Ситуационная задача №1 Анализ воды
1. Прозрачность — 26 см
2. Цвет — слегка желтоватый
3. Запах — 3 балла
4. Мутность — 2,0 мг/л
5. Жесткость общая — 11,5 мг-экв/л
6. Соли аммония — 0,1 мг/л
7. Нитриты — 0,004 мг/л
8. Нитраты — 50,6 мг/л
9. Окисляемость — 7,3 мг/л
10. Хлориды -54,7 мг/л
11. Сульфаты -20,0 мг/л
12. Соли железа — 0,5 мг/л
14. Коли-индекс — 4
15. Количество бактерий в 1 мл — 450
1. Какие показатели характеризуют химическое загрязнение воды?
2. Оценить давность загрязнения воды.
3. Предложите методы улучшения качества
питьевой воды.
1. Вода не пригодна для — питья по всем органолептическим показателям, по физико-химическим (высокая общая жесткость, повышено содержание солей аммония, нитратов, высокая окисляемость, повышено содержание железа, недостаточное содержание фтора) и бактериологическим показателям. Наличие β-мезосапробов говорит о том, что это водоем среднего загрязнения, где содержание органических веществ сравнительно небольшое и распад их доходит до полной минерализации.
2. Азотсодержащие вещества, окисляемость.
3. Загрязнение давнее, т.к. содержание солей аммония и нитритов в норме.
4. Сапробность — способность водных организмов развиваться при определенном содержании в воде органических веществ и продуктов их распада.
5. Воду необходимо подвергнуть очистке, обеззараживанию (нормальными дозами хлора). Из дополнительных методов необходимы умягчение, обезжелезивание, фторирование.
1. Наиболее распространенный способ обеззараживания питьевой воды на водопроводной станции:
2. При обеззараживании питьевой воды хлорсодержащими препаратами органолептические свойства воды могут:
в) не изменяться.
3. К физическим методам обеззараживания относятся:
а) использование перекиси водорода;
д) олигодинамическое действие серебра.
4. Специальные методы улучшения качества питьевой воды:
5. Ориентировочные значения дозы хлора при хлорировании нормальными дозами:
6. Методы обеззараживания питьевой воды:
д) обработка ультрафиолетовыми лучами.
7. Показаниями к применению способа хлорирования с преаммонизацией являются:
а) высокое микробное загрязнение;
б) предупреждение провоцирования запахов;
в) неблагоприятная эпидобстановка по кишечным инфекциям;
г) протяженная водопроводная сеть;
д) невозможность обеспечения достаточного времени контакта воды с хлором.
8. Преимущества озона перед хлором при обеззараживании питьевой воды:
а) улучшает органолептические свойства воды;
б) улучшает органолептические свойства воды и требует меньшего времени контакта;
в) улучшает органолептические свойства воды, требует меньшего времени контакта, более эффективен по отношению к патогенным простейшим.
9. При обеззараживании питьевой воды УФ-излучением органолептические свойства воды могут:
в) не изменяться.
10. При обеззараживании воды хлорсодержащими препаратами ее органолептические свойства:
б) не изменяются;
Контрольные вопросы
1. Как классифицируются методы повышения качества питьевой воды?
2. Как производится коагуляция воды? Какие вы знаете коагулянты?
3. Как производится отстаивание воды?
4. Какие вы знаете фильтры, чем они отличаются друг от друга?
5. Охарактеризуйте реагентные способы обеззараживания питьевой воды.
6. Перечислите методы хлорирования. Каковы преимущества и недостатки каждого из них?
7. Что такое хлорпоглощаемость и хлорпотребность воды?
8. В чем заключается гигиеническое значение содержания в питьевой воде остаточного хлора?
9. Как производится определение содержания активного хлора в хлорной извести?
10. Как производится определение дозы хлорной извести по остаточному хлору?
11. Охарактеризуйте физические методы улучшения качества питьевой воды.
12. Какие вы знаете дополнительные методы повышения качества питьевой воды?
13. Проведите сравнительную оценку физических и химических методов улучшения качества питьевой воды.
14. Какие вам известны комбинированные методы повышения качества питьевой воды?
