- Дома на колёсах
- Водяное отопление прицепа дачи
- Какие системы отопления существуют в автодомах?
- Системы отопления в автодомах: варианты отопителей для комфортной температуры в кемпере
- Отопительные системы автодома
- Варианты для обогрева кемпера
- Отопление кемпера электричеством
- Твердое топливо для печки
- Отопители на жидком топливе – бензин, солярка
- Отопители кемпера, работающие на газе
- Газовое отопление автодома
- Правильное размещение баллонов
- Отведение продуктов горения
- Лучшие производители газовых систем отопления
- Alde и Prіmus с жидким теплоносителем
- Truma с воздушным теплоносителем
- Выводы и полезное видео по теме
Дома на колёсах
Помимо стандартного подогрева, который входит в базовую комплектацию твоего автодома, существуют более продвинутые и эффективные способы обогреть помещение автодома и нагреть воду для душа, умывальника и кухонной мойки.
Наиболее известны отопительные системы «>Webasto и «>Truma, а также Alde, Primus, Carver и Eberspächer.
Любой автодом в базовой комплектации оснащен воздушной отопительной системой, и отдельно – подогревом воды. Работают они на газе, что существенно увеличивает расход его запаса (стандартно это 2 баллона по 11 кг сжиженного газа в комплекте). Отопление такого типа осуществляется при помощи забора воздуха внутри автодома и возврата нагретого воздуха обратно в помещение — напрямую или через систему воздуховодов, и довольно сильно сушит воздух. Однако же стандартный срок службы воздушной системы отопления без замены комплектующих – около 10 лет.
Также существуют и более совершенные системы отопления и подогрева воды – «>жидкостного типа. Принцип их работы основан на заборе топлива (бензина или дизеля) из бака автомобиля, подогреве циркулирующей в системе автодома воды (антифриза), а подача тепла осуществляется через нагревательные «>радиаторы отопления, которые привычны нам дома и не так сильно сушат воздух, в отличие от воздушной системы отопления. По желанию можно выбрать модель со встроенным теплообменником, который позволяет нагревать воду для душа, умывальнника и кухонной мойки. Отопительная система такого типа экономит запасы газа, дает более стойкое и длительное тепло, но на старте прогревает помещение медленнее, чем воздушная. Количество тепла можно увеличить, оснастив автодом дополнительными радиаторами. Но жидкостная система несколько сложнее в техническом обслуживании и требует контроля за герметичностью, а также замены теплоносителя примерно каждые 3 года. Также жидкостное отопление существенно дороже при покупке и установке.
Помимо вышеописанного, существует «>система подогрева пола, при помощи обоих типов отопления. Такое отопление для двойного пола, имеющего систему труб отопления, в основном обеспечивает оборудование Alde, либо оно работает от 220 V. Отапливаемый пол также может быть и эксплуатируемым, иметь толщину около 30 см и места для хранения.
Водяное отопление прицепа дачи
Каждый прицеп, выходя из завода, комплектуется штатной системой отопления Truma. Она входит в первоначальную стоимость прицепа-дачи. Это очень хорошая, не дорогая система, но она обладает некоторыми недостатками.
Несмотря на то, что отопитель Truma работает от газа, функция нагрева воды (бойлер) работает только от сети 220 В. Если Вы в холодное время суток остановились на короткий ночлег, а рядом нет электричества, то Вам придется включать генератор, который, в свою очередь, необходимо защитить велосипедным замком. Кроме того, Truma гонит теплый воздух из отверстий, расположенных по периметру прицепа так, как в любом автомобиле и сушит воздух. Горячий агрегат Truma расположен внутри жилого помещения в открытом месте. Если к нему прикоснуться, то можно обжечься.
Гораздо удобнее система отопления Alde. Она заказывается отдельно.
Работает от сети 220 В (без газа, в трех режимах мощности), от газа с питанием от 12 В, а так же в комбинированном режиме (220В + газ), самостоятельно выбирая доступный источник энергии.
Alde не гонит теплый воздух, а нагревает батареи точно так же, как у Вас дома. В жилом помещении прицепа-дачи тепло, комфортно и уютно. Горячий агрегат Alde расположен внутри жилого помещения в закрытом месте. Вероятность прикосновения к нему сведена к минимуму.
В состав отопителя Alde входит так же бойлер. От него горячая вода в прицепе-даче поступает к душу, умывальнику и мойке.
Какие системы отопления существуют в автодомах?
Отопительные системы в автодомах и прицепах дачах делятся на несколько видов:
По источнику питания: газовые, электрические, на жидком топливе.
