- Прокладки для радиаторов отопления: разновидности, проблемы, способ замены
- Применение
- Разновидности
- Материал
- Размеры и форма
- Видео: как покрасить радиатор
- Что уплотняем?
- Когда уплотняем?
- Чем уплотняем?
- Самостоятельное изготовление
- Как добиться эстетичного внешнего вида старых батарей
- Тонкости выбора радиаторных красок
- Технология нанесения краски для радиаторов
- Проблемы
- Монтаж и замена
- Под пробкой
- Межсекционная
- Некоторые выводы
Прокладки для радиаторов отопления: разновидности, проблемы, способ замены
Для создания надежных герметичных стыков между секциями отопительных радиаторов применяются различного вида прокладки. Элемент должен обладать рядом специфических свойств, обеспечивающих безопасную службу в течение определенного времени.
Межсекционные уплотнители для батарей производятся из разных материалов.
Применение
Интересующие нас изделия используются двумя способами:
- Межсекционная радиаторная прокладка обеспечивает герметичность соединения секций. Она стягивается ниппелем — короткой трубкой с противонаправленными резьбами — и зажимается между плоскостями срезов верхнего и нижнего коллекторов.
- Кроме того, прокладки используются при установке радиаторных пробок на алюминиевые и биметаллические отопительные приборы.
Однако: в последнем случае они могут быть заменены подмоткой. В ее качестве могут использоваться сантехнический лен с пропиткой силиконом или краской, лента ФУМ или полимерная нить-герметик.
Разновидности
Материал
Прокладки для чугунных радиаторов отопления производятся из паронита (термостойкой жесткой резины) в соответствии с требованиями ГОСТ 15180-86. Стандарт регламентирует основные размеры изделий (к слову, не только паронитовых) и их массу в партиях в 1000 единиц.
Прокладка из паронита для чугунных секций.
Прокладки для биметаллических радиаторов и алюминиевых батарей могут производиться как из паронита, так и из термостойкого силикона.
Какой из двух материалов более предпочтителен?
Однозначный ответ дать трудно.
- Паронит благодаря жесткости более эффективно противостоит внутреннему давлению теплоносителя;
- Силикон, с другой стороны, не утрачивает эластичность со временем и требует для надежной герметизации соединения меньшего усилия при стягивании.
На фото — силиконовое изделие.
Размеры и форма
Паронитовая прокладка для чугунного радиатора всегда имеет форму плоского кольца.
Изделия, предназначенные для алюминиевых и биметаллических батарей, могут иметь вид как плоского кольца, так и тороида (бублика).
Заметьте: тороидные силиконовые прокладки используются для герметизации секций с кольцевой проточкой. При попытке зажать их между секций или между пробкой и секцией с плоской поверхностью вы столкнетесь с тем, что силикон будет выдавливаться.
Силиконовая прокладка в форме бублика устанавливается только в радиаторы с кольцевой проточкой на секциях.
Диаметр отверстия в плоской прокладке определяется типом радиатора и диаметром ниппеля. Ниппель снабжается резьбой следующих размеров:
Вид батареи | Размер резьбы ниппеля |
Чугунная | ДУ32 |
Алюминиевая/биметаллическая | ДУ25 |
Видео: как покрасить радиатор
Уплотнения футорки на радиаторе отопления – вопрос, актуальный и при установке нового оборудования, и при срочной замене соединения, давшего протечку. Чтобы смонтировать систему качественно и уберечь жилье от на ближайшие 20 лет, необходимо со всей ответственностью подойти к выбору герметика. Давайте разберемся, что предлагает рынок сантехники для в радиаторах отопления.
Что уплотняем?
Футорка или резьбовой фитинг — это соединительный элемент между батареей и трубами отопления. Именно футорка, несмотря на свой незначительный внешний вид, является ключевым звеном в системе отопления дома или квартиры. От того, как вы уплотните резьбовое соединение с футоркой, будет зависеть комфорт и .
Футорка представляет собой гайку или втулку с внешней и наружной резьбой для соединения с трубами разного диаметра.
Когда уплотняем?
Обычно футорки продаются вместе с прокладками — резиновыми, бумажными, паронитовыми, силиконовыми. По идее, прокладки должны помочь уплотнить резьбу и защитить от протечек. На деле же они практически бесполезны. Так, сделать уплотнение с силиконовой прокладкой под силу только профессионалу. При закручивании этот материал норовит «выйти» из резьбы и приходится несколько раз раскручивать и собирать соединение заново. Резиновые прокладки работают до первого скачка давления, они довольно часто рвутся и, как следствие, пропускают воду.