Ситуационные задачи по гигиене воды и водоснабжения
1. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть:
вкус, привкус – 2б
сухой остаток –340 мг/л
сульфаты –154 мг/л
железо – 0,03 мг/л
общая жесткость – 5,5 ммоль/л
остаточный хлор-0,5 мг/л
микробное число – 40
общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги- отсутствуют в 100 мл воды
удельная α-загрязненность –0,5 Бк /л
2. Дайте заключение о качестве питьевой воды в зоне с умеренным климатом:
мутность 0,5 мг/л
сухой остаток – 2400 мг/л
хлориды – 520 мг/л
сульфаты – 900 мг/л
общая жесткость – 15 ммоль/л
микробное число – 30
общие и термотолерантные кишечные
бактерии и колифаги — отсутствуют в 100 мл
3. Дайте заключение о качестве воды, подаваемой в сеть:
запах и привкус – 1б
жесткость –5 ммоль/л
сухой остаток –800 мг/л
хлориды – 300 мг/л
сульфаты – 430 мг/л
свинец – 0,04 мг/л
кадмий – 0,005 мг/л
общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги – 0 в 100 мл
4. Дайте заключение о качестве водопроводной воды:
вкус, привкус – 2б
сухой остаток –800 мг/л
хлориды –400 мг/л
сульфаты –180 мг/л
общая жесткость – 7,1 ммоль/л
остаточный хлор-0,7 мг/л
микробное число – 30
общие и термотолерантные кишечные бактерии и колифаги- отсутствуют в 100 мл воды
удельная α-загрязненность –0,15 Бк /л
5.Дайте заключение о качестве питьевой воды в жаркой климатической зоне:
мутность 0,5 мг/л
сухой остаток – 1200 мг/л
хлориды – 350 мг/л
сульфаты – 600 мг/л
общая жесткость – 10 ммоль/л
микробное число – 30
общие и термотолерантные кишечные
бактерии и колифаги — 2 -в 100 мл
Ситуационные задачи по выбору источника для водоснабжения:
Для решения задачи используйте СанПиН 3.02.002.04 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения» и ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора», извлечения из которых представлены в методическом пособии по теме занятия. На основании данных, представленных в задаче, дайте заключение о пригодности воды водоема для питьевых, хозяйственно-бытовых целей и рекомендации по улучшению качества воды, ответив на следующие вопросы:
Соответствуют ли показатели качества воды ГОСТу 2761-84 и СанПиН 3.02.002.04?
Какое значение имеет каждый показатель, не соответствующий нормативу?
Имеется ли загрязнение воды органическими веществами животного происхождения? Если да, на основании каких данных сделан вывод?
К какому классу по качеству воды относится данный водоисточник?
Можно ли данную воду использовать для питьевой цели без специальной обработки?
К какой ситуации может привести использование данной воды для питьевых целей без проведения обработки?
Задача 1.
Для организации водоснабжения населенного пункта предложено использовать воду из реки, на берегу которой расположен поселок. Выше поселка на расстоянии 5 км находится крупный животноводческий комплекс. Проба качества воды показала:
Цветность — 40 град.
Прозрачность — 18 см
Аммиак — 0,06 мг/л
Нитриты — 0,034 мг/л
Нитраты — 48 мг/л
Окисляемость — 18 мг/л
Жесткость — 6 ммоль/л
Хлориды — 186 мг/л
Сульфаты — 318 мг/л
Сухой остаток – 800 мг/л
Микробное число — 2500
Число лактозоположительных кишечных палочек в 1 л воды — 28000
Задача 2.
На берегу горной реки с быстрым течением размещен поселок, для организации водоснабжения которого предложено использовать воду реки. Забор проб воды выше расположения поселка по течению реки показал:
Цветность 40 град.
Прозрачность 18 см
Нитриты 0,001 мг/л
Окисляемость 4,6 мг/л
Хлориды 106 мг/л
Сульфаты 218 мг/л
Сухой остаток – 560 мг/л
Жесткость – 5 ммоль/л
Микробное число 1500
Число лактозоположительных кишечных палочек в 1 л воды 430
Задача 3.
Для снабжения водой населенного пункта предложено использовать воду непроточного озера, на берегу которого находится населенный пункт. Забор воды предложено осуществлять выше населенного пункта.
Проба качества воды показала:
Температура воды 20 град.
