- Расчет платы за горячее водоснабжение
- Расчет платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме
- Расчет платы за горячее водоснабжение в МКД с применением двухкомпонентных тарифов
- Горячее водоснабжение в коммунальной квартире
- Как рассчитывается плата за водоснабжение и отопление в домах с ИТП
- При расчёте платы за нецентрализованное ГВС в домах с ИТП применяются тарифы на холодную воду и теплоэнергию
- При расчётах используются показания только введённых в эксплуатацию ИПУ
- Узнайте о нюансах расчёта платы за коммунальные услуги в домах с ИТП из материалов онлайн-семинара
- Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах
- Введение
- История возникновения проблемы
- Закрытая схема ГВС
- Открытая схема ГВС
- Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 70, г. Хабаровск
- Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 74, г. Хабаровск
- Выводы
- Рекомендации
- Алгоритм 1. Открытая система ГВС. Отопительный период.
- Алгоритм 2. Открытая система ГВС. Межото пительный период.
- Алгоритм 3. Закрытая система ГВС. Отопительный период.
- Алгоритм 4. Закрытая система ГВС. Межотопительный период.
- Литература
- Комментарий Парвиза Абдушукурова, главного инженера ОАО «Фортум» к статье С.Н. Канева «Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах»: по нашему опыту, корень всех рассмотренных нестыковок — искусственно созданная путаница между понятиями «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс».
Расчет платы за горячее водоснабжение
Горячее водоснабжение — снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Правила расчета размера платы за горячее водоснабжение определены Приложением № 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), а требования к качеству предоставления этой коммунальной услуги, основания изменения размера платы при подаче с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при отклонении нормативного уровня давления, несоответствия состава и свойств указаны в разделе II Приложения № 1.
В Правилах указан порядок расчета размера платы горячего водоснабжения для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, для комнат, являющихся частью коммунальных квартир, и для жилых домов (домовладений).
Предлагаем ознакомиться с порядком и примерами расчета размера платы за горячее водоснабжение.
Расчет платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме
В соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальные услуги , утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила), потребители вносят плату за горячее водоснабжение, предоставленное в жилом или нежилом помещении.
Расчет платы за горячее водоснабжение в МКД с применением двухкомпонентных тарифов
Методики расчета размера платы за горячее водоснабжение утверждены в Правилах Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее — Правила). Существует два вида тарифов на горячее водоснабжение – однокомпонентные тарифы, с фиксированной ценой за 1 кубический метр, а также двухкомпонентные тарифы, которые имеют две составляющих — компонент на холодную воду или теплоноситель, и компонент на тепловую энергию.
Горячее водоснабжение в коммунальной квартире
Порядок и правила расчета размера платы за горячее водоснабжение в комнате, расположенной в коммунальной квартире многоквартирного дома, зависит от оборудования коммунальной квартиры и многоквартирного дома приборами учета .
Как рассчитывается плата за водоснабжение и отопление в домах с ИТП
Расчёт платы за коммунальные услуги по отоплению, ХВС и ГВС в многоквартирных домах с индивидуальными тепловыми пунктами вызывает много вопросов у управляющих домами организаций. Для них 23 марта мы провели онлайн-семинар с экспертом Ириной Маликовой. Узнайте подробности.
При расчёте платы за нецентрализованное ГВС в домах с ИТП применяются тарифы на холодную воду и теплоэнергию
Участники онлайн-семинара «Расчёты за тепловую энергию, холодную воду и горячую воду в МКД с индивидуальными тепловыми пунктами» вместе с экспертом, генеральным директором «Института управления ЖКХ» Ириной Маликовой разобрали сложные вопросы применения формул для расчёта платы за коммунальные услуги в домах с ИТП:
Эксперт подробно остановилась на вопросе расчёта платы в домах, где теплоснабжение централизованное, а ГВС нецентрализованное (НЦС ГВС). Горячая вода при НЦС приготавливается прямо в доме с использованием оборудования, в том числе ИТП (ч. 12 ст. 2 Закона № 416-ФЗ):
ГВС при такой схеме в доме с ИТП осуществляется на основании соглашений, заключаемых с лицами, осуществляющими эксплуатацию индивидуального теплового пункта, согласно ч. 1 ст. 7 № 416-ФЗ. Снабжение потребителей горячей водой происходит путём производства и предоставления коммунальной услуги ГВС с использованием внутридомовых инженерных систем (пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).
При такой системе ГВС регулируемый тариф на эту коммунальную услугу для проживающих в доме потребителей не устанавливается, поскольку отсутствует РСО – поставщик горячей воды. Плата за ресурс рассчитывается с применением двух тарифов:
- на холодную воду, утверждаемый в руб./куб.м для водоснабжающей организации (ВСО);
- на тепловую энергию, установленный в руб./Гкал для теплоснабжающей компании (ТСО).
При этом в домах с нецентрализованным горячим водоснабжением заключаются договоры теплоснабжения на поставку тепловой энергии и договоры на поставку холодной воды в целях ГВС. Подробнее о договорах, в том числе прямых, которые заключают потребители услуг, УО и РСО, узнайте из материалов онлайн-семинара, прикреплённых к статье.
При расчётах используются показания только введённых в эксплуатацию ИПУ
Ещё одной темой, которую Ирина Маликова разобрала с управляющими домами, стали ИПУ и дата, с которой прибор учёта признаётся расчётным. Эксперт напомнила, что согласно п. 3.3. разд. 8, п. 5.2 разд. 10 приказа № 74/114/пр, сведения об индивидуальных счётчиках коммунальных ресурсов, установленных в МКД, размещаются в ГИС ЖКХ исполнителем коммунальной услуги не позднее 7 дней со дня получения информации об установке/замене ИПУ.
В ГИС ЖКХ вносится следующая информация об индивидуальных приборах учёта:
- сроки приёма показаний ИПУ;
- сведения об установленных в доме счётчиках;
- вид измеряемого коммунального ресурса и наименование коммунальной услуги;
- отметки об исправности ИПУ;
- дата ввода счётчика в эксплуатацию;
- сведения об отсутствии технической возможности установки ИПУ;
- информация о показаниях прибора учёта.
Согласно абз.13 п. 81 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальной услуги обязан рассчитывать плату за потреблённый ресурс, исходя из показаний ИПУ, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию.
