Закрытая система отопления закон

Обсуждение новых правил перехода на закрытые системы ГВС

Согласно закону «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года в России нельзя будет использовать централизованные открытые системы для горячего водоснабжения. Открытая схема подразумевает подачу воды напрямую из системы теплоснабжения, а при закрытой системе ГВС для подогрева холодной воды требуется специальное оборудование, при этом система теплоснабжения функционирует автономно.

Внесение изменений в ФЗ № 190 уже неоднократно обсуждалось ранее. В 2019 году Александр Дмитриевич Беглов, Губернатор Санкт-Петербурга, предлагал оставить возможность дальнейшего применения открытых систем в городских поселениях и округах, численность которых составляет более полумиллиона человек, а также в городах федерального значения. При этом он отметил необходимость обозначения сроков перевода открытых систем в закрытые в утверждаемых схемах теплоснабжения.

Данный законопроект был отклонен, так как Минстрой России на тот момент предложил свой вариант, подразумевающий исключить из ФЗ № 190 пункт о запрете с 2022 года открытых систем и провести оценку экономической эффективности перевода открытых систем теплоснабжения на закрытые.

Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Максим Борисович Егоров считает, что оценку экономической и технологической эффективности перевода и принятие решения о его необходимости следует производить на региональном уровне.

В рамках недавнего видеосовещания в Совете Федерации Заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Петр Михайлович Бобылев сообщил об очередных вероятных законодательных изменениях. По его словам, Минэнерго РФ предлагает при внесении изменений в закон о переходе на закрытые системы теплоснабжения для ГВС ввести административную ответственность за срывы сроков такого перехода в рамках схем теплоснабжения.

«Если менять 190-й ФЗ и отменять конечный срок по закрытию систем, должно появиться несколько факторов, которые позволят этой теме существовать, чтобы эти системы закрывались. Первое – должна появиться административная ответственность за неисполнение тех сроков, которые в схемах будут прописаны», — уточнил Петр Михайлович.

Также Минэнерго РФ предлагает ввести обязательное согласование с управлениями Роспотребнадзора и властями субъектов закрытия открытых систем в проектах схем теплоснабжения.

Общество с ограниченной ответственностью «Информационный портал «Управление ЖКХ»

127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 8, корп. 2. Тел.: +7(499)-372-10-39

Любое использование материалов Информационного портала «Управление ЖКХ» допускается только с разрешения правообладателя.

Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол о ходе выполнения федеральных законов по переходу на закрытую систему горячего водоснабжения в городах Российской Федерации.

Мероприятие прошло 23 марта 2021 г. в онлайн формате.

Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что вопрос имеет длинную историю: решение о запрете на подключение объектов капитального строительства к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения было принято в рамках Федерального закона № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» еще в конце 2011 года. Этот же закон установил необходимость перехода действующих домов на закрытые системы ГВС. При этом во главу угла ставились задачи модернизации и повышения энергоэффективности, а вот социально-экономические последствия не были просчитаны достаточно тщательно. В результате Государственной думе периодически приходится принимать решения, сдвигающие сроки «закрытия» существующих открытых систем. Сегодня этот срок назначен на 1 января 2022 года, и муниципалитеты вновь не готовы, потому что источников финансирования этого процесса нет, законом они не определены.

Заместитель директора департамента развития ЖКХ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирина Арефьева рассказала о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» в части исключения запрета на использование централизованных открытых систем теплоснабжения (ГВС) для нужд горячего водоснабжения». По нему при решение о «закрытии» систем ГВС обязательной станет оценка эффективности и целесообразности предполагаемых изменений по ряду параметров, без которой утверждать переход к закрытым системам ГВС будет нельзя. Законопроект уже внесен в Правительство РФ, внесение его в Государственную Думу ожидается в сентябре.

Читайте также:  При оборотном водоснабжении вода используется как

Заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Роман Кутасин убежден в необходимости «закрытия» систем ГВС. Без этого невозможно обеспечить соответствующие качественные характеристики горячей воды и тепла. При этом вопросов действительно много, в том числе, в части реконструкции не только систем ГВС, но и источников теплоснабжения, включая ТЭС. Поэтому необходимы комплексные решения, не только финансового, но и технологического характера, по каждому региону. Роман Кутасин предложил создать межведомственную рабочую группу с участием Ростехнадзора, Минстроя и Минэнерго для проработки этого вопроса.

Заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Георгий Попов обозначил позицию Минэнерго России по вопросу «закрытия» систем ГВС. Он подтвердил, что переход требует большого количества решений и значительного финансирования, особенно если речь идет о городах со старым жилым фондом и плотной застройкой. Вопрос не только в реконструкции тепловых сетей, но и реконструкции самих домов, в которые их надо завести. А эти затраты никак не учтены, и фонд капитального ремонта не сможет стать источником их покрытия, таких средств там нет.

Также на круглом столе выступили представители региональных и муниципальных властей, энергетических компаний и теплоснабжающих организаций, отраслевых экспертных и общественных организаций.

«Закрытие» систем ГВС является одним из способов повышения уровня санитарной безопасности и повышения энергетической эффективности теплоснабжения, надежности горячего водоснабжения.

Сегодня в российский теплофикационных системах в равной мере используются два способа горячего водоснабжения (теплоснабжения) потребителей: открытый — приготовление воды необходимого качества воды и подогрев ее на ТЭЦ и котельных с последующим разбором потребителями непосредственно из теплосети; и закрытый — подогрев водопроводной питьевой воды перед подачей потребителям сетевой водой в поверхностных теплообменниках местных тепловых пунктов и ИТП. По оценкам экспертов, сегодня более 50 % домов России получают горячее водоснабжение по открытой системе.

По оценкам экспертов, перевод открытых систем теплоснабжения на закрытую схему имеет ряд преимуществ как для потребителей, так и для теплоснабжающих организаций, в том числе:

— достижение соответствия качества воды санитарным нормам;

— снижение нагрузки на систему подпитки теплосети;

— снижение расходов на содержание систем подготовки воды и эксплуатацию тепловых сетей;

— снижение стоимости услуг горячего водоснабжения для потребителей и соответствие оплаты фактическому потреблению воды.

Экономия энергоресурса по теплу и воде может составить до 15–25%, соответственно, снижение платежей за отопление и горячее вдоснабжение – в среднем на 20-30%.

Организация тепло- и водоснабжения в границах поселения, муниципального и городского округа относится к вопросам местного значения, окончательное решение данного вопроса остаётся за муниципальными образованиями. Ретроспективный анализ темпов «закрытия» открытых систем горячего водоснабжения позволяет сделать вывод о том, что нормы, касающиеся перехода на закрытые системы ГВС, исполняются лишь в части запрета на подключение строящихся объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения). Реализация запрета их использования с 1 января 2022 года является объективно невыполнимой: с 2011 года доля домов, получающих горячее водоснабжение (теплоснабжение) по закрытой схеме, увеличилась только на 10 %, и преимущественно за счет подключения новых объектов.

Многочисленные обращения муниципальных органов в Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, профильные министерства свидетельствуют о неготовности регионов к переходу на закрытую систему ГВС и, прежде всего, из-за отсутствия источников финансирования, окупаемости и, соответственно, отсутствия экономической целесообразности или технологической возможности перехода. По подсчётам экспертов, для перевода теплоснабжения на закрытую систему ГВС может потребоваться от 2 до 6 млн. руб. в расчете на один дом; а ориентировочная стоимость мероприятий по переходу на закрытую систему ГВС в Санкт-Петербурге в 92 млрд.руб., Екатеринбурге – 28 млрд.руб., Красноярске – 5,4 млрд.руб. При этом окупаемость данных проектов фактически отсутствует.

При этом, как ни странно, муниципалитеты в целом не ставят под сомнение целесообразности перехода на закрытые системы ГВС. Зато такие сомнения содержатся в обращениях государственных органов субъектов федерации.

С высокой долей вероятности, сроки «закрытия» систем ГВС, установленные Федеральным законом № 417-ФЗ, вновь придется пересматривать, или же ускорять принятие подготовленного Минстроем законопроекта с обязательной разработкой мер по финансовому, организационному и нормативному обеспечению в случае принятии решения при разработке и утверждении схем теплоснабжения необходимости перехода на закрытые системы ГВС.

Читайте также:  Электрические конвекторы ресанта ок 1600

По итогам круглого стола комитет подготовит рекомендации в адрес Правительства РФ и профильных органов исполнительной власти.

