Защита прав потребителей при оказании услуг водоснабжения
/ Информация для потребителей / Информация для потребителей /
Права потребителей при оказании услуг ЖКХ
Техническое обслуживание жилого дома включает работы по поддержанию исправного состояния и соответствующих режимов работы технических устройств и конструкций. Плата за жилье включает оплату содержания и текущего ремонта жилого фонда, в том числе плату за коммунальные услуги. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил. Температура воздуха в жилых помещениях должна составлять 18°С, а в угловых комнатах — 20°С., температура горячей воды 50°С – для открытых систем централизованного теплоснабжения, 60°С — для закрытых систем централизованного теплоснабжения. ( ЖК РФ, ГОСТ Р 51617 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические требования», Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»)
Если оказываются некачественные услуги, потребитель имеете право потребовать безвозмездного устранения недостатков, перерасчета стоимости оказываемой услуги. Причем исполнитель обязан выполнить требование об устранении недостатков в разумный срок, назначенный потребителем (ст. 30 Закона о защите прав потребителей). Для этого потребитель должен оформить свое требование в виде письменного заявления, подать это заявление в жилищно-эксплуатационные органы. Второй экземпляр такого заявления с распиской в получении и датой оставить у себя. Если обязанности жилищно-эксплуатационными органами не выполняются, необходимо подавать в суд иск о нарушении прав потребителя.
В ходе судебного заседании выяснится, что обязательств своих по поддержанию необходимой температуры в жилых помещениях и горячей воды они не выполняет (нужно будет представить акты о температуре в квартирах, составленные при участии технических работников организаций, обслуживающих дом.)
При поступлении обращений в Управление Роспотребнадзора по РА на оказание коммунальных услуг ненадлежащего качества будут проводится внеплановые мероприятия по контролю, за выявленные нарушения будут приниматься меры административного наказания в соответствии с административным кодексом.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 883 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Тел.: +7 (38822) 6-43-84
Эл. почта:
Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04
Что говорит закон о защите прав потребителя услуг в сфере ЖКХ? Как оформить жалобу и куда подавать этот документ?
Споры о защите прав потребителей распространены в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вопросы могут возникать разные: от отсутствия капитального ремонта до неправильного начисления счетов за услуги ЖКХ (в последнее время распространены двойные начисления).
Как не стать жертвой исполнителя коммунальных услуг и отстоять свои права в случае их нарушения — читайте далее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Какие вопросы регулируются законодательно?
Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 устанавливает права граждан (потребителей) на получение безопасных для жизни и окружающей среды услуг надлежащего качества. Также потребители имеют право получать информацию о них и об исполнителе.
4 статья Закона говорит о том, что исполнитель обязан оказывать услуги, уровень качества которых соответствует договору. Если в договоре нет конкретных условий, исполнитель работ обязан оказать услуги, соответствующие обычным требованиям к ним и пригодным для целей использования этих работ.
О том, какие обязанности есть у управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту жилья, узнайте здесь.
Кто получает услуги?
На сегодняшний день потребителями ЖК-услуг могут являться собственники жилых и непригодных для жилья помещений и арендаторы по договору найма. Каждый из этих людей имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества и, в случае их нарушения, может потребовать компенсацию за недобросовестное выполнение работ исполнителями.
Какие нарушения чаще всего встречаются?
Большая часть споров возникает между жильцами и управляющей компанией (УК). Именно с ней потребители заключают договор на оказание коммунальных услуг, а УК принимает платежи и обязуется обеспечивать обслуживание дома. Наиболее распространенными претензиями жильцов являются:
Необоснованное получение отказа на льготы – обжаловать его можно в судебном порядке, предоставив документы, которые будут подтверждать наличие льготы.
Некачественное оказание услуг – сюда входят жалобы на несвоевременную подачу тепла, непригодность для использования воды, некачественный ремонт или его отсутствие. За такие неудобства есть возможность привлечь УК к ответственности и получить финансовую компенсацию.
Завышенные счета – расчет стоимости происходит на основании показателей счетчиков или, если они не установлены, по нормативам потребления. Если в квитанции завышенная стоимость, первым делом необходимо связаться с УК для уточнения расчета и требования пересчета. В случае отказа со стороны УК, взыскать деньги можно через суд.
Как происходит защита от нарушений?
Закон «О защите прав потребителей» определяет механизмы, которые позволят эффективно охранять интересы граждан в сфере ЖКХ. Выделяют:
Внесудебный порядок защиты прав.
Защита прав в судебном порядке.
Написание жалобы
УК, видя правовую безграмотность при составлении жалобы, часто надеются на то, что граждане не будут до конца отстаивать свои права. Поэтому отказывают им в выполнении требований. Иногда для устранения претензий в добровольном порядке достаточно грамотно составить жалобу.
Жалоба составляется в двух экземплярах: первый передается в УК, предоставляющую обслуживание жилья, а второй подписывают у сотрудника данной компании и оставляют у себя. Определенного формата написания претензий нет. Однако определен порядок формирования таких обращений:
В правом верхнем углу пишутся реквизиты компании, ее адрес, а также имя руководителя.
В центре листа пишется «Претензия» или «Жалоба».
Ниже кратко описывают суть проблемы, указывая конкретные и достоверные факты.
Пример: «В соответствии с подписанным договором, исполнитель обязуется поставлять коммунальные услуги надлежащего качества, а потребитель своевременно оплачивать счета. Со своей стороны, я исполняю обязанности в полной мере, что подтверждается квитанциями об оплате.
