Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера водоснабжение

Содержание
  1. Как согласовать значения долгосрочных параметров регулирования
  2. Правительство РФ приняло Постановление Правительства РФ от 08.10.2018 N 1206 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам разработки, утверждения и изменения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» в котором о пределен порядок согласования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения
  3. Концессии в водо-и теплоснабжении
  4. 1. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ?
  5. Концессия – инструмент модернизации коммунальной инфраструктуры
  6. Регион/Муниципалитет
  7. Инвестор/Оператор
  8. Сфера применения
  9. Преимущества концессии
  10. 2. КАК РАБОТАЕТ?
  11. Основные модели
  12. Источники окупаемости
  13. Как делить риски
  14. основные виды рисков
  15. Способы заключения концессии
  16. Как запустить проект: инструкция для частного инициатора
  17. 3. ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ:
  18. ЧЕМ ПОМОЖЕМ:
  19. 4. ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ

Как согласовать значения долгосрочных параметров регулирования

Концедент при подготовке концессионного соглашения сталкивается с большим количеством неизвестных, главные из которых — долгосрочные параметры регулирования. В нашей практике (особенно характерно для соглашений заключенных в 2015-2016 годах) встречались случаи откровенного несоответствия долгосрочных параметров регулирования параметрам концессионного соглашения в части инвестиционных обязательств концессионера.

Правительство РФ приняло Постановление Правительства РФ от 08.10.2018 N 1206 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам разработки, утверждения и изменения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» в котором о пределен порядок согласования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

Устанавливается, что орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, на основании заявления, подаваемого лицом, уполномоченным выступать от имени концедента по концессионному соглашению.

Заявление органа, выступающего от имени концедента, должно содержать следующую информацию:

— наименование органа, выступающего от имени концедента;

— сведения о составе передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в соответствии с проектом концессионного соглашения;

— наименование и реквизиты организации, которой в соответствии с договором (договорами) аренды переданы права владения и пользования имуществом, передаваемым концедентом концессионеру в соответствии с проектом концессионного соглашения;

— дата начала действия концессионного соглашения и срок его действия, содержащиеся в проекте концессионного соглашения;

— размер концессионной платы, содержащейся в проекте концессионного соглашения (если такая плата предусмотрена концессионным соглашением).

Орган регулирования в течение 10 дней со дня поступления заявления направляет заявителю ответ о согласовании или об отказе в согласовании с указанием согласованных цен, величин, значений и параметров.

В случае отказа в согласовании значений долгосрочных параметров регулирования и (или) метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, в ответе органа регулирования указываются необходимый метод регулирования тарифов и предельные значения долгосрочных параметров регулирования, а также сведения о сроке действия таких предельных значений.

В случае отказа в согласовании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов и (или) метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, орган, выступающий от имени концедента, направляет в орган регулирования заявление в свободной форме с приложением доработанного проекта концессионного соглашения.

Читайте также:  Отопление устэк личный кабинет

Срок действия предельных значений долгосрочных параметров регулирования, а также значений таких параметров, согласованных органом регулирования, должен составлять не менее 3 месяцев и не более 6 месяцев.

Концессии в водо-и теплоснабжении

1. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ?

Концессия – инструмент модернизации коммунальной инфраструктуры

Регион/Муниципалитет

  • Решение застарелых проблем, повышение качества услуг
  • Внебюджетные средства на инвестиционные мероприятия

  • Стабильный денежный поток в обеспечение кредита
  • Участие региона в муниципальном проекте

Инвестор/Оператор

  • Гарантии долгосрочного тарифа и НВВ
  • Компенсация инвестиций при досрочном расторжении

Сфера применения

  • Централизованные системы водоснабжения
  • Централизованные системы водоотведения
  • Объекты теплоснабжения

Преимущества концессии

  • Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера устанавливаются на срок действия концессионного соглашения
  • Принятие мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в случае негативных изменений законодательства
  • Тарифная «заморозка» — тарифное регулирование, действовавшее на дату заключения концессионного соглашения, применяется на протяжении всего срока действия концессии
  • Регион –третья сторона концессии, что обеспечивает дополнительные гарантии для концессионера (если регион регулирует тариф)

2. КАК РАБОТАЕТ?

Основные модели

Концессия – единственная альтернатива аренды для частных операторов государственных/муниципальных коммунальных систем.

НО для объектов старше 5 лет модель аренды не применима.

