Ресурсоснабжение МКД: услуга или поставка?
Анализируя соотношение норм Жилищного законодательства и Гражданского Кодекса, можно заметить существенное расхождение в подходе определения правовой природы поставки энергоресурсов потребителям в многоквартирных домах.
Жилищное законодательство, обеспечение многоквартирного дома водой, теплом и прочими ресурсами относит к коммунальным УСЛУГАМ, т.е. бестоварным отношениям.
В то время как в Гражданском праве поставка любого ресурса понимается к передаче от поставщика к потребителю, объектов материального мира, в т.ч. и теплого ресурса и электроэнергии.
Важно отметить, что проблема существенно глубже и не сводится исключительно к лингвистике.
Закрепляя в жилищном праве ресурсоснабжение как услугу, законодатель не только создал не преодолимую стену между гражданским и жилищным законодательством, но и «породил» проблему в правовом регулировании деятельности по управлению жилым фондом.
На сегодня, вопреки здравому смыслу и действующей системе правового понимания в России, считается что подача ресурса потребителям в многоквартирный дом (МКД) является коммунальной услугой, которую оказывает организация осуществляющая управление МКД.
На самом деле в сфере ресурсоснабжения, лицо управляющее МКД конечно никакой услуги не оказывает.
Можно много спорить и бессмысленно рассуждать о том, что управляющая организация осуществляет выставление счетов, производит начисление, следит за приборами учета и прочее, но ничего из того что делает управляющая компания ни коим образом не относится к передаче коммунальных ресурсов потребителям.
Все чем занимаются управляющие организации, это оказание вспомогательных и самостоятельных услуг, которые напрямую не влияют ни на качество, ни на количество поставляемого потребителям ресурса.
Правовое регулирование Энергоснабжения осуществляется в соответствии с Главой 30 Гражданского кодекса РФ Купля-Продажа, с особенностями, предусмотренными для договоров энергоснабжения.
Таким образом, мы видим, что поставка горячей воды, отопление, электроснабжение и пр. никакой услугой не является.
Далее обратимся к статье 162 Жилищного Кодекса РФ. В пункте 2 названной статьи указано следующее: По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как видно в тексте нет упоминание о тепле, горячей или холодной воде, отоплении или коммунальном ресурсе.
Более того, рассматривая правовую модель договора управления многоквартирным домом мы видим что она более чем логична, а именно одна сторона по заданию другой стороны … за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги.
Весь корень зла сосредоточен в упоминании «предоставлять коммунальные услуги».
Что означает с правовой точки зрения «предоставлять коммунальные услуги» и какие услуги относятся к коммунальным.
Как было указано в начале данной статьи, Жилищный Кодекс РФ не содержит определения коммунальной услуги.
Дефиниция коммунальной услуги приведена в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и понимается следующим образом: «коммунальные услуги » — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
Отдельно обратим внимание на то, что данное Постановление содержит и понятие «коммунальные ресурсы «, под которым понимается — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
Обращает на себя внимание то, что законодатель (по только ему понятным соображением) понимает под коммунальной услугой отдельный элемент исполнения договора поставки ресурса, а именно деятельность по ПЕРЕДАЧЕ!
Более неудачной конструкции и придумать невозможно!
Ведь очевидно, что сама конструкция договора поставки предполагает передачу ресурса потребителю и очевидно что никакой деятельности по ПЕРЕДАЧЕ коммунального ресурса, вне договора поставки данного ресурса в природе быть не может, (ХИЩЕНИЕ НЕ В СЧЕТ) потому как эта «деятельность» полностью поглощается обязательным условием предусмотренным договором поставки – поставить ресурс потребителю .
Можно бесконечно искать причины почему, кто и когда признал поставку ресурса услугой, но более важным является приведение правового регулирования в сфере ЖКХ в соответствие здравому смыслу.
Далее, обратим внимание на еще один занимательный момент. Во втором пункте 354 Постановления, коммунальная услуга и коммунальный ресурс – не тождественные понятия. При этом, весь Жилищный Кодекс РФ просто пестрит таким содержанием – коммунальные услуги (коммунальные ресурсы). т.е. Жилищный Кодекс РФ отожествляет понятие коммунальной услуги с понятием коммунального ресурса. УЖАС!
Но на этом метаморфозы жилищного законодательства не заканчиваются.
В пункте 5 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, указано: В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, …, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы , потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
А как Вам такая конструкция указанная в пункте 6.2. статьи 155 Жилищного Кодекса РФ: Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги , осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг , с лицами, с которыми такими управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения . ЧТО ЗА БРЕД?
И приведенные случаи далеко не единственные, когда законодатель скачет из стороны в сторону, то отожествляя понятия коммунальной услуги и коммунальных ресурсов, то опять делая их автономными и различными объектами правового регулирования.
Если в процессе изучения вопроса о том, что понимается под коммунальной услугой в жилищном праве удалось избежать разрыва мозга, то неизбежно напрашивается вывод о том, что положения Жилищного кодекса РФ требуют незамедлительной корректировке.
В тексте Жилищного Кодекса необходимо исключить любое отожествление понятий «коммунальная услуга » и « коммунальный ресурс ».