Наш совет — избавьтесь от прокладок, что идут в комплекте с футоркой, и замените их на более сильное «средство». Предупрежден – значит вооружен. Сделайте соединение сразу и на века.
Чем уплотняем?
Для герметизации футорки батареи на рынке представлены материалы разных поколений. До сих пор самым распространенным считается лен. Льняная подмотка – классика жанра, и это первое, что вам могут посоветовать в магазине сантехники. Но не спешите очаровываться низкой ценой. Соединение с льняной паклей — прошлый век. И не только потому что сегодня рынок предлагает куда более цивилизованные инструменты. Изменилась сама система. Если раньше давление в трубах достигало максимальных 8 атмосфер и соединениям на льне нечего было бояться, то в современных многоэтажках при опрессовке труб давление достигает 16 атмосфер. Разве можно здесь говорить о защите? Лен, к тому же, требует дополнительной пропитки в виде краски или специального состава (свинцового сурика на олифе, например). Краску, что крепко держала паклю в советские годы, уже не найти, да и свинцовый сурик не продается на каждом углу.
Прокладки для радиатора отопления обеспечивают герметичное соединение элементов отопительных систем. Они отличаются устойчивостью к агрессивным средам, выдерживают высокие температуры рабочей среды. Данные изделия незаменимы для алюминиевых, чугунных и стальных радиаторов для надежной защиты от аварий и протечек.
Самостоятельное изготовление
Межсекционная прокладка для радиатора любого типа может быть изготовлена самостоятельно. Да, цена этих изделий невелика; однако иногда большое расстояние до магазина, выходной или праздничный день могут заставить вас озаботиться поиском альтернатив.
Материалом нам послужит обычная камера для пневматической шины:
- Автомобильная — для чугунной батареи;
- Велосипедная — для алюминиевой/биметаллической.
Для вырезания используются обычные ножницы; контур предварительно переносится на разрезанную вдоль и разложенную на плоском столе камеру шариковой ручкой.
Если у вас есть старая камера и острые ножницы — в магазин можно не идти.
Однако: если вам нужно изготовить большое количество прокладок, есть смысл ускорить процедуру их изготовления, сделав пробойник из заточенного с одной стороны отрезка отопительной трубы соответствующего размера (ДУ32 или ДУ25).
Как добиться эстетичного внешнего вида старых батарей
Очистив батареи изнутри и заменив все изношенные прокладки, работу над обновлением функций можно считать завершенной. Пора заняться внешним видом, чтобы отопительные приборы хорошо вписывались в интерьер. Для этого их достаточно покрасить. При желании батареи декорируют самобытной росписью, изображениями в технике декупаж или просто закрывают специальными экранами. Но красить придется в любом случае. Важно правильно выбрать состав краски и соблюдать технологию нанесения.
Тонкости выбора радиаторных красок
К краскам для радиаторов предъявляют повышенные требования. Они должны быть устойчивыми к воздействию высоких температур, износостойкими, безопасными. Также важно, чтобы покрытие не снижало показатели теплопроводности. Производители предлагают такие составы:
Это краски на органической основе. С их помощью легко создать красивое покрытие с глянцевым блеском. Недостаток – резкий запах. Пока краска не высохнет, в помещении будет чувствоваться специфический аромат.
Достоинства – большой выбор оттенков, хорошие эксплуатационные характеристики, стойкость. Недостаток тот же – запах. Причем он может появляться при сильном нагреве батарей в отопительный сезон.
Их часто выбирают из-за отсутствия запаха и быстрого высыхания. При покупке обратите внимание на производителя. На банке обязательно должна быть пометка, что краска предназначена именно для радиаторов отопления.
Их иногда покупают для батарей, но это самый неудачный выбор. У масляных составов множество недостатков. Они долго сохнут, сильно пахнут, меняют цвет, снижают теплоотдачу радиаторов.
Убедитесь, что на выбранной краске есть пометки «Для радиаторов отопления» и «Термостойкая»
Технология нанесения краски для радиаторов
Перед окрашиванием следует удалить покрытие. В магазинах продаются специальные смывки для красок, можно воспользоваться ими. В теории смывки помогают очистить батареи, но на практике их эффективность оставляет желать лучшего, ведь краска буквально прикипает к поверхностям под воздействием высоких температур. Лучше разогреть покрытие паяльной лампой или строительным феном, счистить шпателем и щеткой с металлической щетиной. После этого зашлифовывают поверхность наждачной бумагой и обезжирить.
Красить нужно так:
- Сначала красят внутренние поверхности, чтобы на передней части батареи не появились потеки.
- Кисть или валик ведут снизу вверх.
- Потеки удаляют сразу же, пока краска не загустела.