Цветность 45 град.
Прозрачность 18 см
Нитриты 0,12 мг/л
Окисляемость 16 мг/л
Хлориды 280 мг/л
Сульфаты 320 мг/л
Жесткость 4 ммоль/л
Сухой остаток – 740 мг/л
Число лактозоположительных кишечных палочек в 1 л воды — 3000
Микробное число 2600
Задача 4.
Для снабжения водой населенного пункта решено бурить артезианскую скважину, качество воды которой следующее:
Цветность 18 град.
Прозрачность 35 см
Сухой остаток 2000 мг/л
Жесткость 18 ммоль/ л
Окисляемость 1,8 мг/л
Хлориды 920 мг/л
Сульфаты 600 мг/л
Число бактерий группы кишечной палочки в 1 л — 2
Микробное число 55
Задача 5.
Для водоснабжения рабочего поселка предложено использовать шахтный колодец, который расположен на расстоянии 40 м от железной дороги. Сруб бетонированный, глиняный замок имеет дефекты ,крышка и общественное ведро отсутствуют.
Качество пробы воды:
Цветность 42 град.
Прозрачность 17 см
Нитриты 0,12 мг/л
Окисляемость 12 мг/л
Хлориды 240 мг/л
Сульфаты 312 мг/л
Сухой остаток – 540 мг/л
Жесткость 7 ммоль/ л
Число бактерий группы кишечной палочки в 1 л — 800
Микробное число- 350
Задача 6.
В населенном пункте, расположенном в 1 климатическом районе, имеется водопровод, забирающий воду из реки. Вода очищается коагуляцией, отстаиванием, фильтрацией, хлорируется и подвергается фторированию. Результаты анализа пробы из колонки наружного водозабора показали:
Прозрачность более 30 см
Цветность 15 градусов
Жесткость общая 7 ммоль/л
Сухой остаток 300 мг/л
Микробное число 36
Количество колиформных бактерий в 100мл воды — отсутствуют
Остаточный хлор 0,3 мг/л
Задача 7.
Для водоснабжения больницы в поселке, расположенном в умеренной климатической зоне, предлагается подключить ее к существующему водопроводу. Вода забирается из озера, на очистных сооружениях подвергается отстаиванию, коагуляции, фильтрации, хлорированию. Результаты исследования качества воды следующие:
Мутность более 2,5 см
Цветность 17 градусов
Жесткость общая 6,3 ммоль/л
Сухой остаток 345 мг/л
Сульфаты 180 мг/л
Хлориды 136 мг/л
Микробное число 45
Общее количество колиформных бактерий – отсутствуют в 100 мл воды
Остаточный хлор 0,3 мг/л
Дайте заключение о качестве воды, возможности использования ее в питьевых целях.
Задача 8.
Водоснабжение больницы, как и всего поселка городского типа, предложено организовать от артезианской скважины с глубины 380м. Проба качества воды показала:
Цветность 40 град.
Прозрачность 30 см
Сухой остаток 1560 мг/л
Жесткость 15,1 ммоль/л
Нитриты 0,009 мг/л
Хлориды 412 мг/л
Сульфаты 560 мг/л
Окисляемость 2 мг/л
Общее количество колиформных бактерий – отсутствуют в 100 мл воды
Микробное число 30
Задача 9.
Водоснабжение населенного пункта предложено организовать за счет воды реки. Выше по течению реки размещен промышленный комбинат, сбрасывающий в реку сточные воды после очистки. Проба качества воды показала:
Цветность 42 град.
Прозрачность 18 см
Жесткость 5,2 мг-экв/л
Нитриты 0,016 мг/л
Окисляемость 20 мг/л
Хлориды 214 мг/л
Сульфаты 208 мг/л
Марганец 0,2 мг/л
Число лактозоположительных кишечных палочек в 1 л воды -4300
Микробное число — 1600
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Ситуационные задачи 1.
- В водопроводной питьевой воде города обнаружено 400 мг/дм 3 хлоридов и 550 мг/дм 3 сульфатов.
Задание: 1. Дать гигиеническую оценку питьевой воды;
2. разработать мероприятия по ее улучшению и охране от загрязнения
Решение:
Содержание хлоридов и сульфатов превышает норму. Воду перед употреблением отстаивать, фильтровать, кипятить.
