Вентиляция автостоянок
Расчетные параметры микроклимата и воздухообмена для обеспечения вентиляции автостоянок принимаются в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей», СНиП 31-04-2001 «Складские здания», ОНТП 01-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта», пособия 15.92 к СНиП 2.04.05-91*, а также ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 СНиП 41-01-2003, параметры микроклимата в помещениях различного назначения принимаются по техническому заданию заказчика. В случае отсутствия технического задания, согласно пунктам 5.1 и 5.2 СНиП 41-01-2003, параметры микроклимата в помещениях принимаются по специальным нормативным документам, регламентирующим метеорологические условия для данных помещений (в данном случае, согласно требованиям СНиП 21-02-99, СНиП 31-04-2001, ОНТП 01-91 и пособия 15.92). Если в указанных нормативных документах отсутствуют данные по одному или нескольким параметрам микроклимата, то недостающие параметры принимаются по требованиям пунктов 5.1 и 5.2 СНиП 41-01-2003.
Стоянка для автомобилей (далее — автостоянка) — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.
Надземная автостоянка закрытого типа — автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.
Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности.
Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50% наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).
Автостоянки с пандусами (рампами) — автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от и на уровень земли.
Механизированная автостоянка — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей).
Вентиляция автостоянки осуществляется по аналогии со складскими зданиями (имеется в виду хранение автотранспорта). В соответствии с пунктом 5.19 СНиП 31-04-2001, в складских помещениях температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии хранения грузов.
В соответствии с пунктом 6.1 СНиП 21-02-99, инженерные системы автостоянок и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.04.05-91* (старый СНиП «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», его более новый аналог — СНиП 41-01-2003), кроме случаев, специально оговоренных настоящими нормами. В автостоянках требования к системам вентиляции автостоянки следует принимать по указанным документам как для складских зданий, относящихся по пожарной опасности к категории В.
Согласно пункту 6.10 СНиП 21-02-99, в отапливаемых автостоянках расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать 5°С.
В соответствии с пунктом 6.11 СНиП 21-02-99, в неотапливаемых автостоянках достаточно предусматривать отопление только вспомогательных помещений. Для хранения автомобилей, которые должны быть всегда готовыми к выезду (пожарные, медицинской помощи, аварийных служб и т.п.), необходимо предусматривать отапливаемые помещения.
Согласно пункту 6.12 СНиП 21-02-99, в автостоянках закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005-88. В неотапливаемых надземных автостоянках закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.
В соответствии с пунктом 7.5.7 СНиП 41-01-2003, в производственные помещения приточный воздух следует подавать в рабочую зону из воздухораспределителей:
а) горизонтальными струями, выпускаемыми в пределах или выше рабочей зоны, в том числе при вихревой воздухораздаче;
б) наклонными (вниз) струями, выпускаемыми на высоте 2 м и более от пола;
в) вертикальными струями, выпускаемыми на высоте 4 м и более от пола.
При незначительных избытках теплоты приточный воздух допускается подавать из воздухораспределителей, расположенных в верхней зоне производственных помещений. В помещениях с выделениями пыли приточный воздух следует, как правило, подавать струями, направленными сверху вниз из воздухораспределителей, расположенных в верхней зоне.
Согласно пункту 7.5.9 СНиП 41-01-2003, удаление воздуха из помещений системами вентиляции следует предусматривать из зон, в которых воздух наиболее загрязнен или имеет наиболее высокую температуру или энтальпию. При выделении пыли и аэрозолей удаление воздуха системами общеобменной вентиляции следует предусматривать из нижней зоны. В производственных помещениях с выделениями вредных или горючих газов или паров загрязненный воздух следует удалять из верхней зоны в объеме не менее 1 об/ч, а в помещениях высотой более 6 м — не менее 6 м³/ч на 1 м² помещения.
Удалять загрязненный воздух необходимо из верхней и нижней зоны поровну; минимальный воздухообмен в автостоянке должен составлять 2 об/ч.
В соответствии с пунктом 7.5.10 СНиП 41-01-2003, приемные отверстия для удаления воздуха системами общеобменной вытяжной вентиляции из верхней зоны помещения следует размещать:
а) под потолком или покрытием, но не ниже 2 м от пола до низа отверстий — для удаления избытков теплоты, влаги и вредных газов;
б) не ниже 0,4 м от плоскости потолка или покрытия до верха отверстий — для удаления взрывоопасных смесей газов, паров и аэрозолей (кроме смеси водорода с воздухом);
в) не ниже 0,1 м от плоскости потолка или покрытия до верха отверстий в помещениях высотой 4 м и менее или не ниже 0,025 высоты помещения (но не более 0,4 м) в помещениях высотой более 4 м — для удаления смеси водорода с воздухом.
Согласно пункту 7.5.11 СНиП 41-01-2003, приемные отверстия для удаления воздуха системами общеобменной вентиляции из нижней зоны следует размещать на уровне до 0,3 м от пола до низа отверстий. Расход воздуха через местные отсосы, размещенные в пределах рабочей зоны, следует учитывать как удаление воздуха из этой зоны.
