- Воздушное отопление гаража
- Плюсы и минусы газового отопления
- Электричество для отопления
- Используем твердое топливо
- Отработанное топливо: используем его эффективно
- Выбираем отопительный котел
- Выбираем вариант отопления для капитального гаража
- Как делают системы водяного отопления
- Инфракрасные обогреватели
- Воздушное отопление гаража
- Видео: печь для отопления гаража
- Отопление гаража своими руками: пошаговая инструкция
- Зачем нужно отопление в гараже
- Что, прежде всего, необходимо учесть?
- Необходимость утепления гаража
- Цены на теплоизоляционные материалы
- Необходимость качественной вентиляции гаража
- Необходимость противопожарных мер
- Виды отопления гаража
- Выбор вида отопления гаража в зависимости от его месторасположения
- Выбор вида отопления в зависимости от периодичности появления в нем людей
- Монтаж системы отопления гаража своими руками
- Монтаж отопления гаража встроенного или пристроенного к дому
- Особенности монтажа системы отопления гаража, находящегося на удалении от частного дома
- Монтаж печного отопления гаража
- Монтаж электрического отопления гаража
Воздушное отопление гаража
Автомобилисты обычно имеют к гаражу особое отношение: хочется сделать его более комфортным, удобным для работы. Безусловно, здесь на первый план выходит создание оптимального микроклимата. Желательно обеспечить отопление, чтобы можно было без проблем длительное время находиться внутри гаража, несмотря на погоду и температуру воздуха на улице. Конечно, отопление в любом случае потребует определенных затрат. И здесь возникает вопрос: какой вариант выбрать? Можно использовать газ, электричество, разные виды топлива.
Разумеется, если гараж недалеко от жилого дома, трудностей с отоплением не возникнет. Можно просто обеспечить единую отопительную систему для дома и гаражного помещения. Когда же гараж удален на 20-25 метров от коттеджа, в нем придется делать индивидуальное отопление.
Сегодня мы постараемся рассмотреть разные методы отопления гаража, подобрать наиболее подходящий вариант. Выясним, какое же отопление будет самым экономичным, эффективным.
Плюсы и минусы газового отопления
Газовое отопление гаража уже давно признано наиболее экономичным, эффективным. Специалисты отмечают, что монтировать систему газового отопления своими руками не так просто, рекомендуют обращаться к мастерам с опытом, которые сумеют соблюсти технику безопасности, обеспечить надежность.
Хорошее решение – получить разрешение на подключение к центральной магистрали газа, оформить все документы, а для монтажа пригласить профессионалов. При этом все-таки придется соблюдать санитарные нормы. Потолки должны иметь высоту минимум 2 метра, кроме того, необходимы вентиляционные каналы.
Достаточно простой, вполне доступный метод отопления – применение сжиженного газа. Тогда понадобится только установить обогревательные приборы. Это могут быть тепловые пушки, газовые панели или конвекторы, а также керамические печи.
Отметим основные плюсы установки системы газового отопления.
- Высокий уровень КПД.
- Экономичность.
- Круглосуточное отопление без сбоев.
- Автоматизация современной системы отопления.
Некоторые минусы тоже есть. И они нуждаются во внимании. Например, магистральный газ подвести не так просто. Это бывает достаточно дорого. Кроме того, оформить все официальные бумаги непросто.
К сожалению, даже наиболее надежное газовое оборудование взрывоопасно. Если же в ходе проектирования, монтажа и эксплуатации были допущены какие-либо нарушения техники безопасности, это может спровоцировать огромный ущерб.
При этом наиболее эффективным и экономичным вариантом отопления остается следующий: надо подключиться к центральной газовой магистрали, а непосредственно к газовому котлу уже подключить систему водяного отопления гаража.
В первую очередь необходимо соблюдать нормы и правила техники безопасности! Помните об этом всегда.
Электричество для отопления
Электрическое отопление удобно, но затраты при нем будут максимальными. Да, такая система обогрева наиболее дорогостоящая. Но есть другой хороший вариант, компромиссный. Можно просто устанавливать, при необходимости, переносной электрический обогреватель. С его помощью легко поддерживать в гаражном помещении нужную температуру. В магазине не составит труда определить модель с оптимальными параметрами мощности. Мобильный обогреватель экономичнее, а монтировать его не придется.
Правда, электрическое оборудование недостаточно надежное. Можно также использовать инфракрасные обогреватели, масляные, тепловентиляторы и тепловые пушки.
Важно помнить, что с использованием электрического обогревателя повышается и уровень пожарной опасности, поскольку в гараже всегда присутствуют ГСМ, другие легковоспламеняющиеся материалы.
Используем твердое топливо
Удачное решение – создать автономную отопительную систему, чтобы вообще не зависеть от электросетей или газовой магистрали. Это надежно, практично, обеспечивает бесперебойную подачу тепла, вне зависимости от внешних факторов. Для этого в гаражах ставят печки или твердотопливные котлы. А для топки можно брать опилки, уголь, дрова.
Такой метод достаточно экономичный. Печи гаражники делают своими руками, сами же их монтируют и организуют отопительную систему.
Безусловно, нельзя забывать о технике пожарной безопасности, поскольку гаражное помещение – место с повышенным уровнем риска. Придется постоянно строго контролировать работу отопительных приборов. Также котлы и печки нуждаются в периодической чистке.
Отработанное топливо: используем его эффективно
Отличный вариант, которым многим понравится, основывается на эффективном использовании отработанного машинного масла. Это очень выгодно, поскольку такой метод позволяет сократить расходы на топливо до минимума. И топлива будет уходить не так много: примерно 1 литр на час. Правда, масло перед использованием надо очищать.
Собирают установки своими руками. Очищение топлива поможет продлить срок службы печки. Если состав машинного масла неоднородный, печь выйдет из строя.
Выбираем отопительный котел
Большое значение имеет конкретный тип отопительного котла. Важно стремиться подобрать наиболее экономичный, эффективный, надежный и безопасный вариант. Большое значение также имеет удобство, простота эксплуатации. Для начала разделим котлы на типы в соответствии с основным источником тепла.
