- Ремонт задвижек
- Подписка на рассылку
- Неисправности задвижек
- Рис. 2
- Ремонт чугунной задвижки
- Течь в соединении корпус-трубопровод или течь из-под крышки
- Течь из сальника по шпинделю
- Неполное перекрытие потока
- Маховик невозможно повернуть штатно (вручную)
- Вращение маховика не приводит к открытию потока
- Ремонт клиновых задвижек
- Установка, замена и ремонт запорной арматуры трубопровода своими руками
- Разновидности запорной арматуры
- Замена арматуры трубопровода
- Как заменить резьбовую арматуру
- Как заменить фланцевую арматуру
- Как заменить приварную арматуру
- Ремонт арматуры своими руками
Ремонт задвижек
Подписка на рассылку
Такие устройства запорной арматуры, как задвижки, присутствуют в большинстве трубопроводных систем и во многом определяют их надёжную и безопасную эксплуатацию. По этой причине регулярное обслуживание и ремонт задвижек существенно важны для обеспечения эксплуатационной пригодности трубопроводных систем.
Неисправности задвижек
Типовая конструкция задвижек с выдвижным Шпинделем показаны: дисковой на Рис. 1, клиновой на Рис. 2.
Перечислим наиболее часто встречающиеся неисправности задвижек:
1) Течь в соединении корпус-трубопровод или течь из-под крышки;
2) Течь из сальника по шпинделю;
3) Неполное перекрытие потока;
4) Маховик невозможно повернуть штатно (вручную);
5) Вращение саховика не приводит к открытию потока.
Рис. 2
Ремонт чугунной задвижки
Техническое обслуживание задвижки или её ремонт возможны только при полном отключении трубопровода от тока рабочей жидкости, в котором она установлена. При этом давление внутри этого трубопровода должно быть выравнено с давлением окружающей среды. К проведению таких работ может быть допущен только опытный персонал, имеющий соответствующую квалификацию и допуски. Можно рекомендовать следующую методику проведения технического обслуживания задвижки:
1) Раз в месяц полностью закрывать и открывать задвижку с целью очистки трущихся поверхностей от возможных загрязнений;
2) Обеспечить постоянное наличие смазки на выдвижном шпинделе;
3) Раз в неделю проверять отсутствие течи сальникового уплотнения шпинделя;
4) Не допускать при эксплуатации задвижки промежуточного положения затвора.
Ремонт чугунной задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем будет несколько отличаться по рекомендациям. Приведём эти рекомендации по каждому виду неисправности, перечисленному выше.
Течь в соединении корпус-трубопровод или течь из-под крышки
Причиной течи могут быть:
1) Ослабление болтов или шпилек соединения фланцев корпуса задвижки с фланцами трубопровода или соединения фланцев крышки и корпуса;
2) Износ уплотняющей прокладки;
3) Коррозионное изъязвление уплотняемой поверхности фланцев.
Для проведения ремонта необходимо разъединить фланцевое соединение. Осмотреть уплотняющую прокладку и при её износе заменить. Если не обнаружено коррозионного изъязвления поверхности фланцев, то установить вновь соединительные болты или шпильки и равномерно затянуть их по периметру фланцев рекомендуемым по технической документации моментом затяжки.
В случае обнаружения коррозионного изъязвления уплотняемой поверхности фланцевнеобходимо принять решение о замене корпуса или крышки, а может, и задвижки в целом.
Течь из сальника по шпинделю
Причиной течи могут быть:
1) Ослабление болтов затяжки фланца сальника;
2) Старение уплотнительного состава с потерей его пластичности;
3) Образование на уплотняемой поверхности шпинделя коррозионного изъязвления или накипи.
Для проведения ремонта необходимо открутить гайки крепления фланца сальника и поднять его вверх по шпинделю. Убедиться в функциональном состоянии набивки сальника. Если она потеряла эластичность, высохла, имеет разрывы, задиры – заменить.
Для задвижек с выдвижным шпинделем необходимо также осмотреть уплотняемую поверхность шпинделя, для чего, возможно, придётся открутить гайки крепления крышки и поднять крышку вверх по шпинделю для обеспечения полного обзора его уплотняемой поверхности. При наличии накипи на уплотняемой поверхности – зачистить до чистого металла без повреждения последнего. При обнаружении коррозионных изъязвлений шпиндель заменить.
После выполнения указанных операций выполнить обратный монтаж отсоединённых и/или заменённых деталей с затягиванием гаек резьбовых соединений рекомендуемыми по технической документации моментами затяжки.
Неполное перекрытие потока
Причиной неполного перекрытия потока могут быть:
1) Накипь на контактирующих поверхностях затвора и корпуса;
2) Механические повреждения контактирующих поверхностей затвора и корпуса в виде царапин или коррозионных изъязвлений;
3) Износ контактирующих поверхностей затвора и корпуса (особенно это касается «обрезиненых» конструкций).
