Зил 131 система отопления кабины

Зил 131 система отопления кабины

РЕГУЛИРОВКА ВЕНТИЛЯЦИИ И ОБОГРЕВА КАБИНЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 установлена цельнометаллическая кабина, которая оборудована вентиляционным устройством и обогревом. В зависимости от времени года можно регулировать интенсивность вентиляции и обогрева кабины.

В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крышками, открывающимися наружу. При пользовании люком крышка в открытом положении фиксируется зажимом, установленным на ручке люка.

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем стекол и надежная их фиксация в поднятом

положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками, которые имеют тормозной механизм, предохраняющий стекло от произвольного опускания. В процессе эксплуатации стеклоподъемники регулировки не требуют.

Для вентиляции кабины в летнее время опускают стекла дверей кабины, открывают верхние вентиляционные люки, а также используют поворотные форточки в окнах дверей. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через вентиляционные каналы, расположенные в брызговиках крыльев. В передней и задней части каналов имеются заслонки, которые устанавливают только на два положения: полностью открытое или полностью закрытое. Заслонками управляют вручную. Закрывать заслонки следует только при сильной запыленности воздуха, когда пыль через вентиляционные каналы проникает в кабину. Зимой при больших морозах заслонки левого канала закрывают, заслонки правого канала для питания свежим воздухом отопителя зимой следует держать открытыми. Для отопления кабины и обогрева ветрового стекла от замерзания применяют отопитель, схема которого показана на рис. 64.

В отопителе регулируют подачу теплого воздуха на обогрев кабины и ветрового стекла и подвод холодного воздуха в отопитель.

Воздухораспределительный канал 6 с теплым воздухом перекрывают заслонкой 1, которой управляют рукояткой 2.

При утопленном положении рукоятки заслонка закрыта, в этом случае весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла.

При выдвинутом положении рукоятки заслонка открыта, в этом случае теплый воздух выходит в кабину к ногам водителя.

Подвод воздуха в отопитель регулируют заслонкой 4, которая приводится в действие рукояткой 3. Заслонка имеет три фиксированных положения.

Первое положение — вертикальное — заслонка закрывает доступ свежего воздуха из правого вентиляционного канала. В этом случае воздух может поступать в отопитель только из кабины.

Второе положение — наклонное — заслонка открывает вход для свежего воздуха в отопитель и закрывает для него вход в кабину.

Третье положение — горизонтальное — заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины. При таком положении заслонки вентилятор отопителя можно включать в зимнее время только после прогрева двигателя трехпозиционным переключателем, расположенным в кабине. При среднем положении рычажка вентилятор выключен, крайние его положения соответствуют двум скоростям электродвигателя 5 вентилятора, которые изменяют интенсивность обогрева кабины.

Рис. 64. Схема отопителя кабины автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131

Зил 131 система отопления кабины

РЕГУЛИРОВКА ВЕНТИЛЯЦИИ И ОБОГРЕВА КАБИНЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 установлена цельнометаллическая кабина, которая оборудована вентиляционным устройством и обогревом. В зависимости от времени года можно регулировать интенсивность вентиляции и обогрева кабины.

В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крышками, открывающимися наружу. При пользовании люком крышка в открытом положении фиксируется зажимом, установленным на ручке люка.

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем стекол и надежная их фиксация в поднятом

положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками, которые имеют тормозной механизм, предохраняющий стекло от произвольного опускания. В процессе эксплуатации стеклоподъемники регулировки не требуют.

Для вентиляции кабины в летнее время опускают стекла дверей кабины, открывают верхние вентиляционные люки, а также используют поворотные форточки в окнах дверей. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через вентиляционные каналы, расположенные в брызговиках крыльев. В передней и задней части каналов имеются заслонки, которые устанавливают только на два положения: полностью открытое или полностью закрытое. Заслонками управляют вручную. Закрывать заслонки следует только при сильной запыленности воздуха, когда пыль через вентиляционные каналы проникает в кабину. Зимой при больших морозах заслонки левого канала закрывают, заслонки правого канала для питания свежим воздухом отопителя зимой следует держать открытыми. Для отопления кабины и обогрева ветрового стекла от замерзания применяют отопитель, схема которого показана на рис. 64.