Источники окупаемости

  • Тариф: амортизация, прибыль, экономия
  • Финансирование за счет региона и муниципалитета – плата концедента (опционально)
  • Финансирование за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (посредством платы концедента)

Как делить риски

Распределение рисков между частной и публичной стороной – базовый принцип ГЧП

Риски распределяются в зависимости от возможностей по управлению той или иной стороной конкретным видом рисков

основные виды рисков

Виды рисков Стандартный подход к распределению рисков
Концедент и субъект РФ Концессионер
Технические
Тарифные
Финансовые
Политические
Правовые
Информационные

Способы заключения концессии

Частная инициатива — способ заключения концессионного соглашения, в рамках которого потенциальный концессионер может обратиться к концеденту с инициативой о реализации проекта

Конкурс – предполагает заключение концессионного соглашения по инициативе концедента посредством проведения конкурсных процедур

Трансформация аренды – способ заключения концессионного соглашения, когда концессионером без проведения конкурса становится арендатор, права которого на имущество возникли на основании договора аренды заключенного до 1 июля 2010 года

Как запустить проект:
инструкция для частного инициатора

Для подготовительного этапа коммунальной концессии характерны специфические задачи:
  • Решение судьбы текущего эксплуатанта
  • Проведение технического обследования системы
  • Актуализация схемы тепло/водоснабжения
  • Оценка наличия незарегистрированного имущества, которое планируется вовлечь в проект
  • Инвентаризация существующих обязательств по подключению
  • Запрос «тарифной» информации у уполномоченного орган
Как правило, включает в себя:
  • Юридические условия– особенности формирования условий концессии с учетом вида объекта, объема прав и обязанностей региона, распределения рисков между сторонами проекта
  • Технические условия–формирование задания концедента, мероприятий концессионера, плановых показателей деятельности концессионера
  • Финансово-тарифные условия — ключевые финансовые потоки проекта, предпосылки (оценка доходной и расходной частей, условия привлечения финансирования и иные допущения), тарифная модель, долгосрочные параметры регулирования
  • «Дорожная карта» проекта – в том числе с учетом специфики регионального регулирования в части согласования условий концессии с муниципалитетом и регионом

Предложение готовится по утвержденной форме и включает в себе информацию об инициаторе проекта и основных условиях проекта, включая проект соглашения. При подготовке предложения частная сторона может проводить консультации с публичной стороной.

Направление инициатором предложения о заключении концессионного соглашения

Оценку публичной стороной возможности заключения концессионного соглашения

Публикацию предложения о заключении в целях приема заявок от третьих лиц

Коммерческое закрытие проекта (предоставление обеспечения, принятие необходимых актов и подписание соглашения)

3. ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ:

Юридическая компания P&P Unity и партнеры компании:

Более 20 реализованных концессий в сфере ЖКХ, в том числе крупнейшие на рынке

Опыт защиты документации и условий проекта в антимонопольном органе

Аккредитация в финансирующих организациях в качестве консультантов по ГЧП-сделкам

Компания входит в перечень консультантов, рекомендованных федеральными рейтингами Право.ru – 300, ИД «Коммерсант в сфере инфраструктуры и ГЧП

ЧЕМ ПОМОЖЕМ:

Сопровождение запуска или стадии реализаци проекта. Консультирование по юридическим, техническим и финансовым аспектам.

Оценка инвестиционной привлекательности проекта и условий привлечения банковского финансирования. Поиск партнеров

Онлайн-оценка возможностей и ограничений концессионной модели применительно к Вашему проекту, рекомендации.

Сервис позволяет создать сложную концессионную документацию в режиме онлайн с минимальными затратами ресурсов

4. ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ

В муниципальных концессиях субъект РФ является обязательной (третьей) стороной КС в ситуации, когда полномочия по государственному регулированию тарифа не переданы соответствующему муниципалитету (остаются на уровне субъекта РФ). В таком случае без подписи высшего должностного лица субъекта РФ концессия является незаключенной.

Конструктор концессий учитывает такую особенность коммунальных концессий и позволяет сформировать концессионное соглашение как с участием субъекта РФ, так и без него.

Основные обязанности субъекта РФ, как третьей стороны концессии:

  • установление тарифов на основании долгосрочных параметров регулирования, закрепленных в концессионном соглашении;
  • утверждение инвестиционных программ концессионера, содержащих мероприятия по созданию и реконструкции объекта, предусмотренные концессионным соглашением;
  • возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера.

