Граница ответственности между УК и собственником?
Если вы до сих пор не знаете о том, где именно проходит граница ответственности управляющей компании и собственника жилья, то эта информация как раз для вас.
Граница ответственности между УК и собственником?
Если вы до сих пор не знаете о том, где именно проходит граница ответственности управляющей компании и собственника жилья, то эта информация как раз для вас. Уже достаточно времени прошло с тех пор, когда жильцы многоквартирных домов начали приватизировать свои квартиры, то есть, стали собственниками этих квартир, а содержание в надлежащемсостоянии общедомового имущества многоквартирного дома, в котором находится их собственность, доверили управляющим организациям.
Разберемся с понятием «общедомовое имущество».
Всем ясно, что за содержание и ремонт собственной квартиры ответственность несет собственник, а вот за содержание и ремонт этого самого «общедомового имущества» несет ответственность уже управляющая организация. При этом дополнительных денежных средств с собственника на проведение необходимых мероприятий по устранению оплошностей УК и ТСЖ уже не берет, потому как собственник и без того выплачивает денежные средства для расходов по этой статье ежемесячно по квитанции.
Состав общедомового имущества четко определен п.2, п.п 5-9 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г.В состав общего имущества входит внутридомовая инженерная система водоотведения, которая состоит из канализационных выпусков, фасонных частей (включая отводы, переходы, патрубки, ревизии, крестовины и тройники), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений и иного оборудования, которое располагается в данной системе,
включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первогоотключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.Кроме того, общее имущество также включает в себя систему электросбережения (до электросчетчика внутри квартиры) и внутридомовую систему отопления (стояки, регулирующая и запорная арматура, обогревающие элементы, коллективные приборы учета тепловой энергии и др).
Собственник при заключении договора должен внимательно ознакомиться с перечнем общедомового имущества, который устанавливается в целях урегулирования вопроса о границе ответственности.Подписывая договор управления, собственник принимает условия управляющей организации, ауправляющая организация обязана соблюдать установленные законом требования.
Несмотря на то, что в правилах подробно описано, что именно относится к общедомовому имуществу, конфликтные ситуации в отношении тех или иных вопросов возникают регулярно. Если обратиться к статистике, более половины споров о границе ответственностирождаются на почве отопительной системы– а именно, на ком лежит ответственность по замене и ремонту радиаторов,которые расположены внутри квартиры собственника.Часто люди не знают, кому принадлежит система отопления: хозяину квартиры или является частью общедомовой системы. В правилах Жилищного кодекса указано, что все элементы отопления внутри квартиры (и стояки, и радиаторы), относятся к общей собственности, потому и ремонтом их должна заниматься управляющая организация, если иное не указано в договоре.Такие ситуации в очередной раз подчеркивают необходимость обращения к перечню, утвержденному договором управления между конкретным собственником жилья и управляющей компанией.
Но, большинство граждан меняет батареи отопления в своих квартирах самостоятельно, никого не спрашивая и не уведомляя, и соответственно не получая на это каких-либо разрешений. Отчасти это происходит потому, что на этот счет среди граждан распространено заблуждение, что в своей квартире собственник вправе делать все, что ему заблагорассудиться. При этом играет свою роль и элементарное нежелание обслуживающих многоквартирные дома организаций проводить периодические осмотры жилых помещений в многоквартирных домах. Все вместе это и приводит к сложившейся в общем ситуации. Однако разрешение на замену батарей отопления получать все-таки надо.
В некоторых случаях, замена батарей отопления вообще может оказаться переустройством жилого помещения, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В противном случае, самовольно заменившие отопительные приборы граждане, несут риск ответственности за свои действия. Единственным виновным в затоплении соседей можете оказаться только вы, и последствия легкомысленного отношения к проблеме в виде самовольной замены батарей отопления может обойтись вам весьма дорого.
