- Необходимость и принципы установки воздушных вантузов
- Правила проектирования вантузов описаны в СП 31.13330.
- Воздушные вантузы и клапаны
- Воздушныей вантуз
- Характеристики воздушных клапанов/вантузов
- Где применяется воздушные вантузы
- Рабочие режимы воздушных клапанов/вантузов
- Модели воздушных клапанов
- Конструктивные особенности
- Преимущества применения вантузов
Необходимость и принципы установки воздушных вантузов
Работоспособность напорных трубопроводных систем различного назначения во многом зависит от своевременного автоматического вывода газов и воздуха из труб. Например, в системах водоснабжения накапливается воздух, а в системах напорной канализации – метан, который является взрывоопасным газом, поэтому важно безопасно извлекать его из труб.
Растворенный в средах газ создает следующие препятствия в работе трубопроводных систем:
- накапливается в верхних точках трубопровода и уменьшает проходное сечение;
- при определенных условиях создает воздушные пробки, которые могут вызывать гидроудары, нарушать работу измерительных приборов и насосов;
- может стать причиной взрыва.
Для удаления газов из напорных систем необходимо использовать специальные технические устройства – воздушные вантузы.
В зависимости от назначения, вантузы имеют свои конструктивные особенности. Вантузы бывают одноступенчатые и двухступенчатые.
Вантуз для очищенной воды представляет собой колбу с шаром (одноступенчатые) или две колбы и два шара (двухступенчатые).
Вантуз для канализации отличается наличием шара на жестком креплении и вынесенным в верхнюю часть запорным элементом, что позволяет исключить загрязнение. Также у вантузов есть промывной вентиль.
В конструкцию бесколодезного вантуза входит отключающий элемент, поэтому отсекающая задвижка не требуется. В рабочем состоянии дистанционная труба прижимает подпружиненный отключающий элемент, позволяя воде и воздуху поступать в шахту вантуза, заменяющую колодец. В случае необходимости ревизии вантуз вместе с дистанционной трубой извлекают из шахты. При этом пружина отключающего элемента выпрямляется и доступ воды в шахту блокируется.
Вантуз устанавливают на узел удаления воздуха (газов), который состоит из следующих элементов:
- равнопроходного тройника для сбора воздуха;
- переходов для выхода на диаметр вантуза;
- запорного элемента для обеспечения ревизии вантуза;
- вантуза;
- воздушных замков (защита от попадания грязной воды в трубопровод).
Правила проектирования вантузов описаны в СП 31.13330.
Установка вантузов рекомендуется:
- во всех верхних точках трубопроводов (точки «А»);
- на длительном подъеме/спуске трубопровода (точки «Б») через 500-700 метров;
- после быстродействующего оборудования, которое провоцирует выделение газов из среды (точка «Д») или после запорных элементов с приводной техникой (точка «С»).
Эксплуатирующие организации рекомендуют искусственно организовать верхние точки на трубопроводах длиной более 1000 метров, находящихся в горизонтали.
На трубах диаметром до 300 мм включительно допускается применением одноступенчатых вантузов. На трубах диаметром свыше 300 мм необходимо устанавливать только двухступенчатые.
Вантузы работают в автоматическом режиме на впуск и выпуск: при наличии в трубопроводе воды шар поднимается и блокирует выход воды. Когда в вантузе собирается воздух, шар падает и выпускает воздух через вантуз наружу. При опорожнении трубопровода шар падает и впускает воздух снаружи, тем самым устраняя вакуум в трубе, который может разрушить трубопровод. В двухступенчатых вантузах большой шар работает при заполнении и опорожнении трубопровода для впуска и выпуска большого объема воздуха. Малый шар работает при заполненном трубопроводе, выпуская накапливающийся в процессе эксплуатации воздух в очень незначительных объемах.
При установке воздушных вантузов следует особое внимание уделить температуре в камере. При установке на узел удаления воздуха вантузы могут оказаться в зоне промерзания. Это может привести к обледенению и прекращению работы вантуза.
Обслуживать вантузы для сетей водоснабжения необходимо 1 раз в год, для сетей водоотведения — 2 раза в год.
