- Как правильно выбрать и установить задвижки для трубопроводов? Достоинства и недостатки, советы по установке
- Сфера применения
- Что такое задвижки
- Достоинства
- Недостатки
- Клиновые
- Жесткий клин
- Клин с двумя дисками
- Упругий клин
- Поворотные
- Шиберные (параллельные)
- Шланговые
- Задвижка Лудло
- Какие бывают
- Чугунные
- Стальные
- Устройство задвижек
- Маркировка
- Как выбирать водяные
- Установка на водопроводе
- Соединение с трубопроводом
- Соединение с металлической водопроводной трубой
- Монтаж в систему пластиковых труб
- Нюансы установки в печные трубы
- Ремонт
- Профилактика
- Полезное видео
- Что такое водопроводные задвижки: конструкция и принцип действия
- Что такое и где используются
- Конструкция и принцип действия
- Затворы водоснабжения
- Виды и классификация водопроводных задвижек
- Критерии выбора задвижек
- Соединение с трубопроводом и монтаж
- Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
- Монтаж в систему из пластиковых труб
- Особенности установки на печные трубы
- Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов
Как правильно выбрать и установить задвижки для трубопроводов? Достоинства и недостатки, советы по установке
Статья расскажет все о трубопроводных задвижках, об их разновидностях, преимуществах и недостатках. Также о ремонте и профилактике, а еще поможет понять, как правильно выбирать запорные элементы.
Любая трубопроводная промышленная магистраль имеет ряд устройств, созданных, чтобы перекрывать движущуюся жидкость, газ, воздух или сыпучие материалы. Элементы могут целиком ограничивать движение веществ и частично. Их называют задвижками для трубопроводов.
Сфера применения
Задвижки применяются как запорные и регулирующие поток веществ элементы. В отдельных случаях помогают управлять подачей за счет уменьшения проходного диаметра трубы.
Такие устройства крайне редко встречаются в бытовом использовании. Часто они используются в жилищно-коммунальных хозяйствах или при транспортировке нефтегазовой, пищевой или химической промышленности.
Что такое задвижки
Задвижки — это разновидность запорных механизмов, используемых для ограничения или полного перекрытия подачи веществ. Расположены практически в каждом трубопроводе, диаметр которых составляет от 15 миллиметров до 2 метров. Такая арматура имеет несложную конструкцию, небольшую строительную длину, малое гидравлическое сопротивление. Подходит для использования на разных уровнях сложности и может управляться ручным способом или с помощью электрического привода.
Достоинства
Можно выделить следующие положительные моменты:
- Простая конструкция. Корпус – часть, помещаемая в линию с помощью фланцевых или муфтовых резьбовых соединений, внутри которой находится запирающий элемент, при этом крышка прикрепляется посредством гаек или болтов, что делает установку, ремонт и демонтаж несложными процедурами.
- Повышенные эксплуатационные характеристики. Задвижки могут выдерживать температуры от -60 до +560 С и обширный диапазон давлений. Они предназначены для работы с магистралями всех назначений с повышенным химическим воздействием передаваемой среды.
- Задвижные арматуры подбираются по внутренним диаметрам труб, поэтому они не оказывают влияния на гидравлическое сопротивление. Заслонка перемещается плавно, благодаря чему гидравлический удар отсутствует. Конструкции устройств ориентированы на высокую герметичность.
- Легкость в обслуживании. Несложно делать ремонт и монтаж, а при износе можно быстро снять и заменить на другие.
- Долговечность. Все детали изготовлены из прочнейших материалов, поэтому способны исправно прослужить в течение длительного времени.
Недостатки
- Из-за высокого веса элементов работа с узлами при большом диаметре трубы усложнена – может потребоваться больше работников или специальное подъемное оборудование.
- Чугун не устойчив к коррозии, способен поддаваться ржавчине, покрываться налетом, что приводит к проблемам с герметизацией.
- Чугунные задвижки хрупкие, что может привести к поломкам при сильных ударных воздействиях.
Задвижки разделяются в зависимости от вида клина и типа запорного механизма. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы.