- Твердотопливные. Специалисты рекомендуют приобретать пиролизные твердотопливные котлы. Такое оборудование работает по интересному принципу: высокие температуры воздействуют на древесину. Она разлагается, в результате чего получается сухой остаток и пиролиз. А вот газ уже сжигается. Чтобы тепло аккумулировалось, необходима специальная буферная емкость. Если рассматривать многочисленные типы твердотопливных котлов, наиболее эффективными стоит признать именно пиролизные. Правда, есть здесь и один существенный момент: для отопления можно использовать только древесину. Уголь уже не подойдет, поскольку не обеспечит нужной реакции.
- Газовые котлы. Оптимальное решение – использовать конденсационный котел, который уже дополнен специальной автоматической системой регулировки. Здесь экономия достигается благодаря невысокой цене топлива. При этом котел может эффективно работать при низком давлении. Тепло здесь выделяется благодаря переходу воды из пара в жидкость. В результате такие котлы экономичнее примерно на 15%, чем газовые котлы других моделей. Хорошее решение – монтаж настенного газового котла, где обеспечивается модуляция мощности.
- Электрические котлы. Модельный ряд электрических котлов очень широкий. Когда важно с максимальной эффективностью отопить помещение, но при этом снизить нагрузку на электросеть, пригодится следующий вариант. Обратите ваше внимание на котлы с тиристорным управлением, шестью тенами. Такой котел привлекает сразу в процессе эксплуатации, поскольку он работает практически бесшумно. Очень важно, что с ним можно ограничивать мощность, сокращая расходы на энергию. Однако, основной минус любого подобного оборудования все-таки остается актуальным: электричество является наиболее дорогим источником тепла.
Выбираем вариант отопления для капитального гаража
Когда гараж капитальный, расходы на отопление тоже можно существенно сократить. Например, удачные варианты – гаражи из бетона, кирпича или ракушечника. Большим спросом пользуются системы водяного отопления. Некоторые предпочитают воздушное отопление. Какой же вариант лучше? Если говорить непосредственно об установке и монтаже оборудования, система воздушного отопления будет экономичнее. Однако главную роль играют все-таки расходы на отопление в процессе эксплуатации на протяжении длительного времени. И здесь водяные отопительные системы однозначно лучше. Они более износостойкие, долговечные, а сам процесс обогрева обходится гораздо дешевле.
Как делают системы водяного отопления
В первую очередь необходимо сделать грамотный проект, принимая во внимание все важные моменты. Составьте чертеж. На нем подробно размечайте все элементы, детали системы. Нужно обозначить повороты, радиаторы. Котел устанавливается исключительно в строгом соответствии с инструкцией от производителя.
Батареи вполне можно монтировать самостоятельно. Для этого закрепляют держатели стеновыми дюбелями. Радиаторы монтируют на высоте примерно 15 см. Фитинги нужны для соединения труб между собой.
Когда нужно устанавливать газовый котел для системы водяного отопления, лучше обратиться за помощью к опытному специалисту.
Инфракрасные обогреватели
Современный вариант для обогрева гаражного помещения – инфракрасные приборы. Они сейчас пользуются растущим спросом. Основное преимущество – создание локальной обогреваемой зоны. При этом такие агрегаты легко монтировать, а электроэнергию они расходуют очень экономно.
Не понадобится заботиться о системе для отведения дыма, продуктов горения. Дело в том, что инфракрасные обогреватели отличаются экологической чистотой, безопасностью. Воздух в процессе работы такого агрегата не пересушивается. Идет нагрев именно предметов и людей, а не воздушных масс. Однако тут надо помнить, что нельзя допускать длительного воздействия инфракрасного излечения на лакокрасочное покрытие. И электрическая энергия остается довольно дорогим источником тепла. Хотя, здесь ее тратится заметно меньше, чем при использовании электрических обогревателей.
Воздушное отопление гаража
Когда функционирует система воздушного отопления помещения, все основывается на создании потоков теплого воздуха. Именно они имеют возможность быстро прогреть помещение. Некоторые гаражники делают следующим образом: они направляют теплые воздушные потоки непосредственно на ту зону, где и стоит автомобиль. И это отличное решение, чтобы обеспечить полное устранение влаги. Это позволит предотвратить коррозию металла, значительно продлить срок службы любимой машины.
Важно точно определить оптимальный уровень мощности. Обычно автолюбители предпочитают использовать тепловые завесы, а также тепловентиляторы.
Видео: печь для отопления гаража
Можете ознакомиться с полезным видео: здесь показано, как работает популярная среди автолюбителей печь камелек.
Если вы подберете оптимальный вариант отопления для вашего гаража, вам всегда будет в нем комфортно. Эффективность работы значительно повысится. Кроме того, вы создадите хорошие условия для хранения.
Отопление гаража своими руками: пошаговая инструкция
Гараж, помимо своего прямого назначения часто выполняет другие функции: в подвале хранится запас продуктов и всевозможные закатки, собственно само помещение для автомобиля может использоваться как мастерская, хранилище для велосипедов и лыж, а также как место для приятных встреч в мужской компании. Особые ценители гаражного отдыха нередко пристраивают верхний этаж, где оборудуют уютную кают-компанию. И очень часто сделать отопление гаража своими руками является единственным правильным решением, так как очень мало гаражных кооперативов имеют централизованное отопление. В этой статье мы намерены рассмотреть все приемлемые варианты, которые можно реализовать самостоятельно.
Отопление гаража своими руками
Зачем нужно отопление в гараже
К сожалению, большинство гаражей в нашей стране не отапливаются, и это полностью устраивает их владельцев, которые не готовы решиться на дополнительные расходы и приложить собственные усилия. Но хозяева, однажды сделавшие свой гараж теплым, уже никогда не откажутся от этого. Какие же преимущества дает отопление гаража?
- В помещении гаража с температурой воздуха +5 °C в зимнее время, имеющим хорошую вентиляцию, не будет образовываться конденсат, который со временем приводит к коррозии кузова автомобиля. Особенно это касается скрытых полостей, которых в любой машине предостаточно.
При ненадлежащем хранении в полостях автомобиля выпадает конденсат
- В условиях низких температур идет затрудненный запуск двигателя, который происходит из-за густого масла, упавшей емкости аккумулятора. Кроме этого при длительном воздействии отрицательных температур снижается эластичность всех резиновых и каучуковых деталей: сальников, пыльников, уплотнителей, сайлент-блоков и других. В результате ресурс их сильно снижается.