Закон позволяет возложить иные обязанности на субъект РФ, но только в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ.

К «тарифным» условиям относятся долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, объем валовой выручки. Они являются существенными условиями концессии и поэтому обязательны. Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласовываются с тарифным органом.

Формы запроса в тарифный орган можно найти здесь.

Документ, формируемый концедентом на основании:

  • утвержденных схем тепло -/водоснабжения и водоотведения,
  • данных прогноза потребления тепловой энергии, теплоносителя и (или) горячей воды, питьевой воды, технической воды, количества и состава сточных вод,

и содержащий величины необходимой тепловой мощности, необходимой мощности (нагрузки) водопроводных сетей, канализационных сетей и сооружений на них в определенных точках поставки, точках подключения (технологического присоединения), точках приема, точках подачи, точках отведения, сроки ввода мощностей в эксплуатацию и вывода их из эксплуатации.

Задание не является техническим заданием на проектирование и не должно содержать описание инвестиционных мероприятий. Подробнее о задании читайте здесь.

Да, обязательно. Техническое обследование и актуальная схема тепло-/водоснабжения – основа для формирования корректных условий концессий. Без технического обследования невозможно достоверно оценить все параметры проекта — объем инвестиционных мероприятий, значения плановых показателей деятельности концессионера и другие параметры. Отчет о техническом обследовании является обязательной частью конкурсной документации.

В инвестиционную программу концессионера должны быть включены основные мероприятия, перечисленные в концессионном соглашении. Основные мероприятия формируются на основании задания с учетом предельного размера инвестиционных расходов и значения плановых показателей деятельности концессионера. Закон не устанавливает требований к описанию таких мероприятий в концессии, поэтому зачастую вместо них используется проект инвестиционной программы. Подобный подход нельзя назвать оптимальным, поскольку он может усложнить реализацию проекта за счет чрезмерной детализации мероприятий.

Примерные концессионные соглашения не являются обязательными для использования при подготовке концессионного проекта. Данный тезис подтверждает Минэкономразвития России в рекомендациях по реализации проектов государственно-частного партнерства и концессий. Кроме того, примерные формы не только не соответствуют практике запуска концессий, но и частично противоречат действующему законодательству, поскольку не актуализируются.

Подробнее можно прочесть здесь.

Можно назвать следующие основные отличия конкурсных процедур для концессий в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения:

  • запрет на проведение предварительного отбора (предъявления квалификационных требований к опыту, деловой репутации и т.д.);
  • к конкурсной документации прикладывается дополнительный объем информации и документов, позволяющий оценить экономические и технические условия проекта, в том числе проект концессионного соглашения;
  • выбор победителя осуществляется посредством сравнения значений дисконтированной выручки участников конкурса – участник с наименьшим размером выручки является победителем, если разница меньше 2-х процентов, тогда побеждает участник с наибольшим количеством лучших значений плановых показателей деятельности концессионера;
  • запрещены переговоры по условиям проекта концессионного соглашения после определения победителя или лица, с которым заключается концессий.

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить при использовании ГЧП-структуратора. Формы запроса в тарифный орган для подготовки конкурсной документации можно найти здесь.

Законодательство позволяет включать в объект соглашения незарегистрированное имущество. Можно выделить следующие основные правила в отношении такого имущества:

  • таким имуществом могут быть только сети и насосные станции;
  • его балансовая стоимость не должна превышать 50% от общей балансовой стоимости объекта;
  • за 3 месяца до заключения концессии информация о таком имуществе должна быть опубликована на специальном портале.

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить при использовании ГЧП-структуратора.

К сожалению, приходится констатировать низкое качество концессионных проектов в сфере тепло-/водоснабжения и водоотведения по сравнению с другими сферами, где запускаются концессии. Ошибки и нарушения законодательства допускаются в большинстве подобных проектов. Это влечет существенные риски для участников проектов, в том числе претензии контролирующих органов и невозможность привлечения финансирования. Ситуация меняется в лучшую сторону, но пока не кардинально. Полагаем, что использование Конструктора концессий внесет вклад в повышение качества коммунальных концессий.

Подробнее об основных ошибках Вы можете прочитать в обзоре о качестве коммунальных концессий, а в этой статье ознакомиться с возможными подходами к повышению качества концессий.

Читайте также:  Нормы диаметра трубы водоснабжения
Оцените статью