Защита прав потребителей отопление квартиры

Содержание
  1. Рекомендации потребителям в случае установления факта предоставления коммунальных услуг (отопление) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
  2. Права потребителя в сфере предоставления услуг ЖКХ. Льготы для инвалидов.
  3. Законодательство.
  4. Общая характеристика ЖКХ
  5. Договор управления.
  6. Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги
  7. Размер платы за коммунальные услуги
  8. Из чего складываются тарифы на коммунальные услуги.
  9. Начисление платы за холодную воду, электричество, газ
  10. Начисление платы за горячую воду
  11. Начисление платы за водоотведение
  12. Начисление платы за отопление
  13. Начисление платы за коммунальные услуги в коммунальной квартире
  14. Начисление платы за коммунальные услуги при их производстве с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
  15. Способы определения объема ресурса для производства отопления или горячей воды:
  16. Начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды
  17. Требования к качеству коммунальных услуг
  18. Как зафиксировать факт предоставления услуги ненадлежащего качества?
  19. Обязанности исполнителя коммунальных услуг по содержанию общего имущества (минимальный перечень).
  20. Содержание земельного участка многоквартирного дома
  21. Начало срока для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
  22. Проведение текущего ремонта многоквартирного дома.
  23. Основные нарушения в сфере ЖКХ
  24. Права потребителя за невыполнение или ненадлежащее выполнение услуги.
  25. Как зафиксировать факт ненадлежащего качества услуг и работ.
  26. Право потребителей на информацию об исполнителе услуг, услугах и работах в сфере ЖКХ
  27. Составление жалобы на управляющую компанию
  28. Льготы по оплате ЖКУ для инвалидов.
  29. Льгота, для семей, воспитывающих детей-инвалидов.
  30. Действия при отказе в предоставлении льготы.

Рекомендации потребителям в случае установления факта предоставления коммунальных услуг (отопление) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

По календарю, как предусмотрено в природе, незаметно пришла зима с присущей ей непредсказуемостью и непостоянством погоды. Наступили холода и самое время поделиться с потребителями информацией об их правах при оказании коммунальных услуг по отопления жилых помещений.

Федеральным законом от 27.07.10 № 191-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении» введен п.4.2.ст.17 в Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому полномочиями по организации теплоснабжения наделены органы местного самоуправления.

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354 (далее – Правила № 354), распределение годового объема полезного отпуска тепловой энергии при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению осуществляется на период отопительного сезона (п.59, приложение № 2 Правил № 354).

Согласно п.98 гл.9 Правил № 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Главой VI приложения № 1 к Правилам 354 определены нормативы предоставляемых потребителям услуг по отоплению, а также допустимые нормы отклонения от нормативных требований и размеры уменьшения платы коммунальных услуг за превышение допустимых норм.

Так, пунктом 14 предусмотрено бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва отопления:

не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца;

не более 16 часов единовременно — при температературе воздуха в жилых помещениях от + 12 С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения;

не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 С до + 12С;

не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8С до +10С.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы , определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам 354, с учетом положения раздела IХ Правил.

Согласно пункта 15 предусмотрено обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях:

не ниже +18С (в угловых комнатах — + 20С), в районах с температурой более холодной пятидневки (обеспеченность 0,92) — -31С и ниже — в жилых помещениях не ниже +20С ( в угловых комнатах — +22С);

в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом ругулировании (ГОСТ Р 51617-2000).

Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4С;

допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3С;

снижение температуры воздуха в жилых помещениях в дневное время ( от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правила, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IХ Правил.

В случае применения пункта 14 настоящего Приложения к Правилам не применяются с момента начала перерыва в отоплении.

Измерение температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, относящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения ( точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1м. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям стандартов.

Пунктом 16 Приложения1 к Правилам 354 предусмотрено, что давление во внутредомовой системе отопления должно быть:

с чугунными радиторами — не более 0,6 Мпа (6 кгс/кв. см);

с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами — не более 1МПа (10 кгс/кв.см;

с любыми отопительными приборами — не менее чем на 0,05 Мпа (0.5 кгс/кв.см) превышающее статистическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.

Отклонение давления во внутредомовой системе отопления от установленных значений не допускается.

За каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении , отличающемся от установленного более чем на 25%, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложение № 2 к Правилам,снижается размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.

В главе X Правил № 354 прописан порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в соответствии с которым потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу (АДС) исполнителя.

По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, который подписывается потребителем и исполнителем (представителем АДС). В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также неустойки за нарушение исполнителем своих обязательств в размере, установленном законом или договором (п.109,157 Правил 354).

Далее с целью изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель может обратиться в претензионном порядке к исполнителю услуги.

В случае неудовлетворения исполнителем услуги требований потребителя о перерасчете за некачественную услугу в добровольном ь(претензионном) порядке, спор может быть разрешен только судом (ст.11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Руководствуясь статьями 150, 151 ГК РФ и статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в суде потребитель также вправе требовать денежной компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и зависит от степени вины нарушителя, физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, и иных заслуживающих внимание и исследуемых судом обстоятельств. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Потребители по искам, связанным с нарушением прав, в соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 47 ГПК РФ и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» специалисты Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю могут быть привлечены судом или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Далее информируем, с учетом содержания части 4 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами (в том числе, управляющими компаниями) обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со ст.157 ЖК РФ («Размер платы за коммунальные услуги»), осуществляются должностными лицами органов государственного жилищного надзора.

На основании вышеизложенного, по вопросам проведения проверки качества предоставляемой коммунальной услуги (отопление), организации теплоснабжения (в том числе, установление начала отопительного сезона) потребители имеют право обратиться в Государственную жилищную инспекцию: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко, 18 и в администрацию органов местного самоуправления.

Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2021 г.

Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Набережная, 67

Права потребителя в сфере предоставления услуг ЖКХ. Льготы для инвалидов.

В настоящее время актуальной проблемой граждан является защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Для защиты своих нарушенных прав потребителю необходимо знать, как защитить свои интересы, свое имущество и как возместить понесенные убытки в ходе некачественного предоставления услуг либо иных нарушений в этой сфере.

Из данной статьи, Вы также узнаете, как производится начисление за каждую коммунальную услугу, тем самым сможете сами проверить правильность начисления жилищно-коммунальных платежей, а также как и на основании чего требовать перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги, при их ненадлежащем качестве или не предоставлении полностью.

В статье также указаны на какие льготы, при пользовании и оплате жилищно-коммунальными услугами могут воспользоваться инвалиды всех групп.

Законодательство.

Отношения, возникающие с участием потребителей в сфере ЖКХ, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

– Гражданским кодексом Российской Федерации;

– Жилищным кодексом Российской Федерации;

– Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

– Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ;

– Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

– Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»;

– Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

– Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Необходимо отметить, что этот перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим, законодательство в сфере ЖКХ регулярно пополняется и претерпевает изменения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что потребителю для защиты своих прав необходимо располагать огромным опытом и багажом знаний.

Общая характеристика ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство – это многоотраслевой хозяйственный комплекс, который обеспечивает функционирование жилых домов, для удобного, безопасного и комфортного проживания людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя:

— обеспечение поставки электроэнергии;

— отвод сточных вод;

— вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха;

— ремонт и модернизация сооружений;

— обеспечение поставки горячей и холодной воды;

— содержание придомовых территорий;

— обеспечение поставки газа;

Договор управления.

Самый главный вопрос, который предстоит решить собственникам помещений многоквартирного дома – это каким способом будет управляться их дом.

Выбор способа управления многоквартирным домом – это основа, на которой затем будет выстраиваться вся дальнейшая система содержания и ремонта дома. Прежде чем выносить на голосование тот или иной вариант, нужно очень внимательно просчитать все плюсы и минусы у каждого способа управления.

Решение о том, каким способом будет управляться дом, принимают сами собственники на общем собрании.