Клиновые
В зависимости от вида клина задвижки разделяеются на следующие виды:
Жесткий клин
Данный вид имеет сравнительно невысокую стоимость, жесткость, надежность и герметичность. Изготавливается высокоточным оборудованием. Устройство способно выдержать значительные перепады давления. Недостатки: сложно ремонтировать, а при высоких температурах задвижку может заклинить.
Клин с двумя дисками
Такой тип задвижек способен самоустановиться и обеспечить максимальную плотность ограничения прохода, исключив вероятность заклинивания.
К преимуществам относится отличная герметизация, малое усилие для перекрытия трубы, небольшой износ. Недостатки: сложны в изготовлении, из-за этого имеют высокую стоимость.
Упругий клин
Уплотнительные элементы в конструкциях перемещаются под небольшим углом, что обеспечивает качественное взаимодействие с седельным кольцом. Изготовление происходит и без высокоточного оборудования, также исключается вероятность заклинивания под воздействиями температур. Из недостатков отмечается склонность к увеличенной истираемости плоскостей.
Поворотные
Диск – запорное устройство, он расположен в центре трубы. При эксплуатации происходит разворот по оси, что приводит к ограничению проходящей среды.
Шиберные (параллельные)
Элемент запора изготовлен плоским диском, запирающим проход. В работе он опускается в специальные углубления в корпусе.
Шланговые
Когда система начинает работать, устройство затвора начинает сдавливать шланг из резины. За счет этого и происходит перекрытие канала.
Задвижка Лудло
Суть такого механизма заключается в параллельном двухдисковом устройстве, имеющим распорный клин. Технология используется уже более 100 лет по всему миру. Их изготавливают только из чугуна, и такие задвижки крайне долговечны.
Какие бывают
В зависимости от материала задвижки делятся на чугунные и стальные. У каждого из них есть свой перечень достоинств и недостатков.
Чугунные
По своей конструкции чугунные и стальные устройства схожи, состоят из однотипных частей.
Арматура из такого материала устанавливается в системе, которая предполагает малые динамические нагрузки и невысокие напряжения. Чугун легко подвергается коррозионному и окислительному воздействию, поэтому такие элементы используются в работе с химически неагрессивными веществами.
Стальные
Устройства из стали являются прочными, устойчивыми к коррозии, твердыми, жаропрочными. Также их можно эксплуатировать при воздействии широкого диапазона температур.
Механизмы оснащены специальными приводами для автоматизации процесса работы, которые находятся в труднодоступном месте.
Устройство задвижек
Задвижка – это корпус с крышкой, соединенные между собой. Корпус имеет патрубки, с помощью которых устройство врезают в трубу. По разновидностям присоединения задвижки делятся по типам:
Часто используются устройства, имеющие электропривод, позволяющий удаленно и оперативно ограничивать движение вещества.
Маркировка
Трубопроводная задвижная арматура маркируется согласно ГОСТ 4666-75, на корпусах или табличках. Указывается следующая информация:
- Название организации.
- Допустимая величина температуры и давления.
- Диаметр трубы.
- Знак качества, если есть.
- При наличии материалов с особыми свойствами обозначение марки стали.
Как выбирать водяные
Для правильного выбора устройства стоит учитывать:
- Область применения. Данные механизмы могут быть использованы в различных отраслях, и требования к ним также различаются.
- Диаметр. Так, небольшие элементы обычно находят бытовое применение, а крупные – на магистралях в сфере нефти и газа.
- Температура использования. Не каждая задвижка сможет выдерживать экстремальные температуры.
- Показатель герметичности. В некоторых трубопроводах могут присутствовать горячие испарения, что требует использования задвижки более высокого класса герметичности.
- Качество материала. Практически все современные элементы выполнены из чугуна или стали. Нужно учитывать особенности того и другого материала.
- Известный производитель. Нужно учитывать стоимость и срок гарантии. Как правило, китайские производители предлагают невысокую стоимость при небольшом сроке использования.
