Все для сварки алюминиевых радиаторов отопления

Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях

Здесь вы узнаете о том как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях: особенность батарей, способы пайки, холодная сварка, применение клея, как правильно заварить обогреватель и последовательность действий.

Как показывает многолетняя практика использования алюминиевых радиаторов, они отлично себя зарекомендовали, но, как и у других видов обогревателей, у них бывают протечки и аварии.

Чтобы не менять всю батарею или ее секцию, можно произвести пайку, но при этом следует знать и учитывать особенности алюминия.

Особенность батарей

Когда радиаторы начинают течь, существует два способа устранения нарушений. Их можно запаять или заклеить. Пайка алюминиевого радиатора – процедура сложная ввиду химических свойств этого металла.

При соприкосновении с кислородом алюминий окисляется, и на его поверхности образуется тонкая оксидная пленка. Это во всех отношениях полезное покрытие защищает металл от коррозии при столкновении с кислородом, но с другой стороны, он же не дает качественно произвести пайку, во время которой необходим контакт припоя с его поверхностью.

Если не создать прямого контакта металла с припоем, то заделанное отверстие или трещина в скором времени опять дадут течь. Иногда возле некачественного припоя образуются новые трещины, что только усугубляет состояние радиатора.

Чтобы получить нужный результат, оксидную пленку придется удалить, но если это сделать без специальных приспособлений, то металл при соприкосновении с кислородом вновь ее образует, так что вместо того, чтобы паять, придется все время ее удалять.

Чтобы разорвать этот круг, были придуманы специальные растворы для пайки алюминия, которые называются флюсами.

Они обладают следующими способностями:

  1. В основе такого средства органические и неорганические компоненты, которые способны не только разрушать защитную пленку на металле, но и пресекать ее появление.
  2. Они предотвращают растекание припоя по остальной поверхности, локализуя его исключительно на обрабатываемом месте.
  3. Подобный флюс не вступает в химическую реакцию с припоем, обеспечивая качественную пайку.

Таким образом, на вопрос, можно ли запаять алюминиевый радиатор, ответ однозначный: «да» при условии, что под рукой есть подобное средство.

Чтобы работа была выполнена правильно, особенно если предстоит все делать самостоятельно, необходимо подготовить следующие инструменты:

  • паяльное устройство;
  • горелку;
  • специальную емкость для разогрева припоя;
  • наждачную бумагу.

В качестве припоя можно использовать железные опилки, канифоль или оловянно-свинцовую смесь.

Как запаять алюминиевый радиатор?

Способ 1

Этот способ, хотя и несложный, и с ним справится даже новичок, требует усидчивости и времени. Чтобы знать, как запаять алюминиевый радиатор с его помощью, потребуется подготовить канифольно-железный припой.

Последовательность действий, которая обеспечит качественное паяние, заключается в следующем:

  1. Важно подготовить поверхность радиатора к работе. Для этого его нужно снять, удалив заранее из системы теплоноситель. Поверхность места, где будут проводиться работы нужно тщательно промыть от загрязнений, затем зачистить при помощи наждачной шкурки и растворителя. Обязательно подготовленное место следует обезжирить, взяв для этого любое средство, содержащее спирт. После всех манипуляций поверхность вытирается насухо, и радиатор готов к следующему этапу работ.
  2. Приготовление припоя производится на тигле, который можно поставить на горелку или газовую плиту. В крайнем случае, можно применить паяльник. Канифоль нужно растопить, а затем добавить в него железные опилки и хорошо перемешать. Соотношение материалов должно быть 2:1.
  3. Флюсовый раствор наносится таким образом, чтобы покрыть весь участок работ, иначе вновь образованная оксидная пленка уничтожит все труды. По окончании пайки вся ремонтируемая поверхность должна находиться под раствором.
  4. Сам припой выполняется следующим образом:
    • на паяльник набирается небольшое количество канифольно-железного припоя;
    • его следует наносить на поверхность радиатора так, чтобы он оказался покрыт сверху флюсом;
    • все действия паяльником производятся круговыми движениями, это позволяет паяльнику смещать частицы припоя, которые при этом разрушают оксидную пленку, а наличие канифоли не позволяет ей вновь образовываться.

Решая, как паять алюминиевый радиатор, следует помнить, что подобный способ годится для устранения мелких дефектов. Если требуется «залатать» большой по площади участок, то придется готовить флюс самостоятельно.

