- Водяной тепловентилятор своими руками: создаем комфортный микроклимат
- Применение водяных тепловентиляторов
- Популярные модели
- Как отремонтировать тепловентилятор?
- Водяной тепловентилятор своими руками
- Отзывы о водяных тепловентиляторах
- Volcano, отопление «гаража» тепловентиляторами
- Отопление гаража
- Итак, есть гараж – нужно его обогревать! Что же такое тепловентилятор Валькано и как его заполучить?
- Тепловентилятор водяной в гараж монтаж
- Как сделать дешевое отопление в гараже
- Чем лучше топить или выбор энергоносителя
- Сжигание твердого топлива
- Использование отработки и солярки
- Обогрев электричеством
- Газовое отопление
- Как организовать воздушный обогрев
- Установка печи на дровах и отработке
- Размещение электронагревателей
- Водяная отопительная система
- Западноевропейский опыт
- Выводы и полезные советы
Водяной тепловентилятор своими руками: создаем комфортный микроклимат
Сегодня разработано множество систем отопления, способных создавать комфортный микроклимат в помещениях различного назначения.
Однако их большая часть дает необходимый эффект лишь при использовании в домашних условиях, так как возможность поддержания необходимой температуры ограничена площадью помещения.
При применении альтернативных источников отопления на солидных площадях производственных помещений, отмечается чрезмерно высокий уровень потребления топлива, или же электроэнергии.
Специально для промышленных предприятий были разработаны оригинальные системы отопления, получившие название водяные тепловентиляторы.
Применение водяных тепловентиляторов
Использование горячей воды в системах отопления является традиционным способом обеспечением теплом помещений.
Водяные радиаторы отопления устанавливают и в квартирах, и в заводских цехах. Однако данный вариант отопления не способен быстро обогреть помещение до необходимой температуры.
Водяное отопление также невозможно использовать для создания участков, где необходим интенсивный прогрев. Такие локальные участки часто нужны на предприятиях, выполняющих технические работы, при которых требуется быстро высушить какие-то детали.
В этих случаях оптимальным способом становится использование водяных тепловентиляторов, комбинирующих в своем устройстве одновременно две системы отопления — водяную и воздушную.
Наиболее часто водяные тепловентиляторы используют:
- для равномерного обогрева больших помещений, где сложно поддерживать комфортную температуру обычными радиаторами;
- для быстрого прогрева помещений промышленного назначения, где производится сушка частей автомобиля или ковров;
- при необходимости понижения влажности в помещениях цокольных этажей;
- для повышения температуры воздуха в гаражах, подключенных к центральному отоплению.
- Эксплуатация водяных тепловентиляторов имеет определенные сложности, связанные с необходимостью наличия в помещении горячего водоснабжения. Однако их экономичность компенсирует некоторые неудобства подключения.
Поскольку производители изготовляют водяные тепловентиляторы не только для промышленности, предлагая потребителям широкий диапазон мощностей, то данные приборы обогрева охотно используют и в домашних условиях.
Популярные модели
Водяные тепловентиляторы изготавливают многие производители. Наибольшим спросом у российских потребителей пользуется продукция компании Тепломаш, разработавшая линейку моделей КЭВ, тепловой мощностью 3 — 120 кВт.
Не меньшим спросом на российском рынке пользуется продукция польских производителей теплового оборудования, представленная компанией Volcano.
Они изготовляют различное оборудование для обогрева помещений, в том числе и водяные тепловентиляторы. Компания поставляет в Россию несколько серий тепловентиляторов, имеющих различную тепловую мощность.
Если сравнить модели водяных тепловентиляторов данных компаний, выбрав сходные по тепловой мощности, то получим следующие результаты (см. таблицу 1.)
Модель водного тепловентилятора | Тепломаш КЭВ 25Т3 W2 | Volcano V25 |
Мощность | 3,1-7,6 кВт | 3-20 кВт |
Установка в помещениях площадью: | 31-76 м 2 | 80-200 м 2 |
Расход воздуха | 600-1200 м 3 /ч | 4000 3 /ч |
Установка | настенный | настенный |
Пульт ДУ | есть | есть |
Как отремонтировать тепловентилятор?
