- Практическая работа «ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ»
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа «ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ»»
- Практическое занятие «Расчет наружных водопроводных сетей»
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов по выполнению практических занятий по ПМ 01. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозя
- Преподаватель _________________
Практическая работа «ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ»
Цель работы:
-
-
-
- научиться выбирать систему и схему внутреннего холодного водопровода здания;
- научиться вычерчивать аксонометрическую схему системы внутреннего холодного водоснабжения.
-
-
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ»»
Практическая работа № 4
«ПОСТРОЕНИЕ АКСОНОМЕТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ СИСТЕМЫ ХОЛОДНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ»
научиться выбирать систему и схему внутреннего холодного водопровода здания;
научиться вычерчивать аксонометрическую схему системы внутреннего холодного водоснабжения.
Конструирование системы внутреннего холодного водоснабжения:
1. Систему внутреннего холодного водоснабжения выбираем в соответствии с гл. 4 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».
Для здания выбираем__________________________________
2. Схема внутреннего холодного водопровода выбирается в соответствии с предварительно рассчитанным требуемым напором, Нтр, м, ориентировочная величина которого определяется по формуле:
где, 10 — напор, требуемый при одноэтажной застройке, м;
n — число этажей в здании;
4 — напор, необходимый для каждого последующего этажа, м.
Величина свободного напора, Нсв, м, приведена в исходных данных. Если Нтр Нсв , то установка для повышения давления в данной схеме требуется, если Нтр св, то насосно — повысительная установка не требуется.
Для здания принимаем схему______________________________________________
3. На плане этажа здания намечаются точками места размещения водопроводных стояков. Все стояки должны быть пронумерованы (Ст В1- 1, Ст В1-2 и т.д.)(см. рис.1).
4. Все стояки на плане этажа переносятся на план подвала, подписываются, а затем наносится магистраль, соединяющая стояки (см. рис. 2). Магистральная линия подписывается — В
5. На плане подвала намечается место ввода водопровода в здание. Его желательно проектировать в месте скопления стояков или со стороны, с которой проложена наружная сеть холодного водоснабжения.
6. Далее на плане подвала показывается место расположения водомерного узла, насосной установки (если она есть) и водоподогревателя.
Построение аксонометрической схемы внутреннего холодного водоснабжения:
Схема вычерчивается в масштабе плана, обычно 1:100.
На аксонометрической схеме показывают (см. рис. 3):
1. Ввод с указанием диаметра и отметки оси трубопровода.
2. Водомерный узел.
3. Магистральный трубопровод, размер которого снимается с плана подвала.
4. Разводящие магистральные трубопроводы, идущие к стоякам чертятся под углом 45° к горизонтальной линии, их размеры также снимаются с плана подвала.
5. Вычерчиваются стояки в виде вертикальных линий, высота их высчитывается в зависимости от высоты этажа, этажности и принятой схемы водоснабжения.
6. Стояки вычерчиваются с подводными трубопроводами по этажам.
7. На схеме показывается запорная арматура (у основания стояков, на поквартирной разводке), водоразборная арматура, квартирный водосчетчик.
8. Расстояние от пола до:
смесителя моек и раковин — 850 мм;
смесителя умывальников — 800 мм;
смывного бачка — 600 мм;
смесителя ванны — 800 мм;
смесителя общего для ванн и умывальников — 1100 мм;
смесителя душа — 1200 мм.
9. На аксонометрической схеме указываются отметки этажей, уклон и диаметр магистрального трубопровода, обозначаются стояки с указанием их диаметров.
Практическое занятие «Расчет наружных водопроводных сетей»
РАСЧЕТ НАРУЖНЫХ ВОДОПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ
При расчетах наружных водопроводных сетей величина требуемого свободного напора должна быть известной.
Требуемые свободные напоры для промышленных предприятий и производственных цехов определяются отметкой наиболее высокорасположенного водоразборного крана и потребностями технологии производства.
При расчете водопроводных сетей и напорных водоводов определяют диаметры труб, высоту водонапорной башни, емкость бака и запасных резервуаров и подбирают насосы по заданному расходу и известным напорам в сети.