Если же собственник квартиры решил сам установить новые радиаторы – необходимо провести ряд согласовательных мероприятий. Мероприятия по установке нового прибора отопления в квартире начинаются с оформления разрешительной документации. Для начала следует написать заявление в свободной форме о желании заменить батарею в квартире. Затем управляющая организация составляет техническое условие (ТУ) – первичный документ, дающий разрешение на замену радиаторов отопления. Время получения ТУ может варьироваться от недели до месяца. В нем должны быть прописаны требования, предъявляемые к новой батарее отопления: тепловой режим работы системы, давление в трубах центрального отопления, способ подключения к трубопроводу.Запомните, приборы отопления можно менять только в летний период.
Таким образом, следует помнить, что в сферу ответственности обслуживающей организации входит все техническое и санитарное содержание, текущий ремонт общедомового имущества. Но состояние общедомового имущества, внешний вид двора и подъезда в доме во многом зависит и от нашего личного отношения, нашего старания и желания сделать пространство вокруг нас лучше, не только в своей квартире.
Ведущий специалист- муниципальный жилищный инспектор Е.И. Нейланд
Батареи в квартире. Кому они принадлежат? Первая часть эпопеи
Краткое содержание:
Уважаемые судари и сударыни планеты Девятьтрикола! И снова здравствуйте!
Сегодня я вам представляю очередной курс юридического ликбеза на тему: «Батареи (радиаторы, конвекторы) в квартире. Кому они принадлежат?».
И заодно поведаю свою историю о том, как я пыталась заставить УК поставить мне новые батареи и что из этого вышло.
Я заметила, что многие из вас находятся в заблуждении относительно того, что батареи не относятся к общедомовому имуществу. И с пеной у рта доказывают мне, что батареи в квартире – это частная собственность и бремя ремонта или замены ее лежит на собственнике.
Я докажу вам обратное
Во-первых, давайте посмотрим, что говорит об этом Жилищный кодекс РФ, который содержит положения о том, что стены, крыша и транзитные коммуникации (в том числе и батареи) являются общедомовым имуществом. А это значит, что материальная ответственность за их состояние ложится на плечи управляющей компании, обслуживающей дом.
Во-вторых, Минстрой РФ выпустил разъяснительное письмо №9506-АЧ/04 от 01.04.2016 года “По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов”.
Так, министерство ссылается на п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества (ПП РФ №491 от 13.08.2006), согласно которым к составу общего имущества собственников помещений в МКД относится “механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)”.
Также ведомство в своём письме ссылается на п. 6 Правил содержания общего имущества, в соответствии с которым в состав общего имущества входит “внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях”.
Верховный Суд РФ в своём заключении ссылается на пп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества, в котором также говорится о включении в состав общего имущества МКД механического, электрического, санитарно-технического и прочего оборудования в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений, которое обслуживает более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Аналогичная норма содержится и в п. 5 Правил содержания общего имущества. Она утверждает факт, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы вместе со стояками и ответвлениями от них до первого отключающего устройства, ОДПУ, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, механического, электрического, санитарно-технического и прочего оборудования, расположенного на этих сетях.
Все эти вместе взятые пункты Правил во взаимосвязи с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ дают основания полагать, что в состав общего имущества собственников помещений в МКД могут быть включены только те обогревающие элементы (радиаторы) отопительной системы, которые обслуживают более одной квартиры.
Радиаторы отопления, установленные в квартирах собственников помещений в МКД, имеющие отключающие устройства на ответвлениях от стояков внутридомовой отопительной системы, которые обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ), не входят в состав общего имущества в МКД.
А вот если батарея монолитно встроена в систему отопления дома, и нет запорного крана, чтобы отключить ее, она относится к общедомовому имуществу. Эта позиция официально подтверждена Верховным судом РФ (определение от 22 сентября 2009 г. № ГКПИ 09-725) и Минстроем (письмо от 1 апреля 2016 г. № 506-АЧ/04).
