Водоснабжение для автозаправочной станции

Водоподготовка на АЗС

Силами специалистов ООО «КФ Центр» введены в эксплуатацию две новые станции водоподготовки на АЗС Сергиево-Посадского района Московской области.

Эффективная работа автозаправочных станций (АЗС) во многом зависит от выполнения всех Правил и нормативных документов. Так, например, согласно п. 10.2. «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01» системы водоснабжения АЗС обеспечиваются водой надлежащего качества в необходимом количестве на производственную, бытовую и противопожарную потребности. При обеспечении водой нужд АЗС из артезианской скважины, использование ее согласовывается в установленном порядке.

Кроме того, с возрастанием спроса клиентов, современные АЗС давно уже стали включать в себя целый комплекс дополнительных услуг, качество которых неизменно растет. Так, например, согласно социологическим исследованиям 47% посетителей отдали предпочтение автозаправке с кафе. Но не только наличие самих услуг привлекает посетителей. На качество инфраструктуры АЗС обращают внимание 62% респондентов.

По требованию заказчика были сделаны анализы исходной воды (вода из скважин). Сравнение показателей качества воды в источнике водоснабжения с требованиями СанПиН 2.1.4.-1074-01 «Питьевая вода» показало необходимость корректировки ее по следующим показателям:

№ п/п Наименование показателя Ед. измерения Исходная вода
на объектах
АЗС1 / АЗС2
Норма СанПиН
2.1.4.1074-01
1 Железо общее мг/л 10,3 / 12,4 0,3
2 Мутность ед. ЕМФ 37 / 77 2,6
3 Марганец мг/л 0,31 / 0,22 0,1

Фильтры для очистки воды были подобраны на основании анализов исходной воды и требований, предъявляемых к обработанной воде. В результате, специалисты ООО «КФ Центр» разработали и внедрили индивидуальные схемы водоподготовки на двух АЗС.

В состав комплексов оборудования входят:

— механический фильтр мешочного типа;
— система для аэрации воды серии KAS;
— фильтр для удаления растворенного железа, марганца, механических взвесей и примесей серии KBWF;
— система с гранулированным активированным углем серии КАС для улучшения органолептических свойств воды;
— механический фильтр картриджного типа;
— ультрафиолетовый стерилизатор S5Q серии Sterilight.

Применение современного оборудования и технологий позволило довести качество воды, потребляемой на хозяйственные и питьевые нужды до требований СанПиН 2.1.4.1074-01 Вода питьевая.

Инженер-технолог ООО «КФ Центр»
Чистова Ю.В.

Водоснабжение для автозаправочной станции

Водоснабжение, канализация АЗС

10.1. Технические условия присоединения к городским сетям водопровода, канализации и водостока согласовываются с организациями, эксплуатирующие эти сети.
10.2. Системы водоснабжения АЗС обеспечиваются водой надлежащего качества в необходимом количестве на производственную, бытовую и противопожарную потребности.
При обеспечении водой нужд АЗС из артезианской скважины, использование ее согласовывается в установленном порядке.
10.3. АЗС оборудуется производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков.
Ливневые канализационные сети, колодцы поддерживаются в исправном состоянии (быть чистыми, заливание их выходов не допускается). Наблюдение за работой канализационной сети осуществляется путем проведения наружного и технического (внутреннего) осмотра трассы и сооружений (смотровых и дожде приемных колодцев, с гидравлическими затворами и хлопушками). Наружный осмотр проводится не реже одного раза в месяц. Внутренний (технический) осмотр проводится по графику два раза в год (как правило, весной и осенью).
10.4. Не допускается сброс в сети канализации сточных вод, образующихся при зачистке резервуаров.
10.5. Очистные сооружения эксплуатируются в соответствии с требованиями действующей нормативной документации.