Если же собственники выбрали непосредственное управление, то они сами на общем собрании определяют с какой организацией заключать договор на эксплуатацию и содержание многоквартирного дома или выполняют это своими силами.

При управлении товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, собственники на общем собрании выбирают его председателя, органы правления, которые в свою очередь уже, от имени всех собственников решают вопросы о эксплуатации и содержании многоквартирного дома. Также ТСЖ или ЖСК может заключить от имени всех собственников многоквартирного дома договор управления на содержание и эксплуатацию многоквартирного дома.

Если собственники многоквартирного дома, доверили свой многоквартирный дом управляющей организации, то жилищный кодекс требует, чтобы управляющая компания выполняла абсолютно все работы, которые предусмотрены минимальным перечнем и заказаны ей собственниками по договору. При этом УК может нанимать другие подрядные организации, но всю ответственность за качество услуг несет именно она.

Для того чтобы начать работать с управляющей организацией, необходимо сначала заключить с ней договор. Для этого нужно, чтобы на общем собрании собственники сами выбрали, какой организации они готовы доверить управление, и утвердили условия договора. В реальности же часто бывает, что жителям дома так и не удается собраться вместе и обсудить эту важную проблему.

Чтобы дом все-таки не остался «бесхозным», роль инициатора общего собрания берут на себя органы местного самоуправления. Если собственники самостоятельно не выбирают управляющую организацию, то последняя определяется по результатам конкурса.

Управляющая компания должна приступить к своим обязанностям в течение тридцати дней после заключения договора.

Жилищный кодекс устанавливает, что в договоре управления многоквартирным домом в обязательном порядке должны быть согласованы следующие условия:

1 состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2 перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3 порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4 порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Помимо существенных условий, предусмотренных законодательством, таковыми являются любые условия, по которым собственники решили достичь соглашения с УК. Например, помимо условий о порядке контроля за деятельностью УК, собственники могут настоять на утверждении конкретной формы годового финансового отчета.

Сроки заключения договора могут быть разными. Закон предоставляет довольно большой разброс: от 1 года до 5 лет. Правда, на 5 лет договор можно заключать, только если собственники выбрали управляющую компанию на общем собрании. Если же управляющая организация выбрана для дома по итогам конкурса, проведенного органами местного самоуправления, максимальный срок договора не может превышать 3 лет.

Договор управления может быть расторгнут раньше оговоренного срока. Причины этого:

1. Соглашение сторон.

2. Решение суда при существенном нарушении договора управляющей компанией или собственниками помещений.

3. Общее собрание собственников помещений приняло решение о расторжении договора с управляющей организацией и выборе новой компании (подробно об этом сказано в ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

4. Одна из сторон подала заявление о том, что она не намерена продолжать работу по договору, за два месяца до прекращения действия договора.

Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги

Основные обязанности подробно описаны в пункте 31 Правил № 354.

Исполнитель обязан:

1 Предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.

2 Заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также самостоятельно или с привлечением подрядчиков проводить техническое обслуживание внутридомовых систем.

3 Производить расчет размера платы за потребленную коммунальную услугу. При этом если в регионе установлена социальная норма на электричество, то исполнитель обязан рассчитывать размер платы «за свет», учитывая социальную норму. Кроме этого, исполнитель проводит и перерасчет платы, если вдруг в течение месяца услуга предоставлялась не в полном объеме (например, аварийно отключали холодную воду на день) или если собственник помещения в течение какого-то времени отсутствовал дома.

4 Если собственник не уверен, что ему правильно начислили платеж или штраф, исполнитель услуги должен немедленно (а не «зайдите через недельку») проверить, действительно ли расчеты верны, и выдать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Если потребитель просит заверить их печатью, исполнитель обязан это сделать.

5 Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета электричества, воды и т.д., каждый месяц с 23 по 25 число исполнитель должен снимать показания приборов и заносить их в журнал учета показаний коллективных приборов учета. Если потребитель потребует, в течение одного рабочего дня предоставлять возможность ознакомиться с журналом. Храниться данные должны 3 года. Кстати, если индивидуальные счетчики установлены за пределами квартир (как это бывает в домах советской постройки) и это отражено в договоре, то не реже одного раза в 6 месяцев исполнитель услуг должен снимать показания и этих счетчиков и проверять техническое состояние приборов.

6 Принимать показания индивидуальных приборов – это тоже обязанность исполнителя. Причем жители квартир могут передавать их разными способами: звонками по телефону, заполнением отрывных талонов к квитанциям об оплате, через Интернет. Периодически исполнитель должен проверять, совпадают ли данные на приборах учета с показаниями, которые передают жители. Если это определено договором, исполнитель может и снимать показания счетчиков, установленных внутри квартир.

7 Не реже одного раза в квартал исполнители обязаны уведомлять потребителей о том, как часто те должны снимать показания счетчиков, каким образом могут их передать и в какие сроки — это можно делать. Кроме того, предупреждать потребителей о том, какие последствия наступают в случае несанкционированного вмешательства в работу приборов учета или не передачи показаний. Вся эта информация должна печататься на платежных квитанциях.

8 Принимать от жителей жалобы на ненадлежащее исполнение коммунальной услуги, проводить проверку этих фактов. Если, к примеру, из-за прорвавшейся трубы у жителей затопило квартиру – составлять акт о причинении ущерба имуществу (или здоровью).

9 Вести учет жалоб (а также заявлений, обращений и т.д.) потребителей. По жалобам потребителей на качество коммунальных услуг ответ должен даваться в течение трех рабочих дней.

10 Не позднее чем за 10 дней информировать жителей о плановом отключении горячей воды. Если планируется отключение электричества, холодной воды, газа – тоже заранее вывешивать объявления, где указывать сроки отключения и подключения.

11 Если возникает необходимость провести плановые работы внутри помещения (квартиры или офиса), исполнитель обязан не менее чем за 3 дня согласовать сроки, в которые специалисты придут в квартиру (офис). Исполнитель может просто позвонить по телефону и договориться устно. А может послать письменный запрос, где указать дату и время проведения работ, а также их вид и продолжительность. Обязательно должны быть написаны ФИО и должность того, кто будет проводить работы; номер телефона, по которому потребитель может позвонить и перенести дату на более удобную для него (но не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления).

Если вы звоните в газовую службу и говорите, что в вашей квартире (или в подъезде, во дворе) чувствуется запах газа, на ваше сообщение обязаны отреагировать немедленно – провести проверку и обеспечить безопасность жителей.

12 Иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством.

Исполнитель имеет право:

1 Требовать, чтобы потребитель услуг вовремя и в полном объеме вносил плату за потребленные коммунальные услуги и, если таковые начислены, штрафы и пени.

2 Требовать, чтобы в заранее оговоренное время (но не чаще чем 1 раз в 3 месяца) его сотрудники или работники аварийных служб заходили в квартиры (или офисы) и проверяли техническое состояние оборудования. Если же случилась авария, то мастеров жители обязаны впустить в квартиры в любое время.

3 Раз в шесть месяцев проводить проверку достоверности переданных потребителем показаний приборов учета.

Исполнитель коммунальных услуг не имеет права мешать собственнику помещений устанавливать в своей квартире (или офисе) индивидуальный прибор учета, если тот соответствует всем нормам и требованиям, прописанным в законе. Начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию прибора, исполнитель должен принимать его показания и на их основе выписывать квитанции об оплате – даже если по своим функциональным особенностям он отличается от коллективного прибора учета, который стоит в доме.

С 2015 года исполнитель коммунальный услуг имеет право осуществлять проверку достоверности переданных потребителем показаний приборов учета не реже 1 раза в 3 месяца. Т.е. не реже чем 1 раз в 3 месяца контролеры домоуправляющей компании (УК, ТСЖ и пр.) могут посещать квартиру или офис с целью проверки показаний счетчиков.

