- 20 февраля 2020 года состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
- 20 февраля 2020 года прошел «круглый стол» на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
- Круговорот проблем водоснабжения
20 февраля 2020 года состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 20 февраля 2020 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, общественных организаций, экспертного сообщества.
В ходе данного мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, ход реализации федерального проекта «Чистая вода», а также иные вопросы, касающиеся исполнения муниципальными образованиями полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Все выступающие сошлись во мнении, что в целом текущее положение отрасли водно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) можно признать неудовлетворительным и требующим, помимо прочего, правового совершенствования и корректировки отдельных законодательных норм.
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО А.Н. в своем выступлении отметил ряд ключевых проблем, характерных для сферы ВКХ. К таковым, в частности, можно отнести – высокий уровень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения и низкие темпы ремонта и замены; низкую долю нормативно очищенной сточной воды; бюджетную недофинансированность и низкий инвестиционный потенциал отрасли; несогласованность схем водоснабжения, ценообразования, инвестиционных решений и требований, предъявляемых к водоканалам, по доступности и качеству водоснабжения и водоотведения; несогласованность и несовершенство существующей нормативно-правовой базы в отрасли ВКХ.
Кроме того было отмечено, что в конце 2019 года был принят закон, оказывающий непосредственное влияние на сферу ВКХ – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Хотя водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к числу естественных монополий, однако далеко не весь рынок данных услуг охватывается ЦСВ. В силу указанного закона создание унитарных предприятий в сфере ВКХ вне централизованных систем после 1 января 2025 года окажется невозможным, что может поставить под угрозу оказание коммунальных услуг в малонаселенных территориях, отдаленных и труднодоступных местностях.
В целях решения названных проблем представляется целесообразным сформировать эффективный механизм планирования и управления отраслью, включая систему учета и управления данными, а также создать условия для формирования инвестиционного ресурса в отрасли, в том числе за счет перехода на долгосрочную модель ценообразования, обеспечения равных условий функционирования для государственных и частных предприятий и расширения мер государственной поддержки отрасли.
Руководитель рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения, член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ А.П. подчеркнул, что низкий уровень очистки сточных вод обусловлен как недостаточной обеспеченностью населенных пунктов очистными сооружениями, так и устаревшими оборудованием и технологиями очистки. Актуальной является и проблема обращения с осадком сточных вод, образующимся в ходе водоподготовки и очистки сточных вод. Выступающий также обратил внимание на то обстоятельство, что ограниченность собственной финансовой базы муниципальных образований, к ведению которых отнесена организация водоснабжения и водоотведения, а также недостаточность кадровых и иных ресурсов на местном уровне не позволяет проводить грамотную и эффективную политику в сфере ВКХ, в том числе связанную с внедрением таких инновационных и сложных форм хозяйствования, как концессия.
При этом было предложено повысить качество и обеспеченность услугами водоснабжения и водоотведения за счет ускорения темпов модернизации и расширения инфраструктуры ВКХ.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЯСТРЕБОВ С.Н. заострил внимание на реализации федерального проекта «Чистая вода», обратив особое внимание на необходимость реконструкции и строительства очистных сооружений и канализации. Кроме того было отмечено низкое качество подготовки проектно-сметной документации, ответственными за подготовку которой являлись субъекты Российской Федерации.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения ДОВЛАТОВА Е.В. в своем выступлении отметила, что ввод новых капиталоемких объектов, построенных по федеральным проектам, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки по налогу на имущество. При этом необходимо предусмотреть стимулы для установления льготных режимов налогообложения, в частности через корректировку механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Также была озвучена проблема установления при оформлении концессии НДС на объекты водоснабжения, особенно расположенных в малых городах.
На заседании «круглого стола» также выступили:
АФАНАСЬЕВ Е.Е. – Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края («Реализация федерального проекта «Чистая вода». Совершенствование законодательной и нормативной базы и иные вопросы, касающиеся исполнения полномочий муниципальных образований в сфере водоснабжения и водоотведения»);
ТЕГЕНЦЕВ С.А. – директор департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени («Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»);
БУДНИЦКИЙ Д.М. – руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти
ООО УК «Росводоканал» («Основные правовые и экономические проблемы в деятельности организаций сферы водоснабжения и водоотведения»);
ШЕРШАКОВА Т.Е. – заместитель начальника Управления планирования и тарифообразования АО «Мосводоканал» («Законодательные проблемы в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации»);
ТУДВАЧЕВ А.В. – генеральный директор Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета («Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области водоснабжения за счет подземных вод»);
СТЕПАНОВ В.Г. – генеральный директор ООО «Водные технологии» («Решение проблемы обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой»).