Я зацепилась за эту формулировку, так как конвекторы в моей квартире закреплены монолитно, на них отсутствует запорное устройство, и написала заявление в УК с описанием вышеперечисленных пунктов и просила заменить мне батареи за счет УК. В феврале этого года я даже обратилась к депутату Заксобрания Красноярского края Марине Ивановне Добровольской. На ее просьбу урегулировать вопрос с теплом в моей квартире после этого ко мне приходил инженер, измерял прибором стояки и как я ни просила измерить температуру конвекторов – ни в какую. Во второй визит он пришел с большим термометром. Измерил температуру во всех комнатах и показал мне, показывало 22,5 при уличной температуре минус 15. В акте написал 23, я своей рукой дописала 22,5. Мне не повезло (или повезло), что зима теплая была. И еще я заметила, что перед приходом инженера или слесаря по вызову, слесаря первым делом идут зачем то в подвал, а потом идут ко мне. Я подозреваю, что они там подкручивали температуру.
В ответ мне пришел ответ, что запорное устройство в моей квартире отсутствует, но им требуется решение общего собрания нашего ТСЖ.
Тогда я готовлю иск в суд. Отправила копию иска в УК. Но дело застопорилось из-за госпошлины. Дело в том, что я не смогла оплатить ее через Сбербанк-онлайн, хотя раньше платила без проблем. Меня спросят, почему я не воспользовалась льготой (инвалид 1 гр. освобождается от уплаты госпошлины). (Здесь, обращаю ваше внимание, на то, что мне был дан знак свыше, не прошла госпошлина, значит не надо подавать иск. Многие из вас покрутят пальцем у виска, но прочтите далее и вы поймете, что я поступила правильно прислушавшись в этому знаку.) Поясняю: иск подавался от лица собственника – супруга, а я действовала по доверенности. А сам он не захотел ехать в банк платить госпошлину, И вообще, говорит, это долго, давай сами поставим, тем более батареи куплены.
Хозяин – барин. Тогда я снова пишу в управляйку, но уже с другим предложением. Я отказываюсь от иска, покупаю батареи за свой счет, а вы мне их ставите бесплатно.
Через несколько дней я получаю их согласие и просьбу назначить дату установки. Казалось бы, вот он финал. Но на деле не все так просто. После беседы моего супруга с инженером, мой тонус заметно снизился. Оказывается, бесплатно они поставят только свои конвекторы, а МОИ батареи – только платно.
Я звоню юристу УК и обрисовываю ситуацию, мол директор дала добро на бесплатную установку, а инженер говорит обратное. Мне обещали перезвонить.
Дело оказалось в инженерной системе стояка. Конвектор – отрезал старый, приварил новый, вот и вся работа. А чтобы поставить батарею там надо делать два ответвления для входа и выхода воды. Это дополнительная работа. И бесплатно эту работу делать не хотят.
«Что будем делать с батареями, возвращать?» – на что последовал категорический ответ: «Нет, конвекторы ставить не будем, а то поставим, а они греть не будут и опять начнется канитель по новой. Лучше заплатим 12 000 за установку». Я согласилась с его доводами, вспомнив холодные зимы.
А теперь, посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Подали мы иск, выиграли бы 100%, поскольку судебная практика имеется. Суд обязал бы управляйку заменить конвекторы бесплатно. И поставили бы новые конвекторы, и не факт, что они будут новые и будут греть. И время бы угробили зазря, и нервы.
Отсюда напрашивается вывод: за комфорт нужно платить из своего кармана.
Надеюсь, что моя информация поможет кому-то выиграть битву с УК. У меня есть еще информация, но она слишком большая, и я не стала ее сюда вставлять. Но если кому то будет нужно, я с радостью поделюсь ею.
Консалтинг ЖКХ/ТСЖ/управление жилой недвижимостью
Опубликовано 10 Окт 2013 — 12:12 пользователем Ольга
Одним из самых болезненных вопросов при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО) для ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний является разграничение так называемой эксплуатационной ответственности и определение ее границ. Практика показывает, что для ТСЖ и ЖСК данный вопрос часто становится актуальным при возникновении аварий на сетях, не имеющих отношения к общему имуществу собственников в многоквартирном доме, когда в силу опрометчиво подписанного договора обязанность ремонта указанных сетей возлагается на ТСЖ и ЖСК.