- В отапливаемом гараже никогда не замерзают замки дверей автомобиля, садится в него гораздо приятнее, прогрев двигателя идет в комфортных условиях, более мягко, что сильно продлевает моторесурс.
Открыть замерзший замок — непростая задача
- Если возникнет необходимость текущего ремонта автомобиля, то в отапливаемом гараже это сделать гораздо проще, да и находится в помещении с положительной температурой в зимние холода намного комфортнее и приятнее, чем в промерзшей насквозь металлической коробке.
Но в мире не бывает абсолютно безупречных вещей, поэтому и отопление гаража имеет свои недостатки:
- За холодный сезон на цели постоянного отопления гаража уходит очень большое количество тепла, которое, к сожалению, стоит денег.
- Для оборудования системы отопления гаража требуется приобретение необходимого оборудования, что тоже связано с расходами.
- Почти все источники тепловой энергии являются объектами повышенной опасности. Учитывая и так высокую концентрацию в ограниченном пространстве гаража механизмов, горючих веществ, различных нужных и ненужных материалов, можно сказать, что отопление гаража требует от хозяина строгого соблюдения хоть и простых, но необходимых правил безопасности.
Но даже при всех очевидных недостатках, отопление гаража все же является той «овчинкой», которая стоит выделки. Главное, учесть все факторы и выбрать из всех вариантов самое подходящее отопление, которое и по карману сильно не ударит, и будет справляться со своей задачей.
В таком гараже приятно и комфортно находиться даже в зимнюю стужу
Что, прежде всего, необходимо учесть?
После принятия решения о том, что отоплению в гараже надлежит быть, не стоит сразу бросаться и покупать дорогое оборудование и начинать монтаж. Прежде всего, необходимо учесть несколько важных требований, несоблюдения которых делает любое отопление гаража:
- Во-первых, бессмысленным и неэффективным.
- Во-вторых, очень дорогим.
- И, наконец, опасным для здоровья и жизни людей!
Необходимость утепления гаража
Находиться в отапливаемом, но не утепленном гараже все равно, что сидеть на морозе в бочке и пытаться согреться пламенем свечи. Поэтому, прежде всего, необходимо или убедиться, что гараж имеет хорошее утепление, или сделать его правильно. Эту тему мы обсуждать в рамках данной статьи не будем, так как она настолько обширна, что уже подробно описана в публикациях портала stroyday.ru. Какие элементы гаража должны утепляться обязательно:
- Во-первых, должны быть устранены все неплотности прилегания гаражных ворот и оконных конструкций, так как через них вместе с нагретым воздухом утекает много тепла.
- Во-вторых, утеплению подлежат стены гаража. Лучшее утепление – это наружное и проведенное еще на этапе строительства, но зачастую в стесненных условиях гаражных кооперативов это сделать невозможно, поэтому автовладельцы вынуждены утепляться изнутри, что при качественной гидроизоляции и хорошем утеплителе вполне допустимо.
Утепление стен гаража вовсе не роскошь, а необходимость
- В-третьих, в обязательном порядке должна утепляться крыша, так как нагретый воздух передает много тепла именно ей, а она уже передает его далее наружу.
- В-четвертых, неутепленные гаражные ворота являются своеобразным насосом, безжалостно выкачивающим ценные калории изнутри наружу. Эта тема подробно обсуждалась в соответствующей статье портала stroyday.ru. Естественно, что ворота в обязательном порядке должны быть качественно утеплены.
- И, наконец, многие владельцы гаражей приходят в недоумение, когда узнают о необходимости утеплять пол. Это не всегда можно осуществить технически в уже готовом гараже, но на этапе строительства реализуется очень легко. Вряд ли можно уличить в глупости практичных немцев, которые обязательно утепляют пол гаража и даже часто прокладывают в нем трубы отопления.
С каждым годом сторонников теплых водяных полов в гараже становится все больше
Цены на теплоизоляционные материалы
Необходимость качественной вентиляции гаража
При обустройстве отопления гаража некоторые автовладельцы полагают, что вместе с воздухом из вытяжной вентиляции в атмосферу выносится большое количество тепла. И, надо сказать, что эти утверждения не лишены оснований. Законы физики отменить невозможно, действительно тепло утекает через вентиляцию. Казалось бы, совершенно логично закрыть вытяжные каналы и драгоценные калории «запечатаются» в объеме гаража. Тоже верно! Но не стоит забывать о том, что в воздухе гаража также останутся пары различных химических соединений некоторые из которых могут быть ядовитыми, а некоторые и взрывоопасными.
При обустройстве отопления гаража, прежде всего, нужно обращать внимание на вентиляцию, а при его утеплении следует оставлять свободными все вентиляционные каналы и отверстия. Различные печи, даже при наличии качественного дымохода, часть угарного газа все равно отдают в помещение. Известно, что отравление этим продуктом горения очень опасно, он соединяется с гемоглобином в легких и человек, сам не замечая удушья, погибает. Поэтому задача вытяжной вентиляции быстро вывести продукты сгорания и пары различных соединений в атмосферу, а приточной – доставить новую порцию свежего воздуха. Отсюда следует, что главная функция системы вентиляции гаража – это обеспечение безопасности находящихся в нем людей!
Системе вентиляции гаража можно помочь канальным вентилятором
Еще одним важным предназначением системы вентиляции является удаление излишней влаги из помещения. Автомобиль, приезжая с зимней стужи, привозит с собой немалое количество атмосферной воды в виде снега, льда и конденсата. Даже если система отопления растопит снег и лед, а вентиляции не будет, то лишняя влага останется в автомобиле и будет присутствовать в высоких концентрациях в воздухе. В таких идеальных условиях для коррозии кузов «зацветет» рыжими пятнами через пару лет.
Тема вентиляции гаража обязательно будет подробно освещена в отдельной статье на нашем портале.
Необходимость противопожарных мер
Каждый автомобиль для работы двигателя использует энергию быстрого сгорания (взрыва) топливно-воздушной смеси, поэтому уже является объектом повышенной пожарной опасности. В баке транспортного средства может находиться такой запас топлива, которого хватит, чтобы сжечь не один десяток автомобилей и гаражей. Кроме автомобиля, в гараже могут находиться еще и различные масла, лакокрасочные материалы, запас бензина или дизтоплива, что, естественно, не добавляет безопасности. При оборудовании отопления в гараже появляется еще один или несколько объектов, которые могут стать причиной возгорания.