Способ 2

Для этого способа придется применить припой из сочетания олова, свинца и висмута, а средство для снятия оксидной пленки приготовить из следующих компонентов:

  • криолит должен составлять 10%;
  • добавить 4% сернокислого натрия;
  • доля хлористого лития должна быть 23%;
  • основой раствора является хлористый калий — 56%;
  • поваренной соли оставшиеся 7%.

Смешав все компоненты, получается раствор, которым можно покрыть большую площадь поверхности обогревателя.

Последовательность действий позволит разобраться, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях:

  1. Провести предварительные работы по очистке поверхности, как это было описано выше. Алюминий должен быть чистым, сухим и обезжиренным.
  2. Особенностью этого способа является кропотливое изготовление флюса, для чего каждый компонент по отдельности измельчается до состояния пудры, после чего их нужно соединить и тщательно перемешать.
  3. Готовую смесь разогреть и вылить на место припоя.
  4. Пайка выполняется так же, как и в первом способе, обязательно соблюдая условие, что припой должен оказаться под слоем флюса.

Не зависимо от того, каким способом была произведена пайка, качество работы должно быть проверено. Для этого в радиатор наливается подкрашенная и вода. Если спустя час-два она так и не просочилась, значит, пайка была проведена качественно.

Читайте также:  Плита водонагреватель конвектор котел

Применение клея

Использование клея – это крайний случай, когда ремонт требуется срочный, а отключить радиатор от теплосети не удается. Клей может обеспечить целостность конструкции, но ненадолго, поэтому по истечению отопительного сезона воду нужно из системы слить, радиатор снять и произвести полноценный ремонт.

Заклеить небольшое отверстие или трещину можно при помощи эпоксидного клея, цемента или по методу холодной сварки.

Чтобы применить эпоксидный клей, понадобится:

  1. Плотная ткань, которой нужно будет обмотать место течи. Этот способ не всегда эффективен, так как далеко не везде ткань можно хорошо закрепить. Полотно необходимо разрезать на длинные и узкие полосы.
  2. Зачистить поверхность на месте поломки. Требуется удалить всю краску и тщательно очистить металл до самой поверхности. Подготовленное место нужно промыть и обезжирить.
  3. Место течи смазывается клеем, поверх которого наматывается полоска ткани. На эту полоску так же наносится слой клея и обматывается второй слой ткани. Таких слоев должно быть не менее четырех.
  4. Зафиксировать полученные слои хомутом или обычной проволокой.
  5. Дать клею просохнуть, на что может потребоваться от 2 часов до 3-х дней.

Для того, чтобы улучшить свойства клея, в него добавляют бронзовую или алюминиевую пудру. Аналогичным способом производится заклейка цементом, только вместо ткани в цементе замачиваются медицинские бинты.

Холодная сварка

Одним из самых надежных способов «подлечить» обогреватель – это сварка алюминиевого радиатора холодным методом. Для этого используют либо одноцветный, либо двухцветный специальный герметик. Одноцветное средство нужно хорошо размять, предварительно надев на руки защитные перчатки. По своей пластичности эта замазка напоминает детский пластилин.

Двухцветный аналог вначале нужно хорошо размешать до однородного цвета, а по мере замеса, он приобретает липкие свойства.

Последовательность действий, как заварить алюминиевый радиатор заключается в следующем:

  1. Подготавливается поверхность батареи.
  2. Отрезается кусочек замазки нужной длины и разминается.
  3. Размягченную сварку нанести на трещину или дыру и хорошо затереть это место, для чего можно использовать смоченный водой шпатель.
  4. Все 5 минут, что холодная сварка схватывается, нужно следить, чтобы не появлялись пузыри. Если их игнорировать, то спустя время они лопнут и работу нужно переделывать заново. Если пузырь появился над местом сварки, его нужно снова растереть шпателем и так все время, пока замазка схватывается.
  5. Место, где была закрыта дыра, можно дополнительно прихватить хомутом.

Выполнять подобные работы можно самостоятельно, но при условии, что дефекты небольшие. В случае серьезного прорыва придется либо вызывать специалистов, чтобы они оценили, насколько радиатор пострадал, и произвели ремонт, либо покупать новую секцию, а в случае с панельной моделью – всю панель.

Как отремонтировать алюминиевый радиатор

Сварка алюминиевых радиаторов аргоном

Одна из особенностей алюминия состоит в том, что он окисляется, вступая в реакцию с кислородом. Поверхность покрывается оксидной пленкой, которая является химически устойчивой и тугоплавкой. Она препятствует качественному соединению деталей. Кроме того,этот металл плавится при сравнительно низкой температуре, его легко разрушить во время пайки.

В связи с вышеперечисленными факторами, для ремонта алюминиевых радиаторов традиционно используется сварка с применением аргона.

