и обдув ног водителя и пассажира.
Открытие заслонок воздуховодов 5 на обдув ног водителя и пассажира осуществляется поворотом крышки 4 воздуховода, а регулировка потока воздуха на ветровые стекла — поворотом сопел 7. Забор свежего воздуха в отопитель производится спереди кабины.
Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала блока двигателя и через шланг 2 подается в радиатор. Отводящий шланг 13 соединяет радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса 16 двигателя. Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления в летний период и перед пуском холодного двигателя в зимний период с целью ускорения прогрева двигателя на подводящей трубе системы отопления и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 14 и 20 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые используются для слива воды. При появлении течи жидкости из краников необходимо их разобрать и смазать конусные поверхности смазкой.
Вентиляция кабины в летнее время осуществляется с помощью вентиляционного люка на крыше кабины, крышка которого может устанавливаться в четырех фиксированных положениях, а также опусканием стекол дверей кабины. В жаркое время для вентиляции можно использовать вентиляторы системы отопления.
Рис. 161. Система отопления и вентиляции кабины
Сиденье водителя автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
В конструкции сиденья (рис. 162) водителя предусмотрена возможность изменения упругих свойств системы подрессори-вания в зависимости от массы водителя путем закручивания торсиона с помощью рукоятки или ключа за головку 4 винта. Вращением рукоятки по часовой стрелке (при расположении
водителя лицом к спинке сиденья) обеспечивается закрутка торсиона, что вызывает увеличение жесткости подвески и, наоборот, вращением рукоятки против часовой стрелки жесткость подвески уменьшается. Наклон спинки сиденья изменяется с помощью рычагов 5, расположенных с обеих сторон спинки сиденья. Регулировка сиденья по высоте осуществляется нажатием ноги на педаль 10 и перемещением сиденья руками на нужную высоту, после чего педаль отпускается. Продольное перемещение сиденья осуществляется механизмом салазкового типа.
Техническое обслуживание кабины сводится к проверке затяжки гаек крепления запорного механизма, смазке шарнирных соединений и тор-сионов подвески.
Рис. 162. Сиденье водителя:
1,2 — рукоятка; 3 — подушка сиденья; 4 — головка винта; 5 — рычаг; 6 — спинка сиденья; 7 — амортизатор; 8 — торсион; 9 — рычаги подвески сиденья;
10 — педаль
Устройство системы отопления маз
Система отопления и вентиляции автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В
Система отопления (рис. 69) включает отопитель 1, подводящие 5 и отводящие 8 шланги и детали арматуры (краники, скобки и др.).
Отопитель имеет два радиатора, наклоненных в правую сторону (по ходу тягача) на 10° для полного слива жидкости из отопителя.
Теплоносителем для отопителя служит охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя. Привод вентиляторов осуществляется электродвигателями 2, сблокированными с ними на одной оси.
Забор горячей жидкости для отопителя производится из системы охлаждения от главного водяного канала двигателя и через
шланги 5 подается в верхний радиатор, который последовательно соединен шлангом с нижним.
Отводящий шланг 8 соединяет нижний радиатор отопителя с подводящим патрубком водяного насоса двигателя. В самой нижней точке подводящего шланга установлен сливной краник 9 для слива воды из системы подводящих шлангов.
Для перекрытия доступа жидкости в систему отопления (перед пуском двигателя и в летний период) на правой водоотводящей трубе двигателя и подводящем патрубке водяного насоса установлены краники 6 пробкового типа. В корпусе краников имеются отверстия для быстрого удаления воздуха из системы отопления, которые также можно использовать для слива воды только из отопителя.
Отопитель автомобиля МАЗ-504В имеет два электродвигателя 12, 14 и два вентилятора, каждый из которых сблокирован с электродвигателем на одной оси.
При помощи переключателя включаются два электродвигателя одновременно.
При включенных электродвигателях забор воздуха осуществляется снаружи и после подогрева идет на стекла кабины и обдув пола кабины.