4 Приостанавливать (или вообще прекращать) подачу потребителю газа, воды, электричества в ситуациях, оговоренных Правилами (например, при невнесении платы более чем за 3 месяца).

5 Если в квартире нет индивидуальных счетчиков на воду, газ, электричество, то исполнитель имеет право проверять, сколько именно людей проживает в квартире (даже если некоторые живут временно) и уже в соответствии с этим начислять платежи.

6 Иные права, предусмотренные жилищным законодательством.

Если житель квартиры все-таки не пустит в «свой дом – свою крепость» работников аварийных служб и из-за этого, к примеру, окажутся залиты пять этажей под ним, именно он потом и будет нести все расходы на ремонт у всех пострадавших соседей.

В договоре на предоставление коммунальных услуг, а также на досках объявлений в подъездах многоквартирного дома и в здании управляющей организации, ТСЖ и т.д. обязательно должна быть следующая информация:

– сведения об исполнителе: наименование, адрес, сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в Интернете, а также адреса сайтов, на которых исполнитель обязан размещать о себе информацию;

– фамилия, имя и отчество руководителя;

– адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы;

– размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

– информация об организации, которая обязана устанавливать приборы учета по требованию потребителей, а затем устанавливать рассрочку в оплате стоимости установки (это требование Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

– порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

– показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;

– сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель;

– наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), которые контролируют работу исполнителя;

– если в регионе действует социальная норма потребления электричества, должны быть сведения о ее величине для разных типов жилых помещений, для пенсионеров и инвалидов, для жителей аварийных или ветхих домов; также должна присутствовать информация об условиях, при которых социальную норму можно применять;

– информация о том, что потребитель обязан сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества прописанных в квартире людей;

– сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность) в пределах и сверх социальной нормы потребления.

В течение трех рабочих дней со дня получения заявления исполнитель должен предоставить потребителю письменную информацию о том, сколько газа, воды, электричества было израсходовано на общедомовые нужды, а также на многоквартирный дом в целом.

В течение трех месяцев после того, как собственники помещений примут решение установить коллективный прибор учета и платить за него в строке «содержание и ремонт жилого помещения», исполнитель обязан обеспечить многоквартирный дом действующим, введенным в эксплуатацию прибором.

Права и обязанности потребителя коммунальный услуг.

Основные права и обязанности потребителя перечислены пункте 33 Правил № 354.

Потребитель имеет право:

1 Получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

2 Получать от исполнителя информацию о том, каким образом была начислена плата за коммунальные услуги, чтобы убедиться, что нет ошибок.

3 Требовать от исполнителя проведения проверок качества услуг и, если это необходимо, составления акта и, разумеется, исправления несоответствий.

4 Требовать уменьшения платы за коммунальные услуги, если те были предоставлены некачественно, не в полном объеме или если жители квартиры какое-то время отсутствовали.

5 Требовать от исполнителя возмещения убытков, если таковые случились из-за того, что коммунальная услуга оказалась ненадлежащего качества. Причем возмещать коммунальщики обязаны не только материальный, но и моральный вред.

6 Требовать документы (удостоверение личности, наличие полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение) у представителя УК или ТСЖ, если тот просит впустить его в квартиру, чтобы проверить состояние оборудования, снять показания счетчика и т.д.

7 Ставить индивидуальный прибор учета, который показывает объемы потребленного ресурса (например, электричества или воды) дифференцированно, с учетом времени суток, даже если общедомовой прибор учета – однотарифный. Исполнитель коммунальных услуг обязан ввести его в эксплуатацию в течение месяца после установки.

8 Если это прописано в договоре, требовать от УК или ТСЖ, чтобы их сотрудники занимались техническим обслуживанием индивидуальных приборов учета.

9 Иные права, предусмотренные жилищным законодательством.

Потребитель обязан:

1 Если обнаруживается неисправность, пожар, потоп или любая другая авария, срочно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу и постараться до приезда специалистов своими силами если не устранить аварию, то хотя бы не дать ей разрастись (если это не опасно для жизни и здоровья).

2 Сообщать исполнителям, аварийным службам об обнаружении неисправности приборов учета (и коллективных, и индивидуальных). Неисправностью считается и отсутствие пломбы.

3 Использовать в своих квартирах индивидуальные приборы учета, в домах – общедомовые.

4 Самим следить за сроками поверки индивидуальных приборов учета и ставить в известность исполнителей услуг о том, что вы планируете снять счетчик и отнести его в специальную организацию на поверку. Когда она завершится, отправить исполнителю копию свидетельства о поверке (впрочем, если в вашем договоре с исполнителем прописано, что это – сфера ответственности исполнителя, значит, этот пункт вас не касается).

5 Допускать коммунальщиков (и работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора) в свою квартиру в заранее оговоренное время и не чаще чем 1 раз в 3 месяца. Исключение составляют аварии – в таких случаях пустить аварийщиков придется в любое время дня и ночи.

6 Если в квартире нет приборов учета, в течение пяти рабочих дней информировать УК, ТСЖ и т.д. о том, что в вашей квартире изменилось число проживающих (даже если гости к вам приехали временно).

7 Вовремя и в полном объеме платить за коммунальные услуги.

8 Иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством.

Кроме того, потребитель не имеет права:

1 Использовать бытовые приборы, мощность которых превышает максимально допустимые нагрузки на сеть.

2 Сливать теплоноситель из батарей (если нет разрешения от исполнителя).

3 Самовольно снимать, отключать или увеличивать число батарей в квартирах и офисах.

4 Самовольно срывать пломбы с приборов учета, снимать приборы учета или «скручивать» счетчики.

5 Несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым сетям в обход индивидуальных приборов учета.

Размер платы за коммунальные услуги

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из двух составляющих:

а) тариф на коммунальный ресурс;

б) объем потребления коммунального ресурса.

Тариф – это цена за единицу коммунального ресурса. А вот то,

сколько именно электричества вам нужно на месяц, – это уже объем. Из тарифа и объема складывается размер платы за потребленный ресурс.

Существует два вида тарифов: однокомпонентные и двухкомпонентные. Однокомпонентные тарифы характерны для большинства видов коммунальных ресурсов (то есть тарифы с фиксированной ценой ресурса). Исключение составляет горячая вода – в некоторых регионах тариф на нее состоит из двух компонентов. Первый – это цена одного кубометра холодной воды. Второй – цена одной Гигакалории тепловой энергии, которая греет холодную воду до состояния горячей.

Из чего складываются тарифы на коммунальные услуги.

Тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные органы государственной власти.

Более никто – ни коммунальные службы, ни ТСЖ, ни ресурсоснабжающие организации – не имеют права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.

Понятно, что в повышении тарифов заинтересованы ресурсоснабжающие организации. Более того: если государство установит слишком низкие тарифы, ресурсники просто разорятся и будут вынуждены уйти с рынка. Чтобы не допустить коммунального коллапса, государственные органы запрашивают у ресурсников, какими они хотели бы видеть тарифы и какие аргументы в защиту этого они могут предоставить. Это называется обоснованием величины тарифов.

При этом ресурсоснабжающая организация указывает:

– какова стоимость затрат энергии на то, чтобы произвести ресурс (например, газ, тепловая энергия и т.д.);

– сколько стоит содержание сетей (труб, проводов), по которым ресурс поставляют жителям;

– какой должна быть выручка, чтобы ресурсоснабжающая компания могла поддерживать свою инфраструктуру в достойном состоянии, развивать ее.

Кроме того, учитывается, сколько жителей получают ресурс, насколько разветвлена «сеть покрытия» и т.д. Это очень схематичное объяснение того, как формируется величина тарифа, – в реальности тарифные дела состоят из нескольких тысяч листов с самыми разными данными, формулами, расчетными величинами.

В каждом регионе тарифы свои, увидеть их жители могут в квитанциях на оплату ЖКУ – в отдельном столбике.

