- От чего зависит оплата за отопление и почему нижним этажам тепло обходится дороже?
- Изменение норматива: как он зависит от этажности?
- Что означает поэтажная оплата?
- Как влияет на расход теплоносителя разная высота расположения квартиры?
- Разница для низких и многоквартирных домов
- Минстрой переносит перерасчёт платы за тепло в домах
- Нужно подождать, чтобы не допустить резкого подорожания коммуналки, считают в Госдуме
- Не ломать счётчики и не переплачивать
- Как справедливее?
- В России пересчитают цены на отопление в зависимости от этажности
От чего зависит оплата за отопление и почему нижним этажам тепло обходится дороже?
Норматив потребления тепла, установленный в соответствии с Постановлением правительства № 1380, будет изменён. Возможно, полномочия по вводу новых правил расчета оплаты за отопление будет передано регионам, чтобы они сами делали выводы о целесообразности их введения.
Изменение норматива: как он зависит от этажности?
С 2020 года правительством будут введены новые правила для платы за отопление. По ним в тарифе за обогрев будет учитываться этажность дома, в котором расположена квартира (как изменится оплата за отопление с 2020-го?). Узнайте из текста, почему нижние этажи платят больше за тепло и другие нюансы.
Что означает поэтажная оплата?
Новые нормативы будут различны для разных помещений, в зависимости от их расположения, так как затраты энергии на их отопление зависят от некоторых факторов. Так, отопление 24-этажного дома в перерасчете на одну квартиру оказывается дешевле, чем, скажем, 3-этажного.
Поэтажный расчет оплаты означает зависимость тарифа за отопление от этажности дома, чем меньше этажей в МКД, тем дороже его отапливать. Также учитываются материал, из которого построены стены, возраст дома и климатическая зона, в которой находится жильё.
Как влияет на расход теплоносителя разная высота расположения квартиры?
Рассмотрим, почему оплата зависит от этажа и от чего отопление на первых (нижних) этажах дороже, чем на последнем и другие нюансы расхода:
- В нормативных документах оговорены параметры, которые должно обеспечивать центральное отопление. Для их достижения должна быть обеспечена определенная разность в давлении жидкости в трубах между верхними и нижними этажами. С каждым метром подъёма воды давление падает, поэтому величина напора воды, а значит и количество тепла зависит от этажа.
- Расход теплоносителя зависит также от разности температур на входе и выходе системы. Чем выше дом, тем больше эта разница, соответственно, и расход тоже возрастает.
Разница для низких и многоквартирных домов
Потребность в тепловой энергии в высотном здании меньше, чем в низкоэтажном. Теплый воздух поднимается вверх по системе отопления, постепенно прогревая все этажи и дольше задерживается в многоэтажном здании. Чем ниже строение, тем быстрее уходит тепло. В связи с этим и будут пересмотрены нормативы, в сторону увеличения для 1-этажных, 2-этажных, трехэтажных домов.
Принятие решения о дифференциации платежей по этажности и типу дома рассматривается Минстроем с учётом влияния на величину платежа для россиянина. Поскольку рост платежей ограничивается установленными индексами, он не будет существенным. Грамотное внедрение новых нормативов и правил позволит избежать потерь для отдельных жителей и коммунальных служб.
Минстрой переносит перерасчёт платы за тепло в домах
Нужно подождать, чтобы не допустить резкого подорожания коммуналки, считают в Госдуме
Сроки перехода на нормативы потребления тепла в зависимости от этажности домов и года их постройки перенесут на 1 января 2022 года. Минстрой уже подготовил проект такого постановления Правительства, сообщили в министерстве в ответ на запрос Комитета Госдумы по энергетике. Как это решение повлияет на жителей, в материале «Парламентской газеты».
Не ломать счётчики и не переплачивать
В 2014 году в России задумали внедрить систему единых нормативов потребления энергии — регионам предписали поэтапно установить одинаковые нормативы для домов со сходными параметрами и одновременно утвердить программы повышения энергоэффективности, предусматривающие в том числе установку в домах приборов учёта. Например, по отоплению норматив зависел бы от количества этажей в доме, климатической зоны и года постройки здания — до или после 1999 года. Ведь пока в регионах все дома рассчитывают одинаково. А от этих расчётов зависит, сколько платят за отопление жильцы домов, где нет приборов учёта — норматив делят между квартирами по количеству проживающих в них людей или квадратным метрам.
Введение нормы уже переносили несколько раз. В январе 2021 года она должна была всё-таки вступить в силу. Но принимать её всё ещё рано, посчитали в Госдуме. Ведь если сделать это, не выполнив сопутствующих программ, плата вырастет в первую очередь для жителей малоэтажных домов, построенных до 1999 года, пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких. «Всё зависит от субъекта, постановлений и расчётов, которые он принял. Но, так или иначе, есть регионы, где в случае реализации сегодня норматива на отопление в зависимости от этажности граждане могут получить серьёзно увеличенный счёт», — сказал он.