Для проведения ремонта необходимо произвести демонтаж задвижки для извлечения затвора (цельного или составного клина или диска) и провести осмотр контактирующих поверхностей затвора и седла корпуса. После очистки обнаруженной накипи и/или следов ржавчины необходимо оценить износ контактирующих поверхностей и величину механических и/или коррозионных повреждений. В случае возможности ремонта для «необрезиненных» конструкций произвести взаимную притирку контактирующих поверхностей затвора и седла алмазосодержащими пастами. Для повреждённых «обрезиненных» уплотняющих поверхностей лучше всего произвести замену деталей, т.к. их качественный ремонт возможен только в заводских условиях.
После ремонта произвести обратный монтаж задвижки с затягиванием гаек резьбовых соединений рекомендуемыми по технической документации моментами затяжки.
Маховик невозможно повернуть штатно (вручную)
Причиной невозможности проворачивания маховика является, как правило, заклинивание затвора образовавшейся накипью вследствие отсутствия регулярного обслуживания задвижки. Для устранения этой неисправности необходимо открутить гайки крепления крышки и снять её. Извлечь затвор и произвести очистку контактирующих поверхностей затвора и седла корпуса от накипи до чистого металла без повреждения последнего. При необходимости произвести притирку контактирующих поверхностей, как это было описано выше.
После ремонта произвести обратную сборку задвижки с затягиванием гаек резьбовых соединений рекомендуемыми по технической документации моментами затяжки.
Вращение маховика не приводит к открытию потока
1) В задвижках с выдвижным шпинделем:
а) износ или разрушение элементов соединения шпиндель-затвор;
б) срыв или износ резьбы втулки (гайки) ходовой;
в) срез или износ шпонки соединения маховик–втулка (гайка) ходовая.
2) В задвижках с невыдвижным шпинделем – срыв или износ резьбы в ходовой гайке затвора.
Для проведения ремонта задвижки с выдвижным шпинделем сначала необходимо проверить подъём шпинделя при вращении маховика. Если шпиндель выдвигается, то значит соединение шпиндель-затвор изношено или разрушено. Наилучшей рекомендацией в этом случае будет демонтаж задвижки и замена изношенной или разрушенной детали. В случае отсутствия подъёма шпинделя при вращении маховика необходимо снять маховик и убедиться, что шпонка соединения втулка (гайка) ходовая–маховик находится в функциональном состоянии. Если это так, то необходимо произвести дальнейший демонтаж и снять со шпинделя втулку (гайку) ходовую, убедиться в износе или разрушении её резьбы и произвести замену. В случае среза или износа шпонки – шпонку заменить.
Для проведения ремонта задвижки с невыдвижным шпинделем необходимо снять крышку и убедиться, что резьба ходовой гайки затвора изношена или разрушена. Если возможна замена ходовой гайки – заменить, в противном случае заменить весь затвор в целом. После этого, при необходимости, произвести притирку контактирующих поверхностей нового затвора и седла корпуса.
Ремонт клиновых задвижек
Ремонт клиновых задвижек имеет одну особенность. При повторных притирках контактирующих поверхностей клина и седла корпуса происходит «проседание» клина из-за уменьшения контактных габаритов клина и увеличения контактных габаритов седла корпуса. Поэтому такой ремонт можно выполнить лишь несколько раз, после чего «просадка» клина не обеспечивает герметичного запирания потока. В этом случае иногда применяют ремонтную технологию наплавки уплотнительных колец на седло корпуса с последующей расточкой и притиркой совместно с клином.
Испытание задвижек на герметичность необходимо производить после любого ремонта.При ремонтах в «полевых условиях», не связанных с полным демонтажом задвижки и выполнению работ в заводских условиях (притирка, «обрезинивание» уплотняющих поверхностей), перед вводом задвижки в эксплуатацию необходимо произвести несколько процедур:
1) Из задвижки необходимо удалить воздух, для чего ослабить болты обжима сальникаи при появления капель рабочей жидкости из-под сальника вновь зажать болты;
2) Протестировать устройство на герметичность. Для чего при рабочем давлении в системе закрыть задвижку. При этом течи по уплотнениям (сальник, фланцы) не допускаются. Герметичность запирания задвижки необходимо контролировать по манометру, расположенному ниже по потоку после задвижки. Он должен зафиксировать падение давления в трубе после задвижки.При этом протечки через затвор допустимы и должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9544—2005 «Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности».
В случае ремонта задвижки в заводских условиях испытание задвижки на герметичность производится по методикам в соответствие с ГОСТ 53402-2009 «Арматура трубопроводная. Методы испытаний», ГОСТ 33257-2015 «Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытаний», ГОСТ 9544—2005 «Арматура трубопроводная запорная. Классыи нормы герметичности», эксплуатационной документацией на задвижку и технической документацией на стенд. Пример такого стенда показан на Рис. 3.
Установка, замена и ремонт запорной арматуры трубопровода своими руками
Установка запорной арматуры производится на любой трубопровод, независимо от его вида и назначения, так как именно эти элементы системы позволяют перекрывать прохождение потока в случае аварии. Как правильно установить новую арматуру взамен вышедшей из строя или произвести текущий ремонт устройств, читайте далее.