Дополнительные метры инженерных коммуникаций возлагают на управляющую организацию (а значит, и на собственников помещений МКД) дополнительное финансовое бремя на их содержание и ремонт, которое подчас, например, ТСЖ не под силу, а также предполагают неизбежные расходы на покрытие потерь коммунального ресурса.
Нормативное регулирование
При рассмотрении указанного вопроса следует обратиться прежде всего к Гражданскому кодексу, регулирующему все договоры энергоснабжения. Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Общие положения Гражданского кодекса РФ относительно границ эксплуатационной ответственности получили развитие в таких нормативных актах, как:
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила электроэнергетики);
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее -Правила доступа);
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 ( в редакции от 29 июля 2013 г.) (далее -Правила водоснабжения);
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491;( в редакции 14 мая 2013 г.)
Циркулярное письмо Госстроя России от 14.10.1999 № ЛЧ-3555/12 «О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».(Текст письма официально опубликован не был)
Эксплуатационная ответственность и балансовая принадлежность
Основные понятия. В перечисленных актах понятие границ эксплуатационной ответственности неизменно стоит рядом с понятием границ балансовой принадлежности, при этом общего определения ни для того, ни для другого в законодательстве не закреплено. Между тем существует ряд определений в рамках регулирования различных договоров энергоснабжения. Так, в соответствии с п. 1 Правил водоснабжения:
граница балансовой принадлежности — линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
граница эксплуатационной ответственности — линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности. Относительно снабжения тепловой энергией подобного определения вовсе нет, но в п. 31 письма ФСТ России от 18.02.2005 № СН-570/14 указано, что отпущенная тепловая энергия — это тепловая энергия, отпущенная потребителю тепловой энергии (потребителям) на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности).
Наиболее полные определения рассматриваемых понятий касаются снабжения электрической энергией. Согласно п. 2 Правил доступа:
акт разграничения балансовой принадлежности электросетей — документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности;
акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон — документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;
граница балансовой принадлежности — линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Из анализа правовых актов следует, что граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
При заключении договоров ресурсоснабжения МКД граница балансовой принадлежности будет отделять инженерные сети, являющиеся общим имуществом собственников помещений (ст. 36 ЖК РФ), от иных инженерных сетей. В связи с этим важно понимать, что относится к общему имуществу.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в т. ч. из сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. 7 Правил содержания общего имущества).
В силу п. 8 рассматриваемых правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в т. ч. сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не предусмотрено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (п. 9 Правил содержания общего имущества).
Таким образом, границей балансовой принадлежности при заключении договоров ресурсоснабжения МКД всегда является внешняя граница стены такого дома, а граница эксплуатационной ответственности установлена не императивно — она может:
устанавливаться по соглашению сторон;
совпадать с местом соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом;
совпадать с границей балансовой принадлежности (для собственников МКД ею является внешняя стена дома).
Так, конкретизируя п. 8 Правил содержания общего имущества, можно обратиться к п. 14 Правил водоснабжения, в котором указано: при наличии согласования разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. Относительно тепловых сетей возможны варианты установки границы эксплуатационной ответственности на стене тепловой камеры на вводе абонента либо по первым отключающим устройствам (постановление ФАС СКО от 28.05.2009 № А53-9063/2008-С2-41). Все указанные варианты должны быть согласованы в акте разграничения эксплуатационной ответственности.
Судебные споры
Анализ законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что при недостижении согласия между управляющей организацией и РСО по вопросу определения границы эксплуатационной ответственности последняя определяется по границе балансовой принадлежности, которой является внешняя стена многоквартирного дома.