Извращенное понятие «коммунальной услуги» – как деятельности по ПЕРЕДАЧЕ « коммунальных ресурсов» , должно навсегда быть ИСКЛЮЧЕНО .
В понятие «коммунальной услуги » необходимо включать исключительно то, что в действительности является услугой (оборот ТБО, текущее обслуживание внутридомовых коммуникаций, устранение аварий и повреждений внутридомовых систем и пр.).
Все правовое регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами и предоставлению должно базировать исключительно на принципе, указанном в п.2 ст.162 Жилищного Кодекса РФ одна сторона по заданию другой стороны .
Кроме того, в Жилищный Кодекс РФ необходимо ввести норму, согласно которой управляющие компании, ТСЖ, ТСН, Жилищные кооперативы несут солидарную ответственность по обязательствам собственников помещений в многоквартирных домах, а в случае списания (добровольного или принудительного) со счета управляющей компании (ТСЖ, ТСН и пр.) средств в счет погашения задолженности за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, к ней переходят права требования в соответствующей части.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе о приеме коммунальных платежей.
Анализ проблемы с недобросовестными управляющими компаниями указывает на то, что управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, и иные участники жилищных отношений могут быть допущены к приему средств собственников помещений в многоквартирных домов исключительно в соответствии с требования установленными в ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».
В отношениях по расчетам за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, в части получения средств, предназначенных для дальнейшего перечисления, управляющая компания (ТСЖ, ТСН и пр.) могут выступать исключительно в роли платежного агента, с обязательным открытием в кредитной организации специального агентского банковского счета с особым режимом.
Указанный подход исключит присвоение и последующий вывод средств недобросовестными участниками рынка.
Вода — товар или услуга?
#1 Ёлка Ёлка —>
#2 Pitbull Pitbull —>
ОбратитьсяПубликации
#3 Ёлка Ёлка —>
#4 99rus 99rus —>
ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11. Отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 — 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
#5 Ёлка Ёлка —>
#6 kuropatka kuropatka —>
ОбратитьсяПубликации
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение.
#7 MiSha MiSha —>
ОбратитьсяПубликации
kuropatka дык за водоснабжение — сиречь комплекс мер (работ) по доставке воды в квартиру, мы же не за литры платим.
Добавлено @ 13:03
а вообще тема автором не раскрыта
В ацтойник?
Добавлено @ 13:06
может Вода в канистре — тогда точно товар.. а если услуги мосводокана какого-нить. то услуга.
#8 Veratlt Veratlt —>
Возникает масса вопросов. Например стали подавать воду по несколько часов в день. Требовать восполнения недопоставки?
Полилась грязнучая вода.
Есть право вернуть часть денег, но и воду надо вернуть —
по договору купля-продажа.
Или ремонт за свой счет чего? воды?
Ну допоставку воды требовать абсурдно — не устроите ведь вы бассейн из своей квартиры. Или вы потребляете по счетчику?
Насчет грязный воды, то если это товар, вы можете потребовать замены. и т.д., тоже звучит не очень.
На мой взгляд это услуга и вы можете требовать у Исполнителя (кстати — не поставщика/продавца ведь воды) надлежащего исполнения своих обязанностей.
Добавлено @ 13:06
может Вода в канистре — тогда точно товар.. а если услуги мосводокана какого-нить. то услуга.
Ресурсоснабжение МКД: услуга или поставка?
Анализируя соотношение норм Жилищного законодательства и Гражданского Кодекса, можно заметить существенное расхождение в подходе определения правовой природы поставки энергоресурсов потребителям в многоквартирных домах.
Жилищное законодательство, обеспечение многоквартирного дома водой, теплом и прочими ресурсами относит к коммунальным УСЛУГАМ, т.е. бестоварным отношениям.
В то время как в Гражданском праве поставка любого ресурса понимается к передаче от поставщика к потребителю, объектов материального мира, в т.ч. и теплого ресурса и электроэнергии.
Важно отметить, что проблема существенно глубже и не сводится исключительно к лингвистике.
Закрепляя в жилищном праве ресурсоснабжение как услугу, законодатель не только создал не преодолимую стену между гражданским и жилищным законодательством, но и «породил» проблему в правовом регулировании деятельности по управлению жилым фондом.
На сегодня, вопреки здравому смыслу и действующей системе правового понимания в России, считается что подача ресурса потребителям в многоквартирный дом (МКД) является коммунальной услугой, которую оказывает организация осуществляющая управление МКД.
На самом деле в сфере ресурсоснабжения, лицо управляющее МКД конечно никакой услуги не оказывает.
Можно много спорить и бессмысленно рассуждать о том, что управляющая организация осуществляет выставление счетов, производит начисление, следит за приборами учета и прочее, но ничего из того что делает управляющая компания ни коим образом не относится к передаче коммунальных ресурсов потребителям.
Все чем занимаются управляющие организации, это оказание вспомогательных и самостоятельных услуг, которые напрямую не влияют ни на качество, ни на количество поставляемого потребителям ресурса.