Установка на водопроводе
Процесс соединения с водопроводом бывает нескольких вариантов. Зависит от диаметра и материала трубы.
Соединение с трубопроводом
Задвижки с трубопроводами могут соединяться несколькими способами:
- Фланцевое соединение. Оно используется на трубах большого диаметра, с применением чугунной или стальной системы.
- Муфтовое. Чаще всего его применяют к полиэтиленовым и ПВХ-трубам.
- Раструбное. Используется к полиэтиленовым и ПВХ-системам.
- Сварное. Считается самым надежным способом.
Соединение с металлической водопроводной трубой
Если есть необходимость установки задвижки на металлический трубопровод, действовать нужно так:
- Вырезать часть трубопровода, соответствующую элементу, который нужно установить. Срез тщательно зачистить и прошлифовать.
- Далее нарезать резьбу или приварить соединители – это зависит от выбранного типа соединений. Загерметизировать.
- Установить на место по технологии в соответствии с типом соединения.
Монтаж в систему пластиковых труб
Когда требуется монтаж на пластиковую трубу, нужно выбрать способ сварки по пластику. Сначала надо подготовить место, куда нужно поставить задвижку, и просто зафиксировать ее на трубе, без каких-либо дополнительных манипуляций.
Нюансы установки в печные трубы
Задвижки в печные трубы устанавливаются при монтаже дымохода. Заранее при кладке кирпича делается специальное отверстие под арматуру, которую впоследствии нужно зафиксировать цементным раствором.
Ремонт
Если на диске обнаружены царапины, то допускается выполнение притира деталей. Для грубой притирки используется наждачная бумага, а завершающую подгонку можно выполнить с помощью пасты ГОИ.
При значительных повреждениях рекомендуется заменить механизм. Как правильно, ручная притирка в таких случаях не помогает.
Профилактика
Лучшими профилактическими действиями являются плановые осмотры и периодическая проверка работоспособности. Устройство должно регулярно очищаться, также нужно тщательно смазывать двигающиеся детали. Иногда задвижку рекомендуется промывать.
Чтобы обеспечить нормальную работу трубопровода, обязательно нужно установить запорную арматуру. Важнее всего – правильно выбрать подходящий механизм. Стоит брать в учет не только условия использования, но и саму конструкцию устройства. Это сможет влиять как на пропускную способность, так и на эффективную работу системы, а также долговечность задвижки. Материал устройства – тоже важный фактор, на который нужно обращать внимание при выборе элемента.
Полезное видео
Что такое водопроводные задвижки: конструкция и принцип действия
Доброе время суток, дорогой читатель! Сети водоснабжения являются сложной системой, которая нуждается в тщательном регулировании, периодическом ремонте или замене кранов, участков труб, водяных счётчиков и других элементов, входящих в состав системы. Именно для управления потоком воды или его полной остановки и применяются водопроводные задвижки и затворы.
Что такое и где используются
Задвижки являются распространённым типом запорной арматуры, применяемой для полного перекрытия движения среды для проведения ремонтных работ в системе или техобслуживания сантехнических приборов. Ими оснащаются практически любые трубопроводы диаметром от 15 мм до 2 м в системах подачи горячей/холодной воды и нефтепродуктов, эксплуатирующихся с постоянным высокоскоростным движением среды под давлением до 25 МПа. Они обладают сравнительно простой конструкцией, небольшой строительной длиной, малым гидравлическим сопротивлением, пригодны для эксплуатации в условиях разной сложности, могут управляться вручную или с помощью электропривода.
Для отключения газового оборудования чаще всего устанавливаются задвижки типа «Лудло» с выдвижным шпинделем.
Если задвижки в основном используются в качестве запорных устройств, то водопроводные запоры выполняют обе функции трубопроводной арматуры. Они имеют возможность не только останавливать поток, но и регулировать расход воды. Однако они ограничены по допустимому значению рабочего давления — до 2,5 МПа.