Следовательно, как отметила Ирина Маликова, если в помещении дома установлен индивидуальный прибор учёта, но он не был введён в эксплуатацию, то такое помещение считается не оборудованным ИПУ и показания прибора к расчётам не принимаются.
Участники семинара подробно обсудили применение формул расчёта платы за коммунальную услугу ГВС в домах с индивидуальными тепловыми пунктами при НЦС. Согласно абз.1 п. 54 ПП РФ № 354, такие расчёты ведутся исполнителем, исходя из объёмов потребления и тарифов на ресурсы, используемые при производстве горячей воды в доме.
Из материалов семинара
Подробнее о том, какие формулы применяются в таком случае, а также об оплате тепловой энергии, которая используется для предоставления услуг по теплоснабжению в домах с ИТП, узнайте из видеозаписи, приложенной к статье.
Узнайте о нюансах расчёта платы за коммунальные услуги в домах с ИТП из материалов онлайн-семинара
Онлайн-семинар с Ириной Маликовой продлился четыре часа. За это время эксперт разобрала множество трудных вопросов, возникающих у УО и ТСЖ при расчёте платы за коммунальные ресурсы в домах, где горячая вода производится непосредственно в доме с использованием ИТП.
Посмотрев видеозапись мероприятия, вы узнаете:
- на какие нормы законодательства опирается исполнитель при расчёте платы за теплоэнергию в случаях, не урегулированных ПП РФ № 354;
- обязано ли УО/ТСЖ в домах с индивидуальными тепловыми пунктами и НЦС ГВС заключать договоры с поставщиками ресурсов на приобретение тепловой энергии для ОДН;
- как правильно сформулировать предмет договоров ресурсоснабжения для домов с ИТП;
- какие существенные обстоятельства подлежат применению при использовании расчётных формул, приведённых в ПП РФ № 124;
- кто размещает в ГИС ЖКХ информацию об общедомовых приборах учёта;
- по каким правилам происходит корректировка платы при нарушении качества коммунальной услуги.
Все материалы с онлайн-семинара вы найдёте под этой статьёй. Также приглашаем вас участвовать в предстоящих онлайн и очных семинарах РосКвартала и Ассоциации «Р1». Информацию о них вы найдёте в разделе «Мероприятия».
Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах
К.т.н. С.Н. Канев, доцент, генеральный директор,
ООО «Хабаровский Центр энергоресурсосбережения», г. Хабаровск
Введение
Учет и оплата горячей воды в последнее время вызывают множество вопросов и дискуссий как на различных интернет-форумах, так и в центральной печати.
Хотя данная тема уже освещалась в [1, 2], еще раз вернуться к ней заставило:
■ вступление в силу новой нормативной документации в этой области;
■ споры и судебные разбирательства между энергоснабжающими организациями (ЭСО), управляющими компаниями (УК) и собственниками жилья в многоквартирном доме (МКД).
Судебная практика по данному вопросу многочисленна и противоречива. Прокуратура, как правило, становится на сторону жильцов, а судебные органы в большинстве случаев становятся на сторону ЭСО, но, иногда, и на сторону УК и жильцов. В различных регионах РФ эта практика разная.
История возникновения проблемы
Необходимо напомнить, что до выхода [3] не существовало понятия горячей воды как товара, а существовало только два товара и, соответственно, два тарифа:
■ тариф на тепловую энергию — Т1, руб./Гкал;
■ тариф на теплоноситель — Т2, руб./т.
После выхода [3] возник еще один товар — горячая вода на нужды горячего водоснабжения (ГВС), и, соответственно, еще один тариф:
■ тариф на горячую воду для нужд ГВС — Т3, руб./м 3 .
Данный тариф, в соответствии с [3], включает в себя стоимость 1 м 3 холодной воды и стоимость израсходованной тепловой энергии на ее подогрев. К чему это привело, показано в [1].
Отметим, что нигде в мире понятие «горячая вода» как товар не применяется [4], т.к. в закрытых системах ГВС, применяемых за рубежом, горячая вода получается путем нагрева холодной воды непосредственно на объекте теплоснабжения. И даже в открытых системах ГВС, которые широко используются в РФ, товаром является теплоноситель, используемый на нужды ГВС, температура которого регулируется в соответствии с нормативными документами непосредственно на объекте теплоснабжения.
Затем, в соответствии с [5], были внесены изменения и дополнения в [7], которые вступили в силу с 01.01.2013 г., а, в соответствии с [6], были внесены изменения в [3], которые также вступили в силу с 01.01.2013 г.
На основании этих документов в 2013 г. на горячую воду был установлен двухкомпонентный тариф для закрытой системы ГВС в виде:
■ компонент на холодную воду — Т4, руб./м 3 ;
■ компонент на тепловую энергию для целей ГВС — Т5, руб./Гкал.
Для открытой системы ГВС:
■ компонент на теплоноситель — Т2, руб./т.;
■ компонент на тепловую энергию для целей ГВС — Т5, руб./Гкал.
Отметим, что, как правило, компонент на тепловую энергию, используемую для целей ГВС, равен тарифу на тепловую энергию, т.е. Т5=Т1. Однако имеются регионы, где эти тарифы отличаются друг от друга, что приводит к дополнительным недоразумениям. Например, в г. Сочи Т5, примерно на 40% больше чем Т1.
Фактически в 2013 г. Правительство РФ запретило устанавливать единую ставку на горячую воду, внеся соответствующие изменения в Правила установления тарифов.
Единый тариф на горячую воду Т3 не учитывал фактическую температуру горячей воды, поступающей в квартиры. Как правило, в тариф закладывали максимальный нагрев tгв=60-65 О С, а граждане получали чуть теплую воду tгв =30-40 О С, платить за которую приходилось по полной.
Однако правовая база оказалась неподготовленной к применению нового подхода — введения двухкомпонентного тарифа на горячую воду. В частности, в Правилах предоставления услуг населению [8] отсутствовали формулы для расчета платы по двум компонентам. Не был утвержден порядок определения нормативов.
Опыт применения двухкомпонентных тарифов в РФ показал, что в МКД с циркуляцией горячей воды в циркуляционных контурах с полотенцесушителями плата за горячую воду возросла в 1,5-2 раза. В этих домах горячая вода постоянно циркулирует по системе и не остывает, благодаря периодическому подогреву. За этот дополнительный подогрев и были справедливо выставлены счета. Однако жильцы, которые раньше платили по единому тарифу — Т3, начали возмущаться и обращаться в прокуратуру и суды.