Статистика показывает, что большинство пожаров в гаражах происходит из-за элементарной безалаберности, несоблюдения простых правил пожарной безопасности. У хорошего хозяина всегда все будет в порядке, пожар в его гараже будет маловероятен. Правила пожарной безопасности изложены во множестве нормативных документов сухим официальным языком, но мы сделаем из них выборку главных.
-
- Пожарная безопасность должна быть предусмотрена еще на этапе строительстве гаража. В конструкциях фундамента стен, крыши, утеплении, устройстве инженерных коммуникаций и внутренней отделке должны использоваться только негорючие (НГ) или слабогорючие (Г1), трудновоспламеняемые ( В 1) строительные материалы с малой дымообразующей способностью (Д1) и малоопасной токсичностью (Т1). В скобках мы привели показатели, которые есть в сопроводительной документации на строительные материалы. При покупке это обязательно нужно учитывать.
- Некоторые автовладельцы могут устраивать в гараже стратегический запас топлива и масла, что делать категорически запрещается. Разрешено хранить не более 20 литров бензина или дизтоплива и 5 литров масла, причем они должны быть в специальной таре и в закрывающемся металлическом шкафу. Пустая заводская тара из-под масел или лакокрасочных материалов должна выбрасываться.
- Гараж часто используют как место хранения старых вещей, которые пока еще жалко выбросить или отдать тому, кому они действительно будут нужны. Этого делать не надо, очень часто именно наличие большого количества вещей не позволяет быстро потушить пожар.
Плохой пример гаража, превращенного в свалку
-
- Запрещается заправлять автомобиль в гараже топливом, держать его с открытым бензобаком или с течью в топливной системе.
- Запрещается в помещении гаража промывать различные детали бензином, керосином, дизтопливом и другими легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями.
- Использованную ветошь необходимо сразу выбрасывать, а рабочую одежду держать либо в отдельном помещении, либо в закрывающемся шкафу.
- Запрещается пользоваться паяльными и керосиновыми лампами, факелами, а также производить сварочные, кузнечные, и другие виды огневых работ.
- Курение в гараже категорически запрещено, так как именно оно является самой частой причиной пожаров.
В этом гараже неудачно покурили
-
- Применение самодельных электронагревательных приборов и специально не предназначенных для отопления гаражей запрещено.
- Каждый автомобиль должен быть укомплектован порошковым огнетушителем. В гараже необходимо иметь средства пожаротушения: углекислотный или порошковый огнетушитель большого объема , запас воды, ящик с песком, лопату и специальное противопожарное полотно (кошму). Огнетушитель лучше всего располагать прямо на внутренней поверхности полотна ворот, а все другие средства пожаротушения размещать в непосредственной близости от выхода.
Образцовый пожарный щит
-
- В случае возникновения очага возгорания его можно быстро потушить, накрыв кошмой. При возникновении пожара следует сразу вытолкать автомобиль из гаража и начать тушение. На свои силы рассчитывать не надо, поэтому пожарных вызвать обязательно.
Виды отопления гаража
Отопление гаража может быть реализовано совершенно разными путями. Рассмотрим их.
- Отопление твердым топливом – весьма популярный, но и один из самых опасных. При соблюдении мер необходимых безопасности вполне приемлемый вариант. Лучше всего, когда котел или различные печи, а также запас топлива расположены в другом помещении. Это один из самых дешевых видов отопления, но для постоянного обогрева требуется присутствие человека, что часто просто невозможно.
Современные твердотопливные печи выглядят вполне симпатично и КПД у них достигает 70%
- Отопление электричеством возможно как при помощи теплоносителя, так и прямым путем : конвекторами, тепловыми пушками, инфракрасными излучателями и пленками . Таким отоплением легко управлять, его легко монтировать. Высокая це на на электроэнергию, стабильность ее поставки и лимит выделяемой мощности существенно ограничивают его применение.
- Газовое отопление может быть реализовано при помощи конвекторов и котлов. Главным ограничением является высокая стоимость проектно-монтажных работ для подключения магистрального газа, которая может не окупиться десятками лет. Отопление сжиженным баллонным газом в несколько раз дороже, чем магистральным и может сравниться с электрическим. Присутствие баллонов с газом в гараже опасно, поэтому их рекомендуется убирать в металлические шкафы.
Отопление гаража газовым котлом — достаточная редкость
- В последнее время набирает популярность отопление гаражей при помощи печей на отработанном масле, которое всегда есть в избытке на станциях технического обслуживания. Такие печи дают большое количество тепла, способного за короткое время обогреть помещения, но они требуют постоянного присутствия человека, технического обслуживания и чистки. Наличие посторонних примесей в отработке негативно сказывается на работе печи, а в некоторых случаях может быть опасным и привести к взрыву.
Печь на отработанном масле — эффективный отопительный прибор, но и опасный
Выбор вида отопления гаража в зависимости от его месторасположения
На выбор отопления гаража определяющее влияние указывает в первую очередь его месторасположение, а уже потом другие факторы. Какие могут быть варианты расположения гаража?
- Лучше всего, когда гараж расположен на первом или в цокольном этаже частного дома или пристроен к нему. В этом случае отопление гаража просто включается в общую систему дома, только при расчетах следует учесть, что температурный режим должен отличаться от жилых помещений. В гараже в зимнее время достаточно поддерживать температуру от +5 ° Cдо +10 °C, тогда как в комнатах от +18 ° Cдо +23 °C. Реализуется это очень просто – для гаража делают отдельный контур, в котором температура теплоносителя обеспечивает нужный режим. В этом случае можно не беспокоиться, что теплоноситель замерзнет в зимние холодные дни.
В гараже, пристроенном к дому, реализовать отопление проще всего
- Другим вариантом является расположение гаража невдалеке от дома, имеющего свою систему отопления. Инженерная наука позволяет при удалении не более 40—50 метров также включать отопление отдельных строений в общую систему, но здесь придется заложить теплотрассу на глубине ниже уровня промерзания, причем трубы должны иметь хорошую теплоизоляцию. Естественно, делается отдельный контур и ставится свой циркуляционный насос.
