Заключение прямого договора водоснабжения

Прямые договоры: первые итоги

С начала апреля 2018 года, в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» жители многоквартирных домов получили право перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании собственников могут принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с АО «Мосводоканал».

Важно обратить внимание на разницу в понятиях «прямые договоры» и «прямые расчеты». В Москве прямые расчеты применяются уже много лет за счет эффективного взаимодействия МФЦ, управляющих компаний, банка ВТБ и ресурсоснабжающих организаций. Согласно схеме прямых расчетов платежи жителей за коммунальные ресурсы поступают непосредственно в РСО, что позволило исключить возможность вывода средств недобросовестными управляющими компаниями. В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ происходит переход не только на прямые расчеты (что в Москве уже реализовано), но и на прямые договоры, когда житель несет ответственность за оплату услуг уже не перед управляющей компанией, а перед каждой ресурсоснабжающей организацией.

При этом в Москве наиболее популярной формой продолжает оставаться предоставление коммунальных услуг жителям управляющей компанией дома, «прямые договоры», скорее, исключение из правил. По состоянию на август 2019 года из 36 тысяч многоквартирных домов на прямые договоры по услуге холодного водоснабжения и водоотведения перешли жители лишь 166 домов, что составляет менее 0,4%. Основное количество таких домов (58%) расположены на территории Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). Там из 1363 многоквартирных домов на прямые договоры перешли жители 96 (7%).

На территории «старой» Москвы инициаторами выбора прямых договоров являются жители, которые не довольны работой управляющих компаний. Выбирая прямые договоры, жители полагают, что оказание коммунальных услуг будет происходить без участия управляющей компании. Однако, ресурсоснабжающие организации, включая АО «Мосводоканал», отвечают за предоставление коммунальных услуг только до стены дома, от стены дома до квартиры предоставление коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения обеспечивает организация, управляющая многоквартирным домом. В случае некачественного предоставления коммунальной услуги жители, как правило, обращаются в соответствующую ресурсоснабжающую организацию, которая предоставляет эту услугу. При получении заявки на плохое качество коммунальной услуги ресурсоснабжающая организация проверяет качество ресурса на входе в дом и если не находит там отклонения от установленных нормативов качества, жителю приходится обращаться в управляющую компанию, отвечающую за содержание и ремонт общедомового имущества, в том числе за содержание внутридомовых трубопроводов водоснабжения и водоотведения. Если на входе в дом качество ресурса соответствует нормативам, перерасчет размера платы за коммунальную услугу не производится.

На территории ТиНАО собрания жителей инициируют сами управляющие компании. Особенно остро данный вопрос стоит в г. Троицк. Там жители 46 многоквартирных домов (21%) выбрали прямые договоры. Собрания собственников проходят в домах, которые управляются крупными Управляющими компаниями, в управлении которых находится почти 70% всех многоквартирных домов г. Троицк.

Читайте также:  Размеры труб систем отопления

Такая ситуация приводит к недостаточной информированности жителей и, в последствии, к возникновению многочисленных вопросов. В связи с этим резко возросло количество обращений в офисы АО «Мосводоканал».

Так, в троицкий офис АО «Мосводоканал» в течение последнего месяца с подобными вопросами обратилось 186 человек, в том числе жители домов по ул. Центральная, по ул. Текстильщиков и жители микрорайона В, которые не знали о проведении собраний и не были проинформированы о переходе на прямые договоры. Управляющие компании не объяснили жителям все особенности перехода на прямые договоры и с чем могут столкнуться жители, приняв решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

После перехода на прямые договоры обратившиеся жители на себе ощутили отрицательные моменты такого перехода и высказали недовольство в связи со следующими возникшими неудобствами:

  • появляется дополнительное количество платежных документов, начисляемых ресурсоснабжающими организациями;
  • по вопросам начисления и перерасчетов платы за жилищно-коммунальные услуги жители вынуждены обращаться не только в управляющую компанию, но и к соответствующим ресурсоснабжающим организациям, офисы которых находятся в разных районах города;
  • для начисления платы за фактический объем потребления коммунальных услуг жители обязаны передавать показания индивидуальных приборов учета в соответствующие ресурсоснабжающие организации, а показания приборов учета горячей воды сразу в две организации: в теплоснабжающую организацию — для начисления платы за горячую воду и в АО «Мосводоканал»- для начисление платы за водоотведение;
  • для учета при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги имеющихся льгот жители вынуждены предоставлять соответствующие справки в управляющую компанию, а также во все ресурсоснабжающие организации;
  • при изменениях количества проживающих и других данных, используемых при начислении платы, жители также должны предоставлять сведения в управляющую компанию и ресурсоснабжающие организации.

Все это существенно усложняет жизнь москвичей, в связи с чем в настоящее время складывается практика отказа жителей от заключённых ранее прямых договоров. Так, на территории города Москвы жители нескольких многоквартирных домов расторгли прямые договоры и возвратились на предоставление коммунальных услуг через управляющую компанию.