Процесс проходит в среде, наполненной инертным газом, что предотвращает контакт алюминия с кислородом. В качестве электродов используются стержни из тугоплавкого вольфрама с керамическим соплом. Для выполнения этих работ необходима определенная подготовка и профессиональное оборудование. Только тогда сварочный шов получится чистым, ровным и прочным.



Течет алюминиевый радиатор отопления что делать? — Справочник домашнего мастера

Как правило, о проблемах в радиаторах становится известно в самое неподходящее время, а именно в отопительный сезон.

Основными неполадками считаются протечка батареи, холодные секции и засорение, которые требуют срочного вмешательства для их устранения.

Ремонт алюминиевых радиаторов включает в себя различные способы устранения проблем и, в зависимости от их масштаба, может быть произведен собственными руками или требовать вмешательства профессионалов.

Особенности батарей

При всей своей привлекательности этот тип обогревателей пользуется наименьшим спросом у потребителей из-за бытующего мнения, что срок службы алюминиевых радиаторов короткий, а недостатков и «претензий» у них много.

Это не совсем так. Батареи отопления из алюминия обладают рядом привлекательных черт, которые завоевали сердца многих клиентов.

Среди них:

  1. Они способны выдерживать перепады давления до 20 атмосфер и выше. Если предполагается их установка в доме с централизованным отоплением, то следует тщательно изучить работающую систему и при выборе радиаторов ознакомиться с их техническими характеристиками, указанными в техпаспорте.
  2. Алюминиевые радиаторы мало весят, поэтому их легко как перевозить, так и устанавливать.
  3. Их устройство настолько простое, что при необходимости позволяет произвести ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками при наличии необходимых инструментов.
  4. Высокая теплоотдача обеспечивает быстрый нагрев помещения при экономии энергоресурсов.
  5. Маленький объем теплоносителя дает практически мгновенный нагрев всей площади радиатора.
  6. Алюминиевые радиаторы имеют стильный дизайн и прекрасно вписываются в любую обстановку.

Такое количество преимуществ способно сделать их лидерами продаж на рынке отопительных систем, если бы не то обстоятельство, что лучше всего они себя «чувствуют» в индивидуальных отопительных системах.

Это связано с тем, что алюминий подвержен коррозии при долгом отсутствии теплоносителя (как известно, в централизованных системах его сливают в теплое время года) и его чистоте и щелочном балансе.

Читайте также:  Термодатчик для теплых полов замена

Если при автономном обогреве за качеством носителя можно проследить и оставить его в системе, то в многоквартирном доме в условиях центрального отопления это сделать очень сложно.

Если алюминиевые батареи установлены правильно и эксплуатируются в необходимых для них условиях, то их срок службы значительно превышает гарантию (10 лет) от производителя. Ремонт алюминиевой батареи отопления так же не составит большого труда, как и наращивание дополнительных секций.

Причины поломок

Как и в случае с санями в известной поговорке, готовить отопительную систему к новому сезону следует летом.

Основными причинами неполадок являются:

  1. Слабый нагрев алюминиевой батареи при отсутствии в ней воздуха.
  2. Слышны шумы и стуки в системе.
  3. Выявилась течь алюминиевого радиатора отопления.
  4. На местах стыков элементов системы появился налет.

В домах с автономным обогревом эти проблемы легко выявить, запустив систему в максимальном рабочем режиме. Более высокое давление покажет целостность конструкции и позволит увидеть возможные дефекты в ней. В домах с централизованным отоплением провести такие работы самостоятельно не удастся, но можно подать заявку в управляющую службу, что их специалисты провели необходимые работы.

Если во время тестирования система показала себя с лучшей стороны, но в разгар сезона начались проблемы, то требуется экстренный демонтаж радиатора.

Для этого нужно произвести следующие действия:

  1. Запорные устройства перекрываются, как и стояк (из него предварительно нужно слить носитель).
  2. Под нижнее подключение устанавливается емкость для слива теплоносителя.
  3. Открутить нижний шаровой кран, чтобы вода (антифриз), оставшаяся в батарее вытекла.
  4. Так же откручивается верхний вентиль, и батарея снимается с кронштейнов.

