Заполнение системы отопления водой вагона

Лекция № 1

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Назначение и устройство системы водоснабжения пассажирского вагона;

2. Заполнение системы водоснабжения пассажирского вагона и слив воды из нее;

3. Принцип действия и устройство системы горячего водоснабжения пассажирского вагона;

4. Устройство и принцип действия комбинированного кипятильника;

5. Основные правила эксплуатации системы водоснабжения пассажирского вагона.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

Система водоснабженияпассажирских вагонов является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пассажирам во время их длительной поездки.Каждый пассажирский вагон оснащен системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправками. В системе водоснабжения предусмотрены приборы для кипячения и охлаждения питьевой воды, для снабжения горячей водой умывальников в туалетах и раковины для мытья посуды в служебном отделении. Все пассажирские вагоны оборудованы самотечной системой холодного и горячего водоснабжения. Объем системы составляет около 1200 л из расчета примерно 20 л на одного человека в сутки с интервалом между заправками и пополнением системы до 12 ч.

Несмотря на различное конструктивное исполнение, принци­пиальное устройство систем водоснабжения всех существующих типов практи­чески одинаково. Рассмотрим устройство системы водоснабжения на примере системы водоснабжения некупейного вагона постройки ТВЗ, представленной на рисунке 1.

Система водоснабжения включает в себя следующие основные элементы:

— большой (86) и малый (66) баки холодного водоснабжения, предназначенных для хранения и распределения запаса воды и расположенных с двух сторон в верхней части ваго­на;

— наливные трубы с наливными головками (96) и (99) для налива воды снаружи вагона;

— сеть трубопроводов холодного и горячего водоснабжения;

— поддоны (63), (85), (107) для сбора воды и конденсата;

— мойку (109), кипятильник (77), установку для охлаждения питьевой воды называемой водоохладителем (103);

— вестовую трубу (), не допускающую переполнения баков при несвоевременном прекращении на­лива воды;

— арматуру для выпуска воздуха (68), (102), (138), а также множество разобщительных, спускных вен­тилей и кранов.

Большой бак (86) емкостью 850 л расположен за потолком туалета и коридора некотлового конца вагона, малый бак (66) емкостью 80 л — за потолком туалета котловой стороны вагона. В корпус большого бака вварены две наливные трубы с за­порными кранами (140) и (141), предотвращающими выплескива­ние воды из бака во время движения, и вестовая труба. На малом баке установлены труба для выхода воздуха при нали­ве воды с краном (68) и водомерное стекло для проверки уровня заполнения баков с кранами (64) и (65). В баках предусмотре­ны сливные краны (87) и (67). Под баками установлены поддоны (85) и (63), которые имеют слив под вагон. На выходе большого бака предусмотрен вентиль (80) для отключения магистрали, расположенный за потолком коридора некотлового конца.

Рисунок 1 – Схема системы водоснабжения некупейного вагона постройки ТВЗ

2 – вентиль объединенного слива; 3 – вентиль заполнения бойлера; 6, 47 – вен­тиль и кран отключения нагревательного змеевика бойлера; 61, 91 – вентили под­водки холодной воды к унитазам; 63, 85, 107– поддоны; 64, 65– краны водомер­ного стекла; 66– бак вместимостью 80 л; 67, 87, 100, 105, 136– краны слива воды; 68, 102, 138– арматура выпуска воздуха; 69, 83– вентили подводки холодной воды к умывальникам; 70 – вентиль резервной наливной головки; 71 – вентиль под­ключения ручного насоса; 73, 92, 113 – вентили горячей воды смесителей; 74, 93, 112– вентили холодной воды смесителей; 75– смеситель; 77 – кипятильник; 78, 79 – арматура подводки холодной воды к кипятильнику; 80 – вентиль отключе­ния магистрали; 81, 134 – баки горячей кипяченой воды; 84 – кран подводки кипяченой воды к водоохладителю; 86 – бак вместимостью 830. 850 л; 89 – водопробные краны; 95, 114 – унитазы; 96, 99 – наливные головки с водяными обогревателями; 97, 111 – умывальные краны; 98, 110– умывальные чаши; 103 – водоохладитель; 104, 106 – краны разбора питьевой воды; 108, 123 – водосливы с отогревающей воронкой; 109 – мойка; 115, 116 – водяные отогреватели сливных труб; 117 – резервная наливная головка; 118, 119 – промывные клапаны унита­зов; 120, 121 – водяные затворы; 135 – компрессор; 137 – кран подачи воды из кипятильника в промежуточный бак; 139 – запирающее устройство; 140, 141 – обратные клапаны на наливных трубах; 142 – кран отбора воды для бытовых нужд и тушения пожара; 144 – бойлерная установка

2. ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА ВОДОЙ И СЛИВ ВОДЫ ИЗ НЕЕ

ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВОДОЙ

Заполнение (заправка) системы водоснабжения водой (т. е. поступление воды в баки (66), (86)) осуществля­ется снизу, из-под вагона, через наливные головки (96) и (99), которые в зимнее время отогреваются горячей водой из системы отопления.

При температуре на­ружного воздуха ниже 0 °С заполнять систему следует только после вы­держки вагона в отапливаемом помещении не менее суток или после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до температуры не ниже +12 °С.

Читайте также:  Воздушный термодатчик для отопления

При заполнении системы водой должны быть открыты сле­дующие вентили и краны: (61), (91) – вентили подводки холодной воды к унитазам; (64), (65) – краны водомерного стекла; (68) – кран вы­пуска воздуха; (69), (83) — вентили подводки холодной воды к умывальникам; (71) – вентиль подключения ручного насоса (вентиль подводки холодной воды к бойлеру); (80) – вентиль отключения магистрали; (78), (79) – вентили подводки холодной воды к кипятильнику; (3) – вентиль заполнения бойлера, а также (140), (141) – вентили на наливных трубах. Ос­тальные вентили и краны, а также кран-смеситель должны быть закрыты.

Заблаговременно перед прибытием поезда на станцию, на которой будет производиться заполнение системы водой, необходимо спросить у ПЭМа подключена ли сигнализация окончания налива воды.

Если сигнализация подключена, то необходимо на пульте управления находящимся в служебном купе перевести переключатель в положение «Включено».

Налив воды в систему должен быть прекращен при загорании сигнальной лампы, расположенной у наливной головки на ваго­нах, оборудованных сигнализацией налива воды, или при появ­лении воды из вестовой трубы и противоположной наливной тру­бы. Краны (64) и (65)следует открывать при определении уровня воды в системе. Для предотвращения перелива воды на железнодорож­ное полотно при заполнении системы служат запирающее уст­ройство (139), установленное в запотолочном пространстве перед торцовой стенкой бака (86), и обратные клапаны (140) и (141)на на­ливных трубах в туалете и коридоре некотлового конца.

При низких температурах наружного воздуха в случае об­мерзания наливных головок (96) и (99) или выхода из строя обогревателей, заполнение системы водой можно осуществлять через резерв­ную наливную головку (117), находящуюся в котельном отде­лении над запасным водяным баком и не подверженную обмер­занию. Заполнение системы в этом случае осуществляется с помощью инвентарного наливного шланга длиной около 4 м.

Для подготовки к заполнению системы через резервную наливную головку необходимо:

— закрыть вентиль резервной наливной головки (70);

— соединить одну из головок инвентарного шланга с резервной наливной го­ловкой. Противоположный конец шлан­га с головкой перед заполнением системы надо вывести наружу через открытую дверь для подсоединения к наливному шлангу во­доразборной колонки на станционных путях;

— после соединения шлангов открыть вентиль (70);

— Во время заполнения системы необ­ходимо следить, чтобы не было течи в соединении резервной го­ловки с головкой шланга;

— Для наблюдения за заполнением бака (66) следует открыть краны водомерного стекла (64), (65). Момент запол­нения бака 86 определяют по появлению течи воды под вагоном из вестовой трубы большого бака.

— после заполнения большого бака необходимо закрыть вен­тиль (70);

— прекратить подачу воды из водоразборной колонки, за­тем отсоединить наливной шланг от инвентарного и последний от резервной наливной головки;

— по окончании заправки необходимо открыть вентиль (68).

Положение остальных вентилей и кранов системы при пользовании ре­зервной головкой такое же, как в случае заправки системы из-под вагона через наливные головки (96), (99).

