- Замена системы отопления косгу
- В казенном учреждении проводятся работы по замене централизованного отопления на автономное. С этой целью ранее были закуплены и установлены котел и счетчик, отраженные на балансе учреждения как самостоятельные инвентарные объекты. В настоящее время во внутренних помещениях здания учреждения согласно заключенному договору выполняются работы по прокладке труб отопления, монтаж, подключение к котлу. Оплата этого договора была отражена по КОСГУ 310. Работы выполняются на основании утвержденной сметы. На каких счетах бюджетного учета следует отразить хозяйственную операцию по исполнению договора по подводке труб от котла к радиаторам, установленным во внутренних помещениях здания?
- Замена системы отопления косгу
Замена системы отопления косгу
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В казенном учреждении проводятся работы по замене централизованного отопления на автономное. С этой целью ранее были закуплены и установлены котел и счетчик, отраженные на балансе учреждения как самостоятельные инвентарные объекты. В настоящее время во внутренних помещениях здания учреждения согласно заключенному договору выполняются работы по прокладке труб отопления, монтаж, подключение к котлу. Оплата этого договора была отражена по КОСГУ 310. Работы выполняются на основании утвержденной сметы. На каких счетах бюджетного учета следует отразить хозяйственную операцию по исполнению договора по подводке труб от котла к радиаторам, установленным во внутренних помещениях здания?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При квалификации работ по переустройству системы отопления в нежилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за казенным учреждением, в качестве модернизации нежилого помещения расходы на оплату договора подлежат отнесению на увеличение первоначальной стоимости объекта недвижимости.
Обоснование вывода:
Согласно абзацу 7 п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности система отопления, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Аналогичный подход определен и Введением к Общероссийскому классификатору ОК 013-2014 (СНС 2008), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст.
При этом установка автономных источников теплоснабжения может рассматриваться в качестве переустройства помещений, требующего внесения изменения в технический паспорт*(1). В то же время переустройство помещений прямо не поименовано в перечне оснований для изменения первоначальной стоимости основных средств, содержащемся в п. 27 Инструкции N 157н. Так, согласно указанной норме изменение балансовой стоимости здания возможно только в случаях: достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, переоценки объектов основных средств.
Определение характера выполненных работ по установке автономного отопления в помещениях, а именно отнесение их результатов к модернизации или дооборудованию внутренних помещений здания, относится к компетенции технических специалистов казенного учреждения и комиссии по поступлению и выбытию активов. С точки зрения налоговых органов, техническое переустройство составных частей объекта, в частности отопительных систем, относится к мероприятиям по техническому перевооружению объекта недвижимости (п. 3.98 Типовых рекомендаций по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 09.04.2012 N ММВ-7-10/230@). Не исключено, что по мнению компетентных должностных лиц учреждения устройство автономной системы отопления может быть отнесено к работам по дооборудованию объекта недвижимости с элементами технического перевооружения. Учитывая, что поименованные в вопросе расходы отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, полагаем, что такое решение и было принято в учреждении.
В соответствии с положениями п.п. 7, 33 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, в бюджетном учете казенного учреждения увеличение первоначальной стоимости объекта недвижимости подлежит отражению с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 31 730
— отражены фактические вложения в объект в сумме стоимости работ по договору на устройство автономной системы отопления;
2. Дебет КРБ 1 101 12 310 Кредит КРБ 1 106 11 310
— увеличена первоначальная (балансовая) стоимость здания в результате работ по дооборудованию.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
30 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
— п. 1.3 Положения о проведении переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории Чайковского городского поселения, утвержденного постановлением главы города от 27.04.2010 N 336;
— п. 2.2 Положения «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в муниципальном образовании рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Первомайский Щекинского района Тульской области от 20.05.2011 N 29-145;
— Постановление местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2016 N 27.
Замена системы отопления косгу
«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 7
РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ: УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ
Учреждения культуры и искусства, как и все учреждения социальной сферы, должны соблюдать требования санитарных норм и правил, в том числе поддерживать оптимальный температурный режим помещений. Соответствие данным требованиям напрямую зависит от исправности и функционирования системы отопления. В статье рассмотрим, какие расходы может понести учреждение при проведении ремонтных работ системы отопления и как их следует отражать в бухгалтерском учете.
Требования к системе отопления
Система отопления — это достаточно сложная инженерная коммуникация. Она должна отвечать определенным техническим требованиям, а также требованиям энергоэффективности и безопасности. Для того чтобы принять правильное решение по вопросу, выполнять ли ремонтные работы системы отопления силами учреждения или привлечь для этого специализированную подрядную организацию, рассмотрим, какие основные условия должны быть при этом соблюдены.
