- Система отопления автомобиля
- Принцип работы автомобильного отопителя
- Виды отопительных систем
- Конструкция штатных систем отопления
- Автономные отопители салона
- Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
- Воздушные отопители: как обогреть машину или строительную времянку
- Принцип действия
- Технические характеристики популярных моделей
- Планар
- Аиртроник
- Самостоятельный монтаж автономной климатической установки
- Вывод
Система отопления автомобиля
Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса. Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля. В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.
Принцип работы автомобильного отопителя
В истории автомобиля существовали даже такие виды отопления салона, как компактные угольные и дровяные печи, газовые лампы. Позже для отопления использовались выхлопные газы. Автомобилестроители практически отказались от водяного отопления салона, которое применялось в некоторых моделях пассажирских автобусов. Нагретая вода, циркулирующая по трубопроводам под креслами и на стенах салона, быстро охлаждалась, отопительная система отличалась низким КПД.
Современные отопительные системы преимущественно используют жидкость охлаждения двигателя для обогрева салона, с ее помощью, нагретым и отфильтрованным атмосферным воздухом. Для принудительного забора воздуха используется вентилятор. Воздух нагревается теплоотдачей работающего автомобильного двигателя, интенсивность его подачи регулируется в ручном или автоматическом режиме.
Нормально функционирующий автомобильный отопитель, который водители называют просто «печкой», зимой нагревает воздух в салоне до 20 – 25 градусов тепла. Дополнительной функцией автомобильной печки становится прогрев запотевших или заледеневших стекол машины, оттаивание примерзших стеклоочистителей.
Виды отопительных систем
В общем виде автомобильные печки разделяют на штатные (установленные автопроизводителем) и дополнительные, которые владельцы машин устанавливают самостоятельно. У большинства иномарок автомобильный отопитель собран в едином блоке с кондиционером, составляя климатическую систему.
Конструкция штатных систем отопления
Стационарная система отопления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (дизельным или бензиновым), в качестве источника тепла использует рабочий нагрев мотора.
У большинства отопительных систем вентилятор забора воздуха и теплообменник (радиатор печки) устанавливаются перед перегородкой моторного отсека. Отводящим и подводящим трубопроводами теплообменник соединен с системой охлаждения автомобильного двигателя. Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором, при проходе через соты радиатора нагревается. После этого подогретый воздух проходит через салонный фильтр и по трубопроводам подается на вентиляционные дефлекторы салона.
Система охлаждения двигателя
У различных моделей авто дефлекторы располагаются в центральной консоли, в центре и по бокам «торпедо», под лобовым стеклом, могут выходить в ногах задних пассажиров. Обычная температура работающего двигателя в 90 градусов обеспечивает нагрев воздуха, подаваемого в салон, до 30 – 35 градусов.
Важным качеством отопительной системы становится регулировка подачи теплого воздуха. Сила подачи воздуха регулируется поворотом регулятора или нажатием кнопки с пиктограммой вентилятора (у систем кондиционирования).
Ручные регулировки направления воздуха в стороны заслонками дефлектора очень приблизительны. Гораздо точнее работают регулировки климатических установок. После установки водителем нужной температуры в бортовом компьютере, блок управления климат-контроля по температурным датчикам через сервоприводы автоматически регулирует положение открытия или закрытия заслонок.
Устройство современного отопителя салона с кондиционером
Отопительные системы многих моделей авто могут использовать прямой и рециркуляционный режимы подачи нагретого воздуха. Режим рециркуляции работает при закрытой основной заслонке забора воздуха. В такой позиции втяжной вентилятор отопительной системы использует только объем воздуха из салона. При этом увеличивается температура воздуха, в салоне пропадают неприятные запахи дорожной пыли, автомобильных выхлопов.
Наиболее эффективно рециркуляционный режим работает в автоматических установках климат-контроля. Блок управления климатом, ориентируясь на показания газоанализаторов, автоматически включает режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ в атмосферном воздухе. Так же автоматически режим рециркуляции отключается, если повышается процент углекислого газа в салоне от дыхания пассажиров.