20 февраля 2020 года прошел «круглый стол» на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 20 февраля 2020 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, общественных организаций, экспертного сообщества.
В ходе данного мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, ход реализации федерального проекта «Чистая вода», а также иные вопросы, касающиеся исполнения муниципальными образованиями полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Все выступающие сошлись во мнении, что в целом текущее положение отрасли водно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) можно признать неудовлетворительным и требующим, помимо прочего, правового совершенствования и корректировки отдельных законодательных норм.
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО А.Н. в своем выступлении отметил ряд ключевых проблем, характерных для сферы ВКХ. К таковым, в частности, можно отнести – высокий уровень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения и низкие темпы ремонта и замены; низкую долю нормативно очищенной сточной воды; бюджетную недофинансированность и низкий инвестиционный потенциал отрасли; несогласованность схем водоснабжения, ценообразования, инвестиционных решений и требований, предъявляемых к водоканалам, по доступности и качеству водоснабжения и водоотведения; несогласованность и несовершенство существующей нормативно-правовой базы в отрасли ВКХ.
Кроме того было отмечено, что в конце 2019 года был принят закон, оказывающий непосредственное влияние на сферу ВКХ – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Хотя водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к числу естественных монополий, однако далеко не весь рынок данных услуг охватывается ЦСВ. В силу указанного закона создание унитарных предприятий в сфере ВКХ вне централизованных систем после 1 января 2025 года окажется невозможным, что может поставить под угрозу оказание коммунальных услуг в малонаселенных территориях, отдаленных и труднодоступных местностях.
В целях решения названных проблем представляется целесообразным сформировать эффективный механизм планирования и управления отраслью, включая систему учета и управления данными, а также создать условия для формирования инвестиционного ресурса в отрасли, в том числе за счет перехода на долгосрочную модель ценообразования, обеспечения равных условий функционирования для государственных и частных предприятий и расширения мер государственной поддержки отрасли.
Руководитель рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения, член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ А.П. подчеркнул, что низкий уровень очистки сточных вод обусловлен как недостаточной обеспеченностью населенных пунктов очистными сооружениями, так и устаревшими оборудованием и технологиями очистки. Актуальной является и проблема обращения с осадком сточных вод, образующимся в ходе водоподготовки и очистки сточных вод. Выступающий также обратил внимание на то обстоятельство, что ограниченность собственной финансовой базы муниципальных образований, к ведению которых отнесена организация водоснабжения и водоотведения, а также недостаточность кадровых и иных ресурсов на местном уровне не позволяет проводить грамотную и эффективную политику в сфере ВКХ, в том числе связанную с внедрением таких инновационных и сложных форм хозяйствования, как концессия.
При этом было предложено повысить качество и обеспеченность услугами водоснабжения и водоотведения за счет ускорения темпов модернизации и расширения инфраструктуры ВКХ.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЯСТРЕБОВ С.Н. заострил внимание на реализации федерального проекта «Чистая вода», обратив особое внимание на необходимость реконструкции и строительства очистных сооружений и канализации. Кроме того было отмечено низкое качество подготовки проектно-сметной документации, ответственными за подготовку которой являлись субъекты Российской Федерации.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения ДОВЛАТОВА Е.В. в своем выступлении отметила, что ввод новых капиталоемких объектов, построенных по федеральным проектам, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки по налогу на имущество. При этом необходимо предусмотреть стимулы для установления льготных режимов налогообложения, в частности через корректировку механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Также была озвучена проблема установления при оформлении концессии НДС на объекты водоснабжения, особенно расположенных в малых городах.
