5. Системы охлаждения, отопления
Система охлаждения двигателя
Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания
1 — Отопитель
2 — Силовой агрегат
3 — Термостат
4 — Водяной насос
5 — Расширительный бачок
6 — Крышка с клапаном
7 — Радиатор
8 — Перепускной шланг
9 — Масляный радиатор
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос закреплен на блоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов (см. иллюстрацию Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания).
С момента запуска двигателя система охлаждения проходит через три режима функционирования: на первом этапе, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше определенного значения, она циркулирует по малому кругу из рабочего контура которого исключен радиатор. По мере дальнейшего прогрева жидкости открывается тарельчатый клапан включенного в тракт системы возкозаполненного термостата и в контур циркуляции включается радиатор. Далее, по достижении температурой охлаждающей жидкости очередного контрольного значения, срабатывает термочувствительный датчик-выключатель, обеспечивающий активацию вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора.
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу Текущее обслуживание), который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.
Системы отопления и вентиляции салона
Основными компонентами системы отопления салона являются 4-скоростной электрический вентилятор и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя (см. иллюстрацию Типичная схема функционирования системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания). Блок управления функционированием отопителя/ кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.
Подача воздуха в салон осуществляется через дефлекторы лицевого уровня (два центральных и два боковых), сопла ножных колодцев и дефлекторы обдува ветрового стекла. На моделях Zafira дополнительно организован подвод воздуха в заднюю часть салона через дефлекторы, установленные в задней части центральной консоли.
Правила пользования элементами управления функционированием систем отопления, вентиляции и кондиционирования подробно см. Руководство по эксплуатации.
Система кондиционирования воздуха
Принцип функционирования системы кондиционирования воздуха
1 — Вентилятор
2 — Испаритель
3 — Расширительный клапан
4 — Сервисный разъем низконапорного контура
5 — Сервисный разъем высоконапорного контура
6 — Демпфер пульсаций
7 — Демпфер пульсаций
8 — Датчик-выключатель давления
9 — Ресивер-осушитель
10 — Дополнительный вентилятор
11 — Конденсатор
12 — Компрессор
а — Входной поток холодного воздуха, прогоняемого через теплообменник конденсатора
b — Выходной поток прогретого воздуха, прогнанного через теплообменник конденсатора и отобравшего тепло от хладагента
c — Поток воздуха, создаваемый вентилятором
d — Поток воздуха, прогоняемый через теплообменник испарителя
A — Газовая фаза высоконапорного контура
B — Жидкостная фаза высоконапорного контура
C — Жидкостная фаза низконапорного контура
D — Газовая фаза низконапорного контура
В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями (см. иллюстрацию Принцип функционирования системы кондиционирования воздуха).
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя, работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается и поступает обратно в испаритель.
Правила пользования элементами управления функционированием систем отопления, вентиляции и кондиционирования подробно см. Руководство по эксплуатации.
|
|
« предыдущая страница 4.7.19. Пробный запуск и обкатка двигателя после капитального ремонта | ^ к оглавлению | следующая страница » 5.1. Спецификации |
Copyright © 2007-2021 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.
Устройство системы отопления опель зафира
Opel Zafira B. Руководство — страница 43
172 Г л а в а 3 С и с т е м ы о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я , о т о п л е н и я с а л о н а и к о н д и ц и о н и р о в а н и я в о з д у х а
1 Общая информация
Система охлаждения двигателя
1 Все модели рассматриваемых в на
стоящем Руководстве автомобилей обо
рудованы работающей при избыточном
давлении системой охлаждения двига
теля с термостатическим управлением
циркуляцией рабочей жидкости. Цирку
ляция жидкости обеспечивается посто
янно функционирующим при работе дви
гателя водяным насосом, закрепленным
на блоке двигателя. Привод насоса в
зависимости от модели двигателя осу
ществляется посредством мультиребер
ного или зубчатого ремня. Поток жидко
сти омывает районы расположения каж
дого из цилиндров в блоке, после чего
направляется в заднюю часть двигате
ля. Проложенные в литье блока и голов
ки цилиндров охладительные каналы
обеспечивают интенсивное охлаждение
впускных и выпускных портов, районов
установки свечей зажигания и направ
ляющих втулок выпускных клапанов.