При необходимости ремонта электрической части водяного тепловентилятора обычно особых сложностей не возникает. Чаще всего причинами неисправностей становится потеря контакта в одной из частей электрической цепи. Такое повреждение способен исправить любой человек, обладающий достаточными знаниями в области электротехники.
В инструкцию по эксплуатации водяного тепловентилятора обязательно включена схема его подключения. В зависимости от модели, подключение может быть однофазным или трехфазным. С помощью тестера следует проверить по схеме все участки цепи, включая контакты в каждом положении.
Схема однофазного подключения водяного тепловентилятора приведена ниже.
При необходимости контакты следует зачистить и отрегулировать. При обнаружении неисправности вентилятора, служащего для нагнетания воздуха, его следует заменить аналогичным устройством.
В водяных тепловентиляторах может возникнуть еще одна неисправность, связанная с состоянием теплообменника. Чаще всего в нем появляется течь из-за несоблюдения условий его эксплуатации. В некоторых случаях работоспособность устройства можно восстановить, но выполнить такую работу смогут только специалисты.
Первоначально необходимо точно определить места повреждения теплообменника. Для этого выполняется его опрессовка. Чаще всего течь обнаруживается в калачах, медных полукольцах, соединяющих между собой трубки змеевика. Их либо запаивают, либо меняют на новые детали. После окончания ремонта теплообменник вновь опрессовывают и устанавливают на место.
Водяной тепловентилятор своими руками
Некоторые умельцы изготовляют водяные тепловентиляторы небольшой мощности самостоятельно. Основной трудностью при сборке самодельного устройства становится изготовление змеевика (теплообменника).
Для него используется медная трубка диаметром не менее ½ дюйма. Её заполняют песком и выгибают в необходимой конфигурации.
Однако существует и более простой способ — теплообменником может стать автомобильный радиатор. К нему добавляется канальный вентилятор на 220 В, закрепленный на пружинах, гасящих вибрацию.
Все детали собираются в корпус, изготовленный из нержавейки, и фланцевыми соединениями устройство подсоединяется к отопительной системе.
Отзывы о водяных тепловентиляторах
Сергей, г. Челябинск:
«Установил Volcano mini на автомойке. Выбирал агрегат по надежности и долговечности. Тепловентилятор работает уже больше года. Корпус выглядит как новый, качество материала замечательное. Работает достаточно тихо, быстро нагревает бокс. Приобретением доволен».
Валентин, г. Калининград:
«Для обогрева супермаркета приобрели водяные тепловентиляторы от Тепломаша. При постоянной работе хорошо поддерживает комфортный климат в помещении. Весь крепеж был в комплекте, поэтому трудностей с монтажом не было».
Антон, г. Мичуринск:
«Мне повезло, что у меня гараж находится в комплексе, подключенном к отоплению. Только вот помещение просторное и зимой прохладно. Мне посоветовали подключить к батарее самодельный водяной тепловентилятор. Включаю его сразу, как только прихожу в гараж. Через полчаса чувствую себя комфортно».
Делаем водяной тепловентилятор своими руками, посмотрев видео:
Как легко повысить КПД батареи посмотрите на видео:
О промышленных водных тепловентиляторах завода Тепломаш узнайте из видео:
Volcano, отопление «гаража» тепловентиляторами
Отопление гаража
Прежде всего – отопление гаража тепловентиляторами VOLCANO – очень выгодно, экономично и просто в эксплуатации. Пообщайтесь с любым, кто его себе установил – и Вы не найдете ни одного плохого отзыва. У всех – тепловентиляторы Волкано работают на «Отлично» и «Хорошо».
Итак, есть гараж – нужно его обогревать! Что же такое тепловентилятор Валькано и как его заполучить?
Тепловентилятор водяной в гараж монтаж
Вулкано – это соединение радиатора системы охлаждения (например от а/м «ЗИЛ-130»), корпуса от старого телевизора и вентилятора типа «Ветерок».
Просто – понятно – доходчиво!
Как в знаменитом блокбастере – ветер дует, вода греет. Но! Всегда есть оно – это «НО»! По логике, должно быть что-то, что производит горячую воду, которой питается этот самый водяной тепловентилятор, чудо-штука VOLCANO!