В соответствии с пунктом 3.1 пособия 15.92 к СНиП 2.04.05-91*, вентиляцию подземных стоянок легковых автомобилей с карбюраторными двигателями следует проектировать с искусственным побуждением для ассимиляции окиси углерода СО, выделяющейся при работе автомобильных двигателей.
Согласно пункту 3.2 пособия 15.92 к СНиП 2.04.05-91*, подачу приточного наружного воздуха в стоянку следует предусматривать вдоль проездов в верхней зоне помещения веерными струями, направленными в стороны. В соответствии с пунктом 3.3 того же пособия, удаление воздуха из помещения стоянки следует производить из верхней и нижней зон при равных расходах. Удаление воздуха из нижней зоны следует предусматривать из колесоотбойных устройств или из решеток, встроенных в тротуары.
Методика расчета выделений СО автомобилями приведена в ОНТП 01-91.
Вентиляция автостоянок
Для того чтобы обеспечить должные условия сохранности автотранспортной техники, необходимы качественные, отвечающие всем требованиям, условиях система вентилирования.
- Система должна поддерживать идеальную влажность, температуру, удалять вредные вещества, обеспечивать обмен воздуха на высоком уровне.
- Подземные стоянки, паркинги, большие гаражи — всё это должно в обязательном порядке оснащаться приточно-вытяжной вентиляцией. Для гаража и подземной стоянки вытяжная вентиляция является достаточной мерой обеспечения воздухообмена.
- На автостоянках подземного типа вентилирование также выполняет задачи системы воздушных отоплений. В отличие от жилых помещений, площадь автостоянок довольно большая, но необходимые условия более щадящие для вентиляционных конструкций — температуры 5-8 градусов здесь будет вполне достаточно. Однако к воздухообмену подземной вентиляции требования довольно высокие — для одного автомобиля нужна продуктивность порядка 150 кубометров воздуха в час.
Требования и нормы
Правила проектирования и нормы касательно стоянок регулируются требованиями СНиПа 2.07 и СНиПа П89.
Стоянки могут размещаться как пристройки к зданиям, выполняющим другие функциональные задачи. Исключение составляют помещения, отмеченные как пожароопасные (химические предприятия и т.д.). СНиП 2101 регулирует все правила и нормы, в том числе нормы вентиляции подземных автостоянок.
Противопожарное расстояние от открытой площадки (которая может содержать навес) предназначенной для стоянки автотранспорта до здания, в котором работает крупное предприятие должно составлять:
а) если помещение производственного типа:
- Не менее 9 метров, если здание 1,2 и 3 степени огнестойкости;
- Не менее 5 метров, если здание 4 степени огнестойкости класса с0 и с1, при этом стены не содержат проемы;
б) до административных и бытовых зданий предприятий:
- Не менее 9 метров, если здание 1,2 и 3 степени огнестойкости;
- Не менее 15 метров, если здание другого типа
Максимально допустимыми концентрациями угарного газа в помещении, где хранится автотранспорт являются:
- 20 миллиграмм на кубометр, если стоянка индивидуальная (эта норма распространяется и на личные гаражи).
- 50 миллиграмм на кубометр, если работа внутри будет протекать не более часа. Это касается стоянок, которыми пользуются кратковременно, например, паркинг офисного центра.
- 100 миллиграмм на кубометр, если работа внутри будет протекать не более получаса.
Дистанция между площадкой с автотранспортом и сооружениями 1,2 степени с огнестойкостью с0, на территории СТО не поддается нормированию.
Наземные стоянки предусмотрены не больше девяти этажей в высоту, подземные допускается конструировать глубиной не больше пяти этажей.
Задачи
В помещении, в котором хранится автомобиль, допускается размещение приточно-вытяжных вентиляционных систем. Основными задачами этой системы является:
- разбавить воздух, содержащий окиси углерода;
- удалить вредоносные газы;
- обеспечить санитарные и гигиенические нормы.
При проектировании вентиляционной системы берется в расчет общее количество выделяемых вредных веществ и время, в течение которого внутри могут пребывать люди. Именно с расчетом на человека допускаются либо отклоняются те или иные предельно-допустимые концентрации угарного и углекислого газа.
Эти нормы диктуются СНиПами:
- 20 мг. на куб., если стоянка индивидуальная (эта норма распространяется и на личные гаражи).
- 50 мг. на куб., если работа внутри будет протекать не более часа. Это касается стоянок, которыми пользуются кратковременно, например, паркинг офисного центра.
- 100 мг. на куб., если работа внутри будет протекать не более получаса.
Расход вытяжных воздушный масс при вентиляции в подземном паркинге должен составлять не менее 150 кубометров воздуха в час на 10 квадратных метров (в среднем — площадь парковочного места для одного автомобиля).
