Замена крана системы отопления

Рекомендации по установке кранов на батареи отопления

Запорная и регулирующая арматура, которую в обиходе часто называют кранами, является важнейшей частью любой отопительной системы. Ошибки при выборе или установке этих устройств очень часто не ограничиваются ухудшением рабочих показателей системы отопления, но приводят к аварийным ситуациям с весьма ощутимыми последствиями. Бьющая с сильным напором из лопнувшего или сорванного крана горячая вода успеет принести немалый ущерб, пока система будет полностью отключена, а в худшем случае дело может окончиться ожогами и другими травмами. Поэтому к выбору, установке и эксплуатации арматуры следует подходить очень обстоятельно. О том, как правильно делать все это, мы и поговорим.

Назначение арматуры

Установленный вблизи радиатора кран может выполнять одну из следующих функций:

  1. Изменение количества поступающего в радиатор теплоносителя. Таким образом регулируют теплоотдачу батареи, а соответственно, и температуру в помещении;
  2. Полное отключение радиатора от системы отопления. Чаще всего это делают для проведения ремонтных работ;
  3. Сброс рабочей среды. Производится при выполнении ремонта или для промывки батареи;
  4. Сброс воздуха.

Поскольку перепад давления в системе отопления весьма незначителен, даже небольшая воздушная пробка способна остановить циркуляцию теплоносителя. Стравливая воздух, мы устраняем причину затора и восстанавливаем функционирование системы.

В квартирах и частных домах на радиаторах систем отопления устанавливают шаровые вентили. Такой вентиль еще называют пробковым. Внутри него имеется металлический шар, вращающийся вокруг оси, перпендикулярной оси трубопровода. В шаре выполнено сквозное отверстие, сечение которого равно сечению трубопровода (диаметр самого шара превышает просвет трубопровода). Вращая рукоятку, пользователь поворачивает шар, при этом ось проделанного в нем канала либо совмещается с осью трубы (вода течет через кран), либо занимает перпендикулярное ей положение (вода через кран не поступает). Герметичность посадки шара в седле обеспечивается покрывающей его пластиковой оболочкой.

Шаровый вентиль — наиболее популярный тип запорной арматуры для трубопроводов диаметром менее 50 мм. Главное их преимущество — скорость: перекрыть поток воды в трубопроводе можно одним движением, повернув вентиль на 90 градусов. Принцип устройства крана исключает протечки через отверстие для штока, поэтому в нем нет необходимости устанавливать сальник, который периодически приходилось бы менять. Благодаря появлению новых материалов и технологий все недостатки, которые были свойственны пробковым кранам в прошлом, в современных моделях устранены. Сегодня это надежные, практичные и долговечные устройства, с которыми очень легко работать.

Другие виды

Рассмотрим винтовые вентили, кран Маевского, промывочный кран, дроссель и термостатическую головку более подробно.

Винтовой вентиль

Рабочим органом такого вентиля является шток с закрепленным на его конце клапаном. На штоке нарезана резьба, поэтому при вращении барашка с гайкой он может двигаться вверх и вниз. При крайнем нижнем положении штока находящийся на его конце клапан перекрывает отверстие — седло, препятствуя таким образом движению потока воды.

Опытные сантехники не рекомендуют применять данный тип кранов на батареях отопления. Со временем сальник, установленный для герметизации отверстия штока, начинает подтекать. Клапан тоже рано или поздно даст течь: латунный — из-за отложения солей, имеющий резиновую прокладку — из-за разрушения резины в горячей воде. Более надежными являются клиновидные латунные клапаны, но и они не идеальны: при чрезмерном усилии такой клапан может заклинить в седле.

В отличие от шаровых кранов, винтовой вентиль следует устанавливать только в том направлении, которое указано стрелкой на его корпусе. Если деталь будет установлена в обратном направлении, напор воды довольно быстро сорвет клапан.

Если вентиль закручен не до конца, то клапан, неплотно перекрывающий седло, начинает вибрировать. Это становится причиной череды гидравлических ударов, сопровождающихся характерным звуком. Как известно, гидроудары являются нежелательным явлением, поскольку могут приводить к разрушению оборудования и деталей трубопровода.