По вариантам теплоносителя: воздушные и жидкостные
К газовым относятся отопители торговых марок Alde, Truma, Primus.
Плюсы газовых отопителей в том, что природный газ экономичнее чем электричество и жидкое топливо, а так же энергетически эффективнее. Показатели автономности здесь тоже на высоте. Из минусов можно отметить, что российский газ бутан, который входит в состав пропан-бутановой смеси (что и именуется у нас на родине природным газом) при сильно отрицательных температурах не испаряется и переходит в жидкое состояние. Как следствие этого перестает работать отопитель, когда он так сильно нужен. Так же стоит отметить взрывоопасность, возможность утечек, а так же вредные пары угарного газа (если с выпускной системой отопителя не все в порядке). В Европе не везде присутствуют единые стандарты на газовое оборудование и с этим могут возникнуть проблемы.
Электрические нагреватели обычно встраиваются в газовые отопители Alde и Primus как запасной вариант, а так же продаются отдельно в огромном количестве. Помимо этого существует вариант со встроенными в пол электрическими матами.
Здесь тепло передается за счет уложенной в мат проволоки с высоким сопротивлением. Все эти приборы просты в эксплуатации, не пожароопасны и стоимость их сравнительно не высока. Только вот расход электроэнергии получается очень затратный, а об автономности здесь и речи не идет (жидкотопливный генератор не в счет).
Жидкотопливные отопители представлены в основном компаниями Webasto и Eberspächer.
Достоинствами этих отопителей является автономность и доступность жидкого топлива (бензин или дизель, которые, в отличии от газа, можно найти в самых запрятанных закаулках нашей необъятной), которое берется прямо из бака автомобиля. Система отопления монтируется под пол кемпера, что позволяет экономить внутреннее пространство салона. Так же в зимнее время отопитель может работать и как предпусковой подогреватель, сначала прогревая двигатель, а затем жилой модуль и воду. Из минусов можно отметить, что, до недавнего времени, все жидкостные отопители были шумными и имели неприятных запах. Жидкое топливо более химически инертно, чем газ.
Теперь разберем в чем принцип работы, плюсы и минусы систем с воздушным и жидкостным теплоносителем.
Отопители с воздушным теплоносителем производят торговые марки Truma, Carver, Webasto, Eberspächer.
Такие системы забирают холодный воздух внутри автодома, нагревают его, а затем проводят его обратно в жилой модуль напрямую или через систему воздуховодов. Воздушный обогрев является лидером по установке в дома на колесах прежде всего из-за своей привлекательной стоимости. Воздух в салоне обогревается значительно быстрее, чем при жидкостном теплоносителе. Так же, в первые 10 лет эксплуатации, воздушное отопление не требует никакого специального сервиса.
Из минусов по сравнению с жидкостным отопителем стоит отметить больший расход газа, неравномерность распределения тепла.
Отопители с жидкостным теплоносителем производят торговые марки Alde, Primus, Webasto, Eberspächer.
Такие отопители нагревают жидкость (воду или антифриз), циркулирующую по замкнутому контуру внутри прицепа дачи, которая транспортирует тепло к нагревательным элементам (батареям), где оно и отдается в качестве теплового излучения жилому пространству дома на колесах.
Плюсом является равномерность распределения тепла по всему салону, меньший расход газа, возможность увеличить мощность просто поставив дополнительную батарею в контур.
Из минусов стоит отметить большую стоимость устройства и его техническую сложность, более медленный прогрев салона, более сложное техническое обслуживание (периодическая проверка на герметичность, удавление воздуха, замена каждые 2-3 года теплоносителя).
Так же такие системы как Alde и Primus комплектуются встроенными теплообменниками, которые позволяют греть водопроводную воду.
Системы отопления в автодомах: варианты отопителей для комфортной температуры в кемпере
Серьезно стали задумываться об автокараванинге и хотите совершать длительные путешествия в комфортных условиях? Тогда нужно, в первую очередь, побеспокоиться о тепле и уюте кемпера. Чтобы правильно это сделать, нужно узнать, какие существуют системы отопления в автодомах, разобраться в их достоинствах и недостатках.
Мы расскажем не только о системах отопления, но и обратим внимание на эффективность работы каждой из них. После изучения материала можно будет без труда выбрать идеальный вариант обогрева кемпера с учетом простоты устройства, комфорта эксплуатации, автономности и безопасности системы.
Отопительные системы автодома
Все отопительные системы кемпера можно разделить по двум основным критериям – способ нагрева теплоносителя, источник топлива. Наибольшее распространение получили обогреватели с воздушным теплоносителем.