Поэтому москвичам стоит ответственно подходить к решению вопроса о переходе на «прямые договоры», тщательно взвесить все плюсы и минусы таких изменений.

При выборе схемы расчетов за коммунальные услуги на первое место должны ставиться интересы жителей, для большинства из которых наиболее удобной остается схема предоставления коммунальных услуг добросовестной управляющей компанией.

Нюансы и правила заключения договора на водоснабжение и водоотведение

Оказание услуг водоснабжения и водоотведения регулируется договором, заключённым между ресурсоснабжающей организацией и потребителем.

В качестве организации, как правило, выступает компания, распределяющая воду по трубопроводам и принимающая стоки в канализацию.

Потребителями являются как жители домов, в том числе многоквартирных, так и организации, подключённые к системе городского водоснабжения.

Что это за документ, когда он составляется?

Заключённый между поставщиком и потребителем, договор описывает правоотношения сторон, гарантирует исполнение обязательств по качественному оказанию услуг со стороны поставщика и соответствующую оплату со стороны потребителя.

Для юридического лица его заключение является обязательным. Физические лица недавно также приобрели возможность заключать договор непосредственно с водоканалом, в обход управляющих компаний, производя оплату напрямую.

Правовая база

Любые договоры в РФ заключаются в соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регламентирующей нормы, особенности, сроки и порядок заключения.

Действия поставщика определяются следующей нормативной базой:

  1. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011, регулирующий правовые отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением.
  2. Постановления Правительства РФ:
    • № 354 от 06.05.2011 – описывает нормы и особенности предоставления коммунальных услуг в многоквартирные и жилые дома;
    • № 644 от 29.07.2013 – регламентирует правила подачи холодной воды и приёма стоков;
    • № 645 от 29.07.2013 – утверждает типовые договоры по холодному водоснабжению и водоотведению.
  3. Если абонентом выступает физическое лицо, то его действия, права и обязанности определяются:
    • Законом РФ «О защите прав потребителей», регулирующим отношения между физическим лицом, приобретающим товар или услугу и поставщиком.
    • Постановлением Правительства РФ № 354, где перечислены права и обязанности потребителя коммунальных услуг.
  4. Если одной из сторон выступает компания с государственным участием, то контракт обязательно заключаются с применением Федеральных законов, регулирующих государственные закупки:
    • № 44-ФЗ от 05.04.2013 – регламентирует правила и особенности проведения закупок, с последующим заключением контрактов для государственных и муниципальных организаций;
    • № 223-ФЗ от 18.07.2011 – определяет порядок проведения закупочных процедур для компаний и организаций с государственным участием с последующим заключением договоров.
Читайте также:  Образцы расчета системы отопления

В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?

В зависимости от конечного потребителя, текст документа сильно различается. Если для поставки услуг юридическому лицу оформление отношений определяется законодательно – существуют типовые договоры, рекомендуемые к использованию, то для физического лица документ разрабатывает поставщик.

Основными отличиями являются:

  1. Различная стоимость — тарифы для компаний отличаются от тарифов на услуги для обычных граждан.
  2. Реквизиты для оплаты. Если для юридического лица обязательно наличие расчётного счета в банке, то для расчётов с физическим лицом достаточно наличие лицевого счета в организации, куда человек перечисляет деньги.
  3. Форма оплаты. У граждан не предусмотрено авансирование услуг в отличие от организаций.

Основные правила составления

Содержание договора подразумевает наличие следующих блоков:

  • преамбула (вводная часть, описывающая стороны, которые заключают договор);
  • предметная часть (описывает суть сделки);
  • способы, порядок обеспечения обязательств;
  • дополнительные условия.

Обязательными являются следующие атрибуты:

  • номер (как правило, присваивает поставщик в соответствии со своей регистрацией);
  • дата;
  • сроки действия, сроки исполнения обязательств;
  • суть договора;
  • подписи, печати (для юридических лиц), подтверждающие заключение договорных отношений.

Содержание документа

Документ начинается с преамбулы, определяющей поставщика и потребителя.

Поставщиком выступает ресурсоснабжающая организация, в лице руководителя или сотрудника, наделённого полномочиями для заключения договора. Указывается документ, подтверждающий полномочия.

Если договор заключается с физическим лицом, потребителем выступает собственник жилого помещения. Тогда в преамбуле перечисляются следующие данные:

  • адрес помещения,
  • ФИО,
  • ИНН,
  • паспортные данные собственника,
  • контакты.

Для юридического лица указывается наименование, а также руководитель или работник организации, наделённый полномочиями.

Предмет

Это обязательный пункт, где подробно описывается услуга, которую оказывает поставщик. В данном разделе определяется, какую воду поставляет организация:

а также регулируется обязанность приёма сточных (канализационных) вод, их транспортировка и очистка.