- Если гараж расположен в кооперативе, имеющий свое централизованное отопление, то это просто замечательно. Все заботы о поддержании нужной температуры ложатся на руководство ГСК , а задача хозяина просто оплачивать эти услуги.
Гараж в кооперативе с теплоцентралью
- В многоэтажных гаражных кооперативах, не имеющих своей теплоцентрали, задача несколько усложняется. В таких ГСК никто не позволит отапливаться твердотопливными котлами или работающим на отработке. Единственным выходом будет электрическое отопление: тепловая пушка, электроконвекторы или ИК излучатели, — но тогда встает вопрос о выделяемой мощности, ее может не хватить.
- В одноэтажных гаражных кооперативах, где гаражи имеют общие капитальные стены, для отопления могут применяться различные электрические приборы, газовые котлы или конвекторы. Бывают случаи, что в кооперативах есть газовая магистраль, к которой можно подключиться за разумные деньги, тогда есть смысл подумать о газовом конвекторе или даже водогрейном котле, но тогда придется топить весь зимний сезон, чтобы теплоноситель не замерз или заполнить систему специальным антифризом, а это ведет к дополнительным расходам. Для установки твердотопливного котла или работающего на отработке в любом случае потребуются разрешения администрации и пожарных надзорных органов, которые лишний раз напомнят хозяину правила пожарной безопасности.
- В кооперативах, где каждый гараж представляет отдельное строение, газовых магистралей не бывает, поэтому можно рассчитывать только на баллонный газ или электричество . Котлы, работающие на отработке или твердотопливные, также потребуют разрешения и оборудования дымохода.
Газовые инфракрасные обогреватели помогут быстро прогреть помещение гаража
- Самый сложный, но поэтому и интересный случай – это отдельно стоящий гараж. В таких строениях может вообще не быть электроснабжения, тем более газовых магистралей. Единственно возможные варианты отопления – это котлы на твердом топливе или отработанном масле или газовые конвекторы, работающие на сжиженном баллонном газе. Разрешения в этом случае, скорее всего, не потребуется, но о правилах пожарной безопасности забывать не стоит.
Выбор вида отопления в зависимости от периодичности появления в нем людей
Любой гараж может исполнять разное предназначение в зимний период, что, безусловно, влияет на периодичность появления в нем хозяев , а это, в свою очередь, поможет сделать выбор нужной системы отопления. Какие могут быть варианты?
- Автомобиль эксплуатируется весь зимний период, соответственно должен всегда быть готовым к выезду, значит, и в гараже должна поддерживаться постоянно температура не ниже +5 ° C. Этого можно легко достичь в ГСК с теплоцентралью, а также в гаражах , которые подключены к системе отопления частного дома. В других случаях придется делать автономную систему отопления, автоматически поддерживающую нужную температуру. Этим целям отвечает газовый котел , подключенный к магистрали и работающий в паре с термостатом, который следит за температурой воздуха в помещении гаража и дает команды на запуск и остановку котла. Также можно оборудовать систему отопления с электрическим водогрейным котлом, электроконвекторами, ИК излучателями или пленками . Электрическими системами тоже отлично управляет термостат.
- Если автомобиль эксплуатируется время от времени в зимний период, то постоянное автономное отопление в гараже и не нужно, кроме случаев отопления от общей системы частного дома. Тогда можно оборудовать гараж электрической тепловой пушкой (если позволяет выделенная мощность), твердотопливной печью-буржуйкой или печью типа Булерьян . В нужный момент можно запустить пушку или зажечь печь и за короткое время нагреть помещение, соответственно и автомобиль. Важно перед уходом из гаража полностью погасить печь и выключить тепловую пушку. Когда машина ставится в гараж, можно также прогреть помещение. Тогда весь снег и лед полностью растает, а система вентиляции совместно с отоплением просушит железного друга.
Электрическая тепловая пушка
- Если гараж используется постоянно как автомобильная или иная мастерская, то лучше предусмотреть комбинированную систему отопления. В ночное время температуру поддерживают электроконвекторы или ИК излучатели, а в дневное время можно отапливать помещение печью на твердом топливе или отработанном масле, которого в любой автомастерской в избытке. В таких гаражах всегда присутствуют люди, и есть кому присмотреть за печью. Газовый котел (если есть магистраль) – тоже отличное решение. В ночное время он будет работать на поддержание минимума в +5 ° С , а в дневное уже можно устанавливать более комфортную для работы температуру.
Монтаж системы отопления гаража своими руками
После того как выбрано именно то отопление, которое будет отвечать всем потребностям хозяина гаража, можно приступать к закупке всех комплектующих и монтажу. Прежде всего, нужно сделать проект отопления гаража, причем это вполне по силам самому владельцу. И началом проектирования должен стать расчет теплопотерь, в котором учитывается нужный температурный режим, климатический пояс, площадь стен, крыши, пола, расположение гаража по сторонам света. В этом же расчете учитывается вся многослойная конструкция всех элементов, так как при утеплении помимо несущих элементо в в сегда есть слой теплоизолятора. Теплопотери учитывают наихудшие условия для гаража — заданная температура должна держаться даже в самые холодные зимние дни характерные для конкретного региона. Тогда и в другие дни система отопления легко справится со своей задачей.
Мощность системы отопления обычно принимается рассчитанным теплопотерям плюс 10% запаса в случае, если обогрев помещения гаража будет постоянным (газовый водогрейный или электрический котел , электроконвекторы, ИК отопление). Для быстрого прогрева гаража лучше иметь избыточную на 50% мощность. Избыточной мощностью обычно обладают печи на твердом топливе и отработке, а также тепловые пушки. Рассмотрим особенности монтажа систем отопления гаража разных видов.
Монтаж отопления гаража встроенного или пристроенного к дому
Как мы уже отмечали наиболее выгодно отопление гаража интегрировать в общую систему отопления дома. Основные этапы монтажа покажем в виде таблицы.