11. Особенности эксплуатации контейнерных АЗС

11.1. Устройство автозаправочных станций, в которых технологическое оборудование, предназначенное для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов, смонтировано в заводских условиях в отдельные функциональные блоки или единый блок (далее — КАЗС), должно соответствовать требованиям действующей нормативной технической документации и настоящим Правилам.
11.2. КАЗС изготавливаются в заводских условиях, в строгом соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
11.3. Проекты привязки КАЗС на местности согласовываются в порядке, действующем для размещения АЗС.
11.4. При эксплуатации КАЗС необходимо руководствоваться эксплуатационной документацией, настоящими Правилами и другой действующей нормативной документацией.
11.5. Все металлические нетоковедущие части, которые могут оказаться под напряжением, заземляются в соответствии с Правилами устройства электроустановок.
11.6. КАЗС устанавливаются на площадках, имеющих твердое негорючее покрытие, стойкое к воздействию нефтепродуктов и их паров.
11.7. Слив топлива из автоцистерны через замерный люк строго запрещается.
11.8. ТРК (МРК) располагаются с учетом обеспечения свободного доступа для их технического обслуживания, управления и обзора информации отсчетного устройства с расстояния до 4 м при освещенности площадки в соответствии с действующими нормами.
11.9. Перед началом работы КАЗС (при некруглосуточной работе) необходимо:
— открыть двери и закрепить их в фиксаторах контейнера хранения нефтепродуктов;
— подготовить к применению противопожарный инвентарь и средства пожаротушения;
— произвести визуальную проверку герметичности соединений трубопроводов и ТРК, в случае обнаружения течи нефтепродукта устранить неполадки или в обязательном порядке проинформировать работника, ответственного за эксплуатацию АЗС, для принятия мер. Эксплуатация КАЗС с течью нефтепродуктов запрещается;
— визуально убедиться в исправности заземления корпуса блока хранения нефтепродуктов и находящегося внутри него оборудования;
— визуально убедиться в отсутствии внутри и вокруг блока хранения нефтепродуктов посторонних предметов, сухой травы, бумаг, промасленных тряпок и пр.;
— включить электропитание электрооборудования в операторном блоке.
11.10. Запрещается прием нефтепродуктов из автоцистерн при неплотном соединении вентилей и трубопроводов, при подтеках.
11.11. При некруглосуточном режиме работы КАЗС, по окончании рабочего времени необходимо отключать электропитание всей АЗС.
11.12. На ведомственных КАЗС, осуществляющих заправку только автотранспортных средств, принадлежащих организации, по талонам или раздаточным ведомостям, допускается использование ТРК (МРК) с местным управлением. На таких КАЗС допускается отсутствие здания (блока, модуля, контейнера) операторной с постоянным рабочим местом оператора. В этом случае операторы размещаются в служебных или административных помещениях организации и имеют возможность пользоваться санитарно-бытовыми устройствами объекта, на территории которого располагается КАЗС.
11.13. Слив нефтепродукта из автоцистерны в резервуар осуществляется через перекачивающий насос и сливную муфту, которыми оборудуются КАЗС. Использование насоса автоцистерн для наполнения указанных резервуаров запрещается.
(Измененная редакция, Изм. № 1).

Читайте также:  Теплые водяные полы свайной фундамент

Водоснабжение для автозаправочной станции

Водоснабжение, канализация АЗС

10.1. Технические условия присоединения к городским сетям водопровода, канализации и водостока согласовываются с организациями, эксплуатирующие эти сети.
10.2. Системы водоснабжения АЗС обеспечиваются водой надлежащего качества в необходимом количестве на производственную, бытовую и противопожарную потребности.
При обеспечении водой нужд АЗС из артезианской скважины, использование ее согласовывается в установленном порядке.
10.3. АЗС оборудуется производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков.
Ливневые канализационные сети, колодцы поддерживаются в исправном состоянии (быть чистыми, заливание их выходов не допускается). Наблюдение за работой канализационной сети осуществляется путем проведения наружного и технического (внутреннего) осмотра трассы и сооружений (смотровых и дожде приемных колодцев, с гидравлическими затворами и хлопушками). Наружный осмотр проводится не реже одного раза в месяц. Внутренний (технический) осмотр проводится по графику два раза в год (как правило, весной и осенью).
10.4. Не допускается сброс в сети канализации сточных вод, образующихся при зачистке резервуаров.
10.5. Очистные сооружения эксплуатируются в соответствии с требованиями действующей нормативной документации.