Кран Маевского

Данный тип арматуры применяется для сброса воздуха, образующего пробку в батареях отопления. Кран Маевского — довольно надежное устройство, его замена или ремонт требуются крайне редко. Кран снабжен резьбой, посредством которой осуществляется его установка в пробку радиатора. В подавляющем большинстве современных моделей шток проворачивается отверткой, но встречаются экземпляры, которые открываются/закрываются только специальным ключом. Их монтаж не рекомендуется, поскольку ключ, в котором возникает необходимость только один раз в год, быстро теряется.

При покупке кран Маевского следует внимательно проверять, поскольку в некоторых моделях шток можно полностью выкрутить. Если это случайно произойдет во время промывки батареи отопления, вернуть его на место уже не получится из-за напора горячей воды. В этом случае придется отключать весь стояк.

Промывочный

В продаже эти краны, имеющие сварной корпус из стали, встречаются довольно часто, но специалисты считают их ненадежными из-за резиновой прокладки, которая может разрушиться во время промывки радиатора. Вращение штока производится газовым ключом или плоскогубцами.

Дроссель

С помощью этого крана можно менять объем теплоносителя, поступающего в радиатор. Регулировка осуществляется вручную.

Термостатическая головка

По своей функции это устройство абсолютно аналогично предыдущему, только здесь пропускная способность регулируется автоматически с помощью термостата, который таким образом поддерживает требуемую температуру в помещении. По принципу устройства термостатические головки делятся на механические и электронные.

Монтаж

В отопительных системах жилых домов, где применяются в основном трубы малых диаметров, установка кранов на батареи выполняется посредством резьбовых соединений. Наиболее удобным признан тип соединения, называемый в обиходе «американкой». Деталь арматуры снабжена одной или двумя накидными гайками, каждая из которых охватывает присоединительный хвостовик и может вокруг него свободно вращаться. Гайка накручивается на трубу, прижимая к ней кран, при этом торец трубы упирается в установленную внутри крана прокладку. Установка арматуры на «американку» осуществляется проще, чем на муфтовое соединение, при этом вентиль может быть расположен довольно близко к стене.

Читайте также:  Профессиональный ремонт теплых полов

Кран на «американке».

Для того чтобы разобрать соединение, достаточно открутить гайку с одной стороны. Это позволяет, к примеру, демонтировать батареи отопления для ремонта или доступа к находящемуся за ними участку стены без отключения всего стояка. Замена кранов на «американке», как и монтаж, требует минимальных усилий. Большинство «американок» имеет форму шестигранника, их установка на батареях выполняется с помощью обычного гаечного ключа. Но в некоторых моделях гайка снабжена двумя выступами, для которых предусмотрен специальный ключ. Первый вариант, несомненно, более удобный, поскольку гаечные ключи в домашнем хозяйстве используются довольно часто, а потому всегда находятся под рукой.

При первой установке крана для батареи отопления все резьбовые соединения собирают без уплотнения. Таким способом выясняют, хорошо ли детали подходят друг к другу и насколько свободно они двигаются. Зная это, можно определить количество уплотняющего материала, которое понадобится для данного резьбового соединения. Недостаток уплотнителя приведет к появлению течи, но его избыток еще более нежелателен: во время закручивания гайка может лопнуть, единственный выход в этом случае — замена всей детали.

Способы уплотнения соединений

Если профиль резьбы не имеет острой кромки, в качестве уплотнителя можно использовать ФУМ ленту. Однако в среде опытных специалистов этот современный материал не прижился, самым надежным уплотнителем они считают лен. Тонкую прядь этого материала, собранную в жгут, наматывают на патрубок, начиная с его торца. Направление намотки должно быть противоположным направлению резьбы. Лен должен заполнять резьбу на всю глубину, при этом каждым новым витком следует частично перекрывать предыдущий. Уплотнение будет более надежным, если резьба снабжена насечкой, препятствующей прокручиванию льняной обмотки. Резьбу детали перед установкой следует промазать упаковочной пастой «ЮниПак» или аналогичной.