2 Система охлаждения может функци
онировать в одном из трех режимов. На
первом этапе, при запуске двигателя,
пока температура охлаждающей жидко
сти не поднялась выше определенного
значения, охлаждающая жидкость цирку
лирует по малому кругу, из которого ис
ключен радиатор. По мере прогрева жид
кости открывается клапан включенного
в тракт системы термостата и в контур
циркуляции включается радиатор. Жид
кость проходит через радиатор сверху
вниз и охлаждается в результате обду
вания ребер радиатора наружным воз
духом. Расположение шлангов системы
страции. При постоянном движении ав
томобиля на средних и высоких скорос
тях движения, как правило, потока встреч
ного воздуха достаточно для нормально
го охлаждения жидкости. При определен
ном увеличении оборотов двигателя, а так
же по достижении температурой охлаж
дающей жидкости очередного конт
рольного значения, активируется регули
руемый электровентилятор системы ох
лаждения, нагнетаемый которым допол
нительный воздушный поток в значитель
ной мере повышает эффективность фун
кционирования теплообменника радиато
ра. Момент включения вентилятора и
число его оборотов определяются при
бором управления двигателя (ЕСМ) с
помощью данных, получаемых отдатчика
температуры охлаждающей жидкости.
Включение вентилятора производится
через одно или несколько реле. В зави
симости от типа двигателя и комплекта
ции на автомобиль могут устанавливать
ся 1 или 2 вентилятора.
3 Система охлаждения имеет герме
тичную конструкцию и плотно закрыта
крышкой расширительного бачка, спо
собной выдерживать определенное из
быточное давление ( 1 . 2 — 1 . 5 б а р ) , что
обеспечивав.» повышение точки кипения
салона
Шланг подвода
жидкости к теплооб
шланг (от расшири
тельного бачка к
1.2 Трубопроводы и шланги системы охлаждения (на
примере двигателя Z18XE)
I Рукава подачи воздуха на лицевой
2,13 Боковые дефлекторы
дефлекторы лицево- 13
4 Рукав подачи воздуха ^ ^
5 Панель управления
8 Распределительный рукав подачи
воздуха в задние ножные колодцы
9 Корпус воздухораспределителя
10 Рукав подачи воздуха в водительский
II Дренажная трубка слива конденсата из
12 Воздуховод подачи воздуха на лицевой
1.6а Рукава подачи воздуха в с а л о н
охлаждающей жидкости и, соответ
ственно, эффективности теплоотвода
через радиатор. Снижение точки кипе
ния может привести к образованию зон
застоя, что снижает эффективность ох
лаждения двигателя. По этой причине
система охлаждения должна круглого
дично быть заполнена охлаждающей
жидкостью соответствующего состава.
При превышении внутренним давлени
ем в системе некоторого определенно
го значения, избыток охлаждающей жид
кости перетекает по соединительному
(переливной) шлангу в расширительный
бачок. По мере остывания системы жид
кость автоматически возвращается из
бачка в радиатор.
4 Доливание охлаждающей жидкости в
систему производится через горловину
расширительного бачка (см. Главу 1), кото
рый одновременно выступает также в роли
ресивера, аккумулирующего в себе вытес
няемый из радиатора избыток жидкости.
5 Ввиду перечисленных особенностей
Opel Astra/Zafira — Системы охлаждения, отопления
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве оборудованы автомобилей работающей при избыточном давлении охлаждения системой двигателя с термостатическим управлением циркуляцией жидкости рабочей. Водяной насос закреплен на блоке обеспечивает и двигателя прокачку охлаждающей жидкости сквозь тракт охладительный последнего. Поток жидкости омывает расположения районы каждого из цилиндров в блоке, после направляется чего в заднюю часть двигателя. Проложенные в блока литье и головки цилиндров охладительные каналы интенсивное обеспечивают охлаждение впускных и выпускных портов, установки районов свечей зажигания и направляющих втулок клапанов выпускных (см. иллюстрацию ).