При расчете наружных производственных и хозяйственно-питьевых водопроводных сетей промышленных предприятий предполагают, что вода подается в виде сосредоточенных расходов. В начале расчета составляют схему сети, на которой намечают узловые точки, разделяющие сеть на отдельные участки. Узловыми считаются точки, в которых сеть разветвляется. Расчет производят по участкам. Расчётный расход воды для выбора диаметра труб, которые должны укладываться на рассчитываемом участке, определяют как сумму сосредоточенных расходов в конце участка и в узловых точках сети, расположенных далее по направлению движения воды, без учета потребностей пожаротушения. Эта сумма для рассматриваемого участка составляет транзитный расход. Расчетным расходом для водовода будет сумма расходов во всех узловых точках сети.
Так, например, на рис. 24 для участка 3—5 ; для участка 1—3 , а для водовода
Расчетный диаметр труб (м) вычисляют по формуле расхода жидкости через поперечное сечение
где — скорость движения воды на участке, м/с.
Для труб диаметром до 350 мм рекомендуется скорость воды в пределах 0,6—1,0 м/с, а для труб большего диаметра от 1.1 до 1,5 м/с.
По выбирают стандартную трубу диаметром , обеспечивающую пропуск расчетного расхода с действительной скоростью лежащей в указанных пределах. Действительная скорость вычисляется по формуле:
Потери напора в стальных и чугунных трубах рекомендуется определять по формулам ВНИИВодгео:
где — потери напора на 1 м длинны трубы.
Потери напора можно определить и по удельному сопротивлению
Потери напора на данном участке сети
где — длинна участка, м.
Практический расчет сетей производят по таблицам [19], составленным по формулам (5) и (6), в которых приведены и для труб разных диаметров.
Сопротивления, возникающие в фасонных частях и арматуре, т. е. местные сопротивления, при расчетах наружных водопроводных сетей или совсем не учитываются, так как они незначительны по сравнению с сопротивлениями от трения по длине трубопровода, или их принимают равными 5—10% от сопротивлений по длине.
Высота водонапорной башни (принимают от поверхности земли до дна бака) должна обеспечивать получение требуемого свободного напора в критической точке, т. е. точке, требующей наибольшего свободного напора. Высоту определяют по формуле
где — отметка критической точки сети, м;
— отметка поверхности земли у водонапорной башни, м:
— требуемый свободный напор в критической точке, м;
— увеличенная на 10%, для учета местных сопротивлений, сумма потерь напора на всех участках сети от критической точки до водонапорной башни, м.
Напор , который создают насосы станции 2-го подъема и показывают манометры на напорных патрубках насосов, определяют по формуле*
где — отметка оси насоса, м;
— расчетная высот водонапорного бака, м
— потери напора в водоводе.
Подобным образом по заданному свободному напору у очистных сооружений, по известным отметкам осей насосов и поверхности земли у очистных сооружений и вычисленным потерям напора в трубах определяется напор насосов станции 1-го подъема.
Бак водонапорной башни должен вмещать регулировочный объем и запас воды на тушение пожара в первые минуты его возникновения. Таким образом, объем бака
где — объем регулировочной емкости, м 3 ;
— запас воды для тушении одного внутреннего и одного наружного пожара в течение 10 мин, м 3 .
Объем регулировочной емкости можно определить по ступенчатой диаграмме подачи и потребления воды (рис. 25), на которой он равен заштрихованной площади.
Расчет водопроводной сети заканчивается проверкой на пропуск пожарного расхода воды при максимальном хозяйственном расходе. Для этого увеличивают расчетные расходы по участкам на величину пожарного расхода, определенного по нормам, вычисляют скорость движения воды по трубам и потери напора при увеличенном расходе и сравнивают их с допустимыми значениями.
Пример. Рассчитать тупиковую водопроводною сеть с резервуаром по пути или подачи производственной воды в цеха обогатительной фабрики. Схема сети приведена на рис. 24. Исходные данные для расчета приведены в таблице 5
Исходные данные для расчета
и точки водопотребления
ческие отметки точек
Сосредо-точенные расходы воды в точках водопотребления
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов по выполнению практических занятий по ПМ 01. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозя
государственного бюджетного профессионального
« Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства »
для студентов по выполнению
по ПМ 01. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства
Перечень практических занятий
Практическое занятие №1
Практическое занятие №2
Практическое занятие №3
Практическое занятие №4
Практическое занятие №5
Практическое занятие №6
Практическое занятие №7
Практическое занятие №8
Практическое занятие №9
Практическое занятие №10
Настоящие методические указания по выполнению практических занятий предназначены для студентов по междисциплинарным курсам МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания и МДК 01.02. Технология эксплуатации системы отопления здания ПМ 01. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства по профессии СПО «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
Содержание практических занятий направлено на:
— обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам МДК;
— формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
— выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Представленные практические занятия по МДК выполняются после изучения теоретического учебного материала по темам:
МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания :
Тема 1. Эксплуатация систем и оборудования водоснабжения здания ;
Тема 2. Эксплуатация систем и оборудования водоотведения здания ;
Тема 3. Основные положения по эксплуатации санитарно-технических систем ;
МДК 01.02. Технология эксплуатации системы отопления здания :
Тема 1. Эксплуатация и устройство системы отопления здания ;
Тема 2. Основные положения по эксплуатации системы отопления .