Срок и режим подачи воды

Это период времени, когда оказывается услуга, а также приводятся объекты для поставки. Оговаривается гарантированный объем, который организация поставит потребителю.

Как правило, особенности подключения и объекты выносятся в приложения. Объем сточных вод равен объёму отпущенной воды.

Расчеты (тарифы, сроки, порядок)

Здесь подробно описывается:

  • стоимость кубометра воды,
  • порядок оплаты,
  • сроки.

Тарифы устанавливаются законодательно и принимаются региональными комитетами по тарифам, поэтому в тексте указывается фиксированная стоимость.

В данном пункте также оговаривается предельный срок внесения платы, нарушение которого может привести к штрафным и административным санкциям. Для государственных, бюджетных учреждений обязательно упоминается вид денежных средств, за счёт которых будет производиться оплата.

Читайте также:  Радиаторы отопления ваз 2114 дааз

Права и обязанности сторон

Пункт описывает права и обязанности необходимые для исполнения обязательств.

Обязанностями со стороны поставщика являются:

  • выполнение условий подачи воды в необходимом объёме, надлежащего качества;
  • соблюдение режима водоснабжения и водоотведения;
  • предоставление потребителю всей необходимой информации посредством электронных сервисов;
  • информирование о прекращении подачи воды;
  • обязанность отвечать на жалобы;
  • принятие мер по ликвидации аварийных ситуаций или повреждений.

В обязанности потребителя входит:

  • установка водяных счётчиков, обеспечение их сохранности, своевременная поверка, пломбировка;
  • своевременная передача показаний;
  • оплата услуг в соответствии с условиями контракта;
  • предоставление доступа сотрудникам поставляющей организации к коммуникациям и приборам учёта.

Обе стороны вправе требовать соблюдений условий контракта.

Как осуществляется учёт ХВС?

Учёт ХВС ведётся посредством приборов учёта. Счётчик должен быть поверен и опломбирован.

Доступ к водопроводным сетям

Этот параграф обязует абонента предоставить доступ к водопроводным сетям, узлам учёта и местам отбора проб лицам, прописанным в данном пункте. Оговариваются санкции, которые могут применяться при отказе в доступе.

Контроль качества воды (питьевой и сточной)

Этот крупный блок определяет контроль качества воды, как отпускаемой, так и сточной.

Вода, поставляемая с применением централизованного водоснабжения, должна соответствовать определённым стандартам, а проведение проверки регламентируется законодательно, о чем должно быть прописано в данном пункте.

Заказчик может самостоятельно взять пробы поставляемой воды и провести её анализ. В случае несоответствия качественных показателей водоснабжающей организации предъявляются требования для устранения нарушений в срок, зафиксированный в данном параграфе.

Здесь прописывается нормативная база для контроля качества стоков, порядок отбора проб. Должны быть перечислены меры экономического воздействия на заказчика в случае превышения допустимых показателей.

Ответственность сторон

Здесь описываются санкции, применяемые к поставщику и потребителю услуги при нарушении условий договора, фиксируется размер штрафов и пеней за нарушение исполнения обязательств со ссылкой на законодательство. Также могут быть прописаны дополнительные меры или ограничения, на которые достигнута договорённость.

Порядок урегулирования споров

Пункт предусматривает обращение в арбитраж, а также досудебное урегулирование, посредством написания претензий. В параграфе описывается последовательность действий, сроки ответа на претензию.

Краткий перечень иных пунктов, которые могут включаться в договор

Кроме основных пунктов, могут включаться следующие разделы:

  • условия временного прекращения подачи или приёма вод;
  • порядок уведомления поставщика в случае изменения объектов водоснабжения;
  • условия подачи воды в случае подключения заказчика к канализационным сетям, не принадлежащим водоснабжающей организации;
  • обстоятельства непреодолимой силы (влияние форс-мажора на обязательства);
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Обязательными заключительными пунктами договора являются:

Алгоритм действий для физических и юридических лиц

Для физического лица:

  1. Установка прибора учёта с последующим вводом в эксплуатацию.
  2. Подача заявления с комплектом документов (копия паспорта, свидетельство о праве собственности).
  3. Подписание обоих экземпляров договора в определённый срок.

Для юридического лица:

  1. Установка водяного счётчика, ввод его в эксплуатацию.
  2. Подача заявления, сопроводив его комплектом документов (со списком документов, необходимых для предоставления в организацию можно ознакомиться на официальном сайте или позвонив по телефону поставщику).
  3. Получение на рассмотрение двух экземпляров типового договора.
  4. Составление протокола разногласий (при необходимости).
  5. Подписание и передача одного экземпляра поставщику.

Заключение

Грамотно составленный договор позволяет обезопасить как поставщика, так и потребителя от финансовых потерь. Типовые договоры на коммунальные услуги, в том числе на водоснабжение утверждены на законодательном уровне, что существенно упрощает процедуру их подписания.

Оцените статью