Вагон твз система отопления

8.3.3. Система отопления купейного и некупейного вагонов постройки Тверского вагоностроительного завода (твз)

Система предназначена для поддержания в вагоне температурь не ниже 18 °С, подогрева воздуха, подаваемого вентиляционной установкой, и нагрева водь в системе горячего водоснабжения.

Принцип действия системь следующий: вода нагревается в кот­ле и через коллектор поступает в верхние разводящие трубь сети и стоянки, затем в нижние обогревательнье трубь, где, отдавая теп­ло окружающей среде, охлаждается и вследствие разности темпера­тур в котле и стояках возвращается в котел. Образующийся пар от-водится в расширитель.

Система водяного отопления включает в себя: отопительньй котел с расширителем и коллектором, сеть отопления, ручной на­сос, злектронасос (циркуляционньй насос с злектроприводом), со-единительнье трубопроводь, наливную трубу, водянье обогрева-тели наливньх труб системь водоснабжения, возвратную трубу с пробкой, трубопроводь для вьпуска воздуха, контрольнье прибо-рь, арматуру для регулировки и управления системой. Отопитель-ньй котел, ручной циркуляционньй насос, часть трубопроводов, арматура и приборь расположень в котельном помещении.

Отопительньй котел служит для нагрева водь, циркулирующей в системе отопления и калорифера. Вода в котле нагревается путем злектронагрева или сгорания в топке твердого топлива. Отопитель-ньй котел (рис. 8.13) состоит из наружной рубашки 9, внутри кото-рой расположень газоход 10 и топочная камера 12. В нижней части камерь имеются колосниковье решетки 13 и зольник 1. В верхней части котла расположень прерьватель тяги 7, дьмовая труба 5, рас-ширитель 4 и коллектор 6. Верхняя часть газохода закрьта кожу­хом 8. Пространство между наружной рубашкой и топочной каме-рой с газоходом заполняется водой. Загрузка топлива на колосни-ковье решетки производится через люк топки 3. Воздух под колос­никовую решетку подается через люк зольника 1. Над люком золь­ника расположен люк 2 для прочистки колосниковьх решеток и уда-ления образующихся шлаков. На конусе котла со сторонь коридо-ра предусмотрен лючок для очистки газохода от сажи.

Для нагрева водь при помощи злектрознергии в водяную ру-башку котла вертикально вмонтировань двадцать четьре вьсоко-вольтньх трубчатьх нагревателя 11, которье распределень по все-му периметру котла, за исключением зонь, где расположень люки топки, зольника и шуровочного люка. Нагреватели крепятся к флан-цу топки котла через прокладки из паронита.

Расширитель 4 служит для сбора расширившейся при работе си-стемь водь. Коллектор 6 предназначен для подсоединения трубо-проводов и установки приборов.

Наибольшая температура водь в котле 90—95 °С.

Прерьватель тяги 7 автоматически обеспечивает примерное постоянство расхода воздуха через топку котла. Принцип работь

прерьвателя тяги основан на использовании разности давлений внутри и снаружи котла. Уменьшение давления внутри дьмовой трубь, возникающее при движении вагона, приводит к приоткрь-ванию заслонки прерьвателя. При зтом к верхней части дьмовой трубь котла подсасьвается воздух из котельного отделения. Зто приводит к снижению тяги в самом котле. При вьравнивании дав­ления заслонка прерьвателя возвращается в исходное положение.

Для поддержания в вагоне температурь не ниже 18 °С режим топки котла должен бьть таким, чтобь обеспечивалась соответ-ствующая зависимость температурь водь на вьходе из котла ів от температурь наружного воздуха ін (рис. 8.14). На вагонах, обо-рудованньх системой программного управления работой котла,

указанная зависимость обеспе-чивается автоматически при ра­боте злектронагревателей.

водьі на вшходе из котла от температу­рь наружного воздуха: 1 — темпера­тура отключения нагревательншх зле­ментов; 2 — средняя температура водш на вшходе из котла; 3 — температура включения нагревательньх злементов

Сеть отопления состоит из верхних разводящих труб, рас-положенньїх над потолком по коридорной стороне, стояков и нижних обогревательньх труб, образующих две ветви. Соеди-нение труб фланцевое. Для до-ступа к фланцевььм соединени-ям предусмотрень люки в по-толке. Нижние обогреватель-нье трубь вьполнень с ребра­ми. Отопительньье трубьь зак-рьть щитками.

В летний период система ото-пления хотя и не работает, но должна бьть заполнена водой во избежание интенсивной кор-розии труб изнутри.

Ручной насос поршневого типа предназначен для пополнения системь отопления водой из системь водоснабжения.