Многоквартирные дома стоят и в поселках. Их немного, и жители этих домов часто возмущаются: почему для них тарифы на электричество или воду выше, чем для горожан (причем сами дома могут быть абсолютными близнецами)? Ответ именно в том, что на селе слишком мало многоквартирных домов. Если в городе на сетях могут «стоять» сотни зданий (от двухэтажных до двадцатиэтажных), то на селе число многоквартирных домов может едва перевалить за десяток. Между тем протяженность сетей, которые нужно содержать, может быть даже больше, чем в городе, соответственно, и теплопотери, которые нужно учитывать в составе тарифа, выше. Поэтому чем меньше людей использует ресурс, тем дороже он для них получается. Грубо говоря, горожане покупают ресурс крупным оптом, а сельчане – розницей.

Начисление платы за холодную воду, электричество, газ

С платежами за холодную воду, электричество, газ разобраться довольно просто. Итоговую сумму в квитанции получают, умножая объем потребленного ресурса на тариф.

Сам же объем высчитывают одним из трех способов.

Способ 1. По показаниям счетчика (если жители вовремя их передали).

Способ 2. По среднемесячному объему потребления (если жители по какой-то причине не передали вовремя показания счетчика, который у них есть и исправно работает). Объем высчитывают, выводя среднее арифметическое из показаний последних шести месяцев, – это оговаривается пунктом 59 Правил № 354.

С 2015 году плата за коммунальные услуги начисляется по среднемесячному потреблению, только если потребитель не передавал показания не более трех месяцев подряд. Далее будет применяться норматив с повышающим коэффициентом.

Способ 3. По нормативу (если в квартире не стоит счетчик или если жители не передавали их показания больше шести месяцев, а с 2015 года более трех месяцев).

Чтобы стало понятно, как определяется размер платы за холодную воду, произведем расчет. Допустим, тариф на холодную воду – 12 рублей 10 копеек за 1 кубометр воды (цифры абстрактные).

Расчет размера платы по прибору учета: допустим, в квартире по счетчику потребили 5 кубических метров холодной воды. В этом случае плата за коммунальную услугу составит: 5 куб. м х 12,10 руб. = 60 рублей 50 копеек.

Расчет размера платы, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса: допустим, в квартире за предыдущие 6 месяцев по счетчику потребили 21 куб. м холодной воды, а в этом месяце показания жители не подали. Тогда среднемесячный объем потребления составит: 21 / 6 = 3,5 куб. м воды. Соответственно, размер платы в текущем месяце будет: 3,5 куб. м х 12,10 р. = 42 рубля 35 копеек.

Расчет размера платы по нормативу: допустим, в квартире зарегистрировано 2 человека, норматив по холодному водоснабжению составляет 4,2 куб. м на 1 человека (напоминаем: в каждом субъекте РФ действует свой норматив). Размер платы в этом случае составит: 4,2 куб. м х 2 чел. х 12,10 руб. = 101 рубль 64 копейки.

Начисление платы за горячую воду

Если в вашем регионе плату за горячую воду начисляют по однокомпонентному тарифу, то эта система ничем не отличается от той, что была описана выше.

Если же тариф двухкомпонентный, используется другая схема. В данном случае применяется так называемый коэффициент удельного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. метра воды.

Пример расчета (цифры абстрактные):

Тариф на компонент 1 (холодная вода) составляет 12 рублей 10 копеек за 1 куб. м.

Тариф на компонент 2 (тепловая энергия, идущая на подогрев воды) составляет 1426 рублей 33 копейки за 1 гигакалорию тепла.

Коэффициент удельного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды, установленный органом государственной власти, равен 0,051965 Гкал.

Тариф на горячее водоснабжение, рассчитанный по двум компонентам, составит: 12,10 руб. + 0,051965 Гкал х 1426,33 руб. = 86 рублей 21 копейка за 1 куб. м.

Иногда в квитанциях на ЖКУ указывают оба компонента отдельно, а порой ставят уже готовую величину. Оба варианта законны, но, если у вас возникнет необходимость докопаться до сути, во втором случае придется запрашивать сведения у исполнителя коммунальной услуги.

В остальном же цена за горячую воду высчитывается так же, как и за холодную; электричество, газ – тариф умножают на потребленный за месяц объем. Опять же, способов расчета три: по показаниям счетчика, по среднемесячному расходу (если жильцы не передали показания) и по нормативу (если счетчика вообще нет или его показания не передавались дольше шести месяцев).

Начисление платы за водоотведение

Как и в предыдущих случаях, итоговая цифра здесь получается путем умножения объема потребленного (в данном случае – вылитого) ресурса на тариф. Правда, здесь есть небольшой нюанс, хотя способов начисления платежа тоже три.

Способ 1. По показаниям индивидуального прибора учета сточных вод, если эти показания были вовремя переданы.

Способ 2. По нормативу, в котором учитывается количество проживающих в квартире граждан.

Способ 3. По сумме показаний счетчиков горячей и холодной воды – если они в квартире установлены, а счетчика водоотведения нет.

Начисление платы за отопление

Плату за отопление начисляют либо по схеме, прописанной в Правилах № 354,

Размер платы за отопление логично определяют умножением тарифа на объем потребленного ресурса.

При этом сам объем рассчитывают несколькими способами.

Способ 1. По нормативу (если в квартире нет счетчика на тепло). Норматив зависит от метража квартиры.

Пример расчета (цифры абстрактные):

– тариф составляет 1422 рубля 20 копеек за 1 Гигакалорию тепла;

– площадь жилого помещения потребителя составляет 42 квадратных метра;

– норматив, принятый для данного многоквартирного дома, 0,016 Гигакалории на 1 квадратный метр площади.

Размер платы за отопление составит: 0,016 х 42 х 1422,20 = 955 рублей 72 копейки.

Способ 2. По пропорциональному распределению, если в здании стоит общедомовой счетчик отопления, а в квартирах индивидуальных счетчиков нет или ими оснащены не все квартиры. В таком случае плату разделят пропорционально квадратным метрам в каждой квартире.

Пример расчета (цифры абстрактные):

– тариф составляет 1422 рубля 20 копеек за 1 Гигакалорию тепла;

– площадь жилого помещения потребителя составляет 42 квадратных метра;

– площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3600 квадратных метров;

– по общедомовому прибору учета за месяц дом потребил 60,20 Гигакалории тепла.

Размер платы за отопление составит:

60,20 / 3600 х 42 х 1422,20 = 998 рублей 86 копеек.

Способ 3. По показаниям квартирных приборов учета, если ими оборудованы все жилые помещения. Тогда жители платят за расход тепла в своей квартире и за свою «долю» в общедомовом расходе. Его вычисляют, вычитая из показаний общедомового прибора учета показания всех счетчиков, стоящих в квартирах. В домах, где горячую воду производят, подогревая за счет отопления холодную, этот расход тепла тоже учитывается в строке «общедомовые нужды».

Пример расчета (цифры абстрактные):

– тариф составляет 1422 рубля 20 копеек за 1 Гигакалорию тепла;

– площадь жилого помещения потребителя составляет 42 квадратных метра;

– площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3600 квадратных метров;

– по общедомовому прибору учета дом потребил 60,20 Гигакалории тепла;

– в жилом помещении, согласно показаниям квартирного прибора учета тепловой энергии, за месяц потреблено 0,580 Гигакалории тепла;

– суммарное потребление тепловой энергии на нужды отопления жилыми и нежилыми помещениями в доме составило 50 Гигакалорий;

– потребление тепловой энергии индивидуальным тепловым пунктом на получение горячей воды составило 5,20 Гигакалории.

Объем общедомовых нужд для данного многоквартирного дома составит: 60,20 – 50 – 5,20 = 5 Гигакалорий.

Размер платы за отопление составит:

(0,580 + 5 х 42/3600) х 1422,20 = 907 рублей 36 копеек.