- Покрытие наносят на всю поверхность радиатора, не нужно оставлять неокрашенные участки.
- Можно сделать однослойное покрытие, но лучше красить в два слоя, чтобы добиться большей прочности.
Напольная чугунная батарея, окрашенная в стиле омбре
Старый чугунный радиатор способен еще несколько десятилетий создавать комфорт в доме. Не выбрасывайте прибор, если он потерял презентабельный вид и стал хуже греть. Все проблемы решаемы. Отреставрируйте батарею, проявите фантазию – и отопительный прибор будет работать и выглядеть не хуже нового.
Проблемы
Список типичных проблем радиаторных прокладок невелик:
- При установке под пробку возможно односторонне выдавливание паронита или силикона. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда ось резьбы пробки или секции имеет отклонения от перпендикуляра к плоскости торца коллектора.
- Паронит при длительной эксплуатации в условиях сильного нагрева несколько утрачивает эластичность. Как следствие, межсекционные прокладки через несколько десятков циклов нагрева-охлаждения секций при очередном остывании батарей способны дать течь: понижение температуры приводит к небольшому изменению линейных размеров секций.
Течь чугунной батареи между секций.
Монтаж и замена
Под пробкой
Как своими руками установить прокладку под радиаторную пробку алюминиевой батареи?
- Смажьте торец коллектора секции и плоскость пробки любой нейтральной смазкой. Подойдут силиконовая сантехническая смазка, солидол и даже жидкое мыло.
- Наденьте прокладку на резьбу пробки.
- Затяните пробку рожковым или разводным ключом. Паронит стягивается до момента, когда усилие станет заметным (но ни в коем случае не непреодолимым: вы рискуете сорвать трубную резьбу в коллекторе секции). Силикон стягивают до видимого выдавливания краев из-под пробки.
Межсекционная
Инструкция по устранению межсекционных течей несколько сложнее.
Схема сделает понятным способ соединения секций.
- Перекройте стояк отопления и выверните заглушки или откройте сбросники. При наличии вентилей на подводках к батарее просто перекройте их.
- Подставив под нижнюю глухую радиаторную пробку таз или другую емкость с низкими стенками, отверните пробку на несколько оборотов и дайте стечь остаткам воды. Отверните пробку полностью; при необходимости палочкой или любым другим подручным инструментом освободите нижний коллектор от грязи.
Внимание: на глухих пробках в большинстве случаев левая резьба; они откручиваются по часовой стрелке.
- Повторите операцию с верхней пробкой.
- Отметьте на радиаторном ключе расстояние от края батареи до нужного вам ниппеля.
- Вставьте ключ в любой из коллекторов и, поворачивая, просуньте его в радиатор до зацепления с нужным ниппелем.
- Отверните на один оборот. Направление вращения — то же, что у пробки.
- Повторите операцию с ниппелем на втором коллекторе.
- Отверните ниппеля, совершая один оборот за раз поочередно. Перекос при неравномерном откручивании заклинит или порвет ниппель.
- Снимите крайние секции; наденьте на ниппеля новые прокладки и наживите ниппеля на одну нитку резьбы.
- Установите концевые секции, прижмите их к ниппелям и ключом заверните последние до надежного зацепления.
- Соберите отопительный прибор в обратном порядке.
Переборка чугунной батареи.
Некоторые выводы
Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что система отопления частного дома своими руками — это вполне посильная задача. Для ее решения нужно лишь помнить, что:
- Для реализации задуманного требуется соблюдать установленные нормами правила проведения работ. В первую очередь это касается проекта и различных расчетов.
- Если есть проект, очень легко подобрать необходимое оборудование, а проводить работы намного проще и эффективнее.
- Качество работ напрямую зависит от соблюдения технологии. При желании выполнить все самостоятельно потребуется какое-то время на изучение.
- Каждый этап работ должен заканчиваться проверкой герметичности и работоспособности системы.
- При проведении скрытых работ не следует закрывать соединения и трубопроводы отделочными материалами без их проверки под давлением.
И напоследок. Вряд ли получится вникнуть в подобный вопрос за пару вечеров, лёжа на диване. Но постепенное и планомерное изучение монтажа системы отопления по плечу каждому.
Каждый из нас, пытается создать в доме максимально удобную и комфортную обстановку. Ведь именно дом является тем местом, куда мы возвращаемся после трудного и напряженного рабочего дня, местом, где нас ждут родные и близкие. Но представить себе комфорт без тепла в доме весьма проблематично. Именно поэтому, монтаж отопления в частном доме, который предлагает наша компания, является столь актуальной и востребованной услугой, позволяющей создать действительно тёплую и уютную атмосферу.