Закрытая система отопления закон

Что касается ФЗ №190 по поводу замкнутых систем теплоснабжения.

Специалисты ГУП СО «Облкоммунэнерго» предупреждают своих потребителей о грядущих кардинальных изменениях в законодательстве, регулирующем теплоснабжение. Об этом «УралПолит.Ru» сообщили в пресс-службе предприятия сегодня, 4 декабря.

С 1 января 2013 года вступят в силу поправки в федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Одна из самых значимых – дополнение статьи 29 частью 8:

8. С 1 января 2013 года подключение объектов капитального строительства потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего
водоснабжения, не допускается.

Кроме этого: дополнение статьи 29 частью 9:

9. С 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего
водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.

Открытая схема горячего водоснабжения предполагает, что горячую воду жители берут на свои нужды из системы теплоснабжения, а закрытая система ГВС предполагает наличие особого оборудования для подогрева холодной воды и поставки ее жителям дома в качестве горячей. Система теплоснабжения работает в этом случае автономно.

Открытый разбор горячей воды из системы теплоснабжения стал большой проблемой и головной болью для энергетиков по всей России – сегодня не менее 70 % жилых домов осуществляют горячее водоснабжение именно так.

Эксперты предупреждают, поставленная задача поистине революционна, масштабна и несет с собой много сопутствующих проблем, которые также надо будет решить, но это пока не обозначено законодателем.

Приводим экспертное мнение по этому поводу заместителя генерального директора ГУП СО «Облкоммунэнерго» Евгения Волкова:

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в федеральный закон № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О теплоснабжении» (внесены федеральным законом № 417-ФЗ от 7 декабря 2011 г.), коренным образом изменятся подходы к созданию систем горячего водоснабжения. Если раньше право на существование имели обе системы – открытая и закрытая, то с 1 января 2013 года подключение вновь вводимых объектов капитального строительства к системам ГВС должно будет осуществляться только по закрытой схеме. А с 1 января 2022 года открытые системы теплоснабжения должны исчезнуть как вид, так, по крайней мере, полагают авторы закона. Напомним вкратце, что из себя представляют типы систем теплоснабжения. Открытая система теплоснабжения – это когда теплоноситель используется как на цели отопления, так и на цели горячего водоснабжения. То есть горячая вода в отопительных приборах и кране на кухне, в ванной – одно и то же. Закрытая система теплоснабжения предполагает, что теплоноситель циркулирует по замкнутому контуру, расходуя тепловую энергию только на отопление. Горячее водоснабжение при этом осуществляется путем нагрева холодной воды этим же теплоносителем, но уже через теплообменник. Попытаемся сопоставить плюсы и минусы обеих систем и понять идею, которая заложена в новом законодательстве.

При открытой системе весь теплоноситель проходит обязательную водоподготовку на теплоисточнике – котельной или ТЭЦ. Холодная вода, перед тем как стать теплоносителем, как правило, требует снижения жесткости во избежание возникновения накипи при ее нагреве в котлах. При отсутствии водоподготовки жесткая вода способна вывести из строя целую котельную за считанные месяцы. Поэтому на любом теплоисточнике уделяется большое внимание соблюдению водно-химического режима. На водоподготовку тратятся реагенты (поваренная соль или серная кислота), электроэнергия для подачи воды, проведения регламентных работ по обслуживанию фильтров, расходуются средства на текущую эксплуатацию и ремонт оборудования. При закрытой схеме всего этого не будет, но кто сказал, что холодную воду для подогрева в теплообменнике не надо готовить?

Ведь если вода обладает повышенной жёсткостью, то при ее нагреве в теплообменнике будет также происходить интенсивное образование трудноудаляемой накипи. То есть решение проблемы подготовки воды при переходе от открытой к закрытой схеме переместится от генерирующих объектов к потребителям. Но это уже будет не единый укрупненный комплекс, а множество маленьких установок, которые надо будет также обслуживать, нести затраты на реагенты и обслуживающий персонал. При этом уместно вспомнить известное правило – при разделении единого целого на несколько сегментов сумма затрат увеличивается. Есть еще один фактор – уровень обслуживания систем и оборудования. Невозможно сравнить уровень слесаря-сантехника, подтягивающего гайки в квартирах жильцов, и сложную систему инженерного сопровождения на крупных энергетических предприятиях. Вряд ли организации, обслуживающие внутренние системы зданий, смогут обеспечить должный уровень эксплуатации энергетического оборудования (система водоподготовки, теплообменные аппараты, автоматика для поддержания необходимых параметров воды).