В итоге, в некоторых регионах РФ, например, в Чувашии и Новосибирской области, двухкомпонентный тариф был отменен, и теперь в этих регионах переплачивать за горячую воду приходиться жильцам МКД с системами без циркуляции. Они сливают остывшую в трубах воду, а платят за нее как за горячую.
Чтобы устранить образовавшиеся пробелы в нормативных документах и снизить напряженность, было принято Постановление Правительства РФ № 129 от 14.02.2015 г. [9]. Согласно этому документу окончательный переход на двухкомпонентный расчет должен завершиться не позднее 01.01.2018 г.
В соответствии с информационным письмом ФСТ № С-3-12713/15 от 18.11.2014 г., органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) сегодня вправе принимать решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе ГВС как в виде двухкомпонентных тарифов, так и в виде единого тарифа на горячую воду в расчете на 1 м 3 . При этом при расчете единого тарифа на горячую воду предлагается руководствоваться [10]. В соответствии с [9] были внесены изменения в Правила предоставления ЖКУ собственникам жилья в МКД, утвержденные ПП РФ № 354 от 06.06.2014 г., а также в Правила № 306 от 23.05.2006 г. в части, которая регулирует стоимость ГВС при использовании двухкомпонентных тарифов.
Изменения, которые внесены [9] в Правила № 354 и 306 позволяют разобраться с проблемой перевода двухкомпонентного тарифа на ГВС в однокомпонентный, руб./м 3 , который предусмотрен Правилами № 354. В соответствии с этими изменениями:
1. Норматив потребления коммунальных услуг (КУ) по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется из норматива потребления холодной воды для предоставления КУ по ГВС в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления КУ по ГВС. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по ГВС в соответствии с требованиями и качеству КУ по ГВС, установленными Правилами предоставления КУ.
2. Уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления КУ по ГВС, с учетом вида системы ГВС (открытая, закрытая) внутри МКД, а также следующих особенностей таких домов:
■ неизолированные стояки и полотенцесушители;
■ изолированные стояки и полотенцесушители;
■ неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
■ изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Что же такое уполномоченный орган — это федеральный, региональный или муниципальный орган? В Хабаровске мне ответили, что не знают такого органа. РЭК, министерство ЖКХ, администрация города ответили, что они не являются такими органами. Чтобы избежать разногласий в этом вопросе, в Постановлении надо было прописать, что это за орган!
3. Информация об оснащенности МКД стояками и полотенцесушителями на территории субъекта РФ предоставляется органами местного самоуправления или на основании сведений, полученных от исполнителей КУ.
4. Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления КУ и ГВС (Гкал/м 3 ), при применении метода аналогов определяется по формуле:
где Qi, — расход тепловой энергии, содержащейся в горячей воде, определенный по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ) в i-м МКД (Гкал/мес.); Gi, — расход горячей воды по показаниям ОДПУ в i-м МКД (м 3 /мес.); m — количество МКД.
5. Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления КУ по ГВС (Гкал/м 3 ), в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду при применении расчетного метода, определяется по следующей формуле:
где С=10 6 Гкал/(кг О С) — удельная теплоемкость воды; ρ — плотность воды при температуре tГB, определяемая по табл. 5.1 [9]; tГB — температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного ГВС, определяемая в соответствии с СанПин 2.1.4.2496-09; tXB — температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (ХВС), определяемая в соответствии с п. 25 того же документа; Кn — коэффициент, учитывающий потери тепловой энергии трубопроводами систем ГВС, определенный на основании табл. 1 (п. 25 «Норматив потребления КУ по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления КУ по ХВС и норматива потребления КУ по ГВС или норматива потребления холодной воды для предоставления КУ по ГВС» [9]). (Как, исходя из данной формулировки, определить tXB ? — Прим. авт.).
При открытой системе ГВС, если МКД оснащен ОДПУ, учитывающим общий объем тепловой энергии (на отопление и ГВС), то размер платы за КУ по отоплению в течение отопительного сезона определяется как разность между общим количеством потребленной тепловой энергии и произведением объема потребленной за расчетный период тепловой энергии на подогрев воды, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, а также на общедомовые нужды (ОДН).
Таблица 1. Коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения.
Коэффициент, учитывающий теплопотери трубопроводами систем ГВС | ||
Система ГВС | С наружной сетью ГВС | Без наружной сети ГВС |
С изолированными стояками: | ||
— с полотенцесушителями | 0,25 | 0,2 |
— без полотенцесушителей | 0,15 | 0,1 |
С неизолированными стояками: | ||
— с полотенцесушителями | 0,35 | 0,3 |
— без полотенцесушителей | 0,25 | 0,2 |
В связи с тем, что существующая нормативная база в области учета и оплата горячей воды является достаточно сложной и непрофессионалу в ней сложно ориентироваться, то в некоторых регионах РФ, в частности в Санкт-Петербурге, опубликованы специальные разъяснения о порядке применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Вообще-то данную проблему надо разделить на две части.
1. Учет и оплата тепловой энергии и теплоносителя (т.е. все платежи за тепловую энергию и горячую воду) на вводе в МКД по ОДПУ. В этом случае управляющая организация приобретает ресурс (тепловую энергию и воду) у ресурсоснабжающих организаций и рассчитывается с ними по показаниям ОДПУ. Здесь все ясно — это коммерческий учет, который регламентируется Правилами коммерческого учета.
2. Тепловая энергия на нужды отопления и ГВС распределяется в соответствии с Правилами оказания коммерческих услуг [8] между собственниками помещений в МКД — это технический учет. Это распределение может производиться различными способами:
■ по показаниям приборов учета, установленных на внутренней системе теплоснабжения МКД и позволяющих разделить платежи за тепло на нужды отопления и нужды ГВС;
■ по нормативам, если отсутствуют приборы учета на внутренней системе теплоснабжения МКД.
Закрытая схема ГВС
Рассмотрим практические аспекты применения существующих на сегодня нормативных документов по учету тепловой энергии и горячей воды для закрытой системы ГВС (рис. 1).
Алгоритмы расчета для закрытой системы ГВС как в отопительный период, так и в межото- пительные периоды одинаковы.