Злектронасос, установленньй на полу котельного помещения, состоит из циркуляционного насоса и злектродвигателя. Циркуля-ционньй насос служит для циркуляции водь в системе, когда есте-ственная циркуляция не обеспечивает нагрев воздуха в вагоне до необходимой температурь при низких температурах наружного воздуха. Он состоит из всасьвающего и нагнетательного корпусов, крьльчатки с валиком.

Читайте также:  Расчет мощности конвектора по объему помещения

Соединительнье трубопроводь соединяют отдельнье составнье части системь между собой.

Наливная труба с наливной (заправочной) головкой и запорнььм вентилем предназначена для заполнения системь отопления водой от водоразборной колонки на станционншх путях. Концьі налив-ньх труб оборудовань обогревателями, предохраняющими трубь от замерзания в зимнее время.

Обогреватель состоит из корпуса, через которьй проходит на­ливная труба, заканчивающаяся наливной головкой, трубь, пода-ющей горячую воду из системь отопления, и трубь, удаляющей ее в систему отопления, а также сливной пробки с прокладкой. В зоне пола обогреватель заполнен теплоизоляцией и заключен в кожух.

Возвратная труба с пробкой служит для соединения обогрева-тельного трубопровода со сторонь служебного отделения с котлом, а также для сбора и удаления механических примесей, находящих-ся в воде.

Трубопроводь для вьпуска воздуха, вьведеннье под вагон, пред-назначень для удаления воздуха при заполнении системь и при зк-сплуатации во избежание образования воздушньх пробок и само-произвольного отключения приборов и трубопроводов.

Контрольнье приборь позволяют производить контроль за тем-пературой и уровнем водь в системе.

Контроль за температурой водь в котле при работе его на угле осуществляется с помощью дистанционного термометра, прием-ник которого вставляется в коллектор и крепится накидной гай-кой.

Указатель прибора вьведен в служебное отделение.

Управление работой котла на злектрознергии и контроль за ней осуществляются автоматически с помощью системь температурной автоматики.

Защитнье функции при работе системь обеспечивают вмонти-рованнье в коллектор реле температурь и жидкостной вьключа-тель, реагирующий на падение уровня водь в системе.

Арматура для регулировки и управления системой включает в себя различнье клапань и крань, с помощью которьх можно про-изводить подключение различньх приборов и трубопроводов. Для системь отопления применяется арматура с корпусами, изготовлен-ньми из стали, ковкого чугуна или цветньх сплавов. Для удобства обслуживания к створке ниши кипятильника прикреплена таблич­ка со схемой системь отопления, в которой указань основнье опе-рации при работе с ней.

Схема системь отопления купейного вагона постройки ТВЗ дана на рис. 8.15.

Рис. 8.15. Схема системь отопления купейного вагона постройки ТВЗ (нумера-ция оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовите-ля): 1 — водопробньй кран для проверки уровня водь в котле; 2 — вентиль обьединенного слива; 4, 32 — вентили отключения калорифера; 5, 24 — вентили подводки горячей водь к унитазам; 6, 47—вентиль и кран отключения нагрева-тельного змеевика бойлера; 7, 8 — вентили отключения разводящих труб; 10 вентиль наливной трубь; 12 — вентиль отключения ручного насоса; 17, 19 крань вьпуска воздуха; 20 — котел; 26, 29 — водянье обогреватели наливньх труб; 33 — циркуляционньй насос с злектроприводом; 34 — кран слива водь из системь; 35, 36—вентили отключения циркуляционного насоса; 37, 43 — вентили отключения обогревательньх труб; 38 — пробка слива водь из котла; 39 — вен­тиль отключения коридорной ветви отопления от циркуляционного насоса; 41 — пробка слива водь из системь; 46 — ручной насос; 52 — кран неполного слива водь из котла; 53 — пробка слива водь из ручного насоса; 54 — калорифер; 55 расширительньй бак; 57—коллектор; 58 — переливная труба; 59, 96, 99—налив-нье головки; 71 — вентиль подключения ручного насоса ксистеме водоснабжения

Отопление пассажирских вагонов

Назначение отопления и виды систем отопления вагонов

Система отопления служит для поддержания внутри вагона нормального температурного режима. Независимо от температуры наружного воздуха, температура внутри вагона должна быть 20±2 О С (при наружной температуре воздуха до -40 О С и скорости движения до 160 км/ч). Кроме того , система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а вагонах последних лет выпуска обеспечивать обогрев головок водоналивных труб.

Приборы отопления любой системы должны быть безопасны в пожарном отношении, просты в обслуживании и надежны в работе.