Установка на полипропиленовые трубы с помощью муфт переходников.

Если система отопления выполнена из полипропиленовых труб, то металлические шаровые вентили на батареях отопления устанавливаются посредством муфт-переходников. Все резьбовые соединения в этом случае уплотняют по описанному выше способу.

Краны Маевского часто комплектуются прокладкой из резины или другого материала, поэтому в уплотнении ФУМ лентой или паклей не нуждаются.

Когда установка или замена всей запорной и регулирующей арматуры произведена полностью, необходимо выполнить пробный запуск системы. Это даст возможность проверить герметичность всех соединений и функционирование кранов в рабочих условиях. При этом важно убедиться, что система полностью развоздушена и рабочая среда циркулирует в ней нормально. В резьбовые соединения, в которых были обнаружены протечки, следует добавить небольшое количество уплотняющего материала.

Отопление, теплоснабжение, вентиляция Кран в квартире на стояке отопления — законно ли

Установка кранов на батареи отопления

Следующим этапом монтажа отопительной системы является установка в проходные пробки запорной и регулирующей арматуры. На радиаторах устанавливают «полнопроходные» шаровые краны или краны, в которых работает ручная регулировка движения теплоносителя. Сейчас выпускаются термоголовки, у которых функционирует автоматическая регулировка потока.

Краны для систем отопления могут иметь разную конструкцию, но наиболее практичными считаются краны с соединением «американка» с накидными гайками. Преимущество кранов с соединением «американка» заключается в их конструкции, которая позволяет снять радиатор любого типа, не отключая систему отопления. Поток теплоносителя с помощью такого крана быстро перекрывается, и для снятия батареи надо только раскрутить резьбовое соединение.

Применение кранов «американка» особенно востребовано, когда систему отопления вынуждены запустить, когда отопительные приборы установлены на черновую стену. Их применение позволяет без проблем снять радиатор и закончить отделочные работы участка стены, не отключая систему отопления (заделать штробы, прошпаклевать или поштукатурить стены, поклеить обои и так далее). Самое главное, что краны с разъемным соединением «американка» могут использоваться многократно независимо от типа прокладок (резиновая или паранитовая) или варианта, когда герметизация осуществляется только при помощи конусных деталей из нержавеющего сплава.

Краны с накидными гайками могут быть прямыми или угловыми. Их выбирают в зависимости от системы подачи трубопровода к радиатору (из стены или откосов ниши).

Кран в пробку с соединением «американка» вкручивают при помощи специального ключа, который вставляют внутрь патрубка. Сечение у ключа может быть самой разной формы. Проще, если применяется шестигранник, для работы достаточно подобрать подходящий размер. Сложнее, когда в соединении «американка» сделаны два выступа, приходится для надежного зацепа искать подходящий профиль.

В работе иногда используют губки разводного ключа или пассатижей, но чаще мастера изготавливают Г-образный ключ с квадратным сечением. Его концы идут слегка на конус. Это позволяет работать с разными производителями кранов с соединением «американка».

Соединение проходной пробки герметизируется с патрубком «американка» при помощи подмотки. Сантехники используют для этих целей импортный лен и паковочную пасту (типа UNIPAK). Ленту ФУМ применяют в случае, когда профиль резьбы не имеет острых углов. Также резьба должна иметь специальную насечку, которая препятствует прокручиванию герметизирующего материала.

Две детали необходимо проверить на совместимость резьбы, соединив их без пакли. Степень плотности собираемого соединения показывает, сколько пакли необходимо использовать. При большом слое подмотки могут образоваться трещины или деформироваться тонкостенные детали. А недостаточный слой часто становится причиной протечки соединения.

Читайте также:  Батареи отопления перестали греться почему

Подмотку нужно собрать в тонкий жгут и наматывать в сторону, противоположную направлению резьбы патрубка. Необходимо начинать с края резьбы, который выходит наружу. Необходимо заполнить волокнами льна всю глубину резьбы, прижимая каждым новым витком предыдущий и не давая подмотке прокручиваться. Далее пастой UNIPAK смазывается деталь, которая после этого вкручивается на место.