Методические указания по проведению практических занятий ориентированы на достижение следующих целей:
— формирование практических умений и навыков обращения с различными инструментами, приборами, оборудованием , которые составляют часть профессиональной практической подготовки;
— развитие исследовательских умений – (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимость, делать выводы и обобщения, оформлять результаты).
Они охватывают весь круг профессиональных умений, на которые ориентированы данные МДК.
На практических занятиях студенты овладевают профессиональными и общими компетенциями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практики.
Перед выполнением практических занятий осуществляется инструктаж по выполнению заданий.
По окончанию работ проводится обсуждение итогов по её выполнению.
Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оценки за выполнение практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.
Выполнение практических занятий позволяет реализовать требования к уровню подготовки выпускников, предъявляемых соответствующих стандартов.
Практические занятия значительно повышают качественный уровень знаний, повышают мотивацию к изучению дисциплины, дают возможность студентам более полно осознать необходимость практической значимости приобретенных умений, навыков, а также использование их в профессиональной деятельности.
Для подготовки к выполнению практических занятий рекомендуется следующая литература:
И. И. Полосин «Инженерные системы зданий и сооружений»: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2012 г.
1. Барановский В.А., учебное пособие «Слесарь-сантехник», Р-на- Д, изд. «Феникс», 2013 г.
Левадный В.С. Бурлака А.П. Сварочные работы. – М.: Аделант, 2007.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПМ 01. «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства»
Раздел, тема ППКРС/
Раздел 1. Эксплуатация системы водоснабжения и водоотведения здания
МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания
Тема 1. Эксплуатация систем и оборудования водоснабжения здания
Измерение давления. Манометры. Устройство водопровода холодной и горячей воды
Схемы и системы внутреннего и наружного водопровода. Способы испытания систем и устройств внутреннего водопровода
Тема 2. Эксплуатация систем и оборудования водоотведения здания
Последовательность установки основных санитарных приборов. Установка, крепление и присоединение к канализационной сети одиночных и групповых приборов
Способы испытания систем канализации зданий. Техническое обслуживание систем и оборудования водоотведения здания. Мероприятия по охране труда при эксплуатации систем и оборудования водоотведения здания
Тема 3. Основные положения по эксплуатации санитарно-технических систем
Эксплуатационные требования к системам холодного и горячего водоснабжения: проверка давления в водопроводной сети; герметичности системы; защита от коррозии и отпотевания
Эксплуатационные требования к системе канализации и водостокам: наличие устройств для прочистки и ликвидации засоров; наличие вентиляции; заземление металлических санитарных приборов
Раздел 2. Эксплуатация системы отопления здания
МДК 01.02 Технология эксплуатации системы отопления здания
Тема 1. Эксплуатация и устройство системы отопления здания
Составление принципиальных схем систем водяного отопления с естественным и принудительным побуждением. Составление схемы двухтрубной и однотрубной системы отопления. Составление схемы системы парового отопления
Составление схемы воздушного отопления. Составление схемы панельного отопления. Мероприятия по испытанию систем отопления и теплоснабжения
Тема 2. Основные положения по эксплуатации системы отопления
Проверка температуры воздуха в помещении на соответствие эксплуатационным требованиям; противопожарная безопасность. Выявление причин нарушений температурного режима в отапливаемых помещениях. Эксплуатационные требования к системам отопления: регулирование системы; безопасность пользования
Проверка давления в системе отопления на соответствие эксплуатационным требованиям. Проверка герметичности системы отопления. Выполнение профилактических работ, способствующих эффективной работе системы отопления (прочистка засоренных труб и тепловых приборов, удаление воздуха из системы отопления). Работа с эксплуатационной технической документацией и её основным содержанием
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Профессия СПО: » Мастер жилищно-коммунального хозяйства «
ПМ 01. «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства»
МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания
Тема практического занятия: Измерение давления. Манометры. Устройство водопровода холодной и горячей воды
Цель занятия: Изучить устройство и принцип работы манометров, и водопровода холодной и горячей воды
Форма организации практического занятия: групповая
— бумага, карандаш, линейка, ластик
Структурные элементы занятия:
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Инструктаж о ходе практического занятия (осмысление
сущности задания, последовательности выполнения).