Читайте также:  Прибор учета холодного водоснабжения это

В отопителе регулируют подачу теплого воздуха на обогрев кабины и ветрового стекла и подвод холодного воздуха в отопитель.

Воздухораспределительный канал 6 с теплым воздухом перекрывают заслонкой 1, которой управляют рукояткой 2.

При утопленном положении рукоятки заслонка закрыта, в этом случае весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла.

При выдвинутом положении рукоятки заслонка открыта, в этом случае теплый воздух выходит в кабину к ногам водителя.

Подвод воздуха в отопитель регулируют заслонкой 4, которая приводится в действие рукояткой 3. Заслонка имеет три фиксированных положения.

Первое положение — вертикальное — заслонка закрывает доступ свежего воздуха из правого вентиляционного канала. В этом случае воздух может поступать в отопитель только из кабины.

Второе положение — наклонное — заслонка открывает вход для свежего воздуха в отопитель и закрывает для него вход в кабину.

Третье положение — горизонтальное — заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины. При таком положении заслонки вентилятор отопителя можно включать в зимнее время только после прогрева двигателя трехпозиционным переключателем, расположенным в кабине. При среднем положении рычажка вентилятор выключен, крайние его положения соответствуют двум скоростям электродвигателя 5 вентилятора, которые изменяют интенсивность обогрева кабины.

Рис. 64. Схема отопителя кабины автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131

ЗИЛ 131

Содержание материала

1 — сливной кран 2 — отводящие шланги 3 — патрубок подачи воды от водяного насоса в рубашку левого ряда блока цилиндров 4 — отводящий патрубок 5 — нижний бачок 6 — охлаждающая трубка 7 — поперечина рамы 8—подушки подвески радиатора 9 — усилитель рамки радиатора 10 — болт крепления подвески радиатора 11 —рамка радиатора 12 — охлаждающие пластины трубок 13 — масляный радиатор 14 — ремень привода вентилятора, генератора и водяного насоса 15 — пластина жалюзи радиатора 16—вал водяного насоса 17 — корпус подшипников водяного насоса 18 — трехручьевой шкив 19 — вентилятор 20 — ремень привода компрессора 21 — подвижная пластина жалюзи 22 — рычаг привода жалюзи 23 — рамка жалюзи 24 — верхний бачок 25 — подводящий патрубок 26 — пробка 27 — трубка для перепуска пара 28 — датчик контрольной лампы 29—рубашка охлаждения компрессора 30 — кожух вентилятора 31 — шланг слива жидкости из головки компрессора 32 — подводящий шланг к радиатору 33 — перепускной шланг к водяному насосу 34 — корпус водяного насоса 35 — крыльчатка 36 — термостат с твердым наполнителем 37 — шланг слива жидкости из отопителя 38 — верхний патрубок рубашки охлаждения 39— нижний патрубок рубашки охлаждения 40 — конденсационный бачок 41 —сливной кран конденсационного бачка 42 — кран системы отопления кабины 43 — сливной шланг 44 — дозирующая вставка 45 — впускной газопровод 46 — пробка конденсационного бачка 47 — датчик температуры жидкости 48 — шланг подачи воды к отопителю 49 — рубашка охлаждения впускного газопровода 50 — головка блока цилиндров 51 — рубашка охлаждения блока 52 — канал дозирования поступления охлаждающей жидкости в рубашку головки блока 53 — рубашка охлаждения головки блока 54 — блок цилиндров двигателя 55 — сливной кран рубашки охлаждения левого ряда блока цилиндров

Система охлаждения — жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией. В нее входят: трубчато-ленточный радиатор, конденсационный бачок, отопитель кабины и пусковой подогреватель. Общая емкость системы — 51 л. Клапан бачка открывается при давлении 1 кГ/см2. В этом случае вода кипит при 119° С.