С момента запуска двигателя охлаждения система проходит через три режима первом: на функционирования этапе, пока температура охлаждающей поднялась не жидкости выше определенного значения, она малому по циркулирует кругу из рабочего контура которого радиатор исключен. По мере дальнейшего прогрева жидкости тарельчатый открывается клапан включенного в тракт системы термостата возкозаполненного и в контур циркуляции включается радиатор. достижении, по Далее температурой охлаждающей жидкости очередного значения контрольного, срабатывает термочувствительный датчик-выключатель, активацию обеспечивающий вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый дополнительный которым воздушный поток в значительной мере эффективность повышает функционирования теплообменника радиатора.
Система имеет охлаждения герметичную конструкцию и плотно закрыта радиатора крышкой, способной выдерживать определенное избыточное что, давление обеспечивает повышение точки кипения жидкости охлаждающей и, соответственно, эффективности теплоотвода через При. радиатор превышении внутренним давлением в системе определенного некоторого значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в радиатора крышку предохранительного клапана приподнимается над седлом своим, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей соединительной по жидкости (переливной) трубке в расширительный бачок. По остывания мере системы жидкость автоматически возвращается из радиатор в бачка.
Доливание охлаждающей жидкости в систему через производится горловину расширительного бачка (см. Главу обслуживание Текущее), который одновременно выступает также в ресивера роли, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора жидкости избыток.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, система такая охлаждения получила название замкнутой, ней в поскольку исключены какие-либо функциональные рабочего потери тела.
Системы отопления и вентиляции Основными
салона компонентами системы отопления салона скоростной 4-являются электрический вентилятор и теплообменник, помещенные в кожух коробчатый отопителя, закрепленный под панелью автомобиля приборов. Теплообменник посредством резиновых шлангов системой с соединен охлаждения двигателя (см. иллюстрацию ). Блок функционированием управления отопителя/ кондиционера воздуха вмонтирован в приборов панель автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая циркулирует жидкость через теплообменник отопителя, отдавая тепло свое заполняющему кожух воздуху. При отопления включении салона происходит открывание пластинчатой результате, в заслонки чего внутренний объем кожуха соединяется отопителя с объемом салона. При включении крыльчатка вентилятора последнего начинает прогонять подаваемый в воздух салон через теплообменник, обеспечивая его разогрев интенсивный.
Подача воздуха в салон осуществляется дефлекторы через лицевого уровня (два центральных и боковых два), сопла ножных колодцев и дефлекторы ветрового обдува стекла. На моделях Zafira дополнительно подвод организован воздуха в заднюю часть салона дефлекторы через, установленные в задней части центральной Правила.
консоли пользования элементами управления функционированием отопления систем, вентиляции и кондиционирования подробно см. Руководство по Система.
эксплуатации кондиционирования воздуха
Принцип функционирования кондиционирования системы воздуха
В состав системы кондиционирования установленный входят впереди радиатора конденсатор, расположенный теплообменником с рядом отопителя испаритель, закрепленный на блоке компрессор двигателя, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), редукционным оборудованный клапаном высокого давления. Все соединены компоненты между собой рефрижераторными линиями (см. Вентилятор ).
иллюстрацию прогоняет поступающий в салон воздух теплообменник сквозь испарителя, работающий в режиме, обратном функционирования режиму радиатора. Прокачиваемый через теплообменник закипает хладагент и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток Температура. тепла внутри салона при этом требуемого до снижается комфортного значения (по выбору оператора). поддерживает Компрессор циркуляцию хладагента в системе, прокачивая жидкость разогретую через конденсатор, где она поступает и охлаждается обратно в испаритель.
Правила пользования управления элементами функционированием систем отопления, вентиляции и подробно кондиционирования см. Руководство по эксплуатации.
Во ошпаривания избежание, ни в коем случае не снимайте крышку бачка расширительного и не отсоединяйте никакие компоненты охладительного при тракта горячем двигателе. Если возникает снятии в необходимость крышки расширительного бачка до полного охлаждающей остывания жидкости, (хотя таких ситуаций возможности по следует избегать), следует предварительно сбросить давление избыточное в системе. Оберните крышку бачка слоем толстым ветоши, затем медленно отверните до шипения возникновения. Когда указывающее на выпуск пара прекратится шипение, медленно отверните крышку до конца. последней на Если стадии отворачивания шипение не возобновится, может крышка быть снята. В процессе выполнения процедуры всей не наклоняйте лицо над горловиной для, бачка защиты рук наденьте резиновые Источник.