Документами, определяющими требования к системе отопления, являются:
— СП 73.13330.2012 «Свод правил. Внутренние санитарно-технические системы зданий. Актуализированная редакция СНиП 3.05.01-85», утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/17 (далее — Правила N 635/17);
— Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее — Правила N 115);
— СП 7.13130.2013 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (далее — Правила N 116).
Технические требования к системе отопления установлены Правилами N 115. В соответствии с п. 9.3.1 данных Правил отопительные приборы должны иметь устройства для регулирования теплоотдачи. В жилых и общественных зданиях это должны быть автоматические терморегуляторы.
К отопительным приборам должен быть обеспечен свободный доступ. Устанавливаемые декоративные экраны (решетки) не должны снижать теплоотдачу приборов, препятствовать доступу к устройствам регулирования и очистке приборов ( п. 9.3.3 Положения N 115).
Запорная арматура на трубопроводах систем отопления устанавливается в соответствии с требованиями строительных норм и правил ( п. 9.3.4 Правил N 115). Она должна устанавливаться в местах, доступных для обслуживания и ремонта.
Трубопроводы систем отопления изготавливаются из материалов, разрешенных к применению в строительстве. При использовании неметаллических труб необходимо применять соединительные детали и изделия, соответствующие нормативно-технической документации завода — изготовителя труб ( п. 9.3.5 Правил N 115).
Трубопроводы, проложенные в подвалах и других неотапливаемых помещениях, оборудуются тепловой изоляцией ( п. 9.3.7 Положения N 115).
Конструкция системы отопления должна быть устроена таким образом, чтобы обеспечивать ее полное опорожнение и заполнение. Сами трубопроводы должны иметь определенные уклоны ( п. 9.3.8 Положения N 115). Уклоны подводок к отопительным приборам следует выполнять от 5 до 10 мм на длину подводки в сторону движения теплоносителя. При длине подводки до 500 мм уклон труб выполнять не следует ( п. 6.4.1 Правил N 635/17).
Согласно п. 9.3.10 Положения N 115 удаление воздуха из систем отопления при теплоносителе-воде следует предусматривать в верхних точках, при теплоносителе-паре — в нижних точках конденсационного самотечного трубопровода.
В системах водяного отопления следует предусматривать автоматические воздухоотводчики. Устройства для отвода воздуха должны быть доступны для персонала.
Расширительные баки систем отопления располагают в отапливаемых помещениях. При установке расширительного бака на чердаках необходимо предусматривать его тепловую изоляцию из негорючих материалов ( п. 9.3.12 Положения N 115). Иные требования к расширительным бакам поименованы в п. п. 9.3.13 — 9.3.16 Положения N 115.
Радиаторы всех типов следует устанавливать на расстояниях не менее ( п. 6.4.3 Правил N 635/17):
— 50 мм — от нижней поверхности подоконных досок;
— 25 мм — от поверхности штукатурки стен, если другие размеры не указаны изготовителем.
При отсутствии подоконной доски расстояние 50 мм следует принимать от верха прибора до низа оконного проема.
При открытой прокладке трубопроводов расстояние от поверхности ниши до отопительных приборов должно обеспечивать возможность прокладки подводок к отопительным приборам по прямой линии.
В соответствии с п. 6.4.6 Правил N 635/17 при установке отопительного прибора под окном его край со стороны стояка, как правило, не должен выходить за пределы оконного проема. При этом совмещение вертикальных осей симметрии отопительных приборов и оконных проемов не обязательно.
Отопительные приборы следует устанавливать на кронштейнах или на подставках, изготовляемых в соответствии со стандартами, техническими условиями или рабочей документацией ( п. 6.4.8 Правил N 635/17).
К сведению. Для жилых многоквартирных, общественных, административно-бытовых и производственных зданий срок службы отопительных приборов и оборудования должен быть не менее 15 лет, трубопроводов — не менее 25 лет ( п. 6.1.12 СНиП 41-01-2003).
В процессе эксплуатации систем отопления следует ( п. 9.3.22 Положения N 115):
— осматривать элементы систем, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов на чердаках, в подвалах и каналах), не реже одного раза в месяц;
— осматривать наиболее ответственные элементы системы (насосы, запорную арматуру, контрольно-измерительные приборы и автоматические устройства) не реже одного раза в неделю;
— удалять периодически воздух из системы отопления согласно инструкции по эксплуатации;
— очищать наружную поверхность нагревательных приборов от пыли и грязи не реже одного раза в неделю;
— промывать фильтры. Сроки промывки фильтров (грязевиков) устанавливаются в зависимости от степени загрязнения, которая определяется по разности показаний манометров до и после грязевика;
— вести ежедневный контроль за параметрами теплоносителя (давление, температура, расход), прогревом отопительных приборов и температурой внутри помещений в контрольных точках с записью в оперативном журнале, а также за утеплением отапливаемых помещений (состояние фрамуг, окон, дверей, ворот, ограждающих конструкций и др.);
— проверять исправность запорно-регулирующей арматуры в соответствии с утвержденным графиком ремонта, а снятие задвижек для их внутреннего осмотра и ремонта — не реже одного раза в три года, проверять плотность закрытия и смену сальниковых уплотнений регулировочных кранов на нагревательных приборах — не реже одного раза в год;
— проверять два раза в месяц закрытием до отказа с последующим открытием регулирующие органы задвижек и вентилей;
— производить замену уплотняющих прокладок фланцевых соединений — не реже одного раза в пять лет.