При этом для других домов нормативы могут, наоборот, сильно снизиться, и это тоже проблема: исчезнет стимул устанавливать счётчики тепла, добавил депутат. «Надо избежать ситуации, когда гражданам проще отказаться от общедомового прибора учёта, потому что с вводом нормативов величина будет ниже, чем сейчас. То есть систему надо сбалансировать, чтобы не получилось так, что в одних домах собственники захотят вывести счётчики из строя, а в других будут платить существенно больше», — отметил Гладких.
Борис Гладких. Фото: Юрий Паршинцев / ПГ
Депутат подготовил запрос от комитета в Минстрой с двумя предложениями: отложить ввод нормативов ещё раз и вообще передать главам регионов право решать, вводить ли вообще такие нормативы.
Замминистра Максим Егоров ответил, что в Минстрое разработали проект постановления кабмина о переносе срока перехода к единым нормативам потребления на 1 января 2022 года. В ответе также говорится, что Правительство поручит властям субъектов РФ и органам жилищного надзора разобраться, насколько эффективны усилия регионов, которые должны поэтапно переходить на новую систему и одновременно сводить к минимуму негативные социальные последствия.
При этом разрешать регионам самим определять сроки ввода единого норматива по отоплению в Минстрое сочли нецелесообразным. «То есть я частично удовлетворён ответом, — сказал Гладких. — Но всё-таки правильная реакция последовала: Минстрой, понимая, что пока регионы не готовы, решил ещё раз отложить ввод на год, чтобы навести порядок в регионах и сделать, чтобы платежи за отопление не изменились существенно в сторону увеличения».
Как справедливее?
Верным с социальной точки зрения считает решение о переносе сроков и зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. Он пояснил, что система распределения платежей устроена так, что жильцы новых домов, где нет счётчиков тепла, по сути, спонсируют тех, кто живёт в старых двух-пятиэтажных домах, построенных в 40-60-х годах. Дифференциация нормативов по типу конструкции дома приведёт к тому, что обитатели современных, более энергоэффективных домов станут платить меньше, а жильцы старых — больше чуть ли не в два раза.
«С точки зрения порядка, это справедливо — если ты живёшь в старом доме, потребляешь больше тепла, то должен больше платить. Но в старых домах живут в основном пенсионеры, у них небольшие доходы, и вообще жить в старых домах не очень комфортно. Поэтому, на мой взгляд, не стоит вводить новый порядок, пока не закончатся мероприятия по энергосбережению и мы не уменьшим потребление тепла в домах давней постройки», — считает он.
Кроме этого, более 60 процентов домов оснащены общедомовыми счётчиками тепла, добавил Качкаев.
Сейчас нужно сделать упор на установку приборов учёта там, где их нет, преимущественно в малоэтажных домах, построенных до 1999 года, считает Борис Гладких. Он отметил, что в расходах на коммуналку немалую долю составляет именно плата за теплоснабжение, и часто установка счётчиков позволяет снизить плату.
В России пересчитают цены на отопление в зависимости от этажности
Сообщений: 11 183
Со следующего года в России запланировано изменение норматива отопления в зависимости от этажности. Из-за этого у владельцев квартир, расположенных на нижних этажах, могут существенно вырасти платежи, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких.
Он отметил, что основная нагрузка ляжет на собственников квартир с 1-го по 4-й этаж. Депутат напомнил, что новый норматив, учитывающий этажность, должны были внедрить с 2016 года.
«Тогда мы подготовили обращение к председателю Правительства о том, чтобы отменить эти нормативы, передать этот вопрос в компетенцию субъектов или хотя бы перенести срок их введения», — рассказал он.
По словам Гладких, Минстрой настоял на переносе сроков на 2020 год.
Парламентарий считает, что исправить ситуацию могла бы передача полномочий по вводу нового норматива регионам. Тогда субъекты смогут сами решать, насколько целесообразно в их условиях вводить такой порядок расчёта оплаты отопления.
Сообщение отредактировал ЛЕВ 007 — Jun 20 2019, 09:30
Сообщений: 11 183
В конце 2018 года Конституционный суд России принял решение, которое освобождало собственников, которые установили в своих квартирах системы индивидуального отопления, от платежей за центральное отопление, исключая расчёты за отопление общей части многоквартирных домов. Частное, казалось бы, решение привело к необходимости серьёзно изменить порядок платежей в многоквартирных домах, где установлены общие (ОПУ) и индивидуальные приборы учёта (ИПУ) тепла. О том, какие новшества будут внесены в расчёты по теплоснабжению, рассказали эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты» 19 июня.