Начисление платы за коммунальные услуги в коммунальной квартире

Никаких принципиальных отличий в начислении платы для жителей коммунальной квартиры не существует. Как и в других случаях, плату за газ, водоотведение, горячую и холодную воду, электричество высчитывают, умножая тариф на объем потребленного квартирой ресурса. При этом объем коммунального ресурса, потребленного коммунальной квартирой, поровну делят между всеми жильцами коммуналки.

Объем коммунального ресурса, потребленный коммунальной квартирой, определяют уже знакомыми способами: по нормативу, по прибору учета, по среднемесячному потреблению или (для водоотведения) как сумму потребленной горячей и холодной воды.

Если в коммуналке стоит не только квартирный, но и индивидуальные (для каждой комнаты свой) счетчики электроэнергии, то жильцы комнат платят каждый за свой расход плюс свою долю за электричество, которое «нажгли» в местах общего пользования – кухне, коридоре, ванной и т.д.

Этот же способ оплаты можно применять, если счетчики стоят не во всех комнатах, но жители смогли между собой договориться, как им распределять общеквартирные расходы электричества.

По аналогичной схеме начисляют и плату за отопление: суммируют объем потребленного тепла, который приходится на каждую комнату, и долю каждого жителя в общеквартирных расходах отопления.

Начисление платы за коммунальные услуги при их производстве с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

Существуют дома, в которых отопление и горячая вода производятся непосредственно в самом здании либо в подключенной к нему мини-котельной. Греть воду может тепловой пункт (как правило, его называют бойлером). И котельная, и бойлер – это общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом платить за горячую воду или отопление приходится, умножая объем того ресурса, который использовался на производство горячей воды и отопления, на его тариф.

Способы определения объема ресурса для производства отопления или горячей воды:

1 По показаниям прибора учета.

2 По удельным расходам (то есть сколько нужно потратить ресурса для того, чтобы до нужной температуры подогреть горячую воду или выработать тепловую энергию для отопления) – если в котельной или бойлере отсутствует прибор учета ресурса, затрачиваемого на производство отопления и горячей воды.

Когда рассчитывают, сколько должен платить каждый житель за отопление, учитывают и сколько нужно тепла для обогрева его квартиры, и сколько – для обогрева всех общих и нежилых помещений (этот показатель делят на всех жителей пропорционально принадлежащим им квадратным метрам общей площади их квартир).

В плату за отопление и горячую воду, которые вырабатываются непосредственно в доме, не включают расходы на содержание и ремонт оборудования, которое для этого необходимо. Они учитываются в строчке «содержание и ремонт общего имущества».

Объем горячей воды, которая подогревается прямо в доме, считается исходя из объема двух коммунальных ресурсов: холодная вода (которая по трубам поступает в дом) и ресурс, который идет на ее подогрев до состояния горячей.

Поэтому, высчитывая плату за нее, сначала определяют, сколько житель квартиры потребил горячей воды, и умножают этот объем на тариф холодной (подчеркиваем!) воды.

Затем оценивают, сколько стоил ресурс, который пришлось потратить, чтобы подогреть холодную воду до состояния горячей (к примеру, электричество). Эту сумму делят на всех жителей пропорционально объему горячей воды, который они потребили.

А потом суммируют две получившиеся цифры – цену холодной воды и электричества, сожженного для ее подогрева.

Начисление платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды

Общедомовые нужды – один из самых больных вопросов в сфере ЖКХ. До недавнего времени строчки «ОДН» в квитанциях на оплату коммунальных услуг не существовало, поэтому с ее появлением многие жители почувствовали себя обманутыми: им казалось, что коммунальщики «берут деньги ни за что».

Между тем общедомовые нужды действительно существуют и тоже требуют оплаты.

ОДН – это коммунальные услуги, которые идут на поддержание жизнедеятельности дома в целом. Например, это электроэнергия, которая позволяет работать лифтам и гореть лампочкам в подъезде. Это вода, которую берут, чтобы вымыть лестницы или полить клумбы во дворе. Это отопление, которое греет батареи в подъезде, и т.д.

Схема начисления платы за ОДН точно такая же, как и для индивидуальных платежей – объем общедомовых нужд, приходящийся на конкретную квартиру в доме, умножают на тариф.

На вопрос «сколько воды (или электричества) потребил дом в этом месяце?» ответ находят двумя способами: высчитывают объем по нормативу или по показаниям коллективного прибора учета.

Рассмотрим оба варианта более подробно.

Расчет платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды по нормативу

Платежи по нормативу берут, если в доме нет общедомового прибора учета. Норматив при этом устанавливают в расчете на 1 квадратный метр мест общего пользования – лестничных площадок, чердаков, подвалов и т.д. Умножив норматив на количество квадратных метров в местах общего пользования, полученное число делят на собственников жилых и нежилых помещений пропорционально площади их квартир или офисов.

Пример расчета (цифры абстрактные):

Рассчитаем плату за холодную воду, которая идет на общедомовые нужды.

– тариф на холодное водоснабжение – 12 рублей 10 копеек за 1 куб. м;

– установленный норматив потребления холодной воды на ОДН – 0,041 куб. м на 1 кв. м площади помещений, входящих в состав общего имущества;

– площадь помещений, входящих в состав общего имущества, – 100 кв. м;

– площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме – 3600 кв. м;

– площадь квартиры собственника составляет 42 кв. м.

Объем коммунальной услуги, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, составит: 0,041 х 100 = 41 куб. м.

Размер платы за эту коммунальную услугу для собственника квартиры в 42 кв. м составит:

41/3600 х 42 х 12,10 = 5 рублей 79 копеек.

Расчет платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды по показаниям коллективного прибора учета

Если в доме установлен коллективный прибор учета, то объем потребленной воды (или электричества) узнают, вычитая из показаний коллективного счетчика индивидуальное потребление в квартирах и нежилых помещениях (офисы, спортзалы, магазины на 1-2 этаже), причем для квартир, где установлены счетчики, берутся показания прибора учета, а для квартир, где счетчиков нет, – норматив.

Как распределить полученный результат по всем собственникам? Для этого полученный результат делят на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в доме и умножают на общую площадь помещения, которым владеет собственник.

Пример расчета (цифры абстрактные):

Вновь рассчитаем плату за холодную воду, но уже по показаниям счетчиков.

– тариф на холодное водоснабжение – 12 рублей 10 копеек за 1 куб. м;

– потребление холодной воды в многоквартирном доме по общедомовому прибору учета – 160 куб. м;

– суммарное потребление холодной воды жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме – 112 куб. м;

– площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме – 3600 кв. м;

– площадь квартиры собственника – 42 кв. м.

Объем коммунальной услуги, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, составит: 160 – 112 = 48 куб. м.

Размер платы за данную коммунальную услугу для собственника квартиры в 42 кв. м составит: 48 х 42/3600 х 12,10 = 6 рублей 78 копеек.

Для жителей, в чьих домах холодная вода используется в том числе и для того, чтобы подогревать ее до состояния горячей (или для выработки отопления), расчет потребления холодной воды на общедомовые нужды происходит несколько по-иному.

В таких домах из показаний общедомового потребления воды вычитают не только показания потребления всех квартир и нежилых помещений, но и тот объем воды, что потребовался на «производство» из него горячей воды и отопления.

Требования к качеству коммунальных услуг

Полностью все требования можно найти в приложении № 1 к Правилам № 354. Для каждого вида коммунальной услуги они индивидуальны, поэтому остановимся лишь на основных моментах.

Холодная вода должна быть доступна жильцам дома всегда. Да, небольшие перерывы в ее подаче возможны (и то лишь в случае аварии) – но не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное же отключение холодной воды разрешено максимум на 4 часа. Кроме того, холодная вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01 по составу и давлению подачи.