Если возникает вопрос, как отремонтировать алюминиевый радиатор отопления, если он не греет, то следует искать причину такого состояния прибора:

  1. Первым делом нужно выпустить воздух из системы и подождать, может батареи прогреются.
  2. Если ничего не изменилось, то придется демонтировать радиатор и проверить на возможность засорения. В секционных алюминиевых радиаторах помещается не так много теплоносителя. Залив в снятый обогреватель воду, можно просчитать, соответствует ли ее количество заявленному в техпаспорте параметру. Если нет, то требуется не ремонт алюминиевого радиатора отопления, а его промывка, для чего следует пропускать воду под большим напором через конструкцию, пока она не посветлеет.
  3. Если поток воды не «справился» с задачей, то потребуются знания, как разобрать алюминиевый радиатор отопления на секции и проделать ту же работу с каждым элементом в отдельности. Иногда, при очень сильном загрязнении, требуется щетка (не металлическая), чтобы избавить батарею от густой грязи.

Иногда единственным средством вернуть батареям горячее состояние является замена секции алюминиевого радиатора или их наращивание. При боковом типе подключения это не составит труда, тогда как при нижнем или диагональном способе придется доращивать или сокращать длину трубы.

После того, как батарея была благополучно демонтирована, можно приступать к разборке ее на секции.

Последовательность действий при этом следующая:

  1. Первым делом нужно отвинтить ниппели, для чего гаечным ключом правый проворачивается против часовой стрелки, а левый – по часовой. Эту процедуру необходимо производить очень аккуратно, так как ниппель мог «прикипеть» к радиатору, а сорвав его неосторожным движением, можно выбрасывать сразу 2 секции.
  2. Поочередно открутить тем же образом ниппели на всех секциях.
  3. Движения гаечным ключом проводятся последовательными оборотами, а поочередное снятие ниппелей избавит конструкцию от перекосов.

После того, как секции сняты, можно приступать к их очистке.

Сборка устройства

Если знать, как разобрать алюминиевый радиатор, то и сборка, которая производится в обратной последовательности, так же не составит больших трудностей:

  1. Проводится «инспектирование» состояния резьбы на всех секциях и изучается их поверхность на предмет сколов.
  2. Каждый ниппель необходимо несколько раз вкрутить и выкрутить, чтобы обеспечить легкость при последующей их фиксации.
  3. Если на местах соединения секций нанесен слой краски, то его необходимо зачистить наждачной бумагой до алюминиевого основания батареи. Это убережет конструкцию от разрушения, так как со временем краска трескается, под нее попадает теплоноситель, создавая на поверхности микротрещинки.
  4. Если после снятия краски на месте стыка была обнаружена резиновая прокладка, то ее следует срезать и заменить на новую.
  5. Закручивается ниппель, на который натягивается прокладки из силикона.
  6. С другой стороны ниппеля прикручивается следующая секция. Нужно следить, чтобы каждый элемент был плотно подогнан. Таким образом, собирается воедино вся конструкция.

Наши услуги

  • Мы ремонтируем алюминиевые радиаторы грузовых автомобилей, подвергающиеся большой нагрузке. Применение метода сварки аргоном позволяет заделывать трещины и пробои максимально тщательно.
  • Сварочная технология используется в нашей автомастерской и для ремонта автобусных радиаторов из алюминия. Этот метод уже доказал свою высокую эффективность. Место повреждения надежно заделывается, течь — устраняется.
  • Замена алюминиевых автомобильных радиаторов – еще одна из предоставляемых нами услуг. Мы обязательно найдем нужную Вам модель устройства и проведем все работы по ее установке.
  • Помимо системы охлаждения двигателя, в нашем автосервисе можно починить радиатор кондиционера. Мы готовы устранить любую поломку, используя современные методы и оборудование.

Звоните – и мы ответим на все Ваши вопросы.

Самодельный радиатор водяного охлаждения

По своему опыту могу сказать, что подобрать готовый радиатор для СВО – задача непростая. Проживаю я в Литве, последни десять лет бизнес перегона в Россию подержанных иномарок бил ключом, продавалось в буквальном смысле все, что в состоянии своим ходом покинуть территорию авторынка. Если машина (транспортным средством назвать груду металолома язык не поворачивался) оказывалась на автомусорке (да, да, именно так у нас прозвали места последнего успокоения авто), она тут же раздиралась на тысячу деталей. Самые приличные таинственным образом расползались по родным и знакомым, и если уже на продажу попадали автопечки, то не протекали они только благодаря толстенному слою грязи и накипи.

Читайте также:  Проблема с отоплением централизованное

В результате после попытки отмыть и почистить печка всем своим видом показывает, что работат нормально она не желает, водичку предпочитает пропускать не через штуцеры, а прямо на пол через кучу мелких (и не очень) дырочек. И вообще у нее голова сегодня болит…

Да и габариты старых печек – просто атас, а на машинах поновее печка – чудо из аллюминия и пластика (хочется то медную), продуть и те и другие тихому медленному вентилятору не под силу.