Конструкция и принцип действия
Конструкция водопроводной задвижки состоит из трёх основных узлов:
- Корпуса с крышкой, в полости которого располагаются запорные детали и удерживается определённая часть рабочего вещества под давлением. Корпус представляет собой полую цельнолитую или разборную конструкцию из стали, чугуна или цветных металлов. Все его поверхности защищены от воздействия коррозии эпоксидной смолой. У корпуса имеются два патрубка (входной и выходной), которыми устройство соединяется с трубопроводом.
- Запорного узла, состоящего из двух сёдел и затвора. Седла имеют параллельное или угловое по отношению друг к другу расположение, к их уплотнительным поверхностям при срабатывании задвижки на закрытие прижимается своими уплотнительными поверхностями запорная деталь. Центрирование запора обеспечивают направляющие в форме вертикальных цилиндров с пазами, изготовленных из износостойкой пластмассы или являющиеся выступающей частью внутренней поверхности корпуса. Сам запор в зависимости от модификации задвижки может иметь форму клина, одного или двух дисков;
- Узла управления. В его состав входит винтовой шток (шпиндель), маховое колесо и резьбовая втулка, при помощи которой происходит преобразование крутящего момента в поступательное перемещение затворной детали. Ходовой узел может находиться в верхней части полости корпуса устройства или располагаться вне его. Отверстие, через которое шпиндель выходит из корпуса герметизирует специальный уплотнитель, функционирующий по принципу сильфона или сальника.
Принцип её работы заключается в следующим:
- маховик приводится в движение вручную или от электрического привода;
- усилие передаётся через резьбовое соединение штоку, который перемещает затвор по направляющим перпендикулярно потоку;
- запорная деталь плотно прижимается к сёдлам и останавливает перемещение потока жидкости в трубопроводе.
Чтобы открыть задвижку маховое колесо поворачивают в обратную сторону.
Затворы водоснабжения
В затворе водопровода запорный элемент выполнен в форме диска, диаметр которого равен размеру внутреннего диаметра трубы. Во время открывания и закрывания затвора диск вращается вокруг оси, перпендикулярной направлению потока.
Корпус затвора имеет укороченную цилиндрическую форму, бывает разборным и монолитным (цельносварная конструкция). Изготавливается он из чугунных сплавов, разных видов сталей, цветных металлов, композитных полимеров. В его полости располагается запорный орган, представленный из подвижной части — плоского или двояковыпуклого диска и неподвижной — седла. В качестве уплотнителей используются кольца из эластичной резины.
Виды и классификация водопроводных задвижек
По конструкции запорного органа задвижки для водопроводных систем подразделяются на:
Клиновые задвижки оснащаются затвором конусообразной формы, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами. Клин может быть разных видов:
- жёстким, имеющим форму суженной к низу цельной пластины. Она плавно опускается в нижнюю часть устройства и перекрывает в перпендикулярном направлении проходные отверстия сёдел, прерывая таким образом движение рабочей среды. Жёсткий клин надёжно запирает проходное отверстие, однако более подвержен ржавлению и сложнее подгоняется к сёдлам. Поэтому в таких устройствах существует опасность заклинивания и возникают трудности в поднятии клина при резких перепадах температур;
- двухдисковым — состоящим из двух дисков, которые подвижно скреплены между собой под углом друг к другу. При срабатывании задвижки на закрытие оба элемента поворачиваются относительно друг друга и закрывают проходные отверстия в сёдлах, плотно прижавшись к их уплотнительным поверхностям. При открывании они отодвигаются от сёдел, освобождая проход рабочему веществу. Такая конструкция запорного органа обеспечивает хороший уровень герметичности, снижает риск заклинивания и увеличивает рабочий ресурс всего устройства;
- упругим, два диска которого связаны между собой упругой резиновой деталью. Он способен сгибаться под воздействием напора воды, обеспечивая таким образом более плотного прижатия к уплотнительным материалам сёдел. Задвижки с обрезиненным клином требуют меньшего усилия при управлении, обладают гладкими поверхностями прохода, снижающими силу трения и износ элементов запорного органа.
К параллельным задвижкам относятся устройства, у которых уплотнительные поверхности запорного или регулирующего органа располагаются в параллельных плоскостях друг к другу.