Система дымоудаления
Угарный газ — крайне вредное вещество. Но, это далеко не единственный вид газообразного яда, который вызывает серьезнейшую опасность для человека. Следует отметить синильную кислоту, она образовывается при сгорании веществ, содержащий высокий процент азота. Шерсть, шелк, нейлон, пенопласты, целованы, полиуретаны — всё это далеко не полный список веществ, при сгорании которых в воздухе в десятки раз растет процент синильных кислот.
Но это еще далеко не все причины, по которым люди не всегда, к сожалению, успевают покинуть автостоянку во время пожара. Во время горения автомобиля выделяются такие вещества как соляные кислоты и фторводород. Обе эти кислоты, вместе с синильной, способны убить человека буквально за несколько вдохов. При этом, порой, первый вдох, может лишить сознания сразу же. Как известно, автомобиль сгорает очень быстро, причиной этому не только бензобак, но и салон, который содержит такое количество полиуретана и пластика, что представляет собой фактически небольшую химическую лабораторию. Что будет с людьми находящимися на закрытой стоянке, если начнут гореть несколько автомобилей — страшно даже представить.
Что следует учесть? Прежде всего, нужно понимать, что угарный газ при сгорании под довольно высоким давлением вытесняет кислород, а для того, чтобы человек мог жить, именно этот кислород как раз и нужен.
Система удаления дыма должна не только с максимальной мощностью выводить вредные газы, но и вводить в помещение новый кислород. Чем выше будет давление нагнетания свежего воздуха, тем выше будет скорость высасывания газов.
Существует схема защиты от дыма, называемая «сандвич». Функциональная схема изображается снизу. Принцип довольно прост и эффективен — в помещении, в котором появился очаг возгорания, давление снижается, при этом на верхнем и нижнем этажах оно, наоборот, нарастает.
На стоянке должны присутствовать датчики и системы:
- датчик, обнаруживающий дым, огонь и газ;
- система аварийной сигнализации;
- система автоматического тушения;
- система вентиляции автостоянок;
- защита стен, пола и потолка огнестойкими веществами;
- системы, отводящие дым и высокие температуры из помещения;
Только полное сочетание систем безопасности способно предотвратить ужасные последствия отравления дымом и вредными газами.
Расчет вентиляции автостоянок
Одним из самых важных параметров, который необходим для разумного проектирования систем вентиляции паркинга, является общее число машин, одновременно передвигающихся вдоль территорий автостоянки. Это число различно, везде для примера расчета, учитывают разные значения:
- На стоянке торгового центра: около 5% от всех автомобилей;
- На стоянке жилого дома: около 3% от всех автомобилей;
- Залы, аэропорты, стадионы: около 20-30% от всех авто.
Все вентиляционные системы имеют главную задачу — максимально снизить уровень содержания угарного газа в помещении. В случае, когда воздухообмен необходим особо повышенной мощности (а мы уже убедились, что именно такой воздухообмен чаще всего и должен быть), в расчет также необходимо брать уровень энергопотребления. Ведь помимо датчиков и систем безопасности нужно также, чтобы работали моторы вентиляторов; многие из них должны работать на повышенной мощности — это означает, что мощности проводки должны выдерживать максимальные нагрузочные параметры вентиляторов. Все реле напряжения и стабилизаторы не должны выключаться, когда все двигатели вентиляторов одновременно включатся.
Вентиляция наземных автостоянок
Вентиляционные системы наземных стоянок автомобилей могут быть классифицированы по типам воздухообменов. Существует три типа систем:
- система механического притока воздуха и вытяжки;
- система механического притока воздуха и естественной вытяжки;
- система естественного притока воздуха и механической вытяжки;
Решение касательно того, какая именно вентиляция будет внедрена в проект, должно быть согласовано с заказчиками и вписано в технические задания непосредственных разработчиков.
Размещать все технические устройства предусмотрено в отдельных вентиляционных камерах, в одном радиусе с обслуживаемым пожарным отсеком.
Вентиляция подземных автостоянок
Подземные автостоянки представляют собой конструкции, размещенные, как правило, под торговыми центрами или офисными помещениями. Подземный паркинг обладает либо автономной системой вентилирования (что крайне желательно), либо вентиляцией имеющей общие ответвления каналов с главным наземным зданием (что является грубым нарушением).
Проектирования и монтаж воздуховодов желательно производить еще на первых этапах строительства под землей. При этом, нужно учесть ряд требований:
- Система воздушного обмена должна быть автономной от главного помещения.
- Все приточные и вытяжные системы должны включатся в автоматическом режиме, и обладать датчиками, реагирующими на вредные газы.
- Система вентилирования должна содержать особо мощные промышленные вентиляторы.
- Система должна содержать противодымные обратные клапаны.
Системы вентилирования подземных стоянок и паркингов должны быть рассчитаны на обеспечение помещения воздухом по схеме 220 кубических метров в час (для одного автомобиля). Все дополнительные механизмы и устройства (лестницы, лифты, встроенные пункты шиномонтажа или кафе) должны проектироваться с учетом всех норм и СНиПов. Вентиляция должна быть рассчитана не только на автомобили и тот процент людей, которые периодически входят на парковку, но и тех, кто постоянно там работает — вахтеры, охранники и др.