Автономные отопители салона
Кроме функций отопления при включенном двигателе, в ряде случае необходимо обеспечить предварительный обогрев салона и прогрев двигателя. Для этого на грузовики и легковые модели устанавливают автономные отопители и предпусковые подогреватели. Среди качественных производителей автономных отопителей выделяются бренды Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».
Несмотря на недоверие владельцев легковых машин к автономным отопителям, польза такого прибора очевидна. При его применении не нужен холостой прогрев двигателя, что приносит значительную экономию горючего. Используя дистанционное включение автономного обогревателя, водитель садится за руль в теплый салон с чистыми стеклами и готовыми к работе «дворниками». Снижается износ мотора за счет отказа от холодного пуска с охлажденным маслом.
Для грузовиков в ряде стран Евросоюза автономные отопители законодательно признаны обязательным оборудованием. Без них водителям магистральных грузовиков запрещено ночевать или отдыхать в кабинах на придорожных стоянках и грузовых паркингах. Таким образом европейские власти борются с дополнительными выбросами вредных выхлопов работающих двигателей в атмосферу, снижают уровень шумов.
Чаще всего автономные обогреватели работают на основном топливе двигателя. Поэтому их модели разделяют на бензиновые, дизельные, газовые. По конструкции эти обогреватели подобны.
Все модели, собранные в отдельном компактном корпусе, используют:
- герметичную камеру сгорания;
- трубопровод подачи горючего от штатного топливного бака;
- нагнетатель воздуха;
- циркуляционный насос;
- теплообменник;
- свечу зажигания или накала;
- датчик перегрева;
- блок управления.
Бензиновые подогреватели воздуха для легковых машин более компактны. При мощности, достигающей 46 кВт, их можно установить под капотом автомобиля. Дизельные отопители и предпусковые жидкостные подогреватели двигателя для грузовиков отличаются большей мощностью (до 82 кВт) и размерами.
Электрический автономный обогреватель не использует автомобильное топливо, работает по принципу тепловентилятора. Отопительное устройство часто называют автофеном. В герметичном керамическом корпусе установлены втяжной и вытяжной вентиляторы, электрическая спираль или керамические элементы, нагревающие воздух. У автономного электрического фена, питающегося от аккумулятора через прикуриватель, мощность недостаточна, чтобы полноценно отапливать салон, поэтому его используют как дополнительный источник обогрева.
Стационарный электрический обогреватель подобной конструкции, работающий от бортовой электросети, стал основой отопительной системы электромобилей. Именно он обеспечивает тепловой комфорт в салоне, встроенный в блок климатической системы и дополненный обогревом всех кресел машины.
Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
Самостоятельное обслуживание отопительных систем легковых автомашин обычно сводится в замене салонного фильтра, который нужно менять через 7000 – 15000 километров пробега (в зависимости от запыленности местности, загазованности городской атмосферы). Процедура замены может быть довольно сложной, так как требует разборки перчаточного ящика или педалей управления.
Замена салонного как и воздушного фильтров рекомендуется менять на реже одного раза в 15 тыс.км.
Типичные неисправности печки обычно проявляются одновременно с ухудшением работы охлаждения двигателя и связаны с засорением радиаторов грязью, пылью, тополиным пухом. Самостоятельная очистка радиаторов грубыми механическими способами не рекомендуется, так как тонкий металл теплообменника легко повредить. При обращении в автосервис механики очищают радиаторы сжатым воздухом или водной струей с соблюдением максимально возможных давлений. При более сложных поломках штатного или автономного отопителя лучше воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Ремонт отопительной системы может потребовать замену:
- радиатора (при механическом износе сот, течах антифриза);
- крыльчатки или электродвигателя вентилятора;
- патрубков и тройников;
- элементов электрической схемы управления (резисторов, контроллеров, термодатчиков);
- микроредукторов приводов заслонок;
- кранов отопителя;
- сервоприводов воздушных заслонок;
- клапанов рециркуляции;
- переключателей режимов работы.