1. Тепловая энергия, израсходованная на подогрев холодной воды от о до tre, Гкал, рассчитывается по формуле:
2. Масса холодной воды, израсходованная на нужды ГВС, м 3 , определяется по показаниям водосчетчика:
3. Тепловая энергия, израсходованная на подогрев 1 м 3 холодной воды от tхв до t^, Гкал/м 3 , рассчитывается по формуле:
4. Тариф на горячую воду для нужд ГВС, руб./м 3 :
где Т4 — тариф на холодную воду; Т5 — тариф на тепловую энергию для целей ГВС; как правило Т5=Т1, где Т1 — тариф на тепловую энергию для целей отопления.
В этом случае управляющая организация рассчитывается с водоканалом за Мгвс по тарифу Т4, а с ЭСО за Qпот — по тарифу Т1.
Отметим, что в случае отсутствия циркуляции теплоносителя во внешнем контуре системы теплоснабжения в межотопительном периоде, данная схема не работает.
Открытая схема ГВС
Принципиальная схема учета тепловой энергии и воды в открытой системе ГВС приведена на рис. 2.
Отметим, что в обеих схемах рассмотрен вариант с циркуляцией во внутреннем контуре ГВС при наличии циркуляционного стояка с полотенцесушителями и общедомовыми приборами учета тепла, установленными на вводе в МКД. Вариант с приборами учета, установленными на внутренней системе ГВС в МКД, в данной работе не рассматривается.
В отличие от закрытой системы, в открытой системе ГВС существуют два принципиально разных алгоритма учета тепла и ГВС в отопительный и в межотопительный периоды. Рассмотрим их по отдельности.
Отопительный период. В этом случае потребленная за расчетный период тепловая энергия на нужды ГВС и отопления, Гкал, рассчитывается по формуле:
а количество теплоносителя, израсходованное на производственные и непроизводственные нужды, т, рассчитывается по формуле:
где МГВС — масса теплоносителя, израсходованного на нужды ГВС (производственные нужды), а Мпотерь — потери теплоносителя (непроизводственные нужды).
В этом случае управляющая организация рассчитывается с ЭСО за Qпот и Мпот по тарифам Т1 и Т2 соответственно, а тариф на горячую воду на нужды ГВС рассчитывается в соответствии с [9] или принимается по данным регулирующего органа.
При этом тариф на горячую воду для нужд ГВС, руб./м 3 , рассчитывается по формуле:
где норматив N гвс тэ, Гкал, рассчитанный по формуле (2), устанавливает уполномоченный орган. Поскольку ОДПУ учитывает всю тепловую энергию:
то, в этом случае тепловая энергия на нужды отопления Qoт,-, Гкал и ГВС — QГВС, Гкал рассчитывается по формулам:
Далее распределение оплаты за отопление и горячую воду между собственниками помещений в МКД происходит согласно [8].
При отсутствии ОДПУ расчет производится по [8] с использованием нормативов потребления и тарифа на горячую воду, рассчитанному по формуле (9).
Межотопительный период. Как ни странно, но в этом случае расчеты становятся более прозрачными, простыми и понятными. В межотопительном периоде может быть два варианта.
Вариант 1. Наличие циркуляции во внешнем контуре, т.е. система теплоснабжения МКД работает так же, как в отопительный период. Теплоноситель из сети поступает в МКД по подающему трубопроводу и возвращается в сеть по обратному. В этом случае расчет с ЭСО происходит так же, как и в отопительный период:
■ потребленная МКД тепловая энергия Qпот рассчитывается по (7);
■ потребленная горячая вода Мпот рассчитывается по (8).
Расчеты с собственниками помещений в МКД производятся в соответствии с [8] с использованием тарифа на горячую воду для нужд ГВС, руб., который рассчитывается по формуле:
где тепловая энергия, израсходованная на подогрев теплоносителя, Гкал/м 3 , рассчитывается по формуле:
Вариант 2. Циркуляция во внешнем контуре системы теплоснабжения отсутствует и теплоноситель подается по одному трубопроводу: подающему или обратному. Отметим, что в этом случае циркуляция ГВС во внутреннем контуре МКД также отсутствует, а потребленная на нагрев теплоносителя тепловая энергия, Гкал, рассчитывается по формуле:
Количество израсходованного теплоносителя, т:
где М12 — расход теплоносителя, т; t12 — температура теплоносителя, О С, в подающем или обратном трубопроводе системы теплоснабжения по прибору учета.
В этом случае все расчеты проводятся также, как и в варианте 1.
В случае, когда ОДПУ отсутствует, все расчеты как с ЭСО, так и с собственниками проводятся на основании нормативов, установленных уполномоченными органами.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что во всех случаях (открытая или закрытая система ГВС) расчеты за потребленную тепловую энергию и горячую воду между ЭСО и УК производятся по показаниям ОДПУ и по тарифу Т1, Т2, Т4, установленному регулирующим органом.
Расчеты между УК и собственниками помещений с применением единого тарифа на горячую воду для нужд ГВС с учетом норматива на нагрев 1 м 3 холодной воды или теплоноситель Т3, производятся или по показаниям ОДПУ (5, 14), или расчетным путем (2).
Как видно из вышеизложенного, при расчете по ОДПУ в открытой системе в отопительный период и при расчетах по нормативам при отсутствии ОДПУ необходимо знать норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления КУ по ГВС, который рассчитывается по формуле (2), приведенной в [9]. Ранее указывалось [1], что при расчетах по этой формуле возникает множество вопросов, на которые нет однозначного ответа.
1. Какую температуру горячей воды t rB применять при расчетах по данной формуле? Дело в том, что при существующей нормативной базе эта температура может колебаться в пределах от 55 до 65 О С [1].
2. Какую температуру холодной воды tXB применять при расчетах по данной формуле? Эта температура непостоянна и изменяется от месяца к месяцу. Если это закрытая система ГВС, то холодная вода поступает в МКД, как правило, по сетям водоснабжающей организации и температура ее зависит от многих факторов. При открытой системе ГВС холодная вода поступает на источник теплоснабжения, где подогревается теплоносителем, и в этом случае возникает также много неясностей.