2.2 СЛИВ ВОДЫ ИЗ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

При полном сливе воды из системы нужно открыть все вентили и краны, при этом воду из кипятильника слить в соответствии с указаниями технического описания и инструкции по эксплуатации кипятильника непре­рывного действия. При сливе воды из баков необходимо к кранам подключить шланги и слив производить в унитазы.

Частичный слив воды из системы осуществляется через краны (97), (111), смеситель (75) и унитазы (95) и (114).

В случае прекращения топки котла при отрицательных темпе­ратурах наружного воздуха воду из системы водоснабжения необ­ходимо полностью слить до слива воды из системы отопления.

3. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

Система горячего водоснабжения состоит из бойлерной установки (144), расположенной в котельном отделении, и сис­темы трубопроводов горячей воды. Бойлерная установка, предназначенная для нагревания воды и приготовления пищи, состоит из бойлера, плиты и запасного бака.

Система горячего водоснабжения работает в двух ре­жимах – зимнем и летнем. В зимнем режиме, когда рабо­тает котел системы отопления, вода в бойлере нагревает­ся за счет горячей воды системы отопления, поступаю­щей в змеевик непосредственно из котла. При этом вен­тили (6) и (47) должны быть открыты.

В летнем режиме, когда котел системы отопления не работает, вода в бойлере нагревается за счет теплоты, получаемой при сжигании топлива в топке плиты. В этом случае вентили (6) и (47) должны быть закрыты. Топ­ливом для плиты служат дрова или древесный уголь.

Вода из сети водоснабжения подводится в кипятиль­ник через краны (78) и (79) и трехходовый кран (105). Разбор кипяченой воды производится через кран (106). Пароотводящая труба (76) совместно с трубой поддона (107) подведе­на к водосливу с отогревающей воронкой (108).

Читайте также:  Газовые котлы отопления настенные rens

Из бака (81) горячей кипяченой воды, который зали­вается через воронку, вода через вентиль (84) поступает в водоохладитель (103), бак которого имеет воздуховыпускной кран (102) и сливной кран (100). Разбор охлажденной воды производится через кран (104), установленный в нише ко­ридора котловой стороны.

Умывальные чаши 110, 98 снабжаются холодной и горя­чей водой соответственно через краны 113, 112 и 93, 92, а мойка 109 — через краны 74, 73. Холодная вода поступает к унитазам 114 и 95 через промывные клапаны 118 и 119). Краны (2) и (3) задействованы в работе системы отопления.

4. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ КОМБИНИРОВАННОГО КИПЯТИЛЬНИКА

Заполнение системы водоснабжения водой.

СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

ХОЛОДНОЕ И ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Все пассажирские вагоны оборудованы самотечной системой холодного и горячего водоснабжения. Объем системы составляет около 1200 л из расчета примерно 20 л на одного человека в сутки с интервалом между заправками и пополнением системы до 12 ч.

Несмотря на различное конструктивное исполнение, принци­пиальное устройство систем водоснабжения всех типов практи­чески одинаково.

Система водоснабжения включает в себя баки для хранения запаса воды, расположенные с двух сторон в верхней части ваго­на, разводящие трубопроводы, разобщительные и спускные вен­тили и краны.

Заправка водой (ее поступление в баки) осуществ­ляется снизу вагона через заправочные патрубки, которые в зимнее время отогреваются горячей водой из системы отопления. В систему водоснабжения обязательно входит вестовая труба, не допуска­ющая переполнения баков при несвоевременном прекращении на­лива воды.

Принцип работы :Из баков хранения вода самотеком поступает к умы­вальникам, унитазам, кипятильнику и в водогрейную систему; система отопления наполняется с помощью насоса.

В систему горячего водоснабжения входят водогрейный бойлер в котельном отделении, расширитель, бак над потолком котель­ного отделения и соответствующие трубопроводы. Зимой горячая вода поступает в бойлер из системы отопления, летом — из водо­грейного бойлера, растапливаемого твердым топливом.

Все баки снабжены водопробными кранами и водомерными стеклами.