Все демонтажные и монтажные работы с отопительной системой нужно проводить по технологическим картам производителя. Ремонт требует точной диагностики, знания расположения узлов системы, методов разборки и сборки. Квалифицированные автосервисы одновременно с ремонтом печки проводят дезинфекцию салона и воздушных вентиляционных каналов, промывают радиатор.
Воздушные отопители: как обогреть машину или строительную времянку
Эффективная система отопления необходима не только для жилых домов, производственных комплексов и зданий коммерческого назначения. Иногда нужно обеспечить обогрев салона или кузова автомобиля, строительного вагончика или другого небольшого по площади временного помещения. Здесь и приходят на помощь воздушные отопители: Планар, Вебасто, Airtronic и другие.
Автономный отопитель — эффективный и экономичный способ обогрева салона машины
Принцип действия
Схема работы автомобильного отопительного оборудования, работающего на бензине или дизельном топливе, предельно проста. Устройство всасывает холодный воздух с одной стороны и выдувает нагретый из выходного патрубка, находящегося на противоположном конце корпуса. За счет постоянной циркуляции воздушных масс и осуществляется отопление помещения.
Оборудование может быть частью бортовой системы автомобиля (подача топлива производится из бака машины), а также функционировать полностью автономно (в этом случае понадобится индивидуальных резервуар с бензином или соляркой).
На фото — схема работы автономного отопителя
Управление также может производиться как с приборной панели транспортного средства, так и отдельно.
Преимущества использования воздушного отопителя для обогрева салона или кузова автомобиля неоспоримы:
- повышает температуру воздуха на порядок быстрее, чем штатная встроенная печка;
- способствует значительной экономии ресурсов, так как потребляет от 0,1 до 0,5 литра топлива в час;
- абсолютно безопасен в эксплуатации, выбрасывает меньше вредных веществ в атмосферу.
Обратите внимание!
Эффективность использования описываемых систем настолько высока, что многие производители автотранспорта встраивают автономное климатическое оборудование при изготовлении машин.
Примером может служить воздушный отопитель Вебасто, который позволяет значительно снизить количество вредных выбросов в атмосферу и увеличить экономичность эксплуатации грузового транспорта.
Один из способов использования воздушного отопителя
Порядок функционирования автономного обогревателя не зависит от марки и производителя оборудования.
Работа происходит по следующей схеме:
- поступление сигнала о начале работы со стороны оператора (водителя);
- проверка работоспособности систем и механизмов;
- включение вентилятора, обеспечивающего подачу воздуха в камеру сгорания;
- включение топливного насоса, подающего топливо туда же;
- воспламенение смеси, которая будет нагревать перекачиваемый воздух;
- включение вентилятора, осуществляющего забор холодного воздуха и его перекачку через нагревательную камеру.
По достижении нужной температуры в помещении отопитель переходит в режим ее поддержания, который требует меньшего количества топлива и электричества для работы.
Технические характеристики популярных моделей
Планар
Наибольшее распространение в нашей стране получил воздушный отопитель Планар 4ДМ-24, который предназначен для отопления салонов грузовых автомобилей, полуприцепов, времянок и других подобных сооружений. Особенность этого устройства состоит в том, что аппарат работает от напряжения в 24 Вольта, которое обеспечивают аккумуляторы и генераторы больших машин.
Внешний вид отопителя Планар
Этот прибор для обогрева выделяется следующими особенностями:
- Высокой производительностью. Агрегат обеспечивает выработку до 4 кВт тепловой энергии, что позволяет использовать его в качестве эффективной климатической установки. Он может нагреть до 120 куб. метров воздуха в час, что составляет объем достаточно просторной комнаты. (См. также статью Электрические конвекторы отопления: особенности.)
- Экономичностью. В отличие от встроенной печки, отопитель не требует работы двигателя внутреннего сгорания машины и потребляет около 0,5 литра топлива. Кроме того, воздушный обогреватель не нагружает электрическую подсистему автомобиля, так как для его работы требуется всего 62 Ватта энергии.
