- Строго по приборам! Конституционный суд поставил точку в плате за отопление по индивидуальным счетчикам 39254
- Верховный Суд РФ оценил законность пунктов Правил предоставления коммунальных услуг про отопление
- Начисление платы за отопление по объёму или площади помещений
- Позиция Верховного Суда РФ
- Почему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление
- Собственник с индивидуальной системой отопления отказался платить за центральное
- Исполнитель КУ отстоял в суде право начислять плату за централизованное отопление
- Суды настаивали на обязанности всех потребителей в доме платить за централизованное отопление
- Существующий подход к расчётам при индивидуальной системе отопления признан неконституционным
- Управляющим организациям следует принять во внимание новые требования к расчётам за КУ
Строго по приборам! Конституционный суд поставил точку в плате за отопление по индивидуальным счетчикам 39254
Миллионы россиян больше не будут платить по нормативу за себя и за «того соседского парня».
С 10 июля 2018 года ресурсники и управляющие компании обязаны начислять плату за теплоэнергию исключительно по показаниям прибора учета тепла конкретной квартиры. Даже если у соседа радиаторный счетчик не работает.
О том, кто сможет воспользоваться коммунальной привилегией, читайте в нашем материале.
ЗАКОН ХОРОШИЙ, НО НЕ ГРЕЕТ
С 2012 года все новостройки страны должны быть оборудованы общедомовыми и индивидуальными приборами учета тепла. В домах с так называемой «вертикальной» разводкой отопления вместо индивидуального счетчика должен быть установлен радиаторный распределитель на каждую батарею.
В домах, где проводится капитальный ремонт, каждая батарея должна быть также оборудована таким распределителем. Таково требование закона об энергосбережении.
Однако далеко не все жители таких домов знают, что оплата за тепло производится по такому же принципу, как и по индивидуальным водо- и электросчетчикам. Более того, ресурсники и управляющие компании, пользуясь неведением, отказываются учитывать показания индивидуальных приборов учета тепла или радиаторных распределителей, если у кого-то из соседей теплоприбор вышел из строя или демонтирован.
С такой ситуацией столкнулся житель подмосковного города Пушкино Сергей Деминец.
НАГРЕТЬ РЕШИЛИ КОММУНАЛЬЩИКИ
Дом Сергея был оснащен коллективным прибором учета теплоэнергии, а в каждой квартире стояли еще индивидуальные счетчики. Так было на момент сдачи многоквартирника в 2015 году. Но в ходе ремонтов часть жильцов демонтировала «фабричные» батареи.
Управляющая компания тут же начала выставлять собственникам счета, раскидывая плату за отопление пропорционально размеру площади квартир. Поменялась и формула расчета. Так законопослушные жители оборудованных личными счетчиками квартир начали платить по нормативу.
Размер платы за отопление, разумеется, вырос. Сергей Деминец обратился в свою УК с требованием перерасчета по реальным показаниям. Но коммунальщики сослались на ст. 157 ЖК РФ и Постановление Правительства №354. Согласно которым, если не все квартиры в доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепла, плата рассчитывается по формуле, где в расчет берутся показания общедомового счетчика и суммарная площадь всех квартир.
Деминец не согласился с такой математикой и отправился за справедливостью в городской суд. Пушкинский суд доводы не принял: дескать, закон есть закон. « Как же так? Ведь за воду и свет показания индивидуальных приборов учета считаются законными » , – возмущался Деминец.
За городским судом последовали разбирательства в областном и Верховном суде РФ. В каждой инстанции коммунальному правдолюбу пытались доказать, что практика начисления оплаты таким способом отвечает всем требованиям закона.
А Верховный суд РФ еще и осадил сутяжника: дескать, расходы распределяются не наобум, а в соответствии с занимаемой жильцом площадью, поэтому такую систему нельзя считать несправедливой.
КОММУНАЛЬНЫЕ БАТАЛИИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
Однако Деминец стоял на своем: оплата должна производиться только по факту расхода теплоэнергии конкретной квартирой. Сколько батареи отдали тепла – за столько и заплатить.
Поскольку Верховный суд отверг доводы собственника, Сергей Деминец направился в Конституционный суд РФ. В КС РФ против него выступила «тяжелая артиллерия» из представителей всех профильных и надзорных органов государственной власти.