Для более быстрого размораживания стекол необходимо перекрыть поступление воздуха в нижнюю часть кабины.
Система вентиляции включает два вентиляционных люка 11 (рис. 69), поворотные и опускные стекла дверей кабины, а также дополнительный вентилятор, который устанавливается по требованию заказчика.
При выворачивании крышки люка И последняя перемещается относительно цилиндрической части пальца 10, фиксируется в любом положении и вместе с пальцем может поворачиваться относительно его шаровой поверхности, тем самым обеспечивается большой диапазон регулировок поступающего в кабину воздуха как по количеству, так и по направлению.
Рис. 69. Схема системы отопления кабины,
вентиляции и обдува ветрового стекла:
1— отопитель кабины; 2 — электродвигатель; 3— вентилятор; 4 — вентилятор отопителя; б— шланг подводящий; 6 — краник запорный; 7—двигатель; 8 — шланг отводящий, 9 — краник сливной; 10 — палец; 11 — вентиляционный люк; 12, 14 — электродвигатели (МАЗ-504В); 13 — рукоятки управления заслонками (МАЗ-504В)
Устройство системы отопления маз
система отопления и вентиляции кузова автобусов МАЗ-103, МАЗ-107
Автобусы оборудованы системой отопления салона и рабочего места водителя с использованием тепла от системы охлаждения двигателя. Кроме этого для обогрева рабочего места водителя устанавливается независимый воздушный отопитель.
На автобусы, которые эксплуатируются в южных районах, устанавливается подогреватель с малой теплопроизводительнос-тью, который подсоединяется только к системе охлаждения двигателя и используется только для предпускового прогрева двигателя (см. рис. 4.1.5.1б). Отопление рабочего места водителя и салона обеспечивается только за счет тепла выделяемого в систему при работе двигателя.
На автобусы, которые эксплуатируются в районах с умеренным и холодным климатом устанавливаются подогреватели, имеющие большую теплопроизводительность. В этом случае ПЖД подключается последовательно с системой охлаждения двигателя к системе отопления рабочего места водителя и салона (см. рис. 4.1.5.1а), и может быть использован не только для предпускового прогрева двигателя, но и для отопления рабочего места водителя и салона.
На автобусах применена двухконтурная система отопления. Принцип подключения и управление системой отопления приведены в разделах 4.1.5.1 «Система охлаждения двигателя» и 2.2.8. «Органы управления вентиляцией и отоплением».
Контур системы отопления, обогревающий рабочее место водителя, состоит из проходного крана 8 (рис. 4.1.5.1), трубопроводов и отопителя 12, в этот контур подключен также задний салонный отопитель 21. Включение контура обогрева рабочего места водителя при выключенных контурах обогрева
салона обеспечивает быстрый обогрев рабочего места водителя и устранение запотевания или обледенения ветрового стекла при подготовке автобуса к выезду. Отопление эффективно функционирует только при закрытом кране быстрого прогрева двигателя 4.
Отопитель рабочего места водителя установлен в передней части автобуса. При открытом кране 4 теплоноситель подводится по шлангу 11 (рис. 4.12.6.1) к радиатору 4, установленному горизонтально в корпусе отопителя, и отводится в систему охлаждения двигателя по шлангу 8. Для удаления воздуха из системы на радиаторе установлен кран 3. Воздух через радиатор прогоняется тремя электрическими вентиляторами 15, интенсивность подачи теплого воздуха может изменяться регулятором, который расположен на левой панели щитка приборов. Забор воздуха для обогрева рабочего места водителя может осуществляться как снаружи, так и изнутри автобуса. Управление заслонкой 2 осуществляется ручкой 7. При верхнем положении ручки осуществляется забор воздуха снаружи автобуса, а при нижнем — изнутри. Правильное функционирование привода заслонки обеспечивается закреплением оболочки троса 9 прижимом 10
при горизонтальном положении ручки 7 и рычага 12. При заборе воздуха снаружи воздух очищается от пыли фильтром 14, наклеенным на корпус отопителя.