Если система отопления монтируется с использованием металлических шаровых кранов, на них с применением подмотки прикручивают резьбовые муфты, необходимые для перехода на полипропиленовые трубы. Входящий в комплект арматуры радиатора кран Маевского поставляется с резиновой прокладкой, поэтому подмотка ему не нужна.

Подготовленные к работе радиаторы устанавливаются на свое место, после этого можно начинать монтаж труб.
После завершения монтажа отопительной системы, нужно запустить ее, предварительно наполнив стояк снизу вверх теплоносителем и стравив воздух. Надо открыть кран подачи и проверить соединения на наличие течи.

Грамотная замена батарей отопления — хороший способ повысить эффективность обогрева в Вашем доме или квартире и сократить стоимость оплаты счетов. Эту работу можно быстро и просто сделать своими руками, но, если с тонкостями процесса Вы не знакомы, лучше обратиться к профессионалам.

Порядок действий при замене радиаторов отопления

Правильная и неправильная установка радиаторов. Нажмите на фото для увеличения.

Если необходима замена нагревательных приборов центрального отопления, надо согласовать предстоящие работы с ЖЭКом. Нужно перекрыть систему и слить теплоноситель (в частном доме это тоже актуально).

Ставим в известность и договариваемся с соседями снизу и сверху о замене стояков ниже и выше перекрытий на этаже.
Демонтируем старые трубы и радиаторы. Если в старой отопительной системе нет специальных резьбовых соединений, применяем газовый резак или болгарку.

Подготавливаем и устанавливаем новые радиаторы. Старые батареи лучше заменить на любой новый тип радиаторов, главное, чтобы конструкция была надежно закреплена.

На стояках нарезаем новую резьбу. В настоящее время сварку при подключении трубопровода не применяют. Радиаторы соединяют с трубами посредством резьбовых соединений. Это упрощает монтаж, они надежны и практичны в эксплуатации.
Собираем систему трубопроводов и подключаем приборы отопления.

Установка крана на радиатор

Замена радиатора отопления.
Опубликован от вход Терморегулятор · 20 декабрь 2018Tags: Хрущ, Чугун, Регулировка, Грязные_трубы

Очень жарко в квартире — Это не замерзающие с нижней подачей в стояке отопления.Когда в квартире холодно тоже хотят установить кран перед батареей — но уже на : часто возникают мысли,
что через него очень много воды уходит мимо радиатора.


Если вас посещают мысли :

Короче : кто не хочет быть бедуином на верблюде в арабской стране — один путь: ставить регулирующий кран на старую чугунную батарею.


Часто заказчицы перед монтажем батарей верещат: Хочу 26 -28 градусов.Но бывает и наоборот — кто мучается от жары в квартире : буквально спать невозможно!
Или жить на сквозняках при постоянно открытых форточках — с маленькими детьми такое неприемлимо!

Установку крана на сильно горячий радиатор лучше делать в отопительный сезон: начало или конец — так как работа на старых чугунных хрупких батареях и проржавевших трубах очень опасна: лопнет и не заметишь. Необходима проверка под давлением на запуске отопления.

Также необходимо быть морально готовым к следующим большим расходам: закупочная на новый радиатор и полный новый монтаж.
Вероятность : фифти-фифти — 50 на 50%.

Между стояком и батареей труба приличной длины : есть куда поставить новый кран.
И старые сварные швы на стояке и ржавая торцевая заглушка на торце батареи — в безопасности.


Зарезали трубу и сразу ошарашили клиента — жутко грязными трубами : челюсть не отвисала, а сразу со стуком упала на ключицы. Вообщем : презентовали заказчику этот отрезанный кусочек трубы.


На таких грязных трубах — лучше ставить полнопроходные задвижки : меньше шансов засорения и выхода из строя.
Но поставили регулировочный вентиль Itap с меньшим проходным сечением, чем у FAR.