На заседании «круглого стола» также выступили:
АФАНАСЬЕВ Е.Е. – Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края («Реализация федерального проекта «Чистая вода». Совершенствование законодательной и нормативной базы и иные вопросы, касающиеся исполнения полномочий муниципальных образований в сфере водоснабжения и водоотведения»);
ТЕГЕНЦЕВ С.А. – директор департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени («Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»);
БУДНИЦКИЙ Д.М. – руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти
ООО УК «Росводоканал» («Основные правовые и экономические проблемы в деятельности организаций сферы водоснабжения и водоотведения»);
ШЕРШАКОВА Т.Е. – заместитель начальника Управления планирования и тарифообразования АО «Мосводоканал» («Законодательные проблемы в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации»);
ТУДВАЧЕВ А.В. – генеральный директор Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета («Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области водоснабжения за счет подземных вод»);
СТЕПАНОВ В.Г. – генеральный директор ООО «Водные технологии» («Решение проблемы обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой»).
Рекомендации «круглого стола» будут представлены для ознакомления в данном разделе после их доработки и утверждения на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления с учетом состоявшейся дискуссии и высказанных предложений.
Круговорот проблем водоснабжения
Дискуссионный клуб
ПРОБЛЕМА: плохое качество воды в нашем районе и периодическое отсутствие напора в системе водоснабжения.
ПОСЛЕДСТВИЯ: «посторонние» вещества, содержащиеся в грязной воде, накапливаются в организме годами. Они могут вызывать различные заболевания: кишечные, пищеварительного тракта, кариес и другие.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Участвовать в различных краевых и федеральных программах, направленных на улучшение водоснабжения.
Проблему водоснабжения жителей района в нашей газете можно считать лидером по числу публикаций. Возвращаться к теме живительной влаги корреспондентов подталкивают жалобы сельчан, которые периодически поступают в редакцию.
Проблемы водоснабжения уже давно требуют особого внимания, поэтому темой очередного заседания «Дискуссионного клуба» снова станет вода. Его участникам придётся разобраться, «живая» она или «мёртвая».
Водоснабжение беспокоит и жителей муниципалитета, и представителей власти разных уровней, и тех, кто непосредственно связан с доставкой воды потребителям, поэтому на заседание дискуссионного клуба были приглашены глава администрации Кировского сельсовета Сергей ЖЕЛТОВ, глава администрации Смоленского сельсовета Сергей ЖИТНИКОВ, депутат Собрания депутатов Смоленского сельсовета Сергей КУЗНЕЦОВ и директор МОО «Местное хозяйство» Олег ПОПОВ.
«Мина» с осадком
Один из самых тревожных аспектов темы водоснабжения — это, безусловно, плохое качество воды. Многие жители района говорят, что из кранов течёт «техническая жидкость», которая не пригодна не то что для употребления в пищу, но и для бытовых нужд.
Несколько иную точку зрения высказал Сергей Житников. По его словам, качество воды не везде одинаковое, есть отдельные микрорайоны в Смоленском, Ленинском и Первомайском, где существует такая проблема, но есть улицы в этих сёлах, где живительная влага вполне пригодна к употреблению.
Несомненно, качество воды, подаваемой жителям района, разное. Но людей, страдающих от плохого качества воды, вряд ли успокоит мысль, что на другой улице она кристально чистая.
— Водопроводная система требует постоянной промывки, к сожалению, на предприятии для этого нет ни финансовых, ни производственных возможностей, — комментирует ситуацию Олег Попов. — У нас трудится пять водопроводчиков, процесс работы которых можно назвать авральным. Они постоянно задействованы на ликвидации порывов: порой у нас случается по нескольку аварий в день. Чтобы «залатать» дыры, им приходится проявлять чудеса технической смекалки. Весь этот груз проблем прямо или косвенно отражается на качестве воды.
Страшно подумать, что накопили в себе трубы за 70-летнюю историю существования водопровода в районе. Смогут ли обыкновенные промывки улучшить ситуацию? Но ведь не только грязные водопроводные сети влияют на качество воды. Порой вода уже из недр земли выходит не совсем чистая, со специфическим запахом и превышением содержания различных элементов таблицы Менделеева.
— Много факторов влияет на качество пресной воды. Сейчас она всё чаще из глубины сразу перекачивается в водопроводную систему. В связи с отсутствием резервуаров на скважинах нет возможности отстаивать воду. В большинстве случаев, для того чтобы посторонний запах улетучился, достаточно несколько часов, — рассказывает Сергей Желтов.