Суть их работы состоит в заборе холодного воздуха, его нагреве с последующей подачей в жилой модуль. Высокая скорость обогрева помещения и невысокая стоимость оборудования – вот основные показатели, объясняющие популярность таких отопителей.
К недостаткам можно отнести высокий расход топлива и неравномерность распределения теплого воздуха. Система с жидким теплоносителем выглядит более сложной, но и более совершенной.
Ее работа основана на подогреве циркулирующей в системе воды, которая поступает в радиаторы, отвечающие за распределение тепла.
При установке такой системы можно рассмотреть вариант отопителя с встроенным теплообменником, который помимо отопления будет обеспечивать жителей автодома еще и горячей водой.
Варианты для обогрева кемпера
Для обогрева автодомов могут быть использованы следующие источника получения тепловой энергии:
- Электричество;
- Твердое топливо (дрова, пеллеты, прессованные опилки, уголь);
- Жидкое топливо (бензин, дизельное топливо);
- Газ.
Рассмотрим кратко каждый из источников получения тепловой энергии и постараемся выбрать наиболее оптимальный вариант для обогрева кемпера.
Отопление кемпера электричеством
Электрическое отопление кемпера даже не рассматривается в качестве основного источника обогрева. Электрические радиаторы и система теплых полов требуют подключения к сети 220 V и мощность тока не менее 10 А. Это возможно только на обустроенных стоянках.
В пути не может быть и речи об электрическом отоплении, но вот на оборудованных кемпингах электрические конвекторные обогреватели могут пригодиться для сохранения запаса основного источника отопления.
Твердое топливо для печки
В основном, в качестве твердого топлива применяются дрова. В роли обогревателя выступает не полноценный топливный котел, а обыкновенная буржуйка.
Такая система отопления эффективна только для коротких поездок в течение 2-3 дней.
Для длительного путешествия потребуется очень много дров, их размещение снизит вместительную площадь модуля. Да и об автономности такого обогрева не может быть и речи, так как дрова очень быстро прогорают и постоянно нужно отвлекаться на обслуживание печки.
Альтернативой дровам могут стать пеллеты или прессованные опилки, получившие название евродрова. Они хоть и расходуются гораздо медленнее, но все же для размещения их запаса также потребуется большая площадь.
Отопители на жидком топливе – бензин, солярка
В качестве жидкого топлива могут быть использованы бензин или солярка. Их забор происходит непосредственно из бака. Преимуществом такой системы является ее расположение.
Она размещена под полом кемпера, что позволяет рационально использовать площадь автодома. В холодное время года такая система может быть использована для прогрева двигателя перед запуском.
Недостатком обогревателей на жидком топливе является высокий шум уровня при их работе. Даже при идеальной герметизации окон и двери кемпера не удастся полностью избежать запаха бензина или солярки в помещении.
К тому же постоянно придется следить за уровнем топлива в баке, так как в холодное время года его расход существенно возрастает. Остановиться с пустым баком за несколько десятков километров до заправки – не лучший вариант путешествия.
Отопители кемпера, работающие на газе
Основным преимуществом газовых обогревателей является их более высокая экономичность в сравнении с электричеством, жидким и твердым топливом. Кроме этого такие обогреватели характеризуются своей автономностью.
Современная автоматика газового оборудования позволяет не только выбирать режим работы, но и полностью автоматизировать работу отопительной системы.
Компактные газовые баллоны стандартного размера способны на неделю обеспечить жителей кемпера теплом и достаточным запасом горячей воды даже в холодное время года. При необходимости, стандартные баллоны можно заменить баллонами большей емкости, увеличив при этом запас топлива в 8-10 раз.
Благодаря автономности работы, комфортной эксплуатации и высокой экономичности именно газовые обогреватели для гаражей и кемперов наиболее популярны среди большинства поклонников автокараванинга.
Поэтому именно на газовом отоплении кемпера мы остановимся более подробно, рассмотрим принцип работы оборудования, особенности установки, а также меры безопасности при их эксплуатации.
Газовое отопление автодома
Система газового отопления автодома при использовании жидкого теплоносителя практически ничем не отличается от автономного отопления частного дома или квартиры с помощью стационарного газового котла. Точно так же происходит нагрев воды в теплообменнике с последующим ее распределением по трубам к радиаторам отопления.
Для обогрева также может быть использован и обогреватель, работающий по принципу традиционного газового конвектора. Воздух, необходимый для горения газа, поступает не из кемпера, а забирается снаружи.
Таким образом, жители автодома не испытывают дефицит в кислороде. Дополнительная установка вентилятора помогает равномерно распределять теплый воздух в самые отдаленные части помещения.