3. Откуда взяты значения коэффициента Кп, приведенные в табл. 5.2 [9]? Ведь даже в однотипных домах количество и площадь полотенцесушителей могут быть различными. А если рассмотреть, например, 40-квартирный и 200квартирный дом, то количество циркуляционных стояков, количество и площадь полотенцесушителей могут различаться в несколько раз. Ранее, до выхода [9], Кп=0 и формула (2) имела вид:
В различных регионах РФ норматив, рассчитанный по этой формуле, был различный. Например, в Хабаровске этот норматив был равен 0,0526 Гкал/м 3 , а в Санкт-Петербурге — 0,06 Гкал/м 3 . Расхождение составляло примерно 12%, но это, очевидно, связано с неопределенностью при выборе tГB и tXB. Отмечу, что такая неопределенность в расчетах по (17) может составлять примерно 10-15%. Поэтому при расчете данного базового норматива можно было принять норматив, который не учитывает конструктивные особенности МКД (Кп=0). Например, в Хабаровске tГB=65 0 C, tXB=5 0 C и тогда норматив был бы равен М ГВС ТЭ=0,06 Гкал/м 3 с погрешностью ±(10-15)%. А далее можно было бы корректировать этот базовый норматив с учетом конструктивных особенностей МКД, используя значение коэффициента Кп, приведенные в табл. 1, или откорректировать их для Хабаровска методом аналогов, как это сделано с нормативами потребления коммунальных услуг (КУ) в Хабаровске (табл. 2), которые зависят от этажности МКД.
Вообще, по большому счету, можно было бы не заморачиваться с нормативом, а принять его для всей территории одинаковым, например, ^| С =0,1 Гкал/м 3 , т.е. в этом случае Кп=1,5 для всех типов МКД.
Это бы никак не повлияло на МКД, у которых имеется ОДПУ тепловой энергии и воды, т.к. в этом случае общедомовой прибор учитывает всю тепловую энергию, идущую как на нужды отопления, так и на нужды ГВС. При этом, не важно: есть ли циркуляция во внутреннем контуре системы ГВС или нет, изолированы ли стояки ГВС или нет.
Тогда увеличение норматива создало бы экономические предпосылки для выполнения ФЗ № 261 в части установки общедомовых приборов учета, поскольку в этом случае невыгодно было бы расплачиваться по нормативам в летний период, игнорируя показания ОДПУ
На сегодняшний день в Хабаровске действуют нормативы потребления КУ в МКД, которые приведены в табл. 2.
Таблица 2. Нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению в МКД с централизованным ГВС, оборудованным ваннами с душем, раковиной, мойкой кухонной (с применением метода аналогов), (м 3 /мес. на чел.).
Рассмотрим какая сложилась ситуация при оплате и учете горячей воды в МКД при использовании двухкомпонентных тарифов на ГВС на примере отдельных МКД Хабаровска в 2015 г В 2015 г. регулирующим органом (Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края) в городе были установлены следующие тарифы (табл. 3).
Таблица 3. Тарифы на энергоресурсы в Хабаровске на 2015 г. (с НДС).
Оплата и учет тепловой энергии и горячей воды в Хабаровске происходят вне зависимости от системы теплоснабжения (открытая или закрытая система ГВС) следующим образом.
В отопительном периоде расчеты между ЭСО и УК происходят на основе показаний ОДПУ по формулам:
для открытой системы;
для закрытой системы.
Оплата за тепловую энергию и горячую воду за расчетный период производится по формулам:
Распределение этой оплаты по собственникам квартир производит УК в соответствии с [8]. Тепловая энергия рассчитывается по формуле (18). Отметим, что при этом не происходит разделения на тепло, используемое для нужд отопления и нужд ГВС. Но т.к. тариф на тепловую энергию для целей отопления и целей ГВС один и тот же, т.е. Т1=Т5, то в этом случае количество средств, оплаченных собственниками, совпадает с количеством средств, перечисленных УК.
С оплатой горячей воды дело обстоит сложнее. Масса горячей воды распределяется среди собственников или на основании индивидуальных приборов учета горячей воды или по нормативам при отсутствии таких приборов. В этом случае с учетом ОДН масса горячей воды, определенная по показаниям ОДПУ и распределенная среди собственников, должны совпадать, т.е.:
где, Мi — масса горячей воды, потребленная i-ой квартирой; n — количество квартир; МОДН — масса горячей воды на общедомовые нужды.
Однако расчеты за горячую воду УК и ЭСО происходят по формуле (22), а расчеты с собственниками по формуле:
где, Т3 — единый тариф на горячую воду, установленный регулятором и включающий в себя тепловую энергию, затраченную на подогрев теплоносителя.
Заметим, что это касается только открытой системы ГВС, т.к. в закрытой системе МГВС=0 и оплата производится только за холодную воду в
адрес Водоканала. А поскольку Т2^Т3, то происходит необоснованное обогащение УК на:
В данном случае происходит двойная оплата за ГВС, т.к. тепловая энергия, используемая на нагрев горячей воды для нужд ГВС, уже учтена в (18) и за нее заплачено в соответствии с (21).
В межотопительный период Qот=0 и поэтому Qпот=ОГВС. В этом случае существует два варианта расчетов:
Вариант 1. Двухкомпонентный тариф. В этом случае расчеты между УК и ЭСО производятся в соответствии с формулами (21-23). Распределение тепловой энергии и массы горячей воды МГВС производится в соответствии с [8], а оплата за эти ресурсы производится:
■ за тепловую энергию на нужды ГВС по формуле (21);
■ за теплоноситель по формуле (22), но иногда используется формула (25), т.е. опять появляется дополнительная оплата.
Вариант 2. Единый тариф на горячую воду для нужд ГВС. В этом случае оплата за Qпот не взимается, а оплачивается только МГВС по формуле (25).
Все вышеперечисленные варианты учета и оплаты приведены для случая, когда МКД оборудован ОДПУ
Если ОДПУ отсутствует, то используется расчетный способ. В этом случае оплата и распределение тепла в МКД между собственниками происходит с использованием тарифа на горячую воду Т3 с учетом нормативов потребления горячей воды, или по двухкомпонентному тарифу. УК рассчитывается с ЭСО в соответствии с договорными нагрузками, приведенными в договоре теплоснабжения для каждого расчетного периода.
После введения двухкомпонентных тарифов на ГВС платежи МКД Хабаровска, рассчитывающихся по показаниям ОДПУ, выросли в 1,5-2 раза, что вызвало недовольство жильцов этих домов. Поэтому многие МКД отказались от использования ОДПУ в межотопительный период и при этом их платежи стали меньше, чем при наличии ОДПУ, несмотря на то, что они стали рассчитываться по нормативам.