Горячая вода тоже должна быть в кране круглосуточно. Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Разрешается и ее отсутствие из-за аварий, но тоже – не более 8 часов в месяц в целом и 4 часов единовременно. Правда, есть оговорка: если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв в подаче воды имеет право растянуться до 24 часов.

По требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, температура воды должна быть 60-75 градусов. Допустимое отклонение ночью (с 0.00 часов до 5.00 часов) – не более 5 градусов, днем – не более 3 градусов. Перед тем как определить температуру горячей воды, ее можно сливать в течение 10 минут (не более).

Горячая вода должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09 по составу и давлению подачи.

Водоотведение. Его допустимая продолжительность перерыва – не более 8 часов суммарно в месяц или 4 часа единовременно.

Электроснабжение. Оно также должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа (при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания) и 24 часа (при одном источнике питания). Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92 по напряжению и частоте тока.

Газоснабжение – бесперебойное и круглосуточное. Допустимый перерыв – не более 4 часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-87 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,003 МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.

Отопление – бесперебойное и круглосуточное в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца или не более 16 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 градусов). А вот отклонение давления в батареях от нормативов в принципе не допускается.

Если перерывы в предоставлении коммунальных услуг превышают те, что прописаны в законе, а сами услуги оказываются низкого качества, нужно составлять акт и требовать перерасчета стоимости, а с принятием в 2015 году изменений в жилищный кодекс исполнитель коммунальных услуг также будет обязан выплатить потребителю неустойку. Исполнитель может быть освобожден от уплаты неустойки, если орган государственного жилищного надзора признает, что нарушение вызвано отсутствием технической возможности предоставления коммунального ресурса или необходимо для предоставления качественного коммунального ресурса в последующее время.

Как зафиксировать факт предоставления услуги ненадлежащего качества?

Первое, что нужно сделать, если вы обнаружили, что в вашем доме внепланово отключили, к примеру, горячую воду или электричество и не включают, несмотря на то, что все законные сроки прошли, – позвонить, написать заявление в аварийно-диспетчерскую службу.

Обязательно сообщите свои фамилию, имя, отчество, точный адрес помещения, где отключена услуга, и вид услуги (например, «В доме 5 по улице Зеленой уже более двух суток нет горячей воды»). Потребуйте, чтобы сотрудник аварийно-диспетчерской службы, который принял ваш звонок или заявление, сообщил вам свои фамилию, имя и отчество, номер, за которым он зарегистрировал сообщение, и время регистрации.

Как правило, в аварийной службе уже знают об аварии (и, разумеется, о том, что в домах жителей нет горячей воды или света). Но бывают случаи, что сотрудники аварийно-диспетчерской службы понятия не имеют об отключении или ограничении услуги. Тогда они в течение двух часов (если вас устраивает это время) должны приехать к вам домой и зафиксировать факт: горячей воды нет (или она едва течет).

Если сотрудники аварийно-диспетчерской службы к вам так и не приехали (или вы просто не дозвонились им из-за постоянных гудков «занято»), вы можете сами составить акт о нарушении качества предоставляемых услуг, при этом отразив в нем, что дозвониться было невозможно. Обязательно подпишите его не менее чем двумя жильцами вашего дома и председателем совета многоквартирного дома (или председателем ТСЖ).

Во время проверки факт нарушения подтвердился? Непременно укажите в акте дату и время проведения проверки, все нарушения, которые вы обнаружили, и инструменты, которыми вы пользовались для их выявления. Кроме того, опишите свои выводы о дате и времени начала нарушения качества услуги.

Бывает, что нарушение не подтверждается, – тогда именно это и укажите в акте. Но чаще возникает спор: жильцы утверждают, что нарушение есть, коммунальщики – что его нет. Акт в любом случае должен быть составлен.

Акт составляют в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывают этими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй остается у исполнителя. Остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвовавшим в проверке.

Если кто-то из заинтересованных участников проверки уклоняется от подписания акта, этот документ могут подписать другие участники проверки и не менее чем двое незаинтересованных лиц.

Если же спор относительно того, было или нет нарушение, так и не привел к общему мнению, жители дома и исполнитель коммунальной услуги определяют, как они будут в дальнейшем проверять качество услуги.

Любой заинтересованный участник проверки имеет право инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Имея на руках акт, фиксирующий предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, потребитель вправе обратиться за перерасчетом платы за данную коммунальную услугу. При этом важно понимать, что перерасчет не может быть сделан ранее чем с даты составления акта.

Обязанности исполнителя коммунальных услуг по содержанию общего имущества (минимальный перечень).

1 Осмотр общего имущества. Его проводят собственники помещений и представители управляющих компаний или ТСЖ, которые могут выявить возможные несоответствия, угрожающие жизни и здоровью жителей.

2 Осмотры и поддержание готовности внутридомовых систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

3 Поддержание температуры и влажности в подъездах, на лестничных клетках и т.д. в соответствии с нормой.

4 Уборка подъездов и дворов.

5 Вывоз мусора. УК или ТСЖ обязаны обустроить специальное место, куда жители могли бы выбрасывать использованные ртутьсодержащие лампочки. Передавать их специальным организациям, которые имеют право утилизировать такого рода отходы, – тоже обязанность управляющих компаний.

6 Уход за деревьями, клумбами, кустарниками во дворе.

С 2015 года плата за содержание общего имущества включает в себя также плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы формируется на общем собрании собственников исходя из объемов коммунального ресурса, необходимого для надлежащего содержания общего имущества, или по нормативу.

Содержание земельного участка многоквартирного дома

Содержание земельного участка – одна из обязанностей управляющей компании. От того, как оборудована контейнерная площадка и как часто вывозится мусор, зависит санитарное состояние придомовой территории.

Прорабатывая договор, который вы подпишете с управляющей компанией, обратите внимание на пункты, связанные с вывозом мусора: УК обязана будет действовать именно по той схеме, что вы зафиксируете в договоре.

В договоре управления также должно быть оговорено, какая площадь земельного участка подлежит уборке, с какой периодичностью, в каких случаях требуется механизированная уборка, а в каких достаточно ручной.

Уборка снега может стать основной головной болью жителей, если зимой управляющая компания захочет сэкономить на дворнике. Как и в случае с вывозом мусора, в законе нет четких нормативов относительно того, как быстро и до какой степени двор должен быть очищен от снега. Поэтому, заключая договор, не забудьте четко прописать и этот пункт.

Зачастую уборка снега механизирована: во дворы заезжают легкие тракторы, которые быстро расчищают дороги и тротуары.

Если же на улице гололед, работники управляющей организации должны обрабатывать дорогу пескосоляной смесью.

Сосульки и наледь на крыше нередко становятся причиной конфликтов жильцов дома с управляющей организацией. Помните, что сбивание сосулек и наледи с крыши многоквартирного дома, а также контроль за состоянием оборудования, препятствующего их образованию, является прямой обязанностью управляющей организации, выбранной в доме. Это закреплено в минимальном перечне работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290. Отдельно следует отметить, что, хотя козырьки балконов и являются личной собственностью лиц, приобретших помещение в многоквартирном доме, сбивать наледь с данных объектов также обязана организация, осуществляющая управление многоквартирным домом. Управляющая организация в силу ст. 161 Жилищного кодекса обязана обеспечивать безопасность проживания в таком доме.

Начало срока для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

1 Наниматели помещения или квартиры по договору социального найма – с момента заключения договора.

2 Арендаторы помещения или квартиры (государственной или муниципальной) – с момента заключения договора аренды.

3 Члены жилищного кооператива – с момента предоставления помещения кооперативом.

4 Собственники жилого помещения – с момента возникновения права собственности.

5 Лица, принявшие от застройщика помещения по передаточному акту, – с момента передачи.

Если от собственника квартиры требуют погасить долги ее предыдущего владельца, это абсолютно незаконно!