Регулярные набеги на ремонтные мастерские холодильников и кондиционеров результатов также не принесли. В лучшем случае попадались алюминиевые радиаторы, в худшем – стальные.

В силу вышеперечисленных причин был осуществлен ряд разбойных набегов по следующим адресам: •Магазин сантехники – удалось унести один метр медной трубки наружным диаметром 12 мм и восемь медных же угловых колен для этой трубки •Местный пункт приема цветмета – удалось нарыть лист бронзовой фольги толщиной 0,3 мм •Магазин электротоваров, результат – 5 метров медной проволоки 2,5-3 мм (этот размер определяет расстояние между пластинами)

Дальше лирика заканчивается, начинается проза жизни. Предупреждаю сразу, для ряда операций желателен (но не обязателен) выход на простейший цех металлообработки (нужна гильотинка для резки металла и сверлильный станок).

Продолжаю. Фольгу нарезем кусочками 20 х 150 мм, (я нарезал 60 штук, с запасом). Из алюминия толщиной 4-5 мм вырезаем два кусочка таких же габаритов и складываем все пластинки в пакет так, чтобы верхней и нижней оказались именно эти толстые пластины. Весь пакет стягиваем маленькими тисочками. Керним четыре отверстия, отступая от узкого края 18,75 – 37,5 – 37,5 – 37,5 мм соответственно по центральной оси.

(кликните по картинке для увеличения)

Все, сели, передохнули, можно покурить, пиво не рекомендую.

Берем пакет пластин, пиво (вот и пригодилось) и идем к ближайшему сверлильному станку, находим рядом мужика в максимально промасленной спецовке, ставим на видное место пиво и просим мужика “просверлить всего 4 дырочки”, диаметром 13 мм.

Внимание, это не опечатка, именно 13. Поясняю. Трубка диаметром менее 15 мм поставляется в рулонах, выпрямить идеально не удастся. В результате расстояние между осями трубок „плавает“, насадить ребра с отверстиями 12 мм на трубки не получится, пластины “ведет”.

Толстые пластины по краям пакета не дают пакету расползаться и деформироваться. И последнее. Не смотря на то, что сверлим относительно толстую штукенцию, рекомендую использовать сверло, заточенное для сверления жести, простое сверло, даже очень острое, не подходит, пакет разбухает, сверло уводит. Смазка сверла обязательна.

(кликните по картинке для увеличения)

Расправляем медную трубку и отрезаем два куска по 20 см и два – по 16. Берем в руки медную проволоку и, используя трубку как оправку, наматываем на трубке спираль ( внутренний диаметр 12 мм ), снимаем спираль, разрезаем на колечки. В результате получаем кучку медных колечек. Каждое кольцо выравниваем, сводя торцы разрезов.

В нарезке есть маленькая хитрость. Отрезать колечко от спирали надо так, чтобы оставался зазор и само кольцо можно было бы сжать, уменьшить в диаметре. В результате кольцо должно одеваться на трубку внатяг. Далее кипятим все это хозяйство в растворе лимонной кислоты (заодно жене и чайник от накипи почистим, да и будет чем полить розы стервозной соседке . Пока все кипит – можно попить кофейку.

Фонфары. Занавес. Маэстро – МАРШ.

Из деталей собираем радиатор (см. рисунок), промазываем места пайки флюсом, прогреваем промышленным феном и пропаиваем. Колечки из проволоки, с одной стороны фиксируют расстояние между пластинами, а с другой – под ними залитый припой обеспечивает отличный тепловой контакт между трубками и пластинами. На уровне мировых стандартов, так сказать. Флюс я использовал активный, для пайки алюминия. Одна немаловажная деталь. Я не рекомендую мазать флюсом всю конструкцию сразу – прогревается вся деталь, процесс пайки длительный, и, пока будете паять одну часть, флюс в других местах “плавно превращается, плавно превращается…” в трудноудаляемыи нагар.

(кликните по картинке для увеличения)

На рисунке <1>трубки 20 см <2>трубки 16 см <3>отрезки трубки для соединения колен <4>колен для трубки

Очевидно, что размеры в данном случае – дело личное, я изготавливал радиатор для встраивания в верхний 5,25’ слот корпуса, где он сейчас и трудится на пару с 12 см вентилятором. При желании можно изготовить радиатор хоть в 3,5” слот корпуса, хоть на боковую стенку.

На этом позвольте откланяться Rekill

(кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения)

Обратите внимание на то как отрезаны колечки
(кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения) (кликните по картинке для увеличения)

Оцените статью