Разница в платежах за горячую воду по единому и двухкомпонентному тарифу произошла не из-за «умысла энергетиков», а из-за несовершенства тарифов. При расчетах по ОДПУ с применением двухкомпонентных тарифов МКД платят за фактически (измеренное прибором) количество тепловой энергии и воды, что полностью соответствует ГК РФ. Использование же непонятно как рассчитанного единого тарифа на горячую воду без учета конкретных особенностей МКД запутывает население и приводит к убыткам ЭСО. Покажем это на примере двух МКД Хабаровска.
Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 70, г. Хабаровск
Характеристики дома и системы теплоснабжения: этажей — 4, квартир — 64, зарегистрированных жильцов — 18. Система ГВС закрытая. Циркуляция теплоносителя присутствует и во внешнем, и во внутреннем контуре. Циркуляционные стояки неизолированные с полотенцесушителями. Водосчетчик на входе в теплообменник отсутствует, есть только общий на весь дом, который учитывает весь объем воды — как на холодное, так и на горячее водоснабжение. Расчетный период — июнь 2015 г
В отчете о теплопотреблении за этот месяц приводятся такие данные.
М1=980 т, М2=950,5 т, Мпот=М1-М2=29,5 т, Qпот=12,3 Гкал.
При этом, т.к. QOT=0, то вся тепловая энергия идет на нагрев воды, т.е. это компонент на тепловую энергию для нужд ГВС. Количество холодной воды, нагреваемой до горячей, неизвестно, т.к. прибор учета в системе ГВС отсутствует.
ЭСО выставило УК оплату по двухкомпонентному тарифу:
1) компонент на тепловую энергию Ц1=Т1*Qпот==1403,68*12,3=17265 руб.;
2) компонент на теплоноситель:
Итого за горячую воду начислено: Ц=Ц1+Ц2=17265+1 022=18267 руб.
ЭСО в данном случае совершила ошибку, посчитав, что Мпот=∆М, но на самом деле это не масса ГВС, а просто погрешность измерений:
В соответствии с Правилами учета [11,12], п. 92, в закрытой системе ГВС ΔМ=М1-М2=0, если ΔМ 3 горячей воды для собственников, которая получилась равной Тз расч=Ц/МГВС=18267/29,5=619 руб./м 3 , т.е. в 2,7 раза выше, чем базовый единый тариф, установленный регулирующим органом (Т3 баз=107,79 руб./м 3 ). Это произошло не из-за введения двухкомпонентного тарифа на ГВС, а из-за некомпетентности УК и ЭСО.
Напомним, что в данном 64-квартирном доме зарегистрировано всего 18 человек! Поэтому, если рассчитать ГВС по нормативам, исходя из числа зарегистрированных жильцов и единого базового тарифа, то плата данного дома за ГВС составила бы: Ц=n*N*Т3 баз=18.3*103,79=5821 руб., где n — число жильцов, N=3 т/чел. — норматив, Т3 баз =107,79 руб./м 3 — базовый тариф.
Таким образом, если бы МКД не подал сведения в ЭСО о показаниях по ОДПУ и ЭСО взяла бы с него оплату по нормативам и единому тарифу, то ЭСО понесла бы убытки в размере примерно 11 тыс. руб.
Поэтому в июле УК отказалась от использования ОДПУ, не подала сведения в ЭСО и ей выставили счет по нормативам. Однако цифра 18 зарегистрированных в 64 квартирах вызывает большое сомнение, т.к. получается 0,3 человека на квартиру. Если считать, что, как правило, в квартире проживает не менее 2 человек, т.е. если условно принять п=128 чел., то в этом случае оплата за горячую воду данным МКД составляла бы: Ц=128.3*107,79=41391 руб., т.е. примерно в 2,2 раза выше, чем по ОДПУ
Многоквартирный жилой дом по ул. Руднева, 74, г. Хабаровск
Характеристики дома и системы теплоснабжения: этажей — 10, квартир — 187. Зарегистрированных жильцов — 490 человек. Расчетный период — июнь 2015 г., данный МКД работал по открытой системе ГВС с циркуляцией во внутреннем контуре. Циркуляционные стояки с полотенцесушителями неизолированные. По отчету о потреблении горячей воды за июнь 2015 г. дом потребил тепловой энергии и воды на нужды ГВС: Qпот=46,4 Гкал; МГВС=243 м 3 и УК выплатила ЭСО, исходя из двухкомпонентного тарифа:
В пересчете на единый расчетный тариф на горячую воду это составило:
Т3 расч=Ц1/МГВС=82523/243=340 руб./м 3 при базовом тарифе Т3 расч=107,79 руб./м 3 , т.е. почти в 3 раза выше.
Это не устроило УК, и она подала протест в прокуратуру на ЭСО, посчитав, что ЭСО ее «обобрала». На самом деле ЭСО никого не обирала, а просто получила с абонента плату за фактически потребленный энергоресурс, рассчитанную на основании показаний ОДПУ
Далее УК хотела отказаться от использования ОДПУ и оплачивать ЭСО за горячую воду как бесприборник по нормативным значениям. Рассмотрим к чему бы это привело. Здесь также имеется два варианта расчетов.
Вариант 1. По договорной нагрузке, приведенной в приложении к договору о теплоснабжении. В соответствии с этим документом компонент на тепловую энергию: Q ГВС ТЭ=29,276 Гкал, а компонент на теплоноситель МГВС=557 м 3 . В этом случае норматив на тепловую энергию на нужды ГВС составил бы:
N ГВС ТЭ = Q ГВС ТЭ /МГВС=29,276/557=0,0526 Гкал/м 3 , что совпадает с базовым нормативом по Хабаровску.
Если на основании этих данных рассчитать плату за ГВС, то получим:
Ц2=Т1* Q ГВС ТЭ +Т2*МГВС=1403,68*29,276+33,96*557=59,854 тыс. руб., т.е. в этом случае оплата была бы меньше на: ΔЦ=Ц1-Ц2=82,523-59,854=22,669 тыс. руб. Таким образом, ЭСО был бы нанесен ущерб в размере примерно 22,7 тыс. руб.
Если при расчетном методе не учитывать компонент на тепловую энергию, а расчет провести, исходя из единого тарифа, то получилось бы: Ц3=Т3 баз*Мгвс=107,79*551=60,04 тыс. руб.
Если в соответствии с [9] мы бы откорректировали базовый тариф с использованием Кп=0,35, т.е. Т3 кор=1,35, Т3баз=145,52 руб./м 3 и произвели бы перерасчет:
Цз=Тз кор*Мгвс=145,52.557=81,05 тыс. руб., то это практически бы совпало с расчетом по двухкомпонентному тарифу Ц1=82,5 тыс. руб. (разница составляет около 2%). Это говорит о том, что если базовый единый тариф на горячую воду откорректировать с использованием [9], то расчеты, в этом случае, практически совпадут.