Для печных дымоходов используют шиберные задвижки, в конструкцию которой входит рамка и металлическая пластина с ручкой. При открывании задвижки пластина выдвигается из рамки, при закрывании возвращается в первоначальное положение.
Критерии выбора задвижек
Для правильного выбора водяной задвижки необходимо выполнить тщательный анализ исходных требований к её техническим характеристикам, а также сравнить цены на изделия у разных производителей.
Выполняют такой анализ в следующей последовательности:
- определение назначения и условий работы арматуры (свойства рабочей среды, значение максимального рабочего давления и диапазон температур);
- определение номинального размера условного прохода (ДУ);
- выбор метода управления устройством;
- выбор материала корпусных деталей;
- уточнение функции(запирание или регулирование);
- выбор конструктивной модификации изделия;
- окончательное определение геометрических параметров устройства (строительной длины и высоты, размеров присоединительных концов, способа присоединения к импульсной линии, количество крепёжных элементов и т. д.);
- выбор соответствующей модели по номенклатуре выпускаемых задвижек.
Арматура из чугуна для систем отопления и водоснабжения в последнее время применяются реже, в основном здесь используют стальные устройства. Чугунную запорную арматуру чаще устанавливают в канализации, в системах подачи сжатого воздуха, пара и сыпучих материалов.
Соединение с трубопроводом и монтаж
Присоединительные концы задвижек могут быть фланцевыми, муфтовыми или предназначенными под приварку. От этого фактора и типа трубы в системе зависит способ проведения монтажного процесса.
Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
Монтаж задвижек в систему водоснабжения из металлических труб выполняют следующим образом:
- вырезают в месте установки участок трубы, равный по длине размеру корпуса устройства;
- зачищают края;
- в зависимости от типа присоединения к процессу выбранной задвижки либо нарезают на краях труб резьбу, либо приваривают к ним ответные фланцы;
- выполняют герметизацию мест соединения: фланцевые — уплотняют резиновыми кольцами, резьбу — льняной нитью;
- фиксируют задвижку на трубопроводе: фланцы скрепляют с помощью болтов и шайб или наворачивают присоединительные патрубки на подготовленную резьбу.
Монтаж в систему из пластиковых труб
При установке задвижки на пластиковую трубу:
- вырезают участок трубы нужной длины;
- оба конца надевают на разогретые до 260ºС насадки сварочного аппарата;
- после нагрева вставляют в них присоединительные патрубки устройства;
- удерживают места соединения в неподвижном состоянии в течение нескольких минут до полного отвердевания пластика.
Особенности установки на печные трубы
Печную задвижку устанавливают на дымоход на этапе его возведения:
- кладут ряд кирпичей согласно порядовке;
- вырезают сверху в кирпиче углубление, совпадающее по размерам с толщиной рамки задвижки и сбоку паз для ручки;
- укладывают шибер в подготовленное углубление на цементном растворе;
- кладут следующий ряд кирпича.
Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов
Существует ряд правил, которым следует следовать при монтаже в обязательном порядке, а именно:
- запорная арматура не должна в момент установки и по окончанию монтажа испытывать внешние нагрузки, в том числе и от трубопровода;
- место установки должно быть доступно для дальнейшего проведения осмотров и техобслуживания;
- при монтаже на горизонтальном участке трубопровода запрещается располагать устройство маховиком вниз, на вертикальном участке — положение маховика может быть любым;
- запрещается разбирать устройство под давлением;
- перед установкой задвижки выполняют пропарку внутренних поверхностей горячей водой с последующей сушкой;
- перед задвижкой желательно разместить магнитно — резонансный фильтр;
- при открывании и закрывании задвижки штурвал следует поворачивать плавно, не допуская рывков;
- своевременно подтягивать втулку сальника;
- опрессовку трубопровода следует проводить при открытых задвижках.
Если у вас есть полезные советы по монтажу водопроводных задвижек, то поделитесь ими в комментариях. Подписывайтесь на наш канал, делитесь своим опытом с нами, а также в социальных сетях.