Рассчитываются одни, греются другие
В соответствии с поручением Конституционного суда Правительство РФ внесло изменения в порядок расчётов за потреблённое тепло, а в Государственной Думе готовят ко второму чтению поправки в статью 157 Жилищного кодекса РФ. «Поправки формально приводят законодательство в соответствие с требованиями Конституционного суда, — отметил Борис Гладких, член Комитета Госдумы по энергетике, — что легитимизирует постановления Правительства по изменению подзаконных актов (постановление Правительства №354 от 2011 года), регулирующих расчёты за тепло в многоквартирных домах».
В чём суть изменений? Потребление тепловой энергии разделено на индивидуальное и общедомовое. «Теперь в расчётах будут учитываться показания ИПУ, одновременно внесена ясность в порядок определения стоимости тепла, идущего на обогрев общих площадей — лестничных клеток, подъездов, чердаков и так далее, — сказал депутат. — Это позволит более адресно формировать расчёты».
В самом деле, потребитель, поставивший ИПУ или отключивший центральное отопление в квартире, продолжает получать тепло от общих частей дома. Теперь он может не платить за тепло внутри квартиры, но обязан оплачивать обогрев общего имущества собственников. Предусмотрены и соответствующие расчёты нулевого потребления тепла.
Не приведёт ли новый порядок к тому, что в конечном итоге расходы на теплоснабжение — а они составляют до 60 процентов всех коммунальных платежей — возрастут? Ни в коем случае, уверен Дмитрий Юрков, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам. По мнению депутата, новый порядок расчётов будет формировать справедливые и объективные платежи потребителей: сколько получил тепла согласно счётчику — за столько и заплатил. И тепло для общих мест также будет оплачено в равной пропорции, в отличие от прежнего порядка, когда собственники без индивидуального счётчика оплачивали обогрев лестничных клеток и прочего, а обладатели ИПУ отключали батареи и поддерживали плюсовую температуру в квартире за счёт соседей. В итоге для многих категорий собственников, считает Юрков, платёжки за тепло могут даже уменьшиться.
Каждого поставить на счётчик
У нового порядка есть одна проблема: он рассчитан на то, что все или большинство домов и квартир будут оснащены и ОПУ, и ИПУ. А до этого далеко: индивидуальными счётчиками предусмотрено оснащать только новые дома, остальной жилой фонд, кроме новостроек последних 10-15 лет, из этого процесса исключён по разным объективным обстоятельствам. Да и там, где установка ИПУ в старых домах возможна, не все и не всегда стремятся к этому. И не только по причине дополнительных трат.
«Нередки ситуации, когда и в новостройках собственники отключают либо ломают ИПУ, — подчеркнула Светлана Разворотнева, заместитель председателя общественного совета при Минстрое РФ. — Цель очевидна — получить дополнительную выгоду за счёт других, обустроив, например, тёплые полы».
Логика здесь нехитрая: плата за тёплые полы обезличена и будет распределяться равномерно между всеми собственниками квартир, пусть и с ИПУ, в качестве расчётов за обогрев общих частей. Следовательно, по мнению эксперта, необходимо принять законодательные или административные акты, обязывающие собственников иметь в обязательном порядке счётчики. Тогда расчёты за тепло будут полостью оптимизированы.
С таким выводом согласен и Дмитрий Гордеев, заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда», однако он предлагает стимулировать владельцев квартир, установив для не имеющих ИПУ повышенный полуторный коэффициент к существующим нормативам потребления тепла. Другой вариант, который предложил Борис Гладких, — ввести счётчики в состав обязательного общего имущества многоквартирного дома. Бесспорно, такой шаг требует точно выверенного юридического обоснования и непростых изменений в законодательстве, но он сделает процесс расчётов за тепло прозрачным и бесконфликтным, считает депутат. Иначе можно ожидать серьёзных эксцессов в недалёком будущем, когда будут изменены нормативы на отопление в зависимости от этажности.
При существующем положении вещей это приведёт к тому, что жители нижних четырех этажей станут платить гораздо больше, чем собственники от пятого этажа и выше. Учитывая, что в пятиэтажках живёт большей частью не самая состоятельная часть населения, вряд ли подобный шаг оздоровит социальную атмосферу. Ведь в Хабаровском крае, который представляет депутат в Госдуме, к примеру, платежи за тепло могут вырасти до 70 процентов при новых нормативах.
Подводя итоги обсуждения, Борис Гладких подчеркнул, что новый порядок расчётов — лишь первый шаг в решении массива юридических и экономических проблем вокруг оплаты теплоснабжения, главная из которых — максимально повысить энергоэффективность, сберегая невосполнимые природные ресурсы.