Вариант 2. По зарегистрированному числу жильцов n, используя норматив Nнор и единый базовый тариф Т3 баз. В этом случае получили бы: Ц2=n*Nнор*Т3баз=490*2,975*107,79=157,13 тыс. руб., где: n — число жильцов, Nнор=2,975 м 3 /чел. — норматив, Т3 баз=107,79 руб./м 3 — единый базовый тариф. В этом случае ущерб УК составил бы: ΔЦ=Ц1-Ц2==82,5-157,13=-74,6 тыс. руб.
Как видно из этих двух вариантов, в зависимости от метода расчета оплаты за горячую воду при отсутствии ОДПУ ущерб может получить как ЭСО, так и УК. Все зависит от методики расчета. Поэтому вариант, когда обе стороны не несут ущерба и получают оплату за фактически потребленный энергоресурс в виде горячей воды — это использование двухкомпонентного тарифа. И хотя в этом случае платежи населения «вроде бы необоснованно» возрастают по сравнению с использованием базового единого тарифа, но на самом деле жилец оплачивает именно тот ресурс, который он получает.
В данном МКД нашей организацией был проведен эксперимент: были отключены циркуляционные стояки. В этом случае, оплата как по единому базовому тарифу, так и по двухкомпонентному тарифу практически совпала.
Но жильцов это не устроило, т.к. они стали потреблять больше горячей воды, но с меньшей температурой. Поэтому они включили циркуляционные стояки, но оплату хотели провести по единому базовому тарифу, не учитывающему циркуляцию во внутреннем контуре, т.е. за счет средств ЭСО.
Отсюда возникли все «непонятки» и обращения УК в прокуратуру на ЭСО.
Надо отметить, что аналогичная ситуация наблюдается практически во всех МКД, где имеется циркуляция во внутреннем контуре системы ГВС, и причем не только в Хабаровске. По всей РФ происходят судебные разбирательства между УК и ЭСО, причем в большинстве случаев суды становятся на сторону УК и жильцов, заставляя ЭСО оплачивать тепло, прошедшее через циркуляционные стояки и полотенцесушители, за ее счет [2].
Выводы
Видно, что вся путаница в оплате и учете горячей воды связана с нестыковкой и несовершенством нормативных документов в этой области:
■ коммерческий расчет между УК и ЭСО осуществляется на основании Правил коммерческого учета [11]-[12] и здесь все предельно ясно — оплата происходит по показаниям ОДПУ, установленного на вводе в МКД;
■ технический учет, т.е. распределение потребленной тепловой энергии и теплоносителя между собственниками осуществляется в соответствии с Правилами коммунальных услуг [8], которые не состыковываются с Правилами коммерческого учета тепловой энергии. Чтобы выйти из этой ситуации приходится искусственно вводить единый тариф на горячую воду, разрабатывать мифические нормативы на нагрев 1 м 3 горячей воды и т.д., хотя на самом деле все обстоит гораздо проще: надо распределить не энергоресурсы (в данном случае теплоэнергию и теплоноситель), а средства, затраченные на приобретение этих ресурсов, т.е. средства, выплаченные ЭСО. Эти средства в денежном отношении необходимо распределить между собственниками квартир. По какому алгоритму это будет происходить — может решить общее собрание собственников, не привлекая при этом алгоритм, прописанный в [8]. В таком случае сумма средств, полученных с собственников за энергоресурсы, будет совпадать с суммой средств, перечисленных ЭСО. Никаких недоразумений и противоречий в этом случае не будет! Как распределять эти средства между собственниками: распределять их по квартирным метрам жилой площади или по показаниям индивидуальных приборов учета, или каким-то другим путем — это прерогатива собственников квартир в МКД и никого другого!
Рекомендации
1. Ввести базовый норматив тепловой энергии на нагрев 1 м 3 холодной воды по формуле (2), где Кп=0, т.е.:
а также 4 расчетных норматива, учитывающих конструктивные особенности системы ГВС МКД, и далее по формуле определять:
где Кп — выбирается из табл. 1. Причем, как было указано выше, с достаточной степенью точности можно считать N гвс расч=0,06 Гкал/м 3 . Тогда все 5 нормативов будут одинаковыми для всей РФ и их можно задать в виде констант.
2. На базе данных нормативов можно ввести единый тариф на 1 м 3 горячей воды по формуле:
Эти единые тарифы, а их также будет пять (1 базовый и 4 расчетных), будут различны для разных регионов РФ. Их может устанавливать регулирующий орган при утверждении тарифов.
3. Можно ввести единый для всех регионов РФ норматив N гвс TЭ =0,1 Гкал/м 3 и на его базе — единый тариф на ГВС по формуле (29), который может устанавливать регулирующий орган.
4. Учет, оплату и распределение горячей воды при отсутствии ОДПУ производить по нормативам и по единому тарифу Т3, утвержденному регулирующим органом. То есть, также, как это было и раньше, но с учетом Кп.
5. Учет, оплату и распределение горячей воды при наличии ОДПУ вести по следующим алгоритмам.
Алгоритм 1. Открытая система ГВС. Отопительный период.
Количество тепловой энергии, израсходованной на ГВС, находится по формуле:
а на отопление — по формуле:
здесь Qпот — суммарное количество тепловой энергии, измеренное ОДПУ, на все нужды: отопление и ГВС. Затем оплата тепловой энергии, рассчитанной по показаниям ОДПУ, распределяется в соответствии [8]: на отопление по тарифу Т1, а на горячую воду — по тарифу Т3. В данном случае не будет двойной оплаты.
Алгоритм 2. Открытая система ГВС. Межото пительный период.
В этом случае: Qпот=Qгвс, а QOT=0.
Здесь есть три варианта распределения:
Вариант 1. Единый тариф.
Вся горячая вода МГВС=М1-М2 распределяется в соответствие с [8] и оплачивается по тарифу Т3, который рассчитывается по формуле (29), но в этом случае:
Вариант 2. Двухкомпонентный тариф.
Тепловая энергия Qпот=QГВС и МГВС=М1-М2 распределяется в соответствии с [8]. При этом Qпот оплачивается по тарифу Т1, а МГВС по тарифу Т2.