Ситуационные задача 2: В водопроводной питьевой воде города обнаружено 1 мг/дм 3 железа и 3 мг/дм 3 фтора.
Задание:1. Дать гигиеническую оценку питьевой воды;
2.разработать мероприятия по ее улучшению и охране от загрязнения.
Решение:
Увеличено содержание железа и фтора. Воду перед употреблением кипятить, фильтровать.
3.Вкус водопроводной питьевой воды был 3 балла, запах3 балла, цветность – 30 о . мутность — 2 мг/дм 3 .
Задание: 1.Дать гигиеническую оценку питьевой воды;
2.разработать мероприятия по ее улучшению и охране от загрязнения.
Решение: Превышены все органолептические показатели воды. Такая вода отрицательно сказывается на водно-солевом режиме, угнетает секреторную деятельность желудка, приводит к отказу от потребления воды.
4.Вода колодца имеет общую жесткость 15 мг-экв/дм 3 и содержит 80 мг/дм 3 нитратов.
Задание: 1.Дать гигиеническую оценку воды;
2.разработать мероприятия по ее улучшению и охране от загрязнения.
Решение:Вода колодца имеет большую жесткость и большое содержание нитратов. Такую воду нельзя пить. Воду следует фильтровать, отстаивать, кипятить.
Контрольные вопросы:
1.Какое значение для человека имеет вода?
2.Какие гигиенические требования предъявляются к воде?
3.Укажите физические факторы воды и их гигиеническое значение.
4.В чем заключается гигиеническое значение химического состава воды?
5.Укажите гигиеническое значение биологических компонентов воды.
6.Перечислите источники водоснабжения и дайте их гигиеническую характеристику.
7.Дайте гигиеническую характеристику систем водоснабжения.
8.Как проводится улучшение качества воды?
9.Как осуществляется гигиеническое нормирование качества воды водоисточников?
10.Как осуществляется гигиеническое нормирование качества водопроводной воды?
11.Укажите основные источники и загрязнители воды.
12.Перечислите мероприятия по охране воды от загрязнения.
13.Укажите зоны санитарной охраны водопровода.
Выберите правильный ответ:
1. Гигиенические требования к химическому составу воды:
1) должна иметь хорошие органолептические показатели;
2) содержатьхимические вещества;
3) не содержать микроорганизмы.
2. Нормы водопотребления в благоустроенных населенных пунктах
на человека, дм 3 /сутки:
3. Органолептические свойства воды:
4. Гигиеническое нормирование качества воды проводится по показателям: 1) химическим;
5. Избыток фтора в воде вызывает:
6. Инфекционные заболевания, передающиеся водным путем:
1) холера;
2) туберкулез;
7. Повышенная жесткость воды приводит к:
1) мочекаменной болезни;
2) эндемическому зобу;
3) сахарному диабету.
8. Повышенное количество нитратов в воде вызывает:
1) эндемический зоб;
2) эндемическую подагру;
9. Источники водоснабжения:
1) межпластовые воды;
2) водопровод;
3) аквадистиллятор.
10. Системы водоснабжения населенных мест:
11. Специальные методы улучшения качества воды:
1) дезактивация;
2) обеззараживание;
12. Методы обеззараживания ВОДЫ:
2) обезжелезивание;
3) хлорирование.
13. Обнаружение аммиака в воде может указывать на: 1) постоянное
и длительное фекальное загрязнение; 2) старое фекальное загрязнение;
3) свежее фекальное загрязнение.
14. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения: 1) строгого
режима; 2) описания; 3) жесткого контроля.
15. Санитарно-технические мероприятия по охране воды от загрязнения включают: 1) устройство очистных сооружений; 2) внедрение бессточного производства; 3) осуществление сбросов в разное время суток.
16. В воде колодца запах и привкус не должны превышать:
1) 1-2 балла;
2) 2-3 балла;
17. В водопроводной воде запах и привкус не должны превышать:
18. Источники загрязнения воды:
1) коммунально-бытовые объекты;
19. Загрязнители воды:
1) промышленные предприятия;
2) пестициды;
3) сельскохозяйственные объект
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема: Органолептическая оценка пищевых продуктов.