3. Повторение необходимых теоретических знаний. Допуск.
4. Инструктаж по охране труда.
5. Организация и управление деятельностью студентов.
6. Оформление отчета о выполненном задании и контроль.
7. Подведение итогов и оценка работы студентов.
для повторения необходимых теоретических знаний:
— методы измерения давления в водопроводных системах
— для чего предназначен в нутренний водопровод зданий ;
— что входит в состав внутреннего водопровода зданий ;
— какие п риборы могут быть установлены на водопроводе ;
— как устроен водопровод холодной воды
— как устроен водопровод горячей воды
Оформление документации, контроль:
План выполнения задания:
1. Повторите пройденный материал по лекциям и ответьте на вопросы:
А) Что такое давление?
Б) Для чего нужны манометры ?
В) Какие вы знаете способы соединения водопроводных труб? Что такое фасонные детали?
2.Соберите схемы устройства внутреннего водопровода холодной и горячей воды:
Основные элементы для внутреннего водопровода холодной воды:
насосная установка (не всегда);
разводящая сеть водопровода;
поэтажная (поквартирная) подводка;
водоразборная и смесительная арматура.
Основные элементы для внутреннего водопровода горячей воды:
тройник для слива воды
3.Зарисуйте полученные схемы в отчет.
Преподаватель _________________
Отчет студента по выполнении практического занятия № 1.
Тема практического занятия: Измерение давления. Манометры. Устройство водопровода холодной и горячей воды
Цель занятия: Изучить устройство и принцип работы манометров, и водопровода холодной и горячей воды
Перед началом занятия необходимо знать:
— методы измерения давления в водопроводных системах
— для чего предназначен внутренний водопровод зданий;
— что входит в состав внутреннего водопровода зданий ;
— какие п риборы могут быть установлены на водопроводе ;
— как устроен водопровод холодной воды
— как устроено водопровод горячей воды
1. Повторить пройденный материал по лекциям и ответьте на вопросы:
А) Что такое давление?
Б) Для чего нужны манометры ?
В) Какие вы знаете способы соединения водопроводных труб? Что такое фасонные детали?
2.Соберать схемы устройства внутреннего водопровода холодной и горячей воды:
Основные элементы для внутреннего водопровода холодной воды:
насосная установка (не всегда);
разводящая сеть водопровода;
поэтажная (поквартирная) подводка;
водоразборная и смесительная арматура.
Основные элементы для внутреннего водопровода горячей воды:
тройник для слива воды
3.Зарисовать полученные схемы в отчет.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Профессия СПО: » Мастер жилищно-коммунального хозяйства «
ПМ 01. «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства»
МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания
Тема практического занятия: «Схемы и системы внутреннего и наружного водопровода. Способы испытания систем и устройств внутреннего водопровода»
-изучить системы внутреннего и наружного водопровода
-научиться пользоваться схемами систем внутреннего и наружного водопровода
-ознакомиться со способами испытания систем и устройств внутреннего водопровода
Форма организации практического занятия: групповая
— бумага, карандаш, линейка, ластик
Структурные элементы занятия:
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Инструктаж о ходе практического занятия (осмысление
сущности задания, последовательности выполнения).
3. Повторение необходимых теоретических знаний. Допуск.
4. Инструктаж по охране труда.
5. Организация и управление деятельностью студентов.
6. Оформление отчета о выполненном задании и контроль.
7. Подведение итогов и оценка работы студентов.
для повторения необходимых теоретических знаний:
— что такое наружный и внутренний водопровод
— какие основные элементы наружного водопровода
— какие методы испытаний устройств внутреннего водопровода вы знаете
— какие принятые сокращения и условные обозначения вы знаете
А) Что обозначает данная аббревиатура?