В п. 9.3.23 Положения N 115 указано, что при реконструкции (модернизации) систем отопления следует предусматривать замену расширительных баков, соединенных с атмосферой, на расширительные баки мембранного типа. Объем расширительного бака выбирается на основании технического расчета исходя из объема системы теплопотребления. Мембранный бак оборудуется предохранительным клапаном с отводом воды в дренажное устройство.
До включения отопительной системы в эксплуатацию после монтажа, ремонта и реконструкции, перед началом отопительного сезона проводится ее тепловое испытание на равномерность прогрева отопительных приборов. Испытания проводятся при положительной температуре наружного воздуха и температуре теплоносителя не ниже 50 град. Цельсия. При отрицательных температурах наружного воздуха необходимо обеспечить прогрев помещений, где установлена отопительная система, другими источниками энергии ( п. 9.3.24 Положения N 115).
Пуск опорожненных систем при отрицательной температуре наружного воздуха необходимо производить только при положительной температуре поверхностей трубопроводов и отопительных приборов системы, обеспечив ее другими источниками энергии.
Результаты испытаний оформляются актом и вносятся в паспорт системы и здания.
Основания для проведения ремонта
Решение о проведении ремонтных работ системы отопления может быть принято при осмотрах в рамках контрольных мероприятий, которые должны регулярно проводиться в отношении зданий и сооружений социально-культурного назначения в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) .
Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
По результатам таких осмотров может быть составлена дефектная ведомость, которая будет являться основанием для составления и подготовки проектно-сметной документации на ремонтные работы.
Основанием для ремонта системы отопления может также стать непредвиденная чрезвычайная ситуация, в результате которой система вышла из строя.
Ремонт системы отопления проводится в рамках текущего ремонта зданий.
Финансовое обеспечение ремонтных работ
Особенности финансирования ремонтных работ зависят от типа государственного (муниципального) учреждения. Так, источником финансового обеспечения деятельности казенных учреждений являются бюджетные средства, которые выделяются в соответствии с бюджетной сметой.
Источниками финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений являются субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели. Незначительные периодические ремонтные работы обычно проводятся за счет субсидии на госзадание, а если ремонтные работы требуют серьезных финансовых затрат, то, скорее всего, они будут профинансированы за счет целевых субсидий.
Согласно Указаниям N 65н расходы на оплату договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
Расходы на разработку проектной и сметной документации для ремонта объектов нефинансовых активов будут осуществляться за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В случае незначительных ремонтных работ, например, когда требуется замена радиатора или части трубы, учреждение может нести расходы на их приобретение по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Во всех этих случаях, чтобы провести ремонтные работы, учреждениям необходимо соблюсти все процедуры, предусмотренные:
— Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разработанным Положением о закупках (автономным учреждениям);
— Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) (казенным и бюджетным учреждениям).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ учреждения культуры могут не использовать конкурентные способы определения поставщиков и осуществить закупку у единственного поставщика, если ее стоимость не превышает 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта , не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 млн руб.
Отражение в бухгалтерском учете ремонта системы отопления
Отражение в бухгалтерском учете фактов осуществления ремонтных работ должно производиться на основании первичных учетных документов ( п. 7 Инструкции N 157н ).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
К таким документам относятся договор, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные и иные документы.
Отражение в учете казенного учреждения производится в соответствии с Инструкцией N 162н , бюджетного учреждения — Инструкцией N 174н , автономного учреждения — Инструкцией N 183н .
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Рассмотрим несколько примеров, как следует отражать в учете проведение работ по ремонту системы отопления.
Пример 1. В казенном учреждении культуры во время отопительного сезона из-за установления аномально холодной погоды произошло промерзание системы отопления и разрыв двух радиаторов. Стоимость приобретенных радиаторов — 6000 руб. Они приобретены у поставщика по безналичному расчету. Ремонтные работы выполнены специализированной организацией. Стоимость работ по договору составила 5000 руб. Оплата произведена после подписания акта выполненных работ путем перечисления подрядчику денежных средств с лицевого счета учреждения.
В бюджетном учете казенного учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Приобретены радиаторы отопления у поставщика