Проблемным является вопрос о необходимости подписания указанного акта. В силу ст. 543 ГК РФ к существенным условиям договора энергоснабжения, без которых договор ничтожен, относится условие об обеспечении содержания и безопасности эксплуатации сетей, приборов и оборудования. Согласовывая границы эксплуатационной ответственности, стороны предусматривают порядок содержания и эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Акт разграничения эксплуатационной ответственности является техническим документом, формой, позволяющей отразить такое согласование. Кроме того, все рассмотренные нормативные документы также предполагают подписание этого акта при заключении договора ресурсоснабжения.
Однако акт разграничения эксплуатационной ответственности имеет место при достижении согласия между РСО и абонентом по данному вопросу, а при недостижении такового границы ответственности определяются по границам балансовой принадлежности. Следовательно, акт разграничения эксплуатационной ответственности может присутствовать не всегда. О том же свидетельствует и анализ судебной практики по спорам об условиях договоров, возникающим при их заключении: суды порой даже исключают из текста договора приложения, в которых содержится данный акт.
Итак, можно сделать следующий вывод: при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница устанавливается по месту соединения коллективного (общедомового) прибора учета, а при его отсутствии — по границе общего имущества собственников помещений МКД.
В свою очередь, в состав указанного имущества могут входить только внутридомовые системы жизнеобеспечения, заканчивающиеся внешней границей стены дома и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Поэтому если управляющей организации предлагают взять бремя ответственности за инженерные сети, находящиеся за пределами МКД либо обслуживающие более одного многоквартирного дома (вне зависимости от места нахождения), то она смело может отказаться и настаивать на установлении границ эксплуатационной ответственности по внешней стене дома.
Так, например, Шестой арбитражный апелляционный суд отказал организации-застройщику в требовании о понуждении управляющей организации принять на содержание и техническое обслуживание наружные инженерные сети электроснабжения, ливневой канализации, канализации водопровода. В судебном заседании было установлено, что данные коммуникации предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в нескольких многоквартирных домах, а не в одном многоквартирном доме и, следовательно, не отвечают всем установленным законодательством критериям общего имущества многоквартирного дома (постановление от 17.07.2009 № 06АП-2631/2009). И наоборот, управляющей организации не удалось доказать неправомерность включения в состав муниципальной собственности тепловых трасс и транзитных трубопроводов горячей воды, проходящих по подвалам домов, бойлера горячей воды в подвале дома и других транзитных трубопроводов (и дальнейшей передачи их в аренду РСО). Несмотря на то что данные объекты находятся в подвале МКД, общим имуществом они не являются, так как обслуживают более одного многоквартирного дома, а также поскольку внешняя граница стены дома не может являться границей транзитных тепловых сетей (постановление ФАС УО от 18.05.2009 № Ф09-2962/09-С6).
Кроме того, как показывает практика, проблемы при заключении договора и разграничении эксплуатационной ответственности возникают, когда не известен балансодержатель участка инженерных сетей от стены МКД до сетей, состоящих на балансе РСО. Данные участки зачастую являются бесхозными, но необходимыми для снабжения дома ресурсами (а располагаются на придомовом земельном участке, входящем в состав общего имущества). Как правило, РСО стараются возложить бремя содержания таких участков сетей на управляющую организацию и собственников помещений МКД, мотивируя это тем, что обслуживание этих участков не учтено в тарифах. Между тем даже в этой ситуации нет правовых оснований для разграничения эксплуатационной ответственности по врезке в инженерные сети, состоящие на балансе РСО. Оговоримся еще раз, что это положение справедливо при отсутствии соглашения сторон, выраженного в акте, поскольку в силу п. 1 ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Согласно п. 4 названной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон. Суды при разрешении указанных споров отмечают, что РСО имеет право на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими расходы на оплату услуг по передаче ресурса по сетям, не переданным ей в эксплуатацию, с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов (постановления ФАС ВВО от 24.03.2009 № А29-5292/2008, от 23.09.2008 № А11-11702/2007-К1-6/37).