ЖИДКОСТНОЙ ОТОПИТЕЛЬ КАБИНЫ

1 — трубка слива жидкости из отопителя в систему охлаждения двигателя 2 — шланг подачи горячей жидкости от двигателя 3 — заслонка кожуха отопителя 4 — рукоятка управления заслонкой 5 — радиатор отопителя 6 — кожух отопителя 7 — патрубок вентилятора обдува ветрового стекла 8 — кожух вентилятора 9 — электродвигатель вентилятора 10 — дополнительное электрическое сопротивление 11 —фланец крепления электродвигателя 12 — вентиляционные окна 13—рабочее колесо вентилятора 14 — пружинная пластинка фиксации положения рукоятки

Эффективная работа отопителя возможна после прогрева системы охлаждения двигателя до 75° С. В целях обеспечения циркуляции жидкости и предохранения ее от замерзания кран отопителя (на двигателе) должен быть полностью открыт и закрываться только при сливе жидкости.

Читайте также:  Начал пищать насос отопления

Рукоятка 4 заслонки 3 имеет три фиксированных положения: первое — теплый воздух для подогрева поступает только из кабины; второе — свежий воздух поступает из атмосферы, когда доступ воздуха в кабину закрыт; третье — свежий воздух из атмосферы поступает в кабину. Вентилятор отопителя включают только после прогрева двигателя.

1 — подшипники шкива вентилятора 2—гайка затяжки подшипников 3 — одноручьевой шкив 4 — масленка смазки подшипников шкива 5 — вал водяного насоса 6 — ступица шкива водяного насоса 7 — двухручьевой шкив 8 — распорная втулка подшипников 9 — масленка смазки подшипников вала 10 — патрубок перепускного шланга 11 —пробка контрольного отверстия 12 — обойма крыльчатки водяного насоса 13 — графитизированная упорная шайба 14 — резиновый уплотнитель 15 — болт крепления крыльчатки насоса 16 — крыльчатка водяного насоса 17 — корпус водяного насоса 18 — патрубок подачи охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения правого ряда блока цилиндров 19 — патрубок подачи охлаждающей жидкости в рубашку охлаждения левого ряда блока цилиндров 20 — отверстия слива жидкости при неисправном уплотнении 21 — упорная шайба пружины 22 — распорная пружина уплотнения 23 — корпус подшипников насоса 24 — патрубок подачи жидкости в насос 25 — водосбрасыватель 26 — подшипники вала насоса 27 — конусная втулка шкива 28 — отверстие штуцера слива жидкости из компрессора 29 — отверстие штуцера слива жидкости из отопителя

ПРИБОРЫ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

1 — пружина впускного клапана 2 — пароотводное отверстие 3 — заливная горловина 4 — корпус пробки 5 — защитная шайба корпуса пробки 6 — тарелка выпускного клапана 7 — выпускной клапан 8 — впускной клапан 9 — чашка впускного клапана 10 — стержень выпускного клапана 11 —пружина выпускного клапана 12 — упорная шайба пружины 13 — стержень впускного клапана 14 — корпус термостата 15—упорный кронштейн 16—клапан-заслонка термостата 17 — коромысло заслонки 18 — шток заслонки 19 — возвратная пружина 20 — резиновая диафрагма 21 — твердое активное вещество церезин 22 — баллон термостата 23 — рант 24 — резиновый буфер 25 — направляющая втулка 26—подводящий шланг к радиатору 27 — верхний выпускной патрубок 28 — нижний выпускной патрубок 29 — перепускной шланг насоса

При нагреве охлаждающей жидкости до 70—80° С церезин 21 плавится, увеличивается в объеме, давит на диафрагму 20 и шток 18, который при помощи коромысла 17 открывает клапан-заслонку 16. При полном открытии заслонка поворачивается на 45° .