Правильное размещение баллонов
Для газовых баллонов в автодоме, обычно предусмотрен отсек с наружной части борта. Если речь идет о караване, то здесь баллоны располагаются над прицепным устройством в зоне багажного отделения. К системе баллон подключается при помощи гибкого шланга с последующим распределением через трубопровод непосредственно к источнику потребления.
Традиционные отсеки вмещают два газовых баллона. Это очень важный момент, так как без специальных датчиков трудно определить остаток топлива в баллоне. Желательно, всегда иметь в запасе один полный баллон, чтобы не остаться без газа в дороге.
Золотое правило заправлять пустой баллон при первой возможности позволит избежать неудобств. Стандартный баллон вмещает 11 кг газа, при необходимости и наличии места можно спокойно установить баллон на 100 л и совершать поездки на самые дальние расстояния без оглядки на необходимость заправки.
Отведение продуктов горения
В результате использования газа образуются продукты горения, которые требуют отведения. Система отведения продуктов горения представляет собой обычную стальную или коаксиальную трубу. В зависимости от модели, выхлопная труба монтируется в боковую стенку автодома или в крышу.
В обогревателях с жидким теплоносителем от производителей Alde и Primus отведение продуктов горения выполняется через боковую стену. В то же время в традиционно используемых воздушных газовых отопителях Trumo продукты горения выводятся через трубу, которая монтируется в крышу кемпера.
Лучшие производители газовых систем отопления
Наш климат очень сходен с суровым скандинавским климатом, где является очень популярным автокараванинг.
Поэтому не помешает заглянуть к нашим скандинавским соседям, чтобы обратить внимание на производителей газовых отопителей для автодома кемпера, которые хорошо зарекомендовали себя при работе в критически низких температурах без снижения комфорта жизни путешественников.
Alde и Prіmus с жидким теплоносителем
Основой работы систем отопления компаний Alde и Prіmus является жидкий теплоноситель (антифриз). Сама система является точной копией традиционной системы отопления, используемой при автономном отоплении. Радиаторы отопления размещены по периметру автодома и соединены между собой алюминиевой трубой.
Котел оборудован низкооборотистым циркуляционным насосом, который прокачивает теплоноситель по контуру. Для его работы достаточно батареи 12 В. Газовый котел работает автономно, но имеет встроенный модуль, который может быть подключен на кемпинге к электросети 220 В.
Подогретый радиаторами воздух устремляется вдоль окон к верхней части салона, через вентиляционные отверстия поступает под крышу, где охлаждается и устремляется к центральной части кемпера.
Часто в комплектацию котлов входит система теплых полов с жидким теплоносителем, который перемещается по змеевику, вмонтированному в сендвич-панель. Дополнительный контур при установке кранов может перекрываться.
Truma с воздушным теплоносителем
Принцип работы газовой горелки закрытого типа Truma состоит в заборе холодного воздуха из кемпера, его последующем нагреве и возвращении в жилой модуль. Для равномерного распределения теплого воздуха используется система воздуховодов.
Равномерность подачи воздуха усиливается небольшим вентилятором. Распределение теплого воздуха можно регулировать заслонками, установленными на каждом воздуховоде.
Особенность газовой горелки Truma состоит в ее розжиге при помощи пьезоэлемента. Запуск осуществляется не при помощи аккумулятора, а используются пальчиковые батарейки. Салон кемпера прогревается куда быстрее, чем при системах отопления с жидким теплоносителем, но при этом увеличивается расход газа, а теплый воздух распределяется не так равномерно.
Газовые отопители для обогрева кемпера отличаются своей автономностью, а при использовании качественной автоматики и норм установки, характеризуются безопасной эксплуатацией.
При выборе мощности оборудования нужно ориентироваться на площадь автодома и климатические условия. Для длительных путешествий идеально подойдет система с жидким теплоносителем, а для коротких вылазок на природу хватит и воздушного.
Выводы и полезное видео по теме
Установка газового конвектора в автодоме:
Обзор газового отопителя Truma 3000:
Особенности заправки газовых баллонов различных стандартов и решение проблемы с их заправкой:
Автокараванинг – это увлекательно, но наряду с этим и очень серьезно. При выборе газового отопителя предпочтение следует отдать торговым маркам, качество продукции которых проверено временем.
Так вы не только обеспечите высокий уровень комфорта во время путешествия, но и получите гарантию на работу приобретенного оборудования.
Хотите рассказать о своем варианте отопления автодома? Располагаете полезными сведениями по теме статьи, которыми стоит поделиться с читателями? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящейся ниже бок-форме, задавайте вопросы по интересным или спорным моментам, размещайте фото.