11. Особенности эксплуатации контейнерных АЗС

11.1. Устройство автозаправочных станций, в которых технологическое оборудование, предназначенное для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов, смонтировано в заводских условиях в отдельные функциональные блоки или единый блок (далее — КАЗС), должно соответствовать требованиям действующей нормативной технической документации и настоящим Правилам.
11.2. КАЗС изготавливаются в заводских условиях, в строгом соответствии с технической документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
11.3. Проекты привязки КАЗС на местности согласовываются в порядке, действующем для размещения АЗС.
11.4. При эксплуатации КАЗС необходимо руководствоваться эксплуатационной документацией, настоящими Правилами и другой действующей нормативной документацией.
11.5. Все металлические нетоковедущие части, которые могут оказаться под напряжением, заземляются в соответствии с Правилами устройства электроустановок.
11.6. КАЗС устанавливаются на площадках, имеющих твердое негорючее покрытие, стойкое к воздействию нефтепродуктов и их паров.
11.7. Слив топлива из автоцистерны через замерный люк строго запрещается.
11.8. ТРК (МРК) располагаются с учетом обеспечения свободного доступа для их технического обслуживания, управления и обзора информации отсчетного устройства с расстояния до 4 м при освещенности площадки в соответствии с действующими нормами.
11.9. Перед началом работы КАЗС (при некруглосуточной работе) необходимо:
— открыть двери и закрепить их в фиксаторах контейнера хранения нефтепродуктов;
— подготовить к применению противопожарный инвентарь и средства пожаротушения;
— произвести визуальную проверку герметичности соединений трубопроводов и ТРК, в случае обнаружения течи нефтепродукта устранить неполадки или в обязательном порядке проинформировать работника, ответственного за эксплуатацию АЗС, для принятия мер. Эксплуатация КАЗС с течью нефтепродуктов запрещается;
— визуально убедиться в исправности заземления корпуса блока хранения нефтепродуктов и находящегося внутри него оборудования;
— визуально убедиться в отсутствии внутри и вокруг блока хранения нефтепродуктов посторонних предметов, сухой травы, бумаг, промасленных тряпок и пр.;
— включить электропитание электрооборудования в операторном блоке.
11.10. Запрещается прием нефтепродуктов из автоцистерн при неплотном соединении вентилей и трубопроводов, при подтеках.
11.11. При некруглосуточном режиме работы КАЗС, по окончании рабочего времени необходимо отключать электропитание всей АЗС.
11.12. На ведомственных КАЗС, осуществляющих заправку только автотранспортных средств, принадлежащих организации, по талонам или раздаточным ведомостям, допускается использование ТРК (МРК) с местным управлением. На таких КАЗС допускается отсутствие здания (блока, модуля, контейнера) операторной с постоянным рабочим местом оператора. В этом случае операторы размещаются в служебных или административных помещениях организации и имеют возможность пользоваться санитарно-бытовыми устройствами объекта, на территории которого располагается КАЗС.
11.13. Слив нефтепродукта из автоцистерны в резервуар осуществляется через перекачивающий насос и сливную муфту, которыми оборудуются КАЗС. Использование насоса автоцистерн для наполнения указанных резервуаров запрещается.
(Измененная редакция, Изм. № 1).

Читайте также:  Оборотное водоснабжение для автомойки схема

Характеристики и виды АЗС

Автомобильная заправочная станция – комплекс сооружений, на назначение которой явно указывает название. АЗС – это хранилище различных нефтепродуктов с функцией из заправки в топливные баки или цистерны автомобильного транспорта. Объект служит для обеспечения нормального движения автомобилей в регионе размещения. В зависимости от проекта может отличаться.

Сооружение автозаправочной станции

В типовом проекте автозаправочного модуля – 5 ключевых элементов.

  1. Резервуары для АЗС – металлические емкости, в которых хранится топливо и смазочные материалы.
  2. Насосное оборудование. Служит для транспортировки нефтепродуктов – их закачки в резервуары и перелива из емкости в бак/цистерну транспортного средства.
  3. Трубопроводная магистраль. Соединяет пункты раздачи и тару для хранения ГСМ.
  4. Колонки – емкости различного объема, оснащенные приспособлениями для заправки машин топливом.
  5. Контрольно-измерительный комплекс приборов. Необходим для постоянного отслеживания работоспособности подключенных устройств во избежание аварийных ситуаций, масштаб которых, учитывая химические и физические свойства рабочей среды, может оказаться большим.

Основные классы АЗС

Стандартная таблица классификации АЗС делит сооружения на типы по 3 основным признакам – месту расположения автозаправочной станции, способу ее устройства и назначению. Разберем каждый из признаков классификации более подробно.

Расположение

В зависимости от места расположения АЗС она может быть одного из следующих видов.

  • Городской. Такие типы сооружений устанавливаются в черте города (на отдалении от жилых домов) для обслуживания транспорта, курсирующего в районе. Пропускная способность пунктов раздачи топлива ограничена 150–1000 заправок в сутки. В классе есть подклассы:
    • городская автозаправка вне центра (от 250 до 1000 заправок в сутки);
    • так называемые АЗС тротуарного типа (в центральной части), они выполняют не более 250 заправочных циклов в день и обслуживают только легковой транспорт.
  • Дорожные автозаправочные станции располагаются близ крупных и средних магистралей. Часто предлагают более широкий ассортимент продукции (кроме бензина и дизеля, техническая вода, сжатый воздух). Интенсивность – 1–1,5 тысячи заправок в сутки.
  • Речные виды АЗС – функциональные объекты, обустраиваемые на пристанях и в малых портах. Обслуживают маломерные суда (катера, боты, лодки).
  • Сельские автозаправочные станции удовлетворяют потребности районных центров и с/х предприятий в ГСМ. Работают со всеми типами топлива и смазочных материалов.
Читайте также:  Элеваторные узлы системы отопления расчет