С контраргументами выступили полномочный представитель Госдумы в КС Татьяна Касаева, советник министра юстиции Мария Мельникова, представитель Совета Федерации РФ Петр Кучеренко, представитель Президента РФ в КС Михаил Кротов, представитель Правительства РФ Михаил Барщевский, представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева.
Доводы, которые приводили оппоненты, были вроде бы и законными, но слишком размытыми. Наверное, как и все законодательство в ЖКХ, где главный принцип – оплати услугу. А как эта услуга оказывается и правильно ли сделан расчет – уже не важно.
Представитель Президента в суде даже поделился личным опытом оплаты коммунальных услуг по индивидуальным счетчикам.
– Мой личный опыт установки водоизмерительных счетчиков говорит об увеличении платы. Вообще, это вопрос крайне индивидуальный, поскольку кто-то любит находиться в тепле, а кто-то в прохладе. Сосед откроет форточку, а у вас в квартире стена остынет, вот вам и больший расход тепла, – заявил Михаил Кротов .
Советник министра юстиции Мельникова признала, что проблема есть. И сообщила, что Правительство рассматривает проект Постановления, где не исключается возможность оплаты ресурса и на основании данных индивидуального счетчика, даже когда не во всех квартирах установлен прибор учета.
Представитель Генпрокуратуры Васильева сочла ситуацию не отвечающей принципам разумности и справедливости. Но тут же поправила себя: в целом действующие нормы закона Конституцию не нарушают.
ЗА СОСЕДА БОЛЬШЕ НЕ ПЛАТИМ!
Конституционный суд РФ внимательно выслушал всех. А по итогам заседания вынес решение, которое является единственно справедливым.
КС РФ посчитал, что указанное представителями органов власти правовое регулирование работает в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме. Эти условия ограничивают в правах добросовестных жильцов.
А если у кого-то счетчики сломаны или демонтированы, то именно УК или ресурсники обязаны следить за их сохранностью и исправностью. Не уследили? Покрывайте разницу в расходах теплоэнергии за свой счет!
Суд постановил: все, кто имеет счетчики учета тепла в домах, построенных с 2012 года, а также в тех, где проведен капитальный ремонт, должны платить за горячие батареи по индивидуальным показаниям – и точка!
Постановление КС РФ вступило в силу и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
А это значит, что миллионы россиян, проживающих в домах, построенных после 2012 года, и в домах, где проведена реконструкция или капремонт, имеют право платить только за свои квартирные радиаторы. Более того, у них есть полное право запросить перерасчет за излишне оплаченные гигакалории.
Центр защиты прав граждан «Справедливая Россия» на данный момент работает над подробной инструкцией по этой теме. Следите за нашими публикациями и помните: справедливость в ваших руках!
В силу ч. 7 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства или реконструкции, должны оснащаться дополнительно индивидуальными приборами учета тепловой энергии (ФЗ-261). А многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, – оснащаться таковыми при наличии технической возможности их установки. Собственники таких приборов обязаны обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену.
Верховный Суд РФ оценил законность пунктов Правил предоставления коммунальных услуг про отопление
Опубликовано Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.11.2020 № АКПИ20 – 595, где суд отказался признать недействующими пункты 3, 3(1), 3(3), 3(6) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг № 354. Эти пункты устанавливают формулы расчёта платы за отопление.
Начисление платы за отопление по объёму или площади помещений
Оспариваемые нормы не понравились ООО «Городская управляющая компания».
Управляющая организация считала, что они противоречат Жилищному и Гражданскому кодексам РФ, нарушают её права и интересы собственников, «поскольку в отсутствие индивидуальных приборов учета лишают их права на справедливое распределение оплаты за потребленный коммунальный ресурс между собственниками и пользователями помещений, расположенных в одном доме».
Дело в том, что на первых этажах многоквартирных домов находились магазины с высотой потолков, превышающей высоту потолков квартир, в связи с чем, по мнению компании, жители оплачивают отопление магазинов.