Однако исполнитель поставляет коммунальную услугу по теплоснабжению ненадлежащего качества – они не соответствуют утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений». А именно, температура воздуха в помещении составляет 14 градусов, что на 4 градуса ниже нормы.
В следствии низкого температурного режима, возникла необходимость использования электроотопления, что повлекло перерасход электроэнергии и дополнительные затраты. Указанные факты подтверждаются:
Зарегистрированным актом обращения по поводу низкой температуры (акт №369 от 12.02.2017 принял старший техник Николаев А.Г.).
Акт замера температуры в квартире № 451 от 15.02017.»
Пример: «Основываясь на выше изложенных фактах, прошу:
Организовать поставку теплоснабжения в соответствии с нормами.
Произвести перерасчет стоимости услуги отопления за февраль 2017 года в размере 3587 руб. (расчет прилагаю).»
Сбор документальных доказательств
Если УК в своем ответе не удовлетворила требования заявителя или вовсе оставила жалобу без рассмотрения, пострадавшему потребителю с такой же жалобой следует обратиться в Роспотребнадзор. К заявлению необходимо приложить ответ коммунальной службы или (если его нет) второй экземпляр жалобы в УК. Также можно обратиться в Управление Государственной жилищной инспекции РФ. О том, как написать заявление в ЖКХ от жильцов с претензией к услугам, читайте тут.
В случае отсутствия решений проблемы, со всеми ответами из этих инстанций следует обращаться в высшие инстанции.
Обращение в инстанцию
Отсутствие решений проблемы дает право обратиться в такие инстанции, как:
прокуратура;
Управление по соц. защите населения;
органы самоуправления;
суд.
Для обращения необходимо грамотно составить заявление или иск, предоставить все документы, необходимые при рассмотрении жалобы. Заявление должно быть зарегистрировано в соответствующей инстанции.
Ответ и сроки его ожидания
Срок ожидания ответа от УК прописывается в договоре управления и жилищным законодательством. Если в договоре не прописан срок дачи ответов на поступающие от жильцов жалобы, стоит руководствоваться Постановлением №354, где сказано, что в течении 3 рабочих дней со дня обращения заявителя проблема должна быть устранена, либо дан письменный ответ об удовлетворении ил отказе в жалобе.
Полезное видео
Из видео узнаете о правах потребителей на качественное предоставление коммунальных услуг, куда обращаться с претензиями:
Заключение
Потребители коммунальных услуг имеют право на получение качественного обслуживания. В случае нарушений со стороны управленческой компании, жильцы имеют право жаловаться и получить надлежащее выполнение работ, за которые они платят. К тому же, они могут требовать перерасчетов и моральных компенсаций. Для удовлетворения своих требований, потребителям необходимо грамотно составить заявление и идти до конца в решении своего вопроса.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Защита прав потребителей в сфере ЖКХ
Защита прав потребителей в сфере ЖКХ
Оказание коммунальных услуг потребителям регулируется гражданским и жилищным законодательством. В случае, когда коммунальные услуги оказываются гражданину, использующему их в личных, бытовых целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на соответствующие отношения распространяются положения законодательства о защите прав потребителей, в части, не урегулированной специальными законами.
На отношения по предоставлению коммунальных услуг в полной мере распространяются общие положения ЗаконаРФот 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», касающиеся предоставления потребителям необходимой и достоверной информации об услугах, исполнителе услуг, возмещения морального вреда и т.д.
Так, в силу ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1-3 ст.10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Указанные общие требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя уточнены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее — Правила).
Данные Правила устанавливают необходимый перечень информации об оказываемых услугах, об исполнителе услуг, которая должна предоставляться потребителям при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей), требования к наличию информации в платежных документах.
Так, исполнитель обязан предоставить потребителям указанными выше способами следующую информацию:
сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом»Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательствомРоссийской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);
Таким образом, предоставление потребителю информации об исполнителе коммунальных услуг, состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг, об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты является обязанностью исполнителя коммунальных услуг.
Важно отметить, что значительная часть требований и жалоб потребителей касается не качества самой услуги как таковой, а качества передаваемых потребителю коммунальных ресурсов (горячей, холодной воды и др.).Так, Управлением отмечается увеличение количества обращений граждан, связанных с недостаточной температурой горячей воды.
При этом зачастую причиной ненадлежащего качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению, выражающегося в низкой температуре горячей воды является недостаточная температура теплоносителя, подаваемого ресурсоснабжающей организацией, и, соответственно, у управляющих организаций отсутствует реальная возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества.
К компетенции Управления, как органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей, по большей части отнесены вопросы относительно качества горячего водоснабжения (соблюдение обязательных требований к обеспечению эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, органолептические свойства и т.п., соблюдение прав потребителей на предоставление полной и достоверной информации). Вопросы, касающиеся соблюдения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, например, необеспечения исполнителями коммунальных услуг нормируемой температуры горячей воды в точках водоразбора потребителей, относятся к компетенции органов жилищного надзора.
При этом полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (жилищных инспекций) сами по себе не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Таким образом, Управлением, в части, касающейся компетенции, ведется работа по выявлению, пресечению нарушений законодательства в сфере ЖКХ, привлечению лиц, виновных в совершении таких нарушений, к административной ответственности, обращению в суд в защиту неопределенного круга потребителей, даче суду заключений по искам потребителей о защите их прав.
Основную массу нарушений, выявляемх Управлением в деятельности исполнителей коммунальных услуг, составляют нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связанные с качеством оказываемых услуг (ст.6.3., 6.4., 6.5 КоАП РФ), также имеют место нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей (ст.14.8 ч.1 и 2, ч.1 ст.14.4 КоАП РФ).