Устройство

По способу устройства автозаправочные станции делят на стационарные и мобильные. Стационарные АЗС могут оборудоваться наземными или подземными резервуарами (второе чаще), устанавливаемыми на постоянную платформу. В зависимости от того, как расположены относительно друг друга емкость для хранения и колонка для выдачи, станция может быть:

  • Блочной. Здесь используется подземный резервуар для АЗС и колонка, которая фактически является его надстройкой (единый блок).
  • Контейнерной. Резервуар наземный, колонка размещается отдельно (на отдалении или поблизости, зависит от проекта).
  • Стандартной. В этом случае используется подземный контейнер, как и в блочном исполнении, но колонка может устанавливаться отдельно от него.

Мобильная автозаправочная станция – система, сформированная наземным резервуаром для АЗС и колонкой, объединенными в единый корпус. Благодаря такой конструкции значительно упрощается процесс монтажа и демонтажа заправочной станции – ее можно перевозить с места на место относительно малыми силами. Плюс, нет потребности в организации сложной сети трубопровода.

В классе мобильных автозаправочных конструкций тоже есть разделение на устанавливаемые и передвижные модули. Первые описаны выше, вторые для удобства перемещения сразу монтируют на автомобильную платформу. Такой тип АЗС на колесах может доставляться на удаленные участки работы (на весь период строительства, например).

Использование

По способу использования автозаправочная станция бывает общей и ведомственной. К первым относятся все АЗС, которые любой автолюбитель ежедневно проезжает по пути на работу, дачу, по делам. Ведомственные системы устанавливают на закрытых участках – предприятиях, территориях добычи, строительных или режимных объектах. Такая конструкция обслуживает потребности только одного потребителя топлива (предприятия, склада).

Проектирование АЗС

Проектирование АЗС осуществляется с учетом потребностей пользователей конструкции, места строительства, вида системы и других факторов. Типовой проект автозаправочной станции обычно предусматривает:

  • сооружения из легких материалов;
  • применение технологий сборного устройства элементов;
  • готовую рекламу;
  • встроенную мебель;
  • сборные виды технологического оборудования (когда на площадку поставляются резервуары различного объема уже с арматурой – сборка осуществляется на заводе-производителе).

Чаще в конструкции АЗС используются легкие металлы (стали) в порошковой окраске. Последнее обеспечивает возможность длительного использования модулей без частых окрасок. Среди прочих приоритетов заказчика – быстрая сборка автозаправочной станции и наличие всех необходимых систем раздачи ГСМ, которые могут включать, наряду со стандартными колонками:

  • устройства для заправки автоцистерн или топливозаправщиков (экономит время на удовлетворение значительной потребности в топливе удаленных участков и автопарков);
  • приемочные линии для закачки ГСМ в резервуары для АЗС непосредственно с ж. д. транспорта.

Правила проектирования автозаправочных станций мобильного типа проще. Для стационарных АЗС обязательно использование технологических систем (для приемки, заправки, хранения топлива) массового выпуска, соответствующих требованиям пожаробезопасности. Это соответствие в рамках согласовательных процедур должна подтвердить госслужба МЧС РФ. При невозможности использования таких систем (массового выпуска) допустимо согласование Противопожарными службами региона проекта с несерийным оборудованием.

Виды резервуаров для АЗС

Резервуар для автозаправочной станции – обязательный элемент, который во многом определяет безопасную работу всего объекта. Чаще всего для таких целей используют емкости горизонтального размещения. Форма – цилиндрическая, дно может быть плоским/катаным или коническим. Климатическое исполнение подбирается по графику температур региона строительства.

Материал резервуара для АЗС – сталь с хорошей свариваемостью:

  • в умеренном климате это обычно Ст3 (нелегированная, углеродистая);
  • в холодных районах предпочтительнее сплавы марки 09Г2С–12 или 09Г2С–15 (низколегированные).

Деление на виды резервуаров для АЗС осуществляется по 3 основным признакам: размещение (подземное, наземное), исполнение (одностенное или двустенное), внутреннее устройство (1, 2 или больше секций). Емкость в обязательном порядке оборудуется контрольными приборами, сигнализациями (свет, звук) и другими устройствами обеспечения безопасности.

Оцените статью