Читайте также:  Принцип работы термостатического клапана для теплых полов

Недостатком открытой схемы является так называемый перетоп. Это означает, что в относительно теплые периоды, когда температура наружного воздуха близка к нулевой отметке или выше нуля, теплоснабжающая компания вынуждена поддерживать минимальную температуру теплоносителя на уровне не ниже 60 градусов, как того требует СанПиН в части требований к качеству горячей воды. Но для систем отопления таких температур в теплые периоды не требуется. Например, при нуле градусов наружной температуры показатель температуры теплоносителя составляет 52 градуса. При плюс 5 на улице температура теплоносителя уже должна составлять 45 градусов, а при плюс восьми – 41 градус.

В литературе по наладке систем теплоснабжения упоминается о так называемой «срезке» температурного графика по условиям ГВС. То есть минимальная температура теплоносителя принимается 60 градусов, и в теплые периоды отопительного сезона (как правило сентябрь, октябрь, апрель, май) потребители получают гораздо больше отопления, чем это требовалось бы по нормативу. Следует отметить, что требования к температуре горячей воды для закрытых систем несколько мягче: требуемая минимальная температура составляет 55 градусов. Как следствие возникает экономия топлива по сравнению с открытой системой, правда. это относительное обстоятельство – многие теплоснабжающие организации, глядя на открытые форточки в теплую погоду, и так уже фактически выдерживают температуру в районе 55-57 градусов. Всегда доступен космолот онлайн по ссылке

Явный минус закрытой системы – необходимость замены водопроводных сетей. На сегодняшний день износ этих сетей достаточно велик, и многие участки за последние 5-6 лет подверглись санации (полиэтиленовыми трубами), т. е. диаметр их уменьшился. Перед водоканалами встает вопрос – при переходе на закрытую систему необходимо увеличить пропускную способность водопроводных сетей почти в два раза. Учитывая вышеупомянутые обстоятельства, менять придется внушительный объем трубопроводов. Но тарифы на воду – одни из самых низких и не обеспечивают замену даже нормативного количества сетей.

Один из вариантов закрытой системы – подача горячей воды с теплоисточников по отдельному контуру (в Федеральном законе № 190-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О теплоснабжении», как ни странно, сформулировано только понятие «открытая система теплоснабжения». Про закрытую ничего не сказано, однако в некоторых технических нормативных документах термин «закрытая система» объясняется именно с точки зрения установки теплообменных аппаратов у потребителей. Поэтому будет ли иметь право на существование идея автора этих строк – пока непонятно). Тем не менее для решения этой задачи необходимо установить вновь или выделить из числа имеющихся котел на теплоисточнике, который будет греть воду только для нужд ГВС. Отпадает необходимость «городить огород» в виде систем водоподготовки и теплообменники у потребителей, менять водопроводные сети. Но возникает новая проблема: практически все тепловые сети надо будет переложить заново для создания выделенных трубопроводов горячего водоснабжения. Например, если сейчас тепловая сеть состоит из двух труб (подающая и обратная), то при отдельном контуре необходимо добавить еще две трубы. Кроме того, потребуется изменить конструкцию каналов сетей, т. к. при их строительстве, как правило, никто не предполагает увеличение количества «ниток» трубопроводов, и там, где в лоток уже уложено две трубы, еще две явно не поместятся. Одним словом – глобальная замена всех тепловых сетей. Кстати, а почему бы и нет? Проблема износа сетей известна, потери тепловой энергии превышают все мыслимые и немыслимые пределы – очень кстати можно будет убить одним выстрелом даже не двух, а трех-четырех зайцев. Вот только деньги на такую модернизацию вряд ли найдутся в тарифах теплоснабжающих организаций. И даже нормативный процент замены сетей (4 % в год) не решает проблемы в предписанный срок – до 2022 года. Необходимо как минимум 25 лет, и то при самом благоприятном стечении обстоятельств и помощи государственного бюджета.

28 мая 2018 0

Оцените статью