Воздушные вантузы и клапаны
Воздушныей вантуз
Воздушный клапан или вантуз, который установлен в водопроводной сети, дает возможность осуществлять некоторые цели, благодаря которым обеспечивается нормальная работа всей системы, а именно:
- стравливать из полностью заполненного трубопровода воздух;
- выравнивать давление трубопроводной сети, путем сообщения с внешней атмосферой в процессе опорожнения;
- с некоторой периодичностью выпускать порционно воздух, образующийся в системе в ходе функционирования.
Характеристики воздушных клапанов/вантузов
Модель | Область применения | Диаметр | Рабочее давление | Скачать |
Воздушный клапан C-30 | водоснабжение | DN50 — DN80 | PN10,PN16 | |
Воздушный клапан C-50 | водоснабжение | DN50 — DN80 | PN10,PN16 | |
Воздушный клапан A-30 | водоснабжение | DN50 — DN80 | PN10,PN16 | |
Воздушный клапан C-70 | водоснабжение | DN50 — DN80 | PN10,PN16 |
Где применяется воздушные вантузы
Использование воздушных клапанов, вантузов для разного рода систем очень распространено. Любая сеть, в которой существует возможность образования воздушных пробок, и возникают молниеносные изменения жидкостного расхода, должна быть оснащена таким клапаном. У подобных клапанов есть их специализированное название в виде воздушных вантузов или просто вантузов.
Устанавливать клапаны можно в сетях любого типа, так как выпускаемые на сегодняшний день модели отличаются размерами, конструкцией, материалами изготовления. Поэтому подобрать работающий клапан можно для следующей категории сетей:
- Водо и теплоснабжение.
- Оросительные сети.
- Канализационные магистрали хозяйственно-бытового назначения.
- Линии производства.
Чтобы вся сеть функционировала эффективно, воздушные клапаны компании Bermad рекомендуется устанавливать в местах расположения критических отметок:
- за насосными агрегатами;
- в точках, где изменяется наклонный угол трубопроводной магистрали;
- на точках возвышения;
- там, где трубопроводная магистраль выходит из резервуарной емкости.
Рабочие режимы воздушных клапанов/вантузов
Основа действия воздушного вантуза от Bermad заключается в перекрытии канала, по которому идет воздух, специальным элементом регулировки. Есть три рабочих режима таких клапанов:
- Кинетический – процессы по заполнению или осушению сети связаны с прохождением больших воздушных объемов. При перекачивании воды выпускное вантузное отверстие плотно перекрыто поплавком. Клапан находится в закрытом состоянии.
- Авто-режим – в процессе перекачивания вантузом стравливаются некоторые воздушные объемы, имеющиеся в системе. Воздушные массы накапливаются в полости фильтра, вытесняя понемногу воду. Происходит опущение поплавка, избыточное давление снижается. Жидкости становится больше, поэтому поплавок понемногу всплывает и перекрывает выпускную дыру.
- Комбинированный – в этом случае используется составной поплавок. В ходе заполнения магистрали жидкостью, поплавок поднимается с дальнейшим закрытием воздушного канала. Когда начинается процесс перекачивания, то верхняя поплавочная часть остается неподвижной, а нижняя (кинетическая) в ходе набора воздуха спускается на небольшой временной промежуток и приоткрывает выпускной канал.
Канализационный воздушный вантуз функционирует по принципу закрытия канала воздуха элементом регулировки. Здесь возможный режим функционирования клапана комбинированного типа.
Модели воздушных клапанов
Конструктивные особенности
Корпусы клапанов, входящих в серию вантузов от Компании Bermad, изготавливаются из чугуна, литой стали или нержавейки. Элементы соединяются по фланцевому типу. Отличительная особенность канализационного клапана от обычного вантуза заключается в увеличенном размере нижнего фрагмента поплавка.
Это необходимо для того, чтобы выпускное отверстие не засорялось частицами более крупных фракций. Также конструкция канализационного вантуза подразумевает наличие крана, с помощью которого стравливается избыточный воздух.
Преимущества применения вантузов
Приобретая воздушные вантузы Компании BERMAD, потребитель получает преимущества в виде:
- отсутствия коррозийных образований на материалах конструкции;
- снижения электропотребления при работе арматуры, благодаря удалению из жидкости воздуха;
- уменьшения разрушений трубопровода, вследствие гидроударов и схлопывания.