Миниатюра | Описание этапа монтажа |
---|---|
В соответствии с расчетом теплопотерь выбирается нужное количество радиаторов отопления и стенах гаража отмечаются места их установки. | |
В намеченных местах устанавливаются крепления радиаторов, которые затем навешиваются. | |
В радиаторы вкручивается с уплотнителем-герметиком вся необходимая арматура: вентили с термоголовкой или без нее, балансировочные клапаны, заглушки. | |
Прокладываются подающая и обратная магистрали от помещения котельной до гаража, делаются отводы для подключения радиаторов. В гараже нет необходимости прятать трубы в стены и пол, поэтому все монтируется открыто и после отделочных работ. | |
Для обеспечения своего температурного режима контур отопления гаража лучше сделать отдельным. Для этого к коллекторам в котельной подающую и обратную магистраль следует подключить через трехходовой клапан-терморегулятор. При необходимости ставится и отдельный циркуляционный насос. | |
После монтажа делается промывка и опрессовка контура отопления гаража давлением в 6 бар. В случае падения давления устраняются все недостатки и испытания проводятся повторно. Затем давление снижают до рабочего: 1—3 бар, и контур подключают к общей системе, из радиаторов спускают весь воздух. | |
Делается пробный запуск котла, проверяется работа радиаторов в разных режимах. | |
Устанавливается термостат, который будет управлять работой циркуляционного насоса. При падении температуры ниже +5 °C термостат даст команду на запуск циркуляционного насоса, который начнет прокачивать теплоноситель через контур отопления. |
Особенности монтажа системы отопления гаража, находящегося на удалении от частного дома
В этом случае все делается точно так же, как и в предыдущем, за исключением одной очень важной вещи – от котельной до гаража необходимо проложить тепломагистраль. Что при этом необходимо обязательно учесть?
- Глубина траншеи для теплотрассы должна быть больше чем уровень промерзания грунта в конкретном регионе.
- Для минимизации теплопотерь трубы обязательно должны иметь теплоизоляцию, причем стандартная из вспененного полиэтилена не подходит, так как не выдержит давления грунта, сожмется , наберется влаги и практически перестанет выполнять свои функции.
- Существуют специальные утеплители для трубопроводов из пенополистирола или каменной ваты, но их необходимо дополнительно защищать от грунтовых вод и высоких механических нагрузок. Очень часто приобретение таких утеплителей со временем превращается в зря закопанные в землю деньги.
Не все утеплители ведут себя в грунте предсказуемо
- Еще одним популярным решением является прокладка трубопроводов в изоляции в самодельном коробе из экструдированного пенополистирола. Детали короба склеиваются между собой монтажной пеной или специальным клеем для пенопласта, что не гарантирует полную гидроизоляцию.
Самодельный лоток из экструдированного пенополистирола для теплотрассы
- Лучшее решение для прокладки теплотрассы – это специальный трубопровод, в котором сразу объединены подающая и обратная магистраль, теплоизоляция и защитный кожух . Например, трубы финского производителя Uponor Thermo Twin, которые представляют собой две трубы из сшитого полиэтилена PE-Xa, помещенные в слой теплоизоляции из пенополиэтилена. Наружная оболочка сделана из полиэтилена высокой плотности, выдерживающего высокие нагрузки. Такая труба легко гнется , поэтому легко укладывается. Стоит этот продукт высоких технологий недешево : 1 ме тр тр убопровода 2 по 25 мм – около 2000 рублей, но это не будет зря закопанные в землю деньги, а надежная тепломагистраль, которая по заверениям производителя способна прослужить 50 лет при рабочей температуре до 70 °C и рабочим давлением до 6 бар.
Специальные трубы для теплотрасс — лучшее решение
- Укладывать теплотрассу следует на песчаную подушку толщиной не менее 10 см, такой же толщины должен быть песчаный слой и сверху. После трамбовки рекомендуется проложить сигнальную ленту, и только потом засыпать грунтом. Сигнальная лента позволяет при земляных работах избежать повреждения трубопровода.
Сигнальная лента
Монтаж печного отопления гаража
Какую печь лучше выбрать для гаража
Полную автономность отопления гаража, которое не будет зависеть ни от снабжения электроэнергией, ни от газа дает только печное отопление. Но оно является самым опасным и требует строгого соблюдения противопожарных мер. Сразу стоит заметить, что на установку большинства самодельных конструкций печей, особенно на те, что работают на отработке, никакая администрация ГСК и пожарные инспектора разрешения не дадут даже за деньги. Поэтому их используют в основном в отдельно стоящих гаражах, причем на свой страх и риск.
Среди промышленно выпускаемых печей наибольшее распространение получили всем известные буржуйки и Булерьяны , причем последние предпочтительнее, так как имеют более высокий КПД – до 80%. С первого взгляда печь Булерьян напоминает обычную «пухлую» буржуйку. Если присмотреться, то будут заметны полукруглые трубы с открытыми концами, которые опоясывают топку с двух сторон. При нагреве корпуса печи, соответственно и труб, воздух внутри них нагревается и поднимается наверх. Естественно, его место занимает более холодный воздух, поступающий снизу. Образуется постоянный конвекционный поток, который очень быстро обогревает помещение.
Печь Булерьян в разрезе
В Булерьянах кроме основной камеры есть камера дожига генераторных газов, которые образуются при тлении древесины. Но такой режим возможен только тогда, когда будет ограничен приток кислорода в камеру сгорания. Благодаря тлению дров, на одной загрузке Булерьян может проработать 8—12 часов. И при этом эффективно отапливать помещение гаража.
Монтаж печи типа Булерьян
При покупке печи необходимо сообщить продавцу-консультанту геометрические размеры гаража. По этим показателям вычисляется объем помещения и подбирается нужная печь. В 90% случаев достаточно самой маленькой, мощность которой будет даже избыточной. Но ничего, как говорится в шутливой пословице: «По статистике ошпаренных гораздо меньше, чем обмороженных». Самая маленькая печь Булерьян , имеющаяся в продаже, имеет мощность 6 кВт и способна обогреть помещение объемом 100 м 3 . Даже в немаленьком гараже 6 на 4 метра и высотой потолков в 3 метра такая мощность будет немного избыточной, так как объем помещения будет 6*4*3= 72 м 3 .