И на таком минимальном проходном сечении чугуняка была раскочегарена как паровоз.
Работали в минималку : трубогиб и газосварку не вытаскивали — а то легко разогнаться до конца : до комплексной замены.Если бы в процессе нарезания резьбы или накручивания кранов — что то лопнуло : на запуске отопления сразу протечки.Газосварка всегда в машине возле подъезда (образно : сантехническая реанимация — быстрое восстановление отопления зимой).
И сразу полный монтаж нового радиатора (уже с заменой стоков и смещенным байпасом).

Эти старо-советские чугуняки сейчас продаются новые, но кому не нравится их дизайн

большие щели между секциями и округлость каждой секции на лицевой поверхности — есть более красивые KONNER Modern.
под эти же 2 фактора изменения дизайна попадает и белорусская плоская модель.

Полезные советы по выбору

Ниже описаны несколько особенностей для того, чтобы определиться, какие лучше изделия применить.

Механизм запирания

Терморегуляторы имеют два вида механизма запирания: клапанный и вентиль с конусом (шток). Последний предпочтительный он дает возможность плавной регулировки. Температура выставляется вручную с помощью ограничительного кольца механическим способом. Есть также электронные механизмы, они более автономные.

Лучше ставить шаровые вентили, чем задвижки, которые имеют ряд недостатков: сальник быстрее износится, зарастают отложениями, долго закрываются. Недостатки крана Маевского: низкая проходимость, для него требуется специальный ключ или отвертка, которой неудобно пользоваться. При случайном выкручивании его штока, закрутить его назад, преодолев напор воды, очень сложно. Вместо него рекомендуют ставить обычный вентиль или специальные автоматические радиаторные воздухоотводчики. Оптимальный и доступный по стоимости вариант, если требуется управление температурой – кран с термоголовкой.

Корпус и соединения

На батареи лучше ставить не стандартные шаровые краны, а полнопроходные. В жилых, домах и квартирах используют такие механизмы с муфтовым соединением.

Читайте также:  Керамическая плитка для газового отопления

Краны на радиаторы отопления лучше выбирать со стальным или бронзовым корпусом, но чаще всего ставят латунные, так как они дешевле. Имитацией латуни является силумин. Не стоит покупать изделие, изготовленное из него, это очень мягкий металл. Полимерные не менее надежные, но они имеют большие габариты. Для их замены нужно вырезать кусок трубы.

Более долговечными являются изделия с полимерными, а не резиновыми прокладками. Краны для регулировки теплоносителя на радиаторах отопления исключают возможность менять их, не спуская воду, это возможно делать с проходными кранами или с установленной американкой (в сторону батареи).

Наиболее качественными считаются изделия фирмы Itap (Италия), Danfoss. Приблизительный диапазон цен 700–2000 р. В среднем ценовом диапазоне есть изделия марки Oventrop – 550–950 р. Для ограниченного бюджета подойдет Luxor – 450–800 р. китайские или турецкие марки.

Монтаж радиаторов

Разберемся, как правильно навесить батарею своими руками. Независимо от типа выбранных радиаторов перед их монтажом следует тщательно подготовить место установки. Очень часто батареи устанавливают под окнами для обеспечения необходимой конвекции воздуха.

Делая капитальный ремонт частного дома или квартиры, часто утепляют наружные стены, а внутренние обшивают гипсокартоном. Перед утеплением монтируются металлические каркасы. В этом случае перед установкой новых батарей необходимо решить две проблемы: определиться, на каком расстоянии радиатор будет располагаться от несущего основания, и заранее установить крепёж (на гипсокартоне радиатор крепить нельзя, особенно чугунный).

Для этого стену, на которую будет крепиться батарея, необходимо предварительно обшить каркасом. Если выравнивание или штукатурка стен делается с нуля, устанавливаются специальные маяки. В случае, когда монтируется каркас, в местах установки крепежей делают вставки толщиной 25 мм. Применяемый материал — OSB или фанера. Вставки должны опираться нижней частью на пол и заходить в UD-профиль. Каждый отопительный прибор нуждается в двух или трех вставках в зависимости от количества планируемых кронштейнов (4 или 6).