Чуть ранее в арбитражном суде по другому делу (№ А71 – 4832/2019) компания пыталась безуспешно доказать, что расчёты распределения оплаты за отопление должны производиться не пропорционально площади, а пропорционально объему отапливаемых помещений.
И в этот раз организация указала, что если помещения с одинаковой площадью значительно отличаются между собой по высоте потолков, распределение обязанностей по оплате между помещениями соразмерно площади недопустимо, и расходы на отопление должны быть определены исходя из объема здания, а не его площади. Поэтому компания считала правомерным в таком случае применение пунктов 115, 116 Правил коммерческого учета тепловой энергии № 1034.
Позиция Верховного Суда РФ
Верховный Суд на двух станицах пересказал нормы, которые оспаривает управляющая компания, а дальше пояснил:
- Правительство РФ осуществило правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием такой величины, как площадь помещения. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иной порядок расчетов, не имеется.
- Фактически компания предлагает другой способ расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, который не основан на нормах жилищного законодательства.
- Ссылки организации на противоречие норм статье 210 Гражданского кодекса РФ являются несостоятельными, поскольку эта норма устанавливает правило о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества и не определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению.
- Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пунктам 115 и 116 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не могут быть признаны состоятельными. Суд должен выяснять соответствие норм правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и оспариваемые Правила предоставления коммунальных услуг являются нормативными правовыми актами с равной юридической силой. Кроме того, все они регулируют разное.
По этим мотивам управляющей компании, переживающей за собственников, отказали в удовлетворении её административного заявления.
Почему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление
28 декабря 2018 года появилось постановление Правительства РФ № 1708, которое внесло изменения в порядок расчётов за отопление в многоквартирных домах, предусматривающий нулевое потребление тепловой энергии в квартире собственника. Рассказываем о том, почему такие изменения были внесены в ПП РФ № 354.
Собственник с индивидуальной системой отопления отказался платить за центральное
В мировой суд г. Таганрога обратился собственник доли в квартире МКД. Он потребовал, чтобы управляющая организация, как исполнитель КУ, сделала ему перерасчёт платы за теплоснабжение, поскольку в его жилом помещении отсутствует центральное отопление.
Установка индивидуального отопления была произведена в 2002 году после получения в домоуправляющей компании технических условий и согласования технического плана. Плата за центральное отопление собственникам квартиры не начислялась.
В 2017 году исполнитель КУ включил в счета собственника плату за теплоснабжение в соответствии с п. 42(1) ПП РФ № 354. Собственник безуспешно обращался в УО с заявлениями и претензиями, прилагая подтверждающие документы об отсутствии в квартире центрального отопления. Спор переместился в суд.
Мировой судья, рассмотрев материалы дела, принял сторону потребителя, установив, что в такой ситуации нарушены его права: истца обязывают платить за услугу, которую он не получает.
Исполнитель КУ отстоял в суде право начислять плату за централизованное отопление
УО подала апелляцию в городской суд, указывая на то, что у неё отсутствуют законные основания не производить начисления за центральное отопление по жилому помещению истца. Её поддержал и поставщик тепловой энергии.
Они настаивали на том, что независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные источники тепла, размер оплаты за КУ по отоплению определяется в едином порядке в соответствии с требованиями ПП РФ № 354, ст. ст. 26, 29, 157 ЖК РФ.
Апелляционный суд согласился с доводами исполнителя КУ, посчитав неверным вывод о том, что услуга по центральному отоплению истцу не предоставлялась. Собственник является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в квартиру, но и в общие помещения жилого дома: подъезды, чердаки, подвалы, стены. К тому же одним из источников теплоснабжения помещений в МКД является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через квартиру.
Переход на индивидуальное теплоснабжение возможен, если законодательством утверждён порядок определения объёма индивидуального и общедомового потребления. Применительно к тепловой энергии в многоквартирных домах НПА такой возможности не предусматривают.
Поэтому фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в МКД не освобождает его собственника от оплаты тепловой энергии, поставляемой в дом централизованно.
Суд также отметил, что согласование перепланировки и переустройства квартиры при установке системы отопления было произведено с нарушениями: не получено разрешение на такие работы в органе местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ). Поэтому решение суда первой инстанции было отменено.