Устройства для перекрытия потока в трубопроводе
Разновидности запорной арматуры
В зависимости от способа установки запорная арматура подразделяется на следующие виды:
- резьбовую, то есть монтаж запорной арматуры трубопроводов производится при помощи резьбовых соединений;
Устройство с резьбовым способом соединения
- фланцевую. Устройства фиксируются на трубопровод при помощи фланцев;
Устройство, устанавливаемое при помощи фланцев
- приварную. Для монтажа приварной арматуры требуется сварочный аппарат.
Устройство, фиксируемое методом сварки
Замена арматуры трубопровода
Чтобы заменить арматуру на трубопроводе, необходимо произвести:
- демонтаж старого запорного устройства;
- установку нового элемента.
Процесс замены зависит от вида арматуры.
Как заменить резьбовую арматуру
Чтобы поменять арматуру с резьбовым соединением, потребуются:
- ключи соответствующего размера или разводной ключ;
- прокладки, которые в большинстве случаев поставляются в комплекте к устройству;
- материал для герметизации резьбы. Можно использовать обыкновенную льняную нить или ФУМ-ленту.
Снятие арматуры с трубопровода производится следующим способом:
- в первую очередь необходимо перекрыть снабжение трубопровода. Если замена требуется на частной сети, то для отключения отдельного участка необходимо воспользоваться ближайшим исправным краном. Если требуется поменять устройство, установленное на общедомовой сети, то для отключения необходимо привлекать специалистов обслуживающей организации;
- далее откручиваются все соединительные элементы. Если резьба не откручивается, то можно использовать, например, WD-40 (специальный состав для смазки резьбы).
Специальный состав, облегчающий откручивание резьбы
Далее производится монтаж запорной арматуры:
- места, где располагается резьба, очищаются от ржавчины, накипи и иных загрязнителей. Если удалить налет водой не получается, то можно воспользоваться растворителями;
- проверяется качество резьбы. На месте крепления арматуры не должно быть сколов, трещин и иных повреждений. При обнаружении повреждений резьба восстанавливается с помощью специальных инструментов;
Устранение повреждений на резьбе
- производится сборка запорного устройства. На все стыки устанавливаются резиновые прокладки;
- резьба герметизируется выбранным материалом;
Уплотнение резьбы ФУМ-лентой
Монтаж арматуры на отопительную систему
Процесс замены запорного крана с восстановлением поврежденной резьбы подробно представлен на видео.
Как заменить фланцевую арматуру
Фланцевая арматура крепится специальными элементами (фланцами), которые соединяются между собой болтами. Для замены устройства с фланцевым креплением необходимо:
- удалить нерабочую арматуру. Для этого достаточно открутить фиксирующие болты с обеих сторон устройства;
- очистить места крепления от загрязнений;
- при необходимости выровнять поверхность фланцев абразивными материалами;
- установить герметизирующие прокладки на фланцы, закрепленные к трубопроводу;
- произвести крепление крана при помощи новых болтов.
Крепление фланцевого запорного устройства к трубопроводу
Как заменить приварную арматуру
Чтобы самостоятельно поменять приварное запорное устройство, потребуются:
- болгарка;
- наждачная бумага;
- сварочный аппарат.
Работы выполняются по следующей схеме:
- при помощи болгарки вырезается участок трубопровода, на котором установлен запорный кран;
Демонтаж приварного запорного устройства
- концы труб зачищаются;
- приваривается новое устройство для перекрытия трубопровода.
Установка приварного крана
Ремонт арматуры своими руками
Чтобы устройства служили более длительный период времени, необходимо периодически производить обслуживание и ремонт запорной арматуры.
Наиболее частыми причинами протечки являются:
- износ уплотнительных прокладок;
- недостаточная набивка сальника.
Для замены прокладок производятся следующие действия:
- частичная разборка устройства. Разводным ключом снимается кран-букса, которая фиксирует шпиндель;
- удалить изношенную прокладку. В некоторых устройствах прокладка крепится при помощи болта, а в других – просто накладывается на стержень;
- установить новую прокладку и собрать кран;
- проверить герметичность устройства.
Устранение протечки запорной арматуры
Ремонт запорной арматуры при необходимости уплотнения набивки сальника производится следующим способом:
- перекрывается поток в трубопроводе;
- откручивается накидная гайка. Чтобы правильно проделать операции и ослабить именно нужную гайку, надо зафиксировать шток в одном положении;
- для снятия маховика и втулки сальника необходимо ослабить фиксирующий винт;
- удаляется сальниковая набивка (если требуется полная замена материала) или дополняется нужное количество набивки (при небольшом износе);
- арматура собирается в обратном порядке и проверяется устранение протечки.
Устранение протечки, вызванной недостаточной набивкой сальника
Все виды запорной арматуры взаимозаменяемы. Например, на место приварного крана можно установить резьбовой вентиль и так далее. Процесс установки нового запорного устройства производится по схемам, представленным в статье.