Читайте также:  Инфракрасные пленочные теплые полы преимущества

При холодном двигателе пружина 19 удерживает заслонку в закрытом положении и жидкость циркулирует по «малому кругу», прогревая двигатель.

СХЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

1 — нижняя часть масляного картера 2 — щиток — направляющий лоток 3 — газоотводящий патрубок 4 — газоход котла 5 — сливной кран котла 6 — котел пускового подогревателя 7 — жидкостная рубашка котла 8 — жаровая труба котла 9 — патрубок возврата жидкости 10—наливная трубка котла 11 —отводящая труба котла 12 — трубопровод возврата жидкости 13 — рубашка охлаждения блока 14 — рубашка охлаждения головки блока 15 — патрубок подачи жидкости в рубашку правого ряда блока 16 — перепускной шланг 17 — рубашка впускного трубопровода 18—пробка наливной воронки 19—наливная воронка 20 — шланг компрессора 21 — шланг слива жидкости из отопителя 22 — шланг слива жидкости из компрессора 23 — корпус водяного насоса 24 — термостат 25 — выпускной патрубок 26 — корпус подшипников насоса 21 — кран системы отопления кабины 28 — сливной кран бачка 29 — конденсационный бачок 30 — трубка перепускного пара 31 — верхний бачок радиатора 32 — подводящий патрубок радиатора 33 — патрубок подачи жидкости в рубашку левого ряда блока 34 — охлаждающие трубки радиатора 35 — тяга к сливному крану 36 — сливной кран блока цилиндров 37 — картер двигателя 38 — сливной патрубок 39 — отводящий патрубок 40 — нижний бачок радиатора 41 —сливной кран патрубка радиатора

1 — котел пускового подогревателя 2 — отводящая труба котла 3 — шланг подачи топлива к жиклеру 4 — масляный картер двигателя 5 — блок цилиндров двигателя 6 — рубашка правого ряда блока цилиндров 7 — включатель свечи накаливания 8 — провод от источника тока 9 — контрольная спираль 10—пульт пускового подогревателя 11 — переключатель пульта подогревателя 12—топливный фильтр клапана 13 — топливный жиклер 14 — обмотка электромагнита 15 — корпус электромагнита 16 — клемма электромагнита 17 — сердечник электромагнита 18 — электромагнитный клапан 19 — жиклер электромагнитного клапане 20 — штуцер трубки подачи топлива 21 — регулировочная игла 22 — корпус электромагнитного клапана 23 — спираль подогрева клапана 24 — штуцер шланга бачка 25 — топливный кран 26 — топливный бачок 27 — пробка топливного бачка 28 — электродвигатель вентилятора 29 — крыльчатка вентилятора 30 — пробка наливной воронки 31 — наливная воронка 32 — наливная трубка котла 33 — тяга управления краном 34 — корпус вентилятора 35 — шланг подвода воздуха 36 — проходной конденсатор 37 — патрубок отвода жидкости от левого ряда блока цилиндров 38 — сливной кран трубопровода 39 — трубопровод возврата жидкости из рубашки левого ряда блока 40 — рубашка левого ряда блока 41 — жаровая труба котла 42 — корпус установки свечи 43 — электрическая свеча накаливания 44 — трубка подачи топлива в камеру 45 — шланг подвода воздуха к котлу 46 — патрубок отвода жидкости от правого ряда блока цилиндров 47 — корпус камеры сгорания котла 48 — патрубок возврата жидкости 49 — газоотводящий патрубок 50 — направляющий лоток 51 — нижняя часть масляного картера 52 — сливной кран котла

Пусковой подогреватель — жидкостной. Работает на автомобильном бензине. Емкость бака — 2 л, расход топлива 2 кг ч, тепловая производительность 14 000 ккал.ч. Время прогрева двигателя до его пуска при минус 30° С 25 мин.

Оцените статью