Все верно, как и для любой системы отопления – требуется котел (газовый, угольный, пеллетный, дизельный, электрический т. д.) плюсом трубы, насос, расширительный бак.
Вот это номер! Валькано-то сам не греет! А только суть рассеивает тепло! Так, это ж не то, я же искал что дешево, само греет и кашу варит (это братцы Вам к продавцам ИК чудо-панелей, они и греют, и «варют», и чай готовят!).
Э-эх, да, чудо чудное – не произошло!
За сим, как говорится, разрешите откланяться!
Вы еще тут? Читаете? Ну, значит, в чудеса не верите. Тогда продолжим…
Что-ж, котёл, так котёл… А какая мощность, а сколько он будет «съедать» денег? С мощностью – все просто, для гаража, требуется, пожалуй, самая низкая температура по сравнению с любыми другими помещениями, 10-12 град в самые сильные морозы – этого будет достаточно, ведь не спать же в гараже! Надо как можно быстрее чинить автотранспорт и ехать работать! Или отдыхать, кому –как J
Простой пример отопления гаража тепловентилятором Volcano.
Площадь 24м2 (4 длина, 6 ширина), высота 3м итого всего 72м3. Чтобы нагреть такое помещение в -20 на улице, нужно всего-то 2кВт тепла!
Хм.. А что же тепловентилятор VOLCANO? Какой же посмотреть? Их ведь вон — 4 модели: Volcano mini, VR1, VR2, VR3 и даже VR-D – «декстрантифинкатор», будь он не ладен! А еще есть в старом корпусе (как стоят у соседа чёрно-желтые) в новом – белые… И двигатели АС и ЕС! Какой брать?!
Правило выбора – всегда справедливое для тепловентиляторов Volcano – «Дайте два!» J
И, казалось бы, шутка, но правило-то справедливо!
— два вентилятора – один всегда в резерве!
— два – двухрядный теплообменник – всегда лучше однорядного!
— два – наша прибыль – будет больше в два раза от продажи J !
Вернемся к примеру. Итак, 2 кВт… берем таблицу мощности, например, Volcano mini EC…
Так, так… температура теплоносителя: 50 градусов (зачем же лишнее…), хм… Температура на входе… мм.. пусть будет «0» пока же холодно в гараже…
Дальше… обороты, 1100м3/час – наверно они, помещение-то маленькое! 72м3 даже умножив на 5 всего 360м3/час (3,3-5,0 кратность вентиляции рекомендуемая проектировщиками, я-то тоже уже пол интернета облазил! Кое-что знаю!). Вот те на. 6,3 кВт а у меня 2 кВт! Так, а что за чудо-цифра на выходе 17,5 град! Мне столько не надо! Надо 10-12 град, зачем же 17 – почти 18! Эдак придется в майке работать в гараже. Что же делать, ну не звонить же Мальчикам!
А поставлю-ка я Волкано мини ЕС! А куплю-ка я ему котел электрический на 3 кВт – стандартный Савитр московский – дешевый или Зоту красноярскую, или Эван заморский-нижегородский! А выставлю-ка я ему температуру, не 50 град, а 40! И будет он мне и гараж греть до +12! И Электричества съедать мало не 3, а 2 кВт! Ведь работать он будет
Вот и подобрали мы с Вами и котел бюджетный и модель волкано – компактную, двухрядную, да с медным теплообменником и двумя трубками входом и выходом!
Как сделать дешевое отопление в гараже
Выбор способа обогрева гаражного помещения зависит от следующих факторов:
- длительность пребывания хозяев зимой;
- стоимость оборудования;
- доступность энергоносителей, цена;
- удобство использования.
Предлагаем рассмотреть различные варианты решения вопроса и разобраться, как сделать самое экономное и эффективное отопление гаража своими руками.
Чем лучше топить или выбор энергоносителя
В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:
- различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
- солярка, отработанное масло;
- электроэнергия;
- сжиженный газ в баллонах.
Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.
Сжигание твердого топлива
Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.
Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.
Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:
- покупка либо изготовление печи (в идеале – котла);
- монтаж дымохода;
- хранение запаса дров, угля или отходов;
- трудозатраты на заготовку, топку и прочистку от сажи.
Складировать в гараже дрова — не слишком удобное решение
Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5—1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4—6 часов и более.