После подготовки основания делается разметка расположения крепежей. На временных подставках батарея с помощью уровня устанавливается в проектное положение. Если радиатор устанавливают возле окна, это делают по центру проёма на расстоянии 100 — 150 мм от пола и порядка 100 мм от подоконника. После разметки батарею убирают и делают перфоратором отверстия для кронштейнов. Их нужно вкручивать так, чтобы от задней части радиатора до стены оставалось расстояние, равное 30-40 мм.

Тяжелые чугунные радиаторы, имеющие более десяти секций, желательно крепить как минимум не менее шестью кронштейнами. Для остальных типов батарей вполне достаточно четырех.

Зачем для обвязки радиаторов нужен комплект пробок?

Комплект пробок для обвязки радиаторов. Нажмите на фото для увеличения.

Каждый радиатор имеет четыре открытых входа (с каждой стороны по два). Делается это с той целью, чтобы проблем при подключении отопительных приборов не возникало, т. к. подключение бывает разным: односторонним, перекрестным, нижним, однотрубным. Перед установкой, в зависимости от варианта подключения, радиаторы готовят соответствующим образом. Некоторые входы закрывают при помощи глухих пробок, другие делают проходными с резьбовыми соединениями на ½ или ¾ дюйма.

Процедура, при которой устанавливаются пробки и запорно-регулирующая аппаратура, называется «паковкой» резьбовых соединений и является самым ответственным этапом монтажа системы отопления. Причина в том, что после обвязки радиаторов и запуска отопительной системы в этих местах чаще всего могут появляться течи.

Самым распространенным и эффективным видом подключения батарей в квартире считается одностороннее подключение, при котором вверху с левой или правой стороны радиатора подключают подачу, а с этого же конца батареи снизу – «обратку». Для сброса воздуха сверху, на противоположной стороне радиатора устанавливают кран Маевского, а нижний вход закрывают пробкой–заглушкой.

Каждый отопительный прибор должен быть укомплектован набором из четырех пробок, три из которых проходные, а одна – глухая. Определяем резьбу (правая или левая) на входах в крайние секции радиатора. Соответственно подбираем пробки. Резьба на проходных пробках может быть диаметром полдюйма или ¾ дюйма. Диаметр выбираем в зависимости от подводящей трубы. При подводе двадцатой трубы (внешний диаметр — 20 мм) выбирается пробка с проходом в ½ дюйма. Если подводится двадцать пятая труба, берем пробку на ¾ дюйма. Такие трубы устанавливают в вертикальной однотрубной системе, когда батарея является частью стояка.

Надо учесть, что пробки имеют герметизирующие прокладки, поэтому применять какие-либо подмотки нет необходимости. При вкручивании пробок надо приложить заметное усилие, предварительно с помощью ножа очистив основание, к которому прокладка пробки прилегает. Эту операцию лучше проделать даже с новыми отопительными приборами.

Краны, регулирующие температуру батарей

Регулировочные краны для радиаторов отопления бывают следующих видов:

  • стандартными;
  • с термической головкой.

Самый удачный способ решения проблемы с температурой теплоносителя – это монтаж термостатической головки. После того, как ее отрегулировать подстроечным дросселем, она прослужит на протяжении отопительного сезона.

Регулировочный кран на радиатор отопления будет поддерживать комфортный температурный режим в помещении. Термостат монтируют на подающую нитку трубы подводки таким образом, чтобы термочувствительный элемент не подвергался нагреву за счет восходящего потока горячих воздушных масс. Более дешевым вариантом считается дроссель, но его нужно подстраивать вручную в зависимости от необходимой степени обогрева помещений в доме, что конечно не очень удобно. Ведь и радиатор, и комнаты имеют большую инертность: температура воздуха может стабилизироваться только по истечению нескольких часов после того, как изменена проходимость дросселя.

Также для регулировки передвижения теплоносителя по трубе подводки пользуются обычным пробковым вентилем. В принципе для этого он не предназначается, но с его помощью настройка возможна.

Оцените статью