В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на:

1. Водяная система отопления в нее входят: котел; трубы; батареи – все заполнено водой. Подогрев воды в котле происходит при помощи сжигания твердого топлива;

Читайте также:  Оплата за отопление по счетчику жильцами

2. Комбинированная система отопления в нее входят: котел; трубы; батареи – все заполнено водой. Подогрев воды в котле происходит при помощи сжигания твердого топлива или от электричества. В основание котла вмонтированы электронагревательные элементы – тэны 24 шт;

3. Электрическая система отопления в нее входят электропечи установленные у пола (под сиденьями и вдоль стен) и электрокалориферы установленные в воздуховоде системы вентиляции;

4. Смешанная система отопления в нее входят комбинированная система отопления и электрическая система отопления.

Устройство водяной системы отопления

Водяная система отопления состоит из: Котел имеющий три части: основание (наружная рубашка); средняя часть (огневая камера); дымовытяжная труба. Пространство между наружной рубашкой, огневой камерой и дымовытяжной трубой заполнено водой. В котел вмещается ≈ 355 литров воды. На котле имеется топка с дверцей , внутри которой имеется колосниковая решетка , состоящая из двух половинок.

Расширитель . Котлы бывают совмещенными с расширителем и отдельно от расширителя (соединен с котлом патрубком). От расширителя отходят трубы на малую сторону (коридорная сторона) отопления и на большую сторону отопления (купейная сторона). Трубы проходят между крышей и потолком до противоположного конца вагона, там спускаются, вниз образуя стояки , в верхних точках стояков находятся краны для выпуска воздуха из системы отопления , трубы проходят вдоль боковых стен, у пола, и присоединяются к нижней части котла.

На трубах отопления имеются батареи; краны для слива воды из системы отопления; грязевики-отстойники – предназначены для сбора окалины, ржавчины, мути, которая может быть в трубах; вентили для перекрытия труб отопления — находятся у расширителя и в основании котла. В некоторых вагонах в туалетах установлены радиаторы – дополнительные батареи.

В котельном отделении имеется запасной бак из которого пополняется система отопления водой. На котле установлен ручной насос – предназначенный для пополнения системы отопления водой, а у тех систем, где нет циркуляционного насоса, и для усиления циркуляции воды в системе отопления воды.

Циркуляционный насос установлен на трубах отопления с малой стороны и предназначен для усиления циркуляции воды в системе отопления. У тех систем, где имеются циркуляционные насосы на трубах с большой и малой стороны у основания котла установлены дроссельные заслонки (типа пробкового крана) – предназначенные для перекрытия труб отопления перед включением циркуляционного насоса.

На котлах установлены термометры : ртутные; дистанционные – предназначены для измерения температуры воды в котле. Обычно устанавливается два термометра: один показывает температуру воды в котле; второй температуру в воздуховоде системы вентиляции в зимний период. Имеются гидрометры показывающие уровень воды в котле, устанавливаются на котле.

В туалетах с нерабочей и рабочей стороны имеются краны разбора горячей воды для технических нужд (мытья полов, отогревания труб умывальных чаш, фановых труб унитазов и т.д.).

Пополнение системы отопления водой и усиление циркуляции воды в системе отопления вагона

Для пополнения системы отопления водой необходимо:

1. Проверить, чтобы вентиль под запасным баком был закрыт;

2. Открыть кран на трубе от системы холодного водоснабжения;

3. Открыть вентиль от запасного бака;

4. Открыть вентиль выше ручного насоса;

5. Движением рукоятки ручного насоса пополнить систему отопления водой, до тех пор пока из сигнальной (контрольной) трубы не польется вода;

6. Закрыть кран на трубе от системы холодного водоснабжения;

7. Закрыть вентиль выше ручного насоса;

8. Закрыть вентиль от запасного бака.

Циркуляция воды в системе отопления при помощи ручного насоса:

Малая сторона отопления:

1. Проверить, чтобы вентиль от запасного бака был закрыт;

2. Закрыть вентиль на главной трубе с малой стороны отопления у котла;

3. Открыть вентиль на тонкой трубе (обратке) на малую сторону;

4. Открыть вентиль выше ручного насоса;

5. Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны отопления;

6. При помощи ручного насоса произвести циркуляцию воды по трубам малой стороны отопления, до тех пор пока стояк и трубы не станут горячими, а из крана для выпуска воздуха польется горячая вода.

7. Закрыть кран для выпуска воздуха с малой стороны отопления;

8. Закрыть вентиль выше ручного насоса;

9. Закрыть вентиль на тонкой трубе (обратке) на малую сторону;

10. Открыть вентиль на главной трубе с малой стороны отопления у котла.