Отдельная ситуация складывается по оплате взносов на капитальный ремонт. Новый собственник обязан оплатить долг предыдущего собственника. Минфин России пояснил, что наряду с правом собственности на жилое помещение к новому владельцу переходит и обязательство предыдущего собственника по уплате взносов на капремонт (письмо Минфина России от 17 апреля 2017 г. № 07-01-10/22771). Дело в том, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в доме с момента возникновения права собственности на квартиру. А вместе с правом собственности на помещение к новому владельцу переходит и обязанность погасить не исполненные предыдущим собственником обязательства по уплате взносов на капремонт (ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса).

Проведение текущего ремонта многоквартирного дома.

Следует помнить, что для проведения ремонтных работ, не указанных в решении общего собрания собственников в качестве необходимых для содержания общего имущества и не указанных в качестве таковых в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, необходимо проведение общего собрания собственников помещений и голосование по вопросу проведения таких работ. Например, это могут быть работы по косметическому ремонту подъездов (оштукатуривание, побелка, покраска). Кроме того, для проведения таких ремонтных работ собственники помещений многоквартирного дома также на общем собрании должны решить, откуда проводимые работы будут финансироваться (например, из средств, собираемых на текущий ремонт общего имущества; возможно утверждение дополнительного целевого сбора с собственников).

Очень часто собственники помещений в многоквартирных домах жалуются на то, что работы, выполненные управляющей компанией в отношении общего имущества, были выполнены по цене, существенно превышающей среднерыночную стоимость таких работ. Причем узнают они это, только когда приходит время подписывать акт выполненных работ. Бывают случаи, когда потребители пытаются оспаривать стоимость выполненных работ в суде, однако управляющая компания очень часто подтверждает, что потратила на указанные работы именно ту сумму, которая предъявлена собственникам. Для того, чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо в договоре управления четко прописывать порядок заказа работ по текущему ремонту общего имущества.

При появлении необходимости проведения работ по текущему ремонту совет дома или председатель совета дома обращается в управляющую компанию за составлением сметы на работы, а также за тем, чтобы определить, в какие сроки компания работы может выполнить. Смета может быть твердой и приблизительной.

Твердая смета в дальнейшем не может быть увеличена или уменьшена по требованию сторон (ч. 2 ст. 33 Закона «О защите прав потребителей»).

В отношении приблизительной сметы сторонам также следует договориться, на какой процент от стоимости возможны отклонения.

Смет может быть несколько (например, одна – это экономвариант, другая – это вариант выполнения работ с более качественными материалами).

Попросите управляющую компанию составить не 1, а 2-3 сметы: экономичную, среднюю, максимальную (с наиболее качественными и долговечными материалами) – таким образом на общем собрании собственников будет проще решить, какой вариант выбрать.

После этого совет дома или его председатель вправе инициировать общее собрание собственников помещений, где последним будет предложено проголосовать за выполнение работ, их сметную стоимость, сроки выполнения (в соответствии с предложениями управляющей организации).

Если собственники определятся по указанным позициям, тогда у компании появляется обязательство по выполнению указанных работ в утвержденные сроки. Соответственно, если данное обязательство нарушается, то собственники вправе предъявить требования в соответствии с главой 3 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В договоре управления нужно максимально подробно и четко прописывать весь порядок и условия, которые собственники обязаны утвердить при заказе работ. Тогда УК не сможет навязать им дополнительные (зачастую – ненужные, но дорогостоящие) работы.

Если же такое произошло, на стороне жителей будет Закон «О защите прав потребителей» (части 2, 3 статьи 16).

Если собственники не утвердили проведение работ на предложенных условиях, то они вправе либо обратиться в управляющую организацию за иными предложениями, либо самостоятельно совершить действия по ремонту общего имущества. Также возможно сменить управляющую организацию на другую, которая предлагает условия выполнения работ, устраивающие большинство собственников помещений в многоквартирном доме.

Основные нарушения в сфере ЖКХ

Потребитель заключает договор с управляющей компанией. По этому договору компания занимается обслуживанием дома, а жильцы оплачивают предоставление коммунальных услуг. Большая часть претензий возникает у потребителей к работе управляющей компании. Основные претензии:

1. Завышенные счета. Больше всего вопросов у жителей квартир к стоимости коммунальных услуг. Они считаются на основе показателей счетчика. Если в квартире счетчика нет, расчет стоимости проходит по нормативам потребления. Нормативы могут отличаться от реального потребления. Из этого получается, что жители переплачивают за ком. услуги.

2. Качество предоставления услуг. Претензии могут быть за несвоевременную подачу тепла, низкую температуру в помещении, подачи воды сомнительного качества, не надлежащее содержание придомовой территории, отсутствие ремонта и др.

3. Отказ в получении льгот. Некоторой категории населения государством предусмотрены льготы в сфере ЖКХ. Но на практике добиться их бывает не так просто.

Права потребителя за невыполнение или ненадлежащее выполнение услуги.

Не всегда управляющие компании (или ТСЖ) работают качественно. Они могут либо в принципе отказываться проводить ремонт (уборку, дератизацию, вывоз мусора и т.д.), либо делать это из рук вон плохо, либо – слишком редко. Во всех случаях, когда услуга предоставляется жителям несвоевременно и ненадлежащего качества, УК или ТСЖ должны снизить размер платы за содержание и ремонт.

Для каждой из жилищных услуг существует периодичность исполнения, которая указывается в договоре управления. Если в вашем доме реже положенного проводится уборка или косметический ремонт, это уже повод обратиться за перерасчетом.

Такая же ситуация может возникнуть и при непосредственном управлении домом. Здесь тоже действует аналогичная схема: ответственные за услугу лица снижают ее стоимость.

При перерасчете учитывается каждый календарный день просрочки. Для этого используется специальная формула:

– размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (в рублях);

– стоимость услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (в рублях);

– количество календарных дней в месяце;

– количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Единственный случай, при котором плата не снижается (даже если услугу вам оказали не вовремя), – если это было связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, если при этом сотрудникам УК или ТСЖ приходилось спасать имущество жителей от возможного ущерба или же если возникли обстоятельства непреодолимой силы (к примеру, наводнение, смерч и т.д.).

Как зафиксировать факт ненадлежащего качества услуг и работ.

Первое и самое важное действие – это составление акта оказания жилищных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную периодичность или продолжительность.

Составлять его можно в свободной форме, но, чтобы этот документ был максимально эффективным, лучше сначала ознакомиться с разделом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. В этом разделе подробно прописана процедура составления акта. Причем указанные нормы, регулирующие порядок составления акта, действуют как в отношении коммунальных, так и в отношении жилищных услуг.

Именно на указанный акт жители потом будут ссылаться, требуя перерасчета стоимости жилищных услуг.

Прежде чем составить акт, нужно позвонить или написать письмо в аварийно-диспетчерскую службу и сообщить, что дворник, к примеру, плохо убрал придомовую территорию. Ваше сообщение обязательно должно быть зафиксировано в аварийно-диспетчерской службе. Не забудьте при этом сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес дома, где вы обнаружили нарушение, и в чем, собственно, суть проблемы.

Обязательно потребуйте от сотрудника, который принял ваш телефонный звонок, чтобы тот продиктовал вам свою фамилию, имя и отчество, номер, за которым он зарегистрировал ваше сообщение, и время регистрации.

После этого сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен согласовать с вами, в какое время к вашему дому подойдут специалисты, чтобы вместе с вами зафиксировать факт нарушения. Уложиться они должны в 2 часа, но, если вам это время неудобно, вы можете попросить подойти позднее (а вот ответственные сотрудники не имеют права просить у вас отложить время своего визита).