Использование отработки и солярки
Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны в отдельном материале.
Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:
- Для сжигания жидкого топлива применяются самодельные буржуйки на отработке различных типов. Самая безопасная – печь – капельница, которую можно заказать мастерам либо сделать своими руками.
- Необходимо устройство дымохода.
Котел на отработке капельного типа с принудительной подачей воздуха
Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.
Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.
При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.
Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей
Обогрев электричеством
Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.
Перечислим все плюсы электрообогрева:
- Электричеством отапливаться удобно и безопасно. Пыль, грязь и запахи отсутствуют, не нужно таскать дрова и бочки с горючим.
- В продаже есть широкий выбор разнообразных электрических обогревателей воздушного типа: конвекторы, масляные радиаторы, инфракрасные панели и тепловые пушки.
- Можно сделать систему водяного отопления с электрокотлом (если позволяет лимит мощности).
- Обогрев гаража начинается сразу после включения отопителя, комфортная для работы температура достигается буквально за полчаса (опять же, когда хватает мощности).
Недорогой портативный тепловентилятор способен нагреть только часть помещения, где ведутся работы
Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.
Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.
Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1—2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.
Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора
Газовое отопление
Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.
Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:
- нужно где-то разместить пропановый баллон, чтобы не мешал работать;
- вам придется периодически возить резервуар на заправку;
В процессе работы резервуар обмерзает, отчего подача газа ухудшается
Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.
Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано на этой странице.
Как организовать воздушный обогрев
Этот способ отопления подразумевает прямой подогрев воздуха в гаражном помещении от выбранного источника тепла. Таковым может выступать любой из перечисленных агрегатов:
- буржуйка на твердом топливе;
- печь – капельница на отработке;
- электрический обогреватель – конвектор, масляный радиатор либо тепловая пушка;
- газовый конвектор.
Примечание. Мы сознательно не включаем в список отопительные агрегаты, выделяющие продукты горения прямо в помещение, — дизельные печурки типа «Саво», тепловые пушки прямого действия и газовые инфракрасные обогреватели. Просмотрите любой форум автомобильной тематики и убедитесь, что пользователи в отзывах жалуются на головные боли и плохое самочувствие от вдыхания отработанных газов.
Установка печи на дровах и отработке
Прямой нагрев воздуха в гараже путем сжигания дешевого топлива – дров и разнообразных отходов – самый экономичный способ отопления. Но организовать его надо с умом, иначе отопитель станет греть один угол помещения, а противоположный так и останется холодным. Понятно, что печь не установишь посреди комнаты, значит, вопрос распределения тепла нужно решать иначе.
Чтобы сделать эффективное воздушное отопление гаража или бокса своими руками с применением дровяной печки, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- Закажите, купите или самостоятельно изготовьте экономичную буржуйку, а не просто железную коробку с трубой. Примеры печей с чертежами, схемами и инструкциями по сборке вы найдете в соответствующей публикации.
- Площадь теплообменной поверхности стенок отопителя должен соответствовать габаритам помещения. Расчет такой: чтобы подкидывать поленья с интервалом в 3—4 часа и равномерно прогревать гараж 20 м², площадь греющей поверхности должна составлять 1 м².
К корпусу печи приварены конвекционные ребра, увеличивающие площадь поверхности и улучшающие теплоотдачу
Варианты обдува дровяной печки вентилятором
Проложенная горизонтально дымовая труба позволяет увеличить площадь теплообменной поверхности и улучшить обогрев помещения
Примечание. Расчет площади теплообменной поверхности печки взят из практического опыта нашего эксперта Виталия Дашко. Вычисление корректно для гаражей высотой не более 3 м.
Существуют конструкции самодельных печек, рассчитанные на воздушное отопление мастерских, гаражей и прочих хозяйственных построек. Ниже представлена схема буржуйки, изготовленной из газового баллона и оснащенной отдельной камерой нагрева, сквозь которую вентилятором продувается воздух. При необходимости через теплообменник можно прогнать и воду.
Совет. Если вы недавно заменили в доме напольный газовый котел, не спешите его выбрасывать. Отвезите старый агрегат в гараж, подключите к дымоходу и топите дровами, нагнетая в порожнюю водяную рубашку воздух с помощью кулера (со стороны нижнего патрубка). Тогда и печь варить не придется.