Несмотря на некоторые конструктивные отличия систем хо­лодного и горячего водоснабжения, правила их эксплуатации для всех типов вагонов едины. Контроль за исправным состоянием си­стем водоснабжения целиком возложен на проводника. Зимой не­обходимо внимательно следить за исправностью обогревательных наливных труб и постоянной циркуляцией в них горячей воды. При заполнении системы водой от стационарного источника сле­дует контролировать наполнение баков. В косом коридоре каждого вагона вывешивается схема положения кранов и вентилей при каждой операции системы водоснабжения. В книгах служебных рас­писаний каждого поезда приведен перечень станций, на которых производится заправка водой.

Рис 1. Схема водоснабжения некупейного вагона постройки ТВЗ

(нуме­рация оборудования соответствует принятой в документации завода-изготовителя):

2 — вентиль объединенного слива; 3 — вентиль заполнения бойлера; 6, 47— вен­тиль и кран отключения нагревательного змеевика бойлера; 61, 91 — вентили под­водки холодной воды к унитазам; 63, 85, 107 — поддоны; 64, 65 — краны водомер­ного стекла; 66 — бак вместимостью 80 л; 67, 87, 100, 105, 136— краны слива воды; 68, 102, 138— арматура выпуска воздуха;69, 83— вентили подводки холодной воды к умывальникам; 70 — вентиль резервной наливной головки; 71 — вентиль под­ключения ручного насоса; 73, 92, 113 — вентили горячей воды смесителей; 74, 93, 112—вентили холодной воды смесителей; 75—смеситель; 77— кипятильник; 78, 79 — арматура подводки холодной воды к кипятильнику; 80 — вентиль отключе­ния магистрали; 81, 134 — баки горячей кипяченой воды;84 — кран подводки кипяченой воды к водоохладителю; 86 — бак вместимостью 830. 850 л; 89 — водопробные краны; 95, 114 — унитазы; 96, 99 — наливные головки с водяными обогревателями; 97, 111 — умывальные краны; 98, 110—умывальные чаши; 103 — водоохладитель; 104, 106 — краны разбора питьевой воды; 108, 123 — водосливы с отогревающей воронкой; 109 — мойка; 115, 116 — водяные отогреватели сливных труб; 117 — резервная наливная головка; 118, 119—промывные клапаны унита­зов; 120, 121 — водяные затворы; 135 — компрессор; 137 — кран подачи воды из кипятильника в промежуточный бак; 139 — запирающее устройство; 140, 141 — обратные клапаны на наливных трубах; 142—кран отбора воды для бытовых нужд и тушения пожара; 144 — бойлерная установка

СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ НЕКУПЕЙНЫХ ВАГОНОВ МОДЕЛЕЙ 61-425, 61-821 ПОСТРОЙКИ ТВЗ.

Схема системы приведена на рис. 1.

Поло­жение кранов и вентилей при различных режимах работы систе­мы должно соответствовать табл.1.

Заполнение системы водоснабжения водой.

При температуре на­ружного воздуха ниже 0 °С заполнять систему следует после вы­держки вагона в отапливаемом помещении не менее суток или после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до температуры не ниже 12 °С

Налив воды в баки 66 и 86 (см. рис. 1) производится из-под вагона, через наливные головки 96 и 99. При заполнении системы водой вентили и краны 3, 61, 64, 65, 68, 69, 71, 78, 79, 80, 83, 91 должны быть открыты, остальные, а также кран-смеситель за­крыты.

Читайте также:  Котел для отопления школ

Налив воды в систему должен быть прекращен при загорании сигнальной лампы, расположенной у наливной головки на ваго­нах, оборудованных сигнализацией налива воды, или при появ­лении воды из вестовой трубы и противоположной наливной тру­бы. Краны 64 и 65 следует открывать при определении уровня воды в системе. Для предотвращения перелива воды на железнодорож­ное полотно при заполнении системы служат запирающее уст­ройство 139, установленное в запотолочном пространстве перед торцовой стенкой бака 86, и обратные клапаны 140 и 141 на на­ливных трубах в туалете и коридоре некотлового конца.