Читайте также:  Схема обвязки котельной для теплого пола

Большая сторона отопления при помощи ручного насоса циркулируется так же как и малая сторона отопления, только все краны и вентили с большой стороны отопления.

Циркуляция воды в системе отопления при помощи циркуляционного насоса:

1. Проверить, чтобы были открыты два вентиля циркуляционного насоса;

2. Закрыть дроссельные заслонки;

3. Включить циркуляционный насос;

4. После выключения циркуляционного насоса открыть дроссельные заслонки для естественной циркуляции воды, краны циркуляционного насоса можно оставить открытыми, открыть краны для выпуска воздуха.

В случае неисправности циркуляционного насоса, модно произвести циркуляцию системы отопления ручным насосом:

Малая сторона отопления:

1. Закрыть главный вентиль на главной трубе с большой стороны отопления у котла;

2. Закрыть дроссельные заслонки;

3. Открыть вентиль на тонкой трубе обратки;

4. Открыть вентиль выше ручного насоса;

5. Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;

6. После циркуляции закрыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;

7. Закрыть вентиль выше ручного насоса;

8. Закрыть вентиль на тонкой трубе обратки;

9. Открыть дроссельные заслонки;

10. Открыть главный вентиль на главной трубе с большой стороны отопления у котла.

Причины нарушения циркуляции воды в системе отопления вагона и способы их устранения

1. Воздушные пробки в системе отопления – проциркулировать систему отопления и удалить воздушные пробки;

2. Недостаточно воды в системе отопления – пополнить систему отопления водой;

3. Закрыты или не полностью открыты вентили у расширителя или в котле, на главной трубе отопления – проверить положение вентилей, при необходимости открыть их полностью;

4. Частичное замерзание труб отопления (большая сторона отопления труба в полу тамбура) – необходимо обнаружить замерзшее место трубы, отогреть горячей водой, усилить горение топлива в котле;

5. Засорение труб отопления или основания котла – доложить ЛНП и ПЭМ, сделать запись в журнале ремонта на промывку системы отопления.

Заправка системы отопления водой

При плюсовой температуре:

1. Вентили на главных трубах отопления, у расширителя и котла, должны быть открыты полностью;

2. Открыть краны для выпуска воздуха с большой и малой стороны отопления;

3. Присоединить кран от водоразборной колонки к наливной трубе системы отопления;

4. Заполнить систему отопления водой, до тех пор, пока из кранов для выпуска воздуха и сигнальной трубы расширителя не польется вода – в напор;

5. Необходимо закрыть краны для выпуска воздуха.

При низкой температуре наружного воздуха существуют два способа заправки системы отопления водой:

Первый : вагон ставят в теплое помещение и выдерживают там не менее суток, для того, чтобы нагрелись металлические части и заполняют систему отопления водой как при плюсовой температуре;

Второй: Можно заправить на улице, для этого необходимо :

1. Вентили на главных трубах отопления, у расширителя и котла, перекрыть;

2. Проверить два вентиля на тонкой трубе обратки – закрыты;

3. Вентиль выше ручного насоса – закрыт;

4. Перед началом заправки котла водой, его можно растопить, чтобы нагрелись внутренние стенки котла, и заправить котел и расширитель водой – пока из сигнальной трубы расширителя не польется вода;

5. Необходимо нагреть воду в котле до 90-95 О С, потом заполнить малую сторону отопления водой, для этого:

5.1 Открыть вентили у расширителя и котла;

5.2 Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;

6. Закрываем кран для выпуска воздуха на малой стороне. Греем воду в котле – прогреваем малую сторону. Потом заполняем большую сторону, для этого:

6.1 Открыть вентиль у расширителя и котла на большую сторону отопления;

6.2 Открыть кран для выпуска воздуха с большой стороны.

Растопка котла

Перед растопкой котла необходимо обратить внимание на:

— то, что система отопления полностью заполнена водой;

— положение вентилей на главных трубах отопления у расширителя и котла – должны быть полностью открыты;

— исправность ручного насоса – работает с нагрузкой;

— отсутствие течи воды из труб отопления;

— наличие топлива (угля) – должно быть в достаточном количестве;

— наличие инвентаря в котельном отделении – ведро, совок, шуровка, пика (лом);

— чистоту и порядок в котельном отделении – не должно быть посторонних предметов: веник, тряпка, бумага, дрова;

— наличие и исправность колосниковых решеток.

НЕ РАСТАПЛИВАТЬ КОТЕЛ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ ЖИДКОСТЯМИ.

Оцените статью