Подогретый в отопителе воздух направляется через центральный воздуховод 5 в воздухораспределительную панель, а через воздуховоды 6 — в нишу к ногам водителя. Через отверстия в передней части панели и два центральных дефлектора воздух подается на ветровое стекло, через правый дефлектор воздух может подаваться на обогрев ветрового стекла или стекла двери водителя. Выход воздуховода 6 также оснащен дефлектором. Конструкция дефлектора позволяет регулировать как направление воздушного потока, так и количество подаваемого воздуха.
Съемная крышка 1 обеспечивает доступ к вентиляторам 15.
При наличии воздуха в контуре существенно снижается эффективность работы отопителя. Наиболее вероятно наличие воздуха в радиаторе отопителя. Воздух из радиатора отопителя удаляется при работающем двигателе и включенном ПЖД при открытом кране 8 (рис. 4.1.5.1) и закрытых кранах 4, 7 через кран выпуска воздуха 3 (рис. 4.12.6.1).
Рисунок 4.12.6.1 — Отопитель рабочего места водителя:
1 — крышка доступа к вентиляторам отопителя;
3 — кран выпуска воздуха;
4 — радиатор отопителя;
5 — центральный воздуховод;
7 — ручка переключения забора воздуха;
8 — шланг отвода жидкости;
11 — шланг подвода жидкости;
13 — электрический разъем вентиляторов отопителя;
Для обеспечения оптимального температурного режима на рабочем месте водителя рядом с сиденьем может устанавливаться независимый воздушный отопитель. Управление воздушным отопителем осуществляется регулятором, расположенным на дополнительной панели слева от водителя. При промежуточном положении ручки регулятора отопитель автоматически обеспечивает заданную температуру (от 10 °С до 35 °С). Контроль над температурой осуществляется блоком управления по сигналу, получаемому от датчика температуры входящего в отопитель воздуха. При крайнем правом положении ручки регулятора отопитель включается на максимальную мощность, при этом автоматической регулировки температуры не происходит.
Максимальная теплопроизводительность отопителя составляет 2,0 кВт при расходе топлива 0,24 л/час и потреблении энергии 22 Вт.
В регулируемом диапазоне тепло-производительность отопителя составляет 0,9. 1,8 кВт при расходе топлива 0,12.0,22 л/час и потреблении энергии 9.18 Вт.
Обогрев салона осуществляется контуром, который включается краном 7 (рис. 4.12.6.1). Контур состоит из конвекторов 9, 10, 14 расположенных по левому и правому борту автобуса, и салонных отопителей 11, 13, 15. Задний салонный отопитель 21 подсоединен к контуру обогрева рабочего места водителя. Эффективность обогрева салона может быть повышена включением вентиляторов отопителей (осуществляется клавишным включателем на левой панели щитка приборов). Каждый из отопителей салона оснащен радиатором и одним вентилятором с электроприводом.
Вентиляция рабочего места водителя
осуществляется через подвижное стекло окна водителя и отопитель рабочего места водителя при закрытом кране 8. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентиляторов отопителя.
Естественная вентиляция салона на автобусах стандартной комплектации осуществляется через форточки окон и люки крыши. В передней части боковин автобуса установлены решетки вытяжной вентиляции. При движении автобуса в зоне решеток создается разрежение, и воздух из салона выходит наружу. Вытяжная вентиляция в зимний период может быть закрыта с помощью заслонок, перекрывающих проход воздуха. Заслонки расположены по правому и левому борту автобуса за съемными верхними панелями.
На автобусах северного исполнения для обеспечения вентиляции при отсутствии форточек, а на автобусы южного исполнения для увеличения эффективности вентиляции салона, устанавливаются крышные вентиляторы с электроприводом, которые обеспечивают принудительную вентиляцию салона. Нижние крышки вентиляторов открываются автоматически через 20-30 сек. после включения вентиляторов.