В этом случае цена оплаты за горячую воду по обоим вариантам будет одинакова, но она будет отличной, если N гвс расч рассчитывать по формуле (28), а воду по единому тарифу:
Далее горячая вода по квартирам распределяется по [8]: при наличии индивидуальных приборов по показаниям этих приборов, а при отсутствии таковых — по нормативам. Оплату за горячую воду в этом случае собственники проводят по тарифу Т3.
Здесь снова будет двойное «налогообложение», т.к. собственники дважды заплатят за тепловую энергию на нагрев воды.
Причем в данном случае разделить Qпот на Qгвс и Qoт невозможно, т.к. неизвестно Мгвс.
Вариант 3. Есть отдельный прибор в системе ГВС, по которому можно учесть расход горячей воды (МГВС=МХВС).
В этом случае можно разделить Qпот на Qгвс и Qoт по формуле (30) и (31). Затем распределить Qoт среди собственников по [8] и оплату произвести по тарифу Т1, а Мгвс также распределить среди собственников по [8], а оплату производить по единому тарифу Т3.
Алгоритм 3. Закрытая система ГВС. Отопительный период.
В этом случае Qпот=Qot и Qгвс, т.е. прибор учитывает суммарную тепловую энергию и на ГВС, и на отопление. Здесь также возможны два варианта.
Вариант 1. Отсутствует отдельный прибор учета воды в системе ГВС, а вся вода, идущая на нужды ХВС и ГВС, учитывается ОДПУ на вводе в МКД.
В этом случае разделить Мгвс и Мхвс невозможно, и оплата за Qпот перечисляется УК в ЭСО, а оплата за всю холодную воду, в т.ч. и используемую на нужды ГВС — в Водоканал. Именно такой случай и предусмотрен в Правилах коммерческого учета тепла.
При этом УК распределяет Qпот среди собственников в соответствии с [8], т.е. по квадратным метрам. При этом индивидуальные приборы учета не нужны. Можно, конечно, искусственно рассчитать единый тариф на горячую воду по (32).
Вариант 2. Имеется отдельный прибор учета воды на входе в теплообменник (рис. 1), который учитывает массу воды, идущую на нужды ГВС.
В этом случае можно использовать или двухкомпонентный тариф, или единый тариф на горячую воду.
Алгоритм 4. Закрытая система ГВС. Межотопительный период.
В этом случае Qпот=Qгвс Эта тепловая энергия распределяется среди собственников в соответствии с [8] и оплачивается по тарифу Т1, т.е. собственники оплачивают компонент на тепловую энергию для нужд ГВС в ЭСО, а компонент на холодную воду — в Водоканал.
Если же имеется отдельный счетчик в системе ГВС, который измеряет Мгвс, то снова возникает два варианта.
Вариант 1. Компонент на тепловую энергию не оплачивается отдельно: он учитывается в едином тарифе Т3, рассчитанном по (32). Мгвс распределяется среди собственников по [8] и оплачивается по тарифу Т3.
Вариант 2. Оплачивается и компонент на тепловую энергию Qr—вс по тарифу Т1, и масса горячей воды по тарифу Т3. В этом случае снова происходит двойная оплата.
Все вышеизложенное показывает, что вопросы учета и оплаты горячей воды на сегодняшний день довольно запутаны и нет нормативных документов, которые бы могли однозначно решить данную проблему.
Литература
1. Канев С.Н. Учет и оплата горячей воды и теплоносителя. Материалы 32-й Международной научно-практической конференции. «Коммерческий учет энергоносителей». СПб. 2012 г.
3. Постановление Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 г. «Об основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
5. Федеральный закон № 417-ФЗ от 07.12.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона» «О водоснабжении и водоотведении».
6. Постановление Правительства РФ № 1149 от 08.11.2012 г. «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».
7. Федеральный закон № 190-ФЗ от 23.04.2010 г. «О теплоснабжении».
8. Постановление Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в ред. ППРФ от 27.08.2012».
9. Постановление Правительства РФ № 129 от 14.02.2015 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду».
10. Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Утверждены Приказом Минрегиона России № 47 от 15.02.2011 г.
11. Постановление Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 г. «О коммерческом учете тепловой энергии и теплоносителя».
12. Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ № 99/Пр. от 17.03.2014 г. «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя».
Комментарий Парвиза Абдушукурова, главного инженера ОАО «Фортум» к статье С.Н. Канева «Проблемы учета и оплаты горячей воды в многоквартирных домах»: по нашему опыту, корень всех рассмотренных нестыковок — искусственно созданная путаница между понятиями «коммунальная услуга» и «коммунальный ресурс».
На самом деле, ничего сложного здесь нет. Важно понимать, что на границе дома всегда продается ресурс, а внутри дома — оказывается коммунальная услуга, в том числе услуга горячего водоснабжения. Именно услуга интересует потребителей, а в нее входит закупка ресурсов и содержание внутридомового инженерного оборудования. Для потребителя не имеет значения, где приготовлена вода: внутри дома или на ЦТП. А действующая логика предполагает разные принципы ценообразования для этих случаев, что абсурдно.
Согласно требованию закона «Об энергосбережении» и обычному здравому смыслу, все, что продается, должно быть измерено приборами учета. В контексте горячего водоснабжения измерены могут быть: объем поступившей в дом воды или теплоносителя (м 3 ) и объем тепловой энергии (Гкал). Именно эти сущности и могут называться коммунальными ресурсами, именно их подают ресурсоснабжающие организации, и именно они должны быть оплачены. Горячая вода ресурсом не является, это искусственно придуманная сущность, и приборно она не измеряется. Привлечение расчетных способов исходя из «среднего по больнице» неизбежно приводит к небалансам, генерирует убытки РСО и некорректное распределение стоимости между потребителями. Нигде в мире горячая вода не является самостоятельным товаром.
В целом для профессионалов понятно, что нужно сделать со всем этим хаосом, чтобы навести порядок: внести изменения в ключевые законодательные акты, в т.ч. законы о теплоснабжении, о водоснабжении, в жилищный кодекс, а также в ряд подзаконных документов, вернув в законодательство о теплоснабжении все отношения, связанные с поставкой горячей воды, независимо от вида системы.
Эти изменения подготовлены, сейчас идет экспертное обсуждение.
Но следует иметь в виду, что в сфере ЖКХ «нормативка» меняется достаточно активно, поэтому чем дольше откладывать наведение порядка в части поставки горячей воды, тем больше нормативных актов потом придется менять.