Суды настаивали на обязанности всех потребителей в доме платить за централизованное отопление
Подобная ситуация сложилась и в судебном споре ещё одного собственника квартиры с исполнителем КУ по теплоснабжению. Управляющая организация подала в суд иск о взыскании с потребителя задолженности за отопление его квартиры.
Ответчик пояснил, что не оплачивает КУ, поскольку в его квартире установлен индивидуальный источник тепловой энергии. Срезанные трубы системы отопления дома изолированы и не поставляют тепло в помещение. При этом индивидуальная система обогревает смежные стены, полы и потолки.
1. Система централизованного отопления относится к общему имуществу МКД. Изменить её можно только с согласия всех собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Также разрешение должен дать орган МСУ. Истец не смог предоставить доказательств, что получал такие документы.
2. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату совокупно без разделения на плату за потребление в своём помещении и на общедомовые нужды (абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354). Порядок расчёта платы определён в п. 42(1) ПП РФ № 354. Он не предусматривает отдельного механизма расчёта платы за отопление в доме, некоторые помещения которого отключены от централизованной системы.
Иск исполнителя КУ был удовлетворён. Верховный суд ЧР согласился с выводами первой инстанции и отклонил апелляционный иск потребителя.
Существующий подход к расчётам при индивидуальной системе отопления признан неконституционным
Потребители подали жалобы в Конституционный суд РФ, который объединил их в одно дело с целью проверить конституционность абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, который обязывает потребителей оплачивать фактически неоказываемую им услугу.
1. Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).
2. Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определённости, справедливости и соразмерности вводимых ограничений, что применимо к порядку определения объёма потребляемого коммунального ресурса и взимаемой за него платы.
3. ПП РФ № 354 устанавливает расчёт платы за отопление в домах, где не установлены ОДПУ тепловой энергии, исходя из норматива (абз. 2 п. 42(1) ПП РФ № 354).
4. Рассчитанная с применением норматива плата за централизованное отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Модель построена исходя из презумпции подключения всех помещений в доме к сетям теплоснабжения МКД.
5. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, в том числе оплачивать тепловую энергию (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 39 ЖК РФ).
6. Установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства к переустройству помещений не может служить основанием для освобождения потребителя от обязанности платить за КР на СОИ. Это приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений бремени содержания общего имущества
7. В действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды.
Поэтому в соответствии с п. 40 ПП РФ № 354, с собственников помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными источниками тепловой энергии, взыскивается плата за содержание общего имущества и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с другими потребителями.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, КС РФ сделал вывод, что абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не соответствует Конституции РФ. Существующий подход к расчётам за отопление ведёт к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.
Поэтому КС РФ поручил Правительству РФ незамедлительно внести необходимые изменения в действующее законодательство: необходимо предусмотреть порядок расчёта платы за теплоснабжения в МКД, отдельные жилые помещения в которых переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Управляющим организациям следует принять во внимание новые требования к расчётам за КУ
Управляющая организация, являясь исполнителем КУ по теплоснабжению, должна иметь в виду, что:
1. Конституционный суд РФ потребовал изменить подход к расчётам платы за отопление в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества. Соответствующие изменения должны быть внесены в НПА Правительством РФ.
2. До внесения изменений в ПП РФ № 354 собственники помещений с индивидуальными системами отопления, установленными с получением всех разрешительных документов, должны платить только за тепловую энергию, потреблённую на содержание общего имущества. Расчёт такой платы должен вестись на основе методических рекомендаций по определению объёма потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.
3. Методические рекомендации обязан в кратчайшие сроки утвердить Минстрой РФ.
4. Все неисполненные или частично исполненные судебные решения, вынесенные ранее и основанные на положении абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.
28 декабря 2018 года во исполнение сразу двух постановлений Конституционного суда РФ – от 10.06.2018 № 30-П и от 20.12.2018 № 46-П – вышло постановление Правительства РФ № 1708. Оно внесло изменения в ПП РФ № 354, предусмотрев в формулах расчёта нулевой объём потребления тепловой энергии в помещении собственника: как по показаниям ИПУ, так и при установленном автономном отоплении.
Подробнее о ПП РФ № 1708 в следующей статье расскажет наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец. Следите за обновлениями.