Изложим основные рекомендации при монтаже печи Булерьян :
- Первое, на что стоит обратить внимание – это дымоход. Для Булерьяна рекомендуется применять утепленные дымоходы из нержавеющей стали, так называемые сэндвич-дымоходы . Особенностью этих печей является низкая температура дымовых газов, а это приводит к обильному выпадению чрезвычайно токсичного конденсата. Чтобы его снизить в несколько раз, нужен именно такой дымоход.
Детали сэндвич-дымохода из нержавеющей стали
- Более грамотным техническим решением является обустройство дымохода не проходящего через кровлю, а приставного. В этом случае не надо будет заниматься весьма хлопотным занятием – обеспечение прохода дымохода через конструкцию крыши с его теплоизоляцией, гидроизоляцией кровли и другими операциями. Необходимо просто пробурить в капитальной стене гаража отверстие для выхода и обеспечить теплоизоляцию. Еще одним важным преимуществом такой конструкции является то, что токсичный конденсат будет собираться вне помещения гаража. Дымоход при помощи специальных кронштейнов прекрасно крепится и к внешней стене гаража.
Приставной дымоход и его комплектующие
- Производители печей рекомендуют делать высоту дымохода не менее 5 метров, практика показывает, что достаточно и 3 метров. В любом случае он должен возвышаться над самым высоким участком кровли на высоту не менее 0,3 метра. Длина горизонтального участка дымохода не должна быть более 1 метра. Все соединения колен необходимо обрабатывать специальным огнестойким герметиком.
- Печь Булерьян должна устанавливаться на несгораемое основание. Бетонный гаражный пол является именно таким основанием. Но для удобства загрузки и чистки печи, обеспечения лучшей конвекции и дополнительной изоляции рекомендуют сооружать подиум из жаростойкого кирпича высотой не менее 20 см при этом по ширине подиум должен выступать за габариты на 30 см. Для печей, имеющих в комплекте ножки, сооружение подиума необязательно, если она ставится на несгораемое основание.
Печь Булерьян на несгораемом подиуме
- Расстояние от печи до стен должно составлять не менее 1 метра, что для условий гаража большая роскошь. Но если в месте расположения печи стены покрыть слоем негорючей теплоизоляции ( вермикулитные или минералватные плиты) и листами металла, то расстояние до стен можно уменьшить до 20 см. Перед топкой, в целях безопасности, рекомендуется на пол пол ожить металлический лист размером не менее 50 на 70 см широкой стороной к загрузочной дверце.
Для отопления печью Булерьян потребуется запас сухих дров, что дополнительно съест и так драгоценную площадь гаража. Именно поэтому отопление печью легче всего реализуется в просторных гаражах.
Цены на печь Булерьян
Видео: Вариант размещения печи Булерьян в гараже
Монтаж электрического отопления гаража
Самым удобным видом отопления является электрическое, так как приборы эти не занимают много места и требуют только подведения проводки. Главный вопрос, возникающий при этом: хватит ли выделенной мощности на работу такого отопления. Если ее не хватает, то можно обратиться к администрации ГСК о выделении большей мощности. Обычно, если позволяют технические возможности, на эту просьбу откликаются положительно, правда, за дополнительную плату.
Следует отметить, что не все кабели и провода можно использовать для целей электрического отопления. Учитывая потенциальную пожароопасность гаража, кабель должен быть в двойной изоляции, причем она не должна поддерживать горение. Этим требованиям отвечает кабель ВВГ-нг или NYM, его можно прокладывать как открыто, так и за обшивкой. Если кабель будет прокладываться в слое утеплителя, то желательно его поместить в гофротрубу соответствующего диаметра.
Для подключения теплового прибора мощностью до 2 кВт достаточно кабеля с медными жилами, имеющими площадь поперечного сечения 1,5 мм 2 ( например ВВГ-нг 3*1,5), причем он должен быть защищен в щитке автоматическим выключателем на 10 А. Для подключения приборов от 2 кВт до 4,5 кВт потребуется медный кабель с жилами 2,5 мм 2 , который должен защищать автомат на 16 А . для предотвращения поражения электрическим током вся силовая цепь должна быть защищена УЗО с дифференциальным током 30 мА .
Устройство защитного отключения (УЗО)
Монтаж электроконвекторного отопления гаража
У каждого производителя электрических конвекторов есть свои особенности монтажа, но общие черты есть у всех. Отметим основные этапы монтажа, представив их табличной форме.
Миниатюра | Содержание этапа монтажа |
---|---|
Согласно ранее проведенным расчетам теплопотерь выбирается необходимое количество конвекторов нужной мощности. Лучше подбирать те модели, в которых есть функция централизованного управления с подключением через распределительную коробку и обычным механическим термостатом, так как с электронными конвекторы дороже на 20—50%. | |
Вместе с конвекторами желательно подобрать термостат или (что еще лучше) – программируемый термостат, который позволит эффективно управлять отоплением и экономить электроэнергию. | |
Производится разметка мест установки конвекторов в намеченных местах. Согласно инструкции на стену крепятся кронштейны и распределительные коробки. | |
Устанавливается термостат, который должен располагаться на расстоянии не менее 2 метров от конвекторов и на высоте 1,5 метра. | |
От электрощита гаража к каждой распределительной коробке конвектора протягивается кабель ВВГ-нг 3*1,5 мм 2 . В щиток устанавливается модульное оборудование (автоматические выключатели и УЗО), но к силовой цепи не подключаются. | |
От термостата к распределительным коробкам каждого конвектора прокладывается управляющий провод ПВ3 0,75 мм 2 . Его можно прокладывать шлейфом, то есть от термостата к ближайшему конвектору, от него к следующему и т. д. | |
Провода конвекторов подключаются к распределительным коробкам согласно инструкции производителя. | |
С конвекторов снимается упаковочная пленка и картон, отопительные приборы навешиваются на свои места. Проверяется положение всех органов управления в положение «выключено». | |
При снятом напряжении производится коммутация в электрощите гаража. После проверки всех соединений подается напряжение. | |
Проверяется работа каждого конвектора в ручном режиме. | |
Проверяется работа каждого конвектора в автоматическом режиме с управлением через термостат. Для этого регуляторы температуры ставятся в положение Max, на термостате выставляется нужная температура. |
Современные программируемые термостаты способны поддерживать температуру по созданному хозяином сценарию, а самые продвинутые модели оснащаются GSM-модулями, которые позволяют через специальный интерфейс заранее заказывать нужную температуру в гараже к приходу людей и «докладывать» о том, что задача выполнена в виде SMS сообщения.