С посторонними запахами понятно, можно и в домашних условиях набрать воду и дать ей отстояться в какой-нибудь ёмкости. А как быть с элементами, которые могут навредить здоровью?
В обсуждение вступил Сергей Кузнецов:
— Жители микрорайона «Лесхоз» несколько лет страдают от некачественной воды. Там из кранов течёт непонятная жидкость с непонятными жирноватыми примесями и своеобразным запахом. Эта вода не пригодна ни для употребления в пищу, ни для бытовых нужд. Они не раз делали экспертизу, которая показывала превышение содержания посторонних веществ, в том числе и марганца.
Казалось бы, что может тревожить людей? Марганец — один из самых распространённых в природе элементов. Его можно найти в растениях, воде, земле, а также в организме животных и человека. Наличие марганца в воде является нормой. Но важно, чтобы его количество не выходило за определённые границы. Согласно действующим в России стандартам, присутствие элемента в питьевой воде не должно превышать показатель в 0,1 миллиграмма на литр. Аналогичный норматив действует и в отношении воды, предназначающейся для хозяйственных нужд. Если содержание элемента больше, то вариантов применения такой воды с пользой практически нет. Пить воду с марганцем нежелательно. Даже один стакан может принести вред, не говоря уже о систематическом приёме. Одна-две чашки чая с марганцем в день могут дать накопительный эффект и со временем обернутся отравлением или поражением внутренних органов. В быту использование такой воды также нежелательно. Ведь повышенное содержание марганца опасно практически для всей бытовой техники.
Решением проблемы могли бы стать ремонт старой или строительство новой скважины. Но, как показывают события последних месяцев, жителям микрорайона «Лесхоз» не только не повезло с водой, но и со строительством скважины тоже. Районная Администрация подготовила смету на строительство, чтобы осуществить его в рамках краевой программы «100 скважин». Но пока смета находилась на проверке в АИС (Алтайские инженерные системы), произошло изменение в градостроительном кодексе. Теперь, чтобы построить новую скважину, нужно подготовить проект, а не смету, как было ранее.
Одним словом, только-только у жителей улиц Лебедева, Энтузиастов, Лесхозной и Школьной появилась надежда на изменение ситуации в лучшую сторону, её сразу «погасили». Пока только людям обещают рассмотреть различные варианты реализации задуманного и найти подходящий.
Не лучше обстоят дела со скважиной в п. Кировский. Её успели построить, используя средства краевой программы «100 скважин», но подключить вот уже семь месяцев не могут.
— Потратив около 2,5 млн рублей на строительство скважины, в районном бюджете не могут найти 50 тысяч рублей, чтобы завершить начатое, — говорит Сергей Желтов.
Участвовать в программе можно ежегодно, поэтому нужно правильно оформить пакет документов, чтобы попасть в число счастливчиков.
А всем ли хватает воды?
Часто в редакцию звонят возмущённые жители района, которые сообщают, что страдают от постоянных перебоев с водоснабжением. Сложности возникают в основном в летнее время, когда разбор воды увеличивается.
— В то время, когда строились водопроводные сети, не подразумевалось, что будет такой большой разбор воды, — вступает в разговор Олег Попов. — Если раньше летом люди только поливали огород, то в настоящее время чуть ли не в каждом дворе бассейны, уличные души, декоративные фонтанчики и многое другое. Наши дома просто напичканы бытовой техникой, для работы которой требуется вода: душевые кабины, стиральные и посудомоечные машины и так далее. Наши сети физически устарели, поэтому пока перебоев с водоснабжением не избежать.
Сотрудники ЖКХ сравнивают водопровод в сёлах района с гусеницей, звенья которой наращивались уже после строительства основной магистрали. Изначально он в основном «питал» колонки, уже позже домовладельцы стали проводить воду в дома. По сути, труба оставалась прежней, обрастая из года в год новыми «ветками».