- Универсальностью. Для функционирования воздушному отопителю Планар необходимо стандартное дизельное топливо, соответствующее ГОСТ 305-82. Осуществить его заправку можно на любой бензозаправочной станции.
- Компактностью. Несмотря на свою высокую производительность, вес оборудования не превышает 8 кг со всей крепежной фурнитурой и другими комплектующими.
Использование нагревателя в салоне автобуса
Совет!
Если вам нужен менее мощный, но такой же надежный прибор, обратите внимание на воздушный отопитель Планар 4ДМ-12.
Он вырабатывает 1 кВт энергии и прогревает 70 кубометров воздуха в час.
При этом потребляет лишь около 100 граммов дизельного топлива и 10 Ватт энергии.
Необходимое напряжение бортовой сети — 12 Вольт (как у аккумулятора легкового автомобиля).
Аиртроник
Альтернативной модели Планар служит воздушный отопитель AirTronic D2-дизельный производства компании Эберспехер. Он позволяет эффективно обогревать грузовой автомобильный транспорт, строительную и другую инженерную технику, а также крупнотоннажные механизмы.
В комплект его поставки входит вся необходимая крепежная фурнитура, потому вам не нужно будет нести дополнительные затраты на покупку кронштейнов, переходников, шлангов и так далее, цена которых довольно высока.
Обогреватель компании Эберспехер
Преимущество этого устройства в том, что параметры его работы могут изменяться в широком диапазоне, позволяя подобрать наиболее экономичный и эффективный режим обогрева.
- степени нагрева (существует четыре режима: от максимального до малого);
- мощность нагрева (варьируется от 2200 Ватт до 850 Ватт);
- расход воздуха (устройство может прокачивать от 90 до 36 куб. метров);
- расход топлива (зависит от других режимов работы и составляет от 0,28 — в максимальном до 0,10 в минимальном).
Воздушный отопитель Эберспехер поможет экономно обогреть салон во время стоянок, обеспечит нужный режим хранения перевозимому грузу и облегчит запуск двигателя при низкой температуре забортного воздуха.
- обеспечит быстрое зажигание в зимний период;
- экономно расходует топливо на обогрев;
- легко устанавливается и эксплуатируется.
Комплект поставки воздушного отопителя AirTronic
Самостоятельный монтаж автономной климатической установки
Обогреватель, установленный в салоне машины
Сразу следует отметить, что инструкция по установке воздушного отопителя своими руками довольно сложна и имеет множество нюансов.
Вам необходимо выполнить следующее:
- выбрать место в салоне или кузове автомобиля (времянке или строительном вагончике), где будет установлен дополнительный воздушный отопитель;
- обеспечить доступ к топливному баку или установить отдельный бак и трубопровод с фильтром, который необходим для подачи бензина или солярки к обогревателю;
- защитить оборудование от влаги и грязи, которые образуются во время эксплуатации автотранспорта;
- закрепить оборудование, соблюдая при этом рекомендованные производителем углы наклона;
- для придания отопителю большей устойчивости рекомендуется использовать шайбы и резиновые (амортизационные) прокладки;
- установить трубопроводы для подачи холодного воздуха и вывода нагретых воздушных масс;
- произвести пробный пуск системы в эксплуатацию и удостоверится в ее работоспособности во всех возможных режимах;
- осуществить окончательную регулировку.
Совет!
Целесообразно доверить установку обогревателя сотруднику сервисного центра, где проходит обслуживание автомобиль.
Он качественно выполнит монтаж и выдаст гарантийный талон на проведенную работу.
В случае поломки вы сможете получить возмещение за испорченный отопитель.
Отопитель, смонтированный в кузове машины
Вывод
Несмотря на то, что автомобили чаще всего оборудуются штатной системой обогрева, целесообразно оборудовать их автономными воздушными отопителями. Они позволяют более экономно расходовать топливо и поддерживать работоспособность двигателя внутреннего сгорания зимой.
А об использовании таких систем во времянках и других подобных сооружениях вы можете узнать из видео, предложенного вашему вниманию ниже.