Вы не смогли дозвониться в аварийную службу? Аварийщики обещали прийти и не пришли? В этом случае вы имеете полное право составить акт без них. Акт подписывается как минимум двумя незаинтересованными лицами и председателем совета многоквартирного дома. Что нужно указать в акте:

– дату и время проведения проверки;

– инструменты, с помощью которые вы выявили эти нарушения;

– описание нарушения и его последствий, которые воспринимаются через органы чувств (видимые подтеки, слышимое подтекание воды, запах сырости, плесени и т.п.).

Если же во время проверки всем стало очевидно, что нарушения нет и не было, это всё равно нужно зафиксировать в акте, чтобы дело было доведено до логического завершения.

Если в процессе проверки относительно существования нарушений возник спор, то любая из сторон вправе инициировать производство экспертизы.

Акт проверки составляют в стольких экземплярах, сколько существует заинтересованных лиц (то есть по числу участников проверки). Каждый из них (или их представитель) подписывает этот документ, один экземпляр остается у собственников помещений, еще один обязательно передается той компании, что выполнила некачественную услугу, остальные берут себе представители прочих компаний и организаций, участвовавших в проверке.

Если кто-то из участников проверки отказывается подписать акт, вместо него подписи ставят как минимум двое незаинтересованных лиц.

После того как акт составлен и подписан, жильцы дома могут направлять письменное обращение в ту организацию, которая и выполнила свою работу некачественно.

Право потребителей на информацию об исполнителе услуг, услугах и работах в сфере ЖКХ

На сегодняшний день все организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны раскрывать потребителям практически всю информацию о своей деятельности.

Это касается и управляющих организаций, и ТСЖ, и кооперативов. Информация раскрывается посредством размещения сведений на федеральном портале ГИС ЖКХ, а также по выбору:

– на сайте органа исполнительной власти субъекта РФ;

– на сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация, товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

– на сайте управляющей организации (только для управляющих компаний).

Раскрытию подлежит следующая информация:

– общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

– основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

– сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Данная информация также должна предоставляться потребителю по его письменному запросу.

За неисполнение обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение ответственность в соответствии с частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ), санкция которой предусматривает предупреждение или наложение штрафа на должностное лицо в размере от пяти до десяти тысяч рублей. До 2021 года действовал Стандарт раскрытия информации, согласно Постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами”.

Составление жалобы на управляющую компанию

При составлении жалобы не нужно придерживаться какой-то особой формы, но нужно соблюдать определенный порядок. В «шапке» заявления нужно указать адрес и название компании, которая предоставляет услуги. Также указать ФИО потребителя. В тексте жалобы нужно описать проблемы, опираясь на конкретные и достоверные факты. Далее нужно указать требования, которые выдвигает потребитель к управляющей компании. В конце заявления нужно обязательно поставить подпись и дату.

Жалобу составляют в двух экземплярах. Один экземпляр передается в управленческую компанию, а другой потребитель оставляет у себя.

Если управляющая компания проигнорировала жалобу или не удовлетворила требование потребителя, то он может обратиться в следующие инстанции:

2. Управления Государственной жилищной инспекции РФ.

3. Управление социальной защиты населения (при отказе в предоставлении субсидии/льгот).

Льготы по оплате ЖКУ для инвалидов.

Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»., граждане с ограниченными возможностями имеют право воспользоваться льготами по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения (техническое обслуживание дома).

Размер льготы составляет 50% от суммы счета за жилищно-коммунальные услуги, начисленной за расчетный период.

Оплату оставшейся половины суммы государство берет на себя. Так же государство берет на себя обязательство возмещать траты на приобретение и доставку топлива в установленных регионом нормативах для инвалидов, проживающих в домах без централизованного отопления.

Размер льготы закреплен на федеральном законодательном уровне. Это значит, что положенная скидка не может быть меньше 50%, но, учитывая тяжесть болезни, а также жилищные условия инвалида, может превышать этот порог.

На региональном уровне власти могут вводить дополнительные льготы и субсидии, финансируемые из местного бюджета, для этой категории граждан в плюс установленной государством, но урезать ее не имеют права.

На пользование льготами по жилищно-коммунальному хозяйству имеют право граждане, инвалидность которых подтверждена справкой установленного образца, выданной на основании медико-социальной экспертизы.

Согласно Закону о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, льгота распространяется на инвалидов всех трех групп инвалидности.

Кроме того, инвалидам 1 группы и инвалидам 2 группы по зрению предоставляется безвозмездное пользование радиоточкой, установленной в доме.

Также инвалидам 1 и 2 групп, положено бесплатная установка телефона. Льготы за абонентскую плату, устанавливаются регионами России.

Инвалиды 3 группы льготами на установку телефона и пользование радиоточкой не обладают, но, как и лица из 1 и 2 групп, в случае одинокого проживания имеют право на 50% скидку на оплату телеантенны.

Льготы/субсидия на оплату жилищно-коммунальные услуги может быть предоставлена:

– в виде указания об этом в платежном документе;

– компенсации через органы социальной защиты.

Оформление .

Для оформления льготы инвалиду или его законному представителю необходимо обратиться по месту жительства с заявлением в уполномоченные органы, ответственные за предоставление льгот и субсидий – УСЗН, через МФЦ.

Документы для оформления.
  • паспорт гражданина РФ (свидетельство о рождении для ребенка-инвалида);
  • справка, подтверждающая инвалидность (МСЭ);
  • справка о составе семьи, зарегистрированной по одному месту жительства;
  • справка, подтверждающая, что по указанному месту жительства оплата жилищно-коммунальных платежей производится без льготных скидок.

Оформить льготу можно только в том случае, если за инвалидом долгов по оплате коммунальных услуг не числится.

Если гражданин оплачивал услуги ЖКХ не своевременно, и задолженность за ним все-таки числится, оформление скидок возможно только после ее полного погашения.

Льгота начинает действовать с первого расчетного периода, начавшегося после ее оформления.

В случаях, когда место регистрации гражданина-инвалида не совпадает с местом фактического проживания, он может воспользоваться льготами по месту проживания, предоставив при подаче заявления еще и справку, подтверждающую, что оплата коммунальных услуг и услуг по техническому обслуживанию дома по месту регистрации ведется без учета льготных скидок.

Льготы за социальный наем жилья и на содержание и ремонт жилищного помещения даются лишь в случаях, когда квартира не приватизирована.

Иначе придется платить всю сумму, указанную на квитанции. Граждане, для которых эта сумма непосильна, прибегают к услуге обратной приватизации жилья.

В 2021 г. в Российской Федерации работает 50% льгота на капитальный ремонт для одиноко проживающих людей старше 70 лет, независимо от наличия или отсутствия у них статуса инвалида, и льгота в 100% размере – для одиноких людей старше 80 лет (т.е. они полностью освобождаются от уплаты взноса).

Льгота, для семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Социальная поддержка доступна не только одиноко проживающим людям с ограниченными возможностями, но и семьям их содержащим.

Льготы и скидки на услуги жилищно-коммунального хозяйства для семей предоставляются с учетом доли только иждивенца-инвалида.

Семьи, в которых проживает больше одного инвалида, имеют право оформить льготы на каждого их них.

Действия при отказе в предоставлении льготы.

Уполномоченный орган не имеет права отказать гражданину-инвалиду в получении льгот на оплату коммунальных услуг, если собранный им пакет документов соответствует требуемому.

Сотрудник организации, отказавший в льготе без указания законных причин, несет административную ответственность за свои действия.

В случаях, когда письменный отказ все-таки получен, гражданину следует обратиться с жалобой в жилищную инспекцию, прокуратуру или подать исковое заявление в судебные органы с требованием о предоставлении льготы и перерасчете уже оплаченного периода времени.

После рассмотрения дела судом и вынесения им положительного вердикта в пользу истца, управление, отказавшее ранее, обязуется оформить инвалиду льготы и начислить ему компенсацию в размере 50% от суммы оплаченных им услуг ЖКХ за то время, которое было потрачено на судебное разбирательство.

Читайте также:  Диаметры труб для гравитационного отопления
Оцените статью