Правовое регулирование Энергоснабжения осуществляется в соответствии с Главой 30 Гражданского кодекса РФ Купля-Продажа, с особенностями, предусмотренными для договоров энергоснабжения.
Таким образом, мы видим, что поставка горячей воды, отопление, электроснабжение и пр. никакой услугой не является.
Далее обратимся к статье 162 Жилищного Кодекса РФ. В пункте 2 названной статьи указано следующее: По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как видно в тексте нет упоминание о тепле, горячей или холодной воде, отоплении или коммунальном ресурсе.
Более того, рассматривая правовую модель договора управления многоквартирным домом мы видим что она более чем логична, а именно одна сторона по заданию другой стороны … за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги.
Весь корень зла сосредоточен в упоминании «предоставлять коммунальные услуги».
Что означает с правовой точки зрения «предоставлять коммунальные услуги» и какие услуги относятся к коммунальным.
Как было указано в начале данной статьи, Жилищный Кодекс РФ не содержит определения коммунальной услуги.
Дефиниция коммунальной услуги приведена в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и понимается следующим образом: «коммунальные услуги » — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;
Отдельно обратим внимание на то, что данное Постановление содержит и понятие «коммунальные ресурсы «, под которым понимается — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
Обращает на себя внимание то, что законодатель (по только ему понятным соображением) понимает под коммунальной услугой отдельный элемент исполнения договора поставки ресурса, а именно деятельность по ПЕРЕДАЧЕ!
Более неудачной конструкции и придумать невозможно!
Ведь очевидно, что сама конструкция договора поставки предполагает передачу ресурса потребителю и очевидно что никакой деятельности по ПЕРЕДАЧЕ коммунального ресурса, вне договора поставки данного ресурса в природе быть не может, (ХИЩЕНИЕ НЕ В СЧЕТ) потому как эта «деятельность» полностью поглощается обязательным условием предусмотренным договором поставки – поставить ресурс потребителю .
Можно бесконечно искать причины почему, кто и когда признал поставку ресурса услугой, но более важным является приведение правового регулирования в сфере ЖКХ в соответствие здравому смыслу.
Далее, обратим внимание на еще один занимательный момент. Во втором пункте 354 Постановления, коммунальная услуга и коммунальный ресурс – не тождественные понятия. При этом, весь Жилищный Кодекс РФ просто пестрит таким содержанием – коммунальные услуги (коммунальные ресурсы). т.е. Жилищный Кодекс РФ отожествляет понятие коммунальной услуги с понятием коммунального ресурса. УЖАС!
Но на этом метаморфозы жилищного законодательства не заканчиваются.
В пункте 5 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, указано: В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, …, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы , потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
А как Вам такая конструкция указанная в пункте 6.2. статьи 155 Жилищного Кодекса РФ: Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги , осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг , с лицами, с которыми такими управляющей организацией, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения . ЧТО ЗА БРЕД?
И приведенные случаи далеко не единственные, когда законодатель скачет из стороны в сторону, то отожествляя понятия коммунальной услуги и коммунальных ресурсов, то опять делая их автономными и различными объектами правового регулирования.
Если в процессе изучения вопроса о том, что понимается под коммунальной услугой в жилищном праве удалось избежать разрыва мозга, то неизбежно напрашивается вывод о том, что положения Жилищного кодекса РФ требуют незамедлительной корректировке.
В тексте Жилищного Кодекса необходимо исключить любое отожествление понятий «коммунальная услуга » и « коммунальный ресурс ».
Извращенное понятие «коммунальной услуги» – как деятельности по ПЕРЕДАЧЕ « коммунальных ресурсов» , должно навсегда быть ИСКЛЮЧЕНО .
В понятие «коммунальной услуги » необходимо включать исключительно то, что в действительности является услугой (оборот ТБО, текущее обслуживание внутридомовых коммуникаций, устранение аварий и повреждений внутридомовых систем и пр.).
Все правовое регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами и предоставлению должно базировать исключительно на принципе, указанном в п.2 ст.162 Жилищного Кодекса РФ одна сторона по заданию другой стороны .
Кроме того, в Жилищный Кодекс РФ необходимо ввести норму, согласно которой управляющие компании, ТСЖ, ТСН, Жилищные кооперативы несут солидарную ответственность по обязательствам собственников помещений в многоквартирных домах, а в случае списания (добровольного или принудительного) со счета управляющей компании (ТСЖ, ТСН и пр.) средств в счет погашения задолженности за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, к ней переходят права требования в соответствующей части.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе о приеме коммунальных платежей.
Анализ проблемы с недобросовестными управляющими компаниями указывает на то, что управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, и иные участники жилищных отношений могут быть допущены к приему средств собственников помещений в многоквартирных домов исключительно в соответствии с требования установленными в ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».
В отношениях по расчетам за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, в части получения средств, предназначенных для дальнейшего перечисления, управляющая компания (ТСЖ, ТСН и пр.) могут выступать исключительно в роли платежного агента, с обязательным открытием в кредитной организации специального агентского банковского счета с особым режимом.
Указанный подход исключит присвоение и последующий вывод средств недобросовестными участниками рынка.