Все вышесказанное в равной степени относится к буржуйкам на отработанном масле. Единственное отличие – размещение топливной емкости, питающей капельницу. Держите бак подальше от печки, чтобы случилось возгорания. Обычный двухкамерный чудо-отопитель не используйте – он пожароопасен и расходует до 2 литров отработки за 1 час. Пользуйтесь моделями с капельной горелкой.
Размещение электронагревателей
Первое, что необходимо сделать, — правильно подобрать отопительные электроприборы по мощности. Если вы хотите греть гаражное помещение целиком, то замерьте его площадь и полученную квадратуру умножьте на 0.1—0.15 кВт. То есть, на бокс 20 м² потребуется 20 х 0.15 = 3 кВт тепловой мощности (а она равна электрической), достаточной для поддержания плюсовой температуры воздуха.
Теперь перейдем к рекомендациям:
- Если ваша работа в гараже носит периодический и кратковременный характер, лучше сэкономить и купить переносной тепловентилятор либо инфракрасную панель. Он располагается в нужном месте и прогревает только часть комнаты. Тепловая (она же – электрическая) мощность прибора – 50% от расчетной.
- Старайтесь пользоваться нагревателями, оборудованными турбиной либо вентилятором, чтобы лучше и быстрее распределять тепло.
Подвесной инфракрасный прибор обогревает поверхности, находящиеся в зоне его действия
Различные способы отопления можно скомбинировать. Например, над верстаком есть смысл подвесить инфракрасную панель, обеспечивающую местный нагрев. Остальной гараж обогревайте печью или тепловой пушкой – что выгоднее. Не забудьте о вентиляции гаража — она необходима при сжигании любых видов горючего.
Водяная отопительная система
Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:
- чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
- циркуляционный насос;
- расширительный бак;
- трубы на магистрали;
- незамерзающий теплоноситель – антифриз.
Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.
Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), подберите мощность радиаторов либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:
В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате
Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2—3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.
Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:
Вместо дровяной печки с водяным контуром в схему ставится электрокотел или другой источник тепла
В качестве водогрейной установки можно применить:
- буржуйку на дровах или отработке с водяным контуром, показанную выше на схеме;
- теплообменник – экономайзер самоварного типа, устанавливаемый на дымоход;
- электрический ТЭН, вмонтированный в вертикальную стальную трубу, как изображено на схеме;
- полноценный электрокотел либо твердотопливный агрегат.
Простейший электрокотел с водяным регистром
Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.
Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.
Западноевропейский опыт
Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:
- электрическими переносными отопителями;
- инфракрасными подвесными обогревателями;
- агрегатами воздушного отопления (калориферами).
Подвесной агрегат воздушного отопления не занимает полезную площадь в гараже
Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.
Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).
Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора
Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.
Справка. Многие гаражные умельцы уже пользуются подобным обогревом, устанавливая самодельный аналог калорифера, сделанный из автомобильного радиатора и любого подходящего вентилятора. Как это реализовано, смотрите на видео:
Выводы и полезные советы
Из всего вышесказанного, а также на основании практических наблюдений напрашиваются следующие выводы:
- Невзирая на все трудности со сжиганием твердого топлива, дрова и прочие отходы занимают лидирующую позицию среди энергоносителей благодаря приемлемой цене.
- По той же причине в большинстве гаражей сделано воздушное отопление. Оно простое в исполнении и позволяет быстро прогревать помещение.
- Эффективности воздушному обогреву придает принудительный обдув источника тепла или прокачка воздуха сквозь камеру нагрева.
- Водяное отопление более уместно в мастерских и автосервисах, для частного бокса система дороговата.
- Электрообогрев гаража – вспомогательный или краткосрочный вариант, который легко реализовать, но сложно оплачивать в процессе эксплуатации.
Какой бы способ гаражного отопления вы ни выбрали, большую роль сыграет степень утепления здания. Железная коробка со щелями в притворах ворот абсолютно не держит тепло и не поддается прогреву, поэтому отапливать ее дорого и бессмысленно. Другое дело – стены из пеноблоков либо утепленные снаружи пенопластом, экономия при отоплении такого гаража вполне достижима.