Монтаж инфракрасного отопления гаража
С каждым годом «набирает обороты» инфракрасное отопление (ИК), которое, как заверяют производители, является самым экологичным. Реализуется это разными путями: газовые ИК излучатели, электрические ИК излучатели и панели и новый вид – ПЛЭН, что расшифровывается как пленочный лучистый электронагреватель. Преимуществом этого вида отопления является то, что оно совершенно не занимает площади помещения, что очень важно в гараже, имеет низкую температуру нагрева (45—50 °C), разумную мощность 150—200 Вт/кв. м, легкий монтаж и может скрываться за неметаллической облицовкой потолка.
Потолочное отопление ПЛЭН
Конструктивно ПЛЭН представляет собой основу из ламинированного термоустойчивого диэлектрика, в которую впаян резистивный элемент на основе графита. Также в ламинированную основу впаяна тонкая серебряная фольга, которая равномерно распределяет тепло по всей площади обогревателя. Такая пленка не излучает свет в видимом диапазоне, не нагревается выше 50 °C, поэтому основная часть электроэнергии преобразуется в длинноволновое ИК излучение 10—15 мкм. Оно с минимальными потерями проходит через большинство отделочных материалов и покрытий: гипсокартон, потолки «Армстронг», пластиковая вагонка, ламинат, ковролин, линолеум и другие и не проходит ИК излучение через металлы и зеркальные поверхности.
Пленки ПЛЭН выпускают различных типоразмеров: шириной в 0, 35 м , 0, 51 м , 0, 65 м и длинной от 1 до 5 м . потребляемой мощностью 100 Вт/ м 2 или 150—175 Вт/ м 2 . Такой широкий ассортимент размеров позволяет смонтировать этот вид отопления на потолке любой конфигурации. Для целей отопления гаража лучше использовать ПЛЭН большей мощности.
ПЛЭН различных типоразмеров
Рассмотрим основные этапы монтажа ПЛЭН в гараже.
- На листе миллиметровой бумаги вычерчивается план гаража, на котором из имеющегося ассортимента ПЛЭН составляется план их размещения, места прохождения кабель-каналов и подключения питающих проводов. При этом учитывается, что все пленки должны быть одной удельной мощности и покрывать около 80% площади потолка. На этом же плане отмечаются места где будет размещена обрешетка , на которую будут крепиться нагревательные элементы.
- Производится закупка нужных комплектующих: ПЛЭН, фольгированный теплоизолятор ( пеноизол , пенофол ) компле кт пр оводов для подключения, термоусадочная трубка, кабель-каналы , термостат, модульный контактор, автомат защиты в соответствии с суммарной мощностью и УЗО. При этом не надо брезговать советами опытных продавцов-консультантов, эти люди могут уберечь от неправильного решения или излишних расходов.
- Очень часто сооружение специальной обрешетки для ПЛЭН не требуется, ведь потолок гаража утеплен , и плиты утеплителя смонтированы именно между брусками обрешетки , которой можно воспользоваться. Если же ее нет, то при помощи дюбелей монтируются бруски обрешетки с шагом 50 см.
Для монтажа ПЛЭН вполне подойдет обрешетка, сооруженная для утеплителя
- К обрешетке при помощи степлера крепится теплоизолятор фольгированным верхним слоем в сторону помещения гаража. Это поможет направить все ИК излучение в нужную сторону. Соседние полотна крепятся с нахлестом 3—5 см, затем все места стыков проклеиваются металлизированным скотчем.
Потолок котов к монтажу ПЛЭН
- Перед монтажом каждый элемент ПЛЭН проверяется при помощи мультиметра.
- Поверх теплоизолятора к обрешетке при помощи степлера крепятся нагревательные элементы строго по монтажной полосе по краям листа. Все места подключения должны быть ориентированы в одну сторону.
Места крепления ПЛЭН
- В той стороне, где находятся контакты ПЛЭН, крепится кабель-канал, напротив контактных площадок в его боковой поверхности сверлятся отверстия, в которые заводятся провода подключения нагревательных элементов. Концы проводов зачищаются специальным инструментом .
- Магистральные силовые провода, к которым будут подключаться все нагревательные элементы должны быть такого сечения, соответствующего общей потребляемой мощности. Рекомендуются применять или кабель ВВГ-нг или провод ПВ 3 , а сечение можно выбрать из следующей таблицы.
Таблица соответствия нагрузок с площадью сечения медного провода
- Начиная с самого дальнего конца силового провода производится соединение его с монтажными проводами ПЛЭН. Все элементы соединяются параллельно. Перед монтажом на каждый силовой провод следует одеть столько отрезков термоусадочной трубки, сколько будет соединений (и парочку про запас).
- Для коммутации элементов системы в месте предполагаемого соединения зачищается изоляция силового провода на длину примерно 1 см. это удобно делать при помощи специального инструмента.
Инструмент для зачистки изоляции не повреждает жилы проводов
- К зачищенным местам присоединяются, обжимаются, а еще лучше – потом и пропаиваются контактные провода ПЛЭН.
Соединение монтажных проводов ПЛЭН с силовыми проводами
- На место соединения надвигается термоусадочная трубка и прогревается термофеном до полной усадки.
- После того как все соединения ПЛЭН завершены, необходимо прозвонить всю систе му му льтиметром на отсутствие коротких замыканий, а далее уже тянуть силовые провода к электрическому щиту гаража в кабель-канале или гофрированной трубе.
Применение кабель-каналов значительно упрощает монтаж
- На высоте 1, 5 метров от пола, вдали от ворот, дверей и окон монтируется обычный или программируемый термостат. Для того чтобы его показания были корректны между ним и стеной следует проложить слой теплоизолятора толщиной не менее 5 мм.
- От термостата до электрического щита протягивается кабель. Делается вся коммутация по схеме при полностью снятом напряжении. Эту работу лучше доверить профессионалу, имеющему соответствующий допуск .
Схема
- Система отопления ПЛЭН проверяется на работоспособность.
Потолок готов к облицовке
- Делается облицовка потолка подходящими для ПЛЭН материалами.