Ещё одной причиной плохого напора воды в системе можно считать развал совхозов в районе. Не удивляйтесь. Всё в этом мире связано. Во времена активной работы совхозов на всех летних доильных площадках разных отделений были водонапорные башни, которые тоже помогали основной водопроводной сети. Сейчас вместе с ликвидацией сельхозпредприятий канули в Лету летние площадки, а вместе с ними и башни.
Примета цивилизации в далёком прошлом
Ещё лет 20-30 назад водоразборные колонки были приметой цивилизации и бытовых удобств. Их устанавливали на улицах и дворах. Колхозы и совхозы обустраивали колонки хозспособом. И никому не приходило в голову считать, сколько воды утекало через такие краны. Времена изменились, и коммунальщики были вынуждены считать каждую копейку. Обратили внимание и на колонки: ненужные и пришедшие в негодность стали убирать.
— Специально водозаборные колонки мы не убираем, — комментирует ситуацию Олег Попов. – Там, где нет водопровода, они останутся. Но продолжаем убеждать население, чтобы проводили воду в дома. Сколько реально человек берёт воды, отследить невозможно. Плата за пользование колонкой символическая. Неучтённые и неоплаченные потери для предприятия оборачиваются убытками.
И по сёлам пошла волна негодования. Вроде бы всё время пользовались, а тут раз — и перекрыли кран.
Коммунальщики говорят, что чаще всего возмущения идут от людей, которые привыкли к «халяве». Установив в доме водопроводные счётчики, эти потребители носят воду из колонки в бани, поят скот, поливают огород и так далее. Как только «общественный кран» исчезает, жители начинают роптать.
— Действующая норма законодательства обязывает водоснабжающие организации сохранять и ставить колонки там, где отсутствует центральное водоснабжение, если в радиусе 100 метров от неё живут люди, которые пользуются колонкой, — ставит точку в разговоре о водозаборных колонках Олег Попов.
Цифры
• 164 км водопровода на обслуживании в Смоленском коммунальном хозяйстве.
• 50 колонок обслуживает МОО «Местное хозяйство».
• 7-8 тыс. рублей — стоимость одной водоразборной колонки.
• 50 000 рублей не хватает, чтобы подключить скважину в п. Кировский.
• Около 20 тыс. рублей понадобится потребителю, чтобы провести водопровод в дом.
Отстаивание воды
в резервуарах помогает улетучиться запахам грунтовых газов и осесть различным взвесям. Например, на центральном водозаборе после отстаивания вода становится чище. Доставляется потребителям уже пригодной к употреблению. Водонапорные башни «прошлого поколения» имели ёмкости для накопления воды. В настоящее время строятся скважины, вода из которых сразу накачивается в систему.
Терпение жителей
микрорайона «Лесхоз» лопнуло. После того как строительство скважины снова отложили на неопределённый срок, последняя надежда на чистую воду в кранах совсем угасла. Они начали готовить документы для подачи в суд. Правильно оформить документы жителям помог профессиональный юрист. Люди пошли даже на то, что собрали деньги для оплаты его услуг.
Заиливание скважин
отрицательно отражается не только на качестве воды, но на оборудовании скважин. В первую очередь от двойной нагрузки страдает насос. Срок эксплуатации оборудования в таких условиях сокращается. Покупка и установка новых насосов не такое уж дешёвое и лёгкое дело. Около 50 тысяч рублей стоит насос, который устанавливается в скважине.
Качество воды
напрямую зависит от глубины залегания водоносного слоя. Чем глубже он расположен, тем выше его качество. Например, в с. Степном глубина водоносного слоя 130 метров, а в п. Кировский всего 60 метров. В этих сёлах и качество воды разное. При небольшой глубине она не успевает профильтровываться, поэтому может иметь запах и различные взвеси в виде микрочастиц.
В Линёвском
глубина прокладки водопроводных труб чуть больше метра. Во время морозов они часто перемерзают. Постоянные перепады температур делают их хрупкими. Здесь так же, как и во всём районе, водопроводная сеть «дряхлая». На латании труб водоснабжение долго не продержится. Срочно требуется капитальный ремонт.
Жители
района «котёл» в с. Смоленском этим летом лидируют по количеству жалоб на плохой напор воды или её отсутствие. Когда была водонапорная башня на Смоленском отделении, жители этой части села не знали горя. Теперь они не получают водоснабжение в полной мере, вынуждены ловить моменты, чтобы набрать воды про запас.