при эксплуа­тации системы при запол­нении систе­мы при сливе воды из систе­мы 2 Вентиль объеди­ненного слива В котельном помещении — — + 3 Вентиль заполне­ния бойлера во­дой из системы водоснабжения Тоже — + + 61 Вентиль подводки холодной воды к унитазу В туалете котло­вого конца + + + 64, 65 Краны водомер­ного стекла За потолком туа­лета котлового конца + + + 67 Кран слива воды из малого бака То же — — + 68 Вентиль выпуска воздуха из бака В туалете котло­вого конца — + — 69 Вентиль подводки холодной воды к умывальнику За потолком туа­лета котлового конца + + + 70 Вентиль резерв­ной наливной головки В котельном помещении — — + 71 Вентиль подклю­чения ручного на­соса к системе водоснабжения То же + + + 73 Вентиль горячей воды смесителя мойки В служебном отделении + — + 74 Вентиль холодной воды смесителя мойки Тоже + — + 75 Смеситель мойки » + — + 78 Вентиль подводки холодной воды к кипятильнику В котельном помещении + + +

Продолжение табл. 1

при эксплуа­тации системы при запол­нении систе­мы при сливе воды из систе­мы 79 Кран кипятиль­ника В нише кипятиль­ника + + + 80 Вентиль отключе­ния магистрали За потолком ко­ридора некотло­вого конца + + + 83 Вентиль подводки холодной воды к умывальнику За потолком туа­лета некотлового конца + + + 84 Кран подводки кипяченой воды к водоохладителю В служебном отделении + — + 87 Кран слива воды из бака За потолком туа­лета некотлового конца — — + 89 Кран водопробный Тоже + — — 91 Вентиль подводки холодной воды к унитазу » + + + 92 Вентиль горячей воды смесителя умывальника В туалете некот­лового конца + — + 93 Вентиль холодной воды смесителя умывальника Тоже + — + 97 Кран умывальный » + — + 100 Кран слива воды из водоохладителя В служебном отделении — — + 102 Кран выпуска воздуха из водоохладителя То же — — + 104 Кран разбора охлажденной питьевой воды В коридоре кот­лового конца + — +

Окончание табл. 1

при эксплуа­тации системы при запол­нении систе­мы при сливе воды из систе­мы 105, 106 Краны кипятиль­ника В нише кипятиль­ника + — + 111 Кран умывальный В туалете котло­вого конца + — + 112 Вентиль холодной воды смесителя умывальника То же + — + 113 Вентиль горячей воды смесителя умывальника Тоже + — + 118 Клапан промыв­ной унитаза В туалете котлово­го конца + — + 119 Клапан промыв­ной унитаза В туалете некотло­вого конца — — + 136 Кран слива воды из промежуточ­ного бака В котельном поме­щении — — + 137 Кран подачи воды из кипятильника в промежуточный бак В нише кипятиль­ника + — — 138 Кран выпуска воздуха из проме­жуточного бака То же + — + 142 Кран отвода во­ды для бытовых нужд и тушения пожара В туалете некот­лового конца — — +

Примечание. «+» — открыт, «-» — закрыт.

При низких температурах наружного воздуха в случае обмерза­ния наливных головок 96, 99 или выхода из строя обогревателей заполнение системы водой можно осуществлять через резервную наливную головку 117, которая находится в котельном отделении над запасным водяным баком 66 и не подвержена обмерзанию. Заполнение системы в этом случае осуществляется с помощью инвентарного наливного шланга длиной около 4 м.

Для подготовки к заполнению системы необходимо соединить одну из головок инвентарного шланга с резервной наливной го­ловкой при закрытом вентиле 70. Противоположный конец шлан­га с головкой перед заполнением системы надо вывести наружу через открытую дверь для подсоединения к наливному шлангу во­доразборной колонки на станционных путях. После соединения шлангов открыть вентиль 70. Во время заполнения системы необ­ходимо следить, чтобы не было течи в соединении резервной го­ловки с головкой шланга. Для наблюдения за заполнением бака 66 следует открыть краны водомерного стекла 64, 65. Момент запол­нения бака 86 определяют по появлению течи воды под вагоном из вестовой трубы большого бака.

После заполнения большого бака необходимо закрыть вен­тиль 70, прекратить подачу воды из водоразборной колонки, за­тем отсоединить наливной шланг от инвентарного и последний от резервной наливной головки. По окончании заправки необходимо открыть вентиль 68.

Положение остальной арматуры системы при пользовании ре­зервной головкой такое же, как в случае заправки системы из-под вагона через наливные головки 96, 99.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 646 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Оцените статью