Цель: Гигиеническая оценка качества пищевых продуктов.
Знать: Гигиенические требования, предъявляемые к качеству продуктов питания, санитарные правила обработки продуктов, сроки их реализации, условия хранения, методы консервирования продуктов.
Учебник:Трушкина Л.Ю. и др. Гигиена и экология человека стр. 196-218
Показатели качества, определяемые с помощью зрения:
- внешний вид – общее зрительное ощущение, производимое продуктом;
- форма – соединение геометрических свойств (пропорции) продукта;
- цвет – впечатление, вызванное световым импульсом, определенное доминирующей длиной световой волны и интенсивностью;
- блеск – способность продукта отражать большую часть лучей, падающих на его поверхность в зависимости от гладкости поверхности продукта;
- прозрачность – свойство жидких продуктов, определяемое степенью пропускания света через слой жидкости определенной толщины
Органолептические показатели качества, оцениваемые с помощью органов чувств
Зрение
Рисунок 5 — Классификация органолептических показателей качества продуктов
Показатели качества, определяемые с помощью глубокого осязания (нажима):
- консистенция – свойство продукта, обусловленное его вязкостью и определяемое степенью деформации во время нажима;
- плотность – свойство сопротивления продукта нажиму;
- эластичность – способность продукта возвращать первоначальную форму после прекращения местного нажима, не превышающего критической величины
Показатели качества, определяемые обонянием:
- запах – впечатление, возникающее при возбуждении рецепторов обоняния;
- аромат – приятный естественный характерный запах исходного сырья;
1. Оценка качества кулинарной продукции по органолептическим показателям
Органолептическая оценка продукции (бракераж) – это определение ее качества по внешнему виду, цвету, консистенции, запаху и вкусу при помощи органов чувств.
Органолептическая оценка позволяет быстро и просто оценить качество сырья, кулинарной продукции, обнаружить нарушения рецептуры, технологии производства и оформления блюд, что, в свою очередь, дает возможность принять меры к устранению обнаруженных недостатков.
Цвет–показатель внешнего вида, характеризующий впечатление, вызванное отраженным световыми лучами видимого цвета.
При характеристике цвета:
- — определяют основной цвет продукта, его интенсивность и оттенки;
- — устанавливают отклонения от цвета, свойственного данному блюду
- — проводят оценку блюда (изделия) на поверхности светло-серого цвета во избежание явления светового контраста;
- — учитывают, что чистота цвета, особенно белого, для ряда пищевых продуктов является показателем загрязненности посторонними примесями или окрашенными частицами самого продукта.
Сочность – ощущение, вызываемое соками продукта при разжевывании, которое может выражаться количественно; рассыпчатость и крошливость определяются сопротивлением, которое оказывает продукт при разжевывании
Запах – показатель качества, определяемый с помощью органов обоняния.
При его определении:
- — устанавливают типичный (свойственный изделию) запах, а также наличие посторонних запахов;
- — для лучшего восприятия запаха следует создать условия, способствующие испарению летучих веществ
Вкус .Оценка вкуса блюда (изделия) должна включать в себя характеристику основных ощущений, их оттенков и степени сопутствующих ощущений. К основным вкусовым ощущениям относятся: горький, сладкий, кислый, соленый; если они сложные, но легко квалифицируемые – кисло-сладкий, горько-соленый, острый, терпкий, вяжущий и т.д.
При определении вкуса:
- — следует помнить, что органы чувств, возбуждаемые сильными раздражителями, теряют впечатлительность и на воздействие слабых раздражителей не реагируют. Поэтому сначала опробуют блюда (изделия), имеющие нежные слабовыраженные вкус и запах. Нельзя представлять для оценки кислое блюдо после сладкого и горькое перед сладким или кислым;
- — сладкие блюда оценивают последними;
- — пробу следует хорошо разжевывать, распределить по всей поверхности ротовой полости и задержать на 5-10 с во рту, чтобы растворимые вещества продукта перешли в слюну и образующийся раствор воздействовал на вкусовые рецепторы;
- — не рекомендуется брать в рот большое количество продукта (более 5 г);
- — для обнаружения горечи продукт следует пережевывать медленно, во рту он должен находиться дольше, чем при определении сладкого и соленого вкуса.