Потребители
оплачивают не саму воду, а услугу, предоставляемую «Местным хозяйством». В районе много должников, которые годами не платят за водоснабжение. Если бы взыскать эти долги, они могли бы пойти на покупку оборудования и ремонт сетей, который так необходим. Те добросовестные потребители, которые установили счётчики, за воду ежемесячно платят не так много.
Сейчас для очистки воды
существуют различные фильтры. Некоторые из них даже убирают специфический запах. В Линёвском многие жители ежемесячно тратят деньги на покупку фильтров. Говорят, что без них воду нельзя употреблять. Некоторые даже после очистки фильтрами всё равно её кипятят, чтобы быть уверенными, что грязь удалена полностью.
В Ануйском
около десятка водозаборных колонок, это самая большая цифра по району, если не считать с. Смоленского. Из них течёт вода хорошего качества, поэтому многие жители района приезжают в село, чтобы набрать её. К сожалению, приезжие не всегда бывают аккуратны и бросают около колонок бутылки, мусор, тряпки. Самое неприятное для ануйцев, что гости порой здесь моют машины.
Мнения
Людмила САРАХАНОВА, глава Новотырышкинского сельсовета:
— В Новотырышкино протяжённость водопроводной сети 12 километров. У многих жителей стоят станции. В заречной части села водопровода нет, там одна часть людей поставила станции, а другая пользуется колонками. В пос. Южный, наоборот, у всех водопровод. Причиной тому стала большая глубина залегания подземных вод, поэтому станцию не установить и колонку не пробить. Ситуация с колонками даже в одном селе разная: есть места, где они жизненно необходимы, а в других обходятся без них.
Ольга ПОПОВА, жительница с. Смоленского:
— Вода, которую мы используем, нормального качества. Но бывают моменты, когда из крана течёт что-то ужасное. Считаю, что цена на чистую и грязную воду должна разниться. Я понимаю, что сложно отследить, когда она пригодна для употребления, а когда нет. Но у нас в селе есть улицы, где она постоянно плохого качества. Может быть, для таких людей снизить плату? По-моему, это было бы справедливо.
Вера ВЯТКИНА, жительница п. Набережный:
— Нет больше никаких сил терпеть это безобразие. Из крана порой течёт жидкая грязь. Бывают и проблески в нашей «водной» эпопее, но даже вроде чистая вода, набранная в банки, через некоторое время даёт осадок. Временами идёт нормальная, а потом раз – и ошмёток грязи. Когда мы приходим в магазин и покупаем некачественный товар, то можем потребовать деньги назад. А почему на воду не распространяется такое правило? Принёс банку с грязной водой, а тебе деньги вернули.
Александр ИВАНОВ, житель Точильного:
— Частые порывы водопровода напрягают, особенно в летний период. Понятно, за столько лет трубы уже износились, вот и рвутся. Когда после ремонта включат воду, идёт такая грязь, что ей даже поливать нельзя. Вечером её просто нет. Люди приходят с работы, поливают, стирают, занимаются делами, поэтому воды всем не хватает. Надо что-то делать, проблема-то из года в год становится всё больше. Чего дождёмся?
От автора:
В ходе разговора присутствующим удалось коснуться многих аспектов водоснабжения. Все участники дискуссионного клуба говорили о многослойности проблемы. О том, что в нашем районе колоссальная изношенность водопроводной системы. Имеющиеся водонапорные башни и сеть в целом давно нуждаются в промывке и очистке. В каждом селе и даже микрорайоне одного населённого пункта есть свои особенности вододобычи и доставки её потребителям. По окончании разговора создалось впечатление, что беседа только поверхностно коснулась проблемной темы и можно ещё «бурить» и «бурить».
Выход из создавшейся ситуации все участники дискуссионного клуба видят в подготовке документов для участия в краевых программах.
Те вопросы, которые были заданы в ходе дискуссии, мы обязательно переадресуем работникам районной Администрации. В частности, такие: «Разрешится ли проблема с водоснабжением в микрорайоне «Лесхоз»? и «Когда будет подключена скважина в п. Кировский?